Кинопродюсер Скотт Фей как-то раз подметил: «В отличие от книг, в видеоиграх остаются пробелы в сюжете, которые представляют фильммейкерам отличную возможность конкретизировать историю и заполнить эти дыры».

С каждой новой экранизацией мы искренне надеемся, что режиссеры воспользуются этой возможностью но, к сожалению, за фильмами по видеоиграм так и тянется недобрая слава. В данный момент все держат кулаки за Дункана Джонса и его грядущий «Варкрафт» и за то, чтобы, если все-таки будет обещанная экранизация American Mcgee's Alice, то киношники смогут передать нужную атмосферу.

Некоторые из нижеперечисленных фильмов были довольно успешны в прокате, но, несмотря на это, повторили судьбу большинства коллег. Более того, до сих пор встречаются искушенные геймеры, которые понятия не имеют об их существовании.

Супербратья Марио (1993) — Super Mario Bros.

В 2007 году газета The Guardian задала Бобу Хоскинсу, исполнителю главной роли в фильме «Супербратья Марио», три вопроса: «Худшая работа, которую вам пришлось выполнять?», «Самое большое разочарование в вашей жизни?», и «Если бы можно было повернуть время вспять, что бы вы изменили?». На все три вопроса актер ответил: «Супербратья Марио».

Экранизации игр

Когда в 1993 году режиссеру Рокки Мортону прислали первоначальный сценарий картины, ему понравилась общая концепция, хотя сам сценарий и показался ему ужасным. Мортон рассказал о нем своему партнеру Аннабел Джанкел, и они придумали другую историю. Режиссер хотел снять семейное кино в темных тонах, что-то вроде «Бэтмена» Тима Бёртона. Идею оценили продюсеры и подрядили Боба Хоскинса («Кто подставил кролика Роджера?») и Джона Легуизамо («Путь Карлито») играть братьев-водопроводчиков.

Экранизации игр

К сожалению, всего за две недели до съемок Disney счел сценарий слишком мрачным и поставил режиссеров перед фактом, что новый сценарий должен написать их человек. В итоге, у них в руках оказалось нечто с кучей ошибок и глупыми гэгами, что они были вынуждены представить актером, согласившимся на совсем другой проект.

Вся съемочная команда была подавлена. В сценарии было полно несостыковок. Мортон вставал каждый день в пять утра, чтобы сделать раскадровку к сценам, ведь предыдущая стала неактуальна, а бюджет не позволял нанять для новой отдельного специалиста. Ко всему прочему, после съемок режиссеров не допустили до монтажа, и им пришлось обращаться в «Гильдию режиссеров Америки» за поддержкой.

Экранизации игр

То, что получилось в итоге этого бардака лучше всего описал известный американский критик Роджер Эберт: «Все бегают туда-сюда, и, перебивая друг друга, говорят о чем-то, на что зрителю абсолютно наплевать. Сплошная трата времени и денег».

Двойной дракон (1994) — Double Dragon

Следующий после экранизации братьев Марио, фильм, снятый по популярной beat‘em up-серии Double Dragons. История про то, как два брата Билли и Джимми мстят преступному боссу Кога Шуко за смерть их опекунши и мешают ему заполучить вторую половинку волшебного медальона, дающего безграничную власть. События происходят в пережившем землетрясение Лос-Анджелесе, превратившимся в Нью-Анджелес.

Экранизации игр

Продюсеры смогли заполучить в состав довольно известных актеров. Тут и знакомый каждому ребенку, Марк Дакаскос, и звезда сериала «Нас пятеро» Шон Вульф, Алисса Милано из «Кто здесь Босс?» в роли дочери местного шефа полиции. И жидкий терминатор T-1000 — Роберт Патрик в роли Кога Шуко.

Экранизации игр

«Двойной дракон» практически никак не пересекается с игрой. Создатель игровой серии Йошихиса Кишимото говорит, что способен смотреть фильм, только если забыть, что он сделан по его игре.

Кино не понравилось практически никому. Даг Уокер в своем обзоре в рамках шоу «Ностальгирующий Критик» отругал фильм за наивные диалоги и низкое качество производства и назвал персонажа Роберта Патрика: «Vanilla Ice 1000».

Экранизации игр

По словам Кишимото, главной проблемой было то, что фильммейкеры даже не пытались контактировать с разработчиками игры. «Думаю, если бы мы работали вместе, у нас был бы шанс выпустить достойный фильм» — считает Кишимото.

Фанаты же серии считают, что фильм «Двойной удар» («Double Impact») с Жан-Клодом Ван Даммом куда больше похож на экранизацию Double Dragons.

Экранизации игр

Уличный боец (1994) — Street Fighter 2

Следующий в очереди неудачных экранизаций — «Уличный боец». В очередной раз в производство картины влезло столько неудачных обстоятельств, твердолобости далеких от кино людей, и странно расставленных приоритетов, что у фильма просто не было шанса.

Экранизации игр

В отличие от «Смертельной битвы», вышедшей годом позже, продюсеры «Уличного бойца» отказались от сюжета построенного вокруг концепции турнира и отдали предпочтение более каноничному боевиковому сценарию. Главной звездой фильма стал, находящийся на олимпе славы Жан-Клод Ван Дамм в роли полковника Гайла. Кстати, именно из-за этой роли Ван Дамм потерял возможность предстать перед нами в образе Джонни Кейджа в той же «Смертельной битве». Немаловажным фактором в выборе актера сыграла сумма гонорара в 8 миллионов долларов при общем бюджете «Уличного бойца» в 35. Стало очевидно, что наличие еще одной звезды в фильме невозможно и для остальных персонажей пришлось нанимать малоизвестных актеров.

Экранизации игр

Причем, несмотря на просьбу режиссера ограничиться семью персонажами, Capcom настояла аж на восемнадцати. Вдобавок контракт Capcom с компаний игрушек Hasbro требовал выпустить фильм именно 23 декабря 1994, перед католическим Рождеством.

Времени было в обрез, а актерский состав только подкидывал еще больше дров в огонь. Сначала выяснилось, что актер Рауль Хулия, играющий генерала Байсона, болен раком и находится в жутком состоянии. Пришлось отказаться от всех крупных планов с актером и перестраивать график под него. Не облегчал дело и Ван Дамм, демонстрируя свои проблемы с наркотиками и часто задерживая съемки, не появляясь на площадке целые сутки.

Режиссер рассказывает, что каждый день он должен был убедиться, что Хулия принимает необходимые таблетки, а Ван Дамм, наоборот, держится от них подальше.

Экранизации игр

Когда уже неоткуда было ждать беды, произошло убийство в одной из американских школ, и в тот же миг «Уличный боец» получает рейтинг «R» («Лицам до 17 лет обязательно присутствие взрослого»), а не необходимый «PG-13» («Детям до 13 лет просмотр не желателен»). Пришлось убирать любой намек на жестокость, вплоть до вырезания кадров с разбитыми носами и губами.

К огромному разочарованию поклонников игры пострадали и эффекты. Фирменный удар «Хадукен» планировалось сделать ярким и запоминающимся, но на это просто не хватило времени.

Фильм собрал кассу в 100 миллионов, и все равно был уничтожен критиками. Однако Capcom фильм понравился. Они хотели американский боевик, они его получили.

Экранизации игр

Командир эскадрильи (1999) — Wing Commander

По общему признанию фанатов, в третьей и четвертой части космического симулятора Wing Commander уже было все нужное для переноса на большой экран. Классическое противостояние добра и зла, где добро — Земная конфедерация, а зло — кошкоподобная раса Килрати. Достойные персонажи, которых в роликах сыграли такие именитые актеры как Марк Хаммил из «Звездных войн» и Малкольм Магдауэлл из «Заводного апельсина». И, наконец, снимать фильм собирался человек, который все это время держал руку на пульсе серии, ее создатель и геймдизайнер Крис Робертс.

Экранизации игр

Робертс хотел устроить «Вторую Мировую в космосе» и надеялся впечатлить зрителей не хуже Джорджа Лукаса. Но, как всегда, все пошло не так, и фанаты серии начали терять надежду.

Сначала бюджет оказался меньше, чем планировалось. Затем, стало известно, что вместо Марка Хаммила кресло главного героя займет тогдашний кумир подростков Фредди Принц Младший. Устрашающие мохнатые кошки Килрати в фильме превратились в странных лысых существ, закованных в броню. У главного героя вообще появляется волшебный дар навигации кораблем по интуиции, в то время как в игре он обычный человек.

Экранизации игр

Фильм получился настолько плох, что вызывал разочарование даже у тех, кто никогда не прикасался к игре. Из 30 миллионов бюджета ленты продюсеры отбили лишь 11,5, а Крис Робертс завязал с режиссурой.

Пару лет назад он вернулся в игровую индустрию и сейчас готовится выпустить многообещающий масштабный космический симулятор Star Citizen.

Экранизации игр

Макс Пэйн (2008) — Max Payne

На самом деле идея превратить Max Payne в кино появилась у продюсеров еще в 1998 году, во время показа игры на E3, но, как ни странно, фильм вышел только спустя десять лет. Как и в ситуации с «Уличным бойцом» фильм собрал достаточно денег, но был разгромлен критиками. И, если с сюжетом в очередной раз сплошная беда, то фильм выделился отличной передачей атмосферы и достойным визуальным рядом.

Экранизации игр

Холодный нуар, ночной заснеженный Нью-Йорк, драматичная история мести — Max Payne так и просился на экраны кинотеатров. Режиссер Джон Мур хотел сделать картину стилистически находящуюся где-то между «Городом грехов» Френка Миллера и «Отступниками». Символично, что как раз работой Миллера и вдохновлялась компания Remedy Entertainment, создавая свою жутко кинематографичную игру.

Также Мур хотел как можно меньше использовать CGI и вместо этого по полной использовать визуальные и механические спецэффекты. В фильме есть сцена, где главный герой выпивает наркотик «Валькирия» чтобы спастись от переохлаждения, и его охватывают галлюцинации. Дабы как следует передать наркотическую атмосферу, режиссер устроил конкурс среди студий спецэффектов, в котором победила компания Spin. Они проделали впечатляющую работу, погрузив город в огонь и превратив падающий снег в пепел.

Экранизации игр

Другим брендовым эффектом стал один из ключевых элементов геймплея в игре — замедление времени. Примечательно, что Remedy Entertainment не просто первыми использовали эту фишку в игровой индустрии. Они опередили даже фильм «Матрица», начав разрабатывать игру еще в 1997 («Матрица» вышла в 1999). Для съемок эффекта режиссер использовал собственную технику Boom vision, снимая сцену на камеру с частотой кадров 1000 в секунду. К сожалению, в фильме так называемый bullet time используется лишь два раза.

Экранизации игр

Уже по традиции, заранее получив рейтинг «R» вместо «PG-13», в фильм пришлось вносить изменения. Было отснято по две версии двух самых масштабных экшен-сцен: с кровью и без.

Несмотря на отзывы, исполнитель главной роли Марк Уолберг остался доволен результатом. По его словам, они продвинули далеко вперед концепцию, созданную в игре. Особенно в восторге Марк остался от внешнего вида картины: «Фильм выглядит так, как будто бюджет был не 40, а 100 миллионов».

Экранизации игр

А вот компания 3D Realms (дистрибьютор и продюсер Remedy Entertainment) осталась недовольна фильмом и, пожалуй, разделила мнение поклонников игры. По их мнению, ключевая сцена игры, где Макс обнаруживает убитых жену и ребенка, в фильме была перенесена в середину и тем самым оставляет неверные впечатления о мотивах действий Макса Пэйна на протяжении всего фильма.

***

На саммите D.I.C.E. 2013 к главному спикеру Гейбу Ньюэллу присоединился режиссер Джей Джей Абрамс («Звездный путь», «Звездные войны: Пробуждение силы»). Результатом выступления стало заявление о том, что они готовы поработать вместе и попробовать перенести игры Valve на большой экран.

Экранизации игр

В недавнем интервью Абрамс подтвердил, что это были не пустые слова.

«В разработке находятся оба проекта. Сценаристы пишут сюжет и для Half-Life, и для Portal, но говорить о чем-то конкретном еще рано».

Продюсерская компания Абрамса Bad Robot Productions известна своим нестандартным подходом, ставящим в приоритет идею. Тем же известен Гейб и компания. Вполне возможно, фильмы по играм, наконец, ждет светлая полоса.