Ghost of Tsushima
Разработчик Sucker Punch Productions
Издатель Sony Interactive Entertainment
Официальный сайт suckerpunch.com
Дата выхода 17 июля 2020 года
Жанр Приключенческий боевик, стелс-экшен

17 июля выходит эксклюзив для PlayStation 4 — Ghost of Tsushima и он, скорее всего, будет последним для этой приставки. Это приключенческий экшен о японских самураях разработки студии Sucker Punch, авторов серии inFamous и одной из первых игр на заре нынешнего поколения консолей Sony — inFamous: Second Son. 

Я не фанат этих создателей и мне они всегда казались чем-то средним, хотя по бюджету и размаху их творения всегда были на уровне. А после Second Son я еще больше удивился, как им доверили делать чуть ли не открывающий выход PlayStation 4 эксклюзив.

Естественно, после анонса Ghost of Tsushima сомнения по игре были, но очень уж манил захватывающий мир средневековой Японии и звание финальной игры поколения. «Ну, наверное, ребята выросли и заслужили доверие Sony», — подумал я. После прохождения игры таких мыслей почти не осталось, но даже так, Ghost of Tsushima стоит вашего внимания. Как всегда, подробности в обзоре.

1274 год. Монгольская армия нападает на Японию. Захват начинают с острова Цусима, надеясь укрепиться тут и сделать плацдарм для последующих рейдов на другие части страны. Местные самураи организуют отпор монголам, но все погибают, кроме главного героя по имени Дзин Сакай. Получив еще один шанс, он решает одолеть незваных гостей любыми способами, даже нарушая самурайские традиции чести. Но один в поле не воин даже в Японии, поэтому цель Дзина собрать вокруг соратников, чтобы помешать монгольской армии во главе с генералом Хотун Ханом окончательно захватить родину.

История Ghost of Tsushima основана на реальных событиях, но для эффекта и чтобы не сильно распылять внимание геймеров на исторических нюансах, в нее внесли ряд упрощений, а главной сюжетной веткой сделали борьбу с захватчиками и моральные трансформации героя.

Все квесты или задания называются тут историями. Они делятся на основные и дополнительные, а главная ветка не провисает по кучности событий и напряжению.

Уделили время и сложным переживаниям героев, добавили предательства, интриги, накал страстей и прочие инструменты для создания затягивающей истории. Откровений и глубокого смысла тут искать не стоит, но для самурайского приключенческого экшена следить за ходом повествования оказалось занятно.

Большинство дополнительных квестов также сделаны на уровне и детально раскрывают судьбу сюжетных напарников главного героя, поддержкой которого он пытается заручиться для борьбы с монголами.

Есть тут и некие задания, связанные с японской мифологией. В них герой изучает суперудар, получает лучшее оружие, костюм, умение и так далее. Подобные истории никак не обозначаются, поэтому взятый сайдквест у старца возле дороги может лихо закрутиться в увлекательное приключение с минибоссом и уникальной наградой. Но хватает и банальных заданий, где NPC нужно помочь освободить семью, выгнать монголов, найти предметы и прочее.

Полноценных напарников, как в RPG у Дзино Сакая нет. В зависимости от миссии ему помогают разные персонажи со своей историей, отношением к жизни и побочными квестами, но ветвистых диалогов с проработкой не предусмотрено.

Ghost of Tsushima делает упор не только на боевке и сюжете, но и предлагает изучить огромный открытый мир, поделенный на три региона. Из-за этого большую часть времени герой передвигается на лошади. Выбрать ее предлагают в начале игры и сменить коня нельзя. Но при желании можно временно оседлать живность убитых врагов.

Погода, настроение и природа Японии в игре меняется в зависимости от местности, поэтому тут доступны осенний листопад, снег, летние цветущие поля, море, затянутое дымкой и, конечно же, цветение сакуры. Естественно, смена погоды и времени суток динамические.

Исследовать мир Ghost of Tsushima помогут природные компасы и отметки на местности. Увидели лису? Следуйте за ней и она приведет к храму, где, помолившись, получите слот для оружия. В них вставляются камни с бонусами. Летит птица? Вдалеке горит костер? Идите туда и встретите путника, который расскажет красивую легенду, поведает новости или даже выдаст нескучный квест. Конечно же, не обошлось без привычных знаков вопроса на карте — но в отличие от игр про ассасинов или того же «Ведьмака», подсказок тут нет, а геймеру предстоит выяснить детали самому.

Интересной особенностью стало использование ветра вместо карты. Никаких компасов в интерфейсе игры нет — все лаконично и работает на погружение. А чтобы узнать, куда двигаться в выбранном задании, достаточно провести пальцем вверх по сенсорной панели геймпада и ветер укажет направление.

Это свежая и удобная идея, вариации которой хотелось бы видеть и в других проектах с открытым миром. Ведь так не нужно часто обращаться к карте или смотреть на компас в каком-то из углов — просто скачешь вперед, наслаждаешься видами и следишь за ветром.

Создатели попытались сделать мир Ghost of Tsushima живым и ярким, но получилось у них так себе. Несмотря на обилие квестов, активностей, захваченных монголами лагерей, которые можно зачищать, храмов, где молятся, источников, где стоит искупаться и увеличить здоровье, расставленных на дорогах путников, отрядов противника, ремесленных деревенек, разрушенных поселений, где крестьяне оплакивают погибших и пытаются восстановить хозяйство, остров кажется пустым и безжизненным с точечными проявлениями активностей.

Как так получилось с подобным обилием возможностей — я не понимаю, но стойкое ощущение, что ты скачешь на лошади, а на километры вокруг ничего нет, не отпускает на протяжении всего прохождения.

Ghost of Tsushima не хардкорная игра по типу Sekiro, но тут просто не будет. Даже на среднем уровне одолеть пяток врагов за раз выйдет не с первого раза, а при наличии главаря и пары лучников задача становится еще труднее. 

Боевка заточена под блок и ответные выпады — выбираем одну из предложенных стоек для определенного типа противника (мечники, воины со щитом, воины с пикой и так далее), держим блок и атакуем в ответ.

При удачном парировании в последний момент монгольского супостата можно убить одним эффектным ударом. Как вариант — пережидаем под блоком серию выпадов и атакуем в ответ. Но для этого также придется пробить вражескую защиту, обозначенную знакомой по другим играм шкалой над противником. Враг умеет атаковать и суперударами, обозначенными красными или синими вспышками. От первых можно легко уклониться и тут же атаковать сбоку, а вторые позже разрешат блокировать, открыв специальное умение.

В Ghost of Tsushima есть несколько веток развития, куда стоит вкладывать полученные очки навыков. Они же пригодятся для открытия стоек, а также умений стелса.

По идее игру можно проходить не прячась или выбрать путь стелса. В первом случае из Дзина выйдет машина для убийства, способная дать отпор всем. Во втором — классический ниндзя, крадущийся в темноте, спрыгивающий на врагов с крыши, перерезающий глотки со спины и наводящий страх на всех и каждого. Со временем при его появлении монголы даже будут паниковать и бросать оружие, что поможет быстро расправиться с небольшим отрядом.

Но на деле придется использовать оба варианта и все зависит от типа миссии или сюжетного поворота. Хотя в большинстве случаев все же дают отыгрывать выбранную роль и предоставляют разные способны прохождения квеста, но это больше выбор геймера, ведь к финалу игры прокачать можно почти все доступные ветки и стойки.

На отыгрыш и направленность Дзина влияет экипировка и вставленные в оружие камни. В зависимости от выбранного костюма персонажа можно сделать более невидимым для врагов, увеличить здоровье, усилить броню и так далее. Для этого же созданы слоты в мече и кинжале, куда вставляются камни с нужными бонусами. Есть и специальная одежда для исследования мира, которая помогает видеть скрытые места, бонусы и прочие мелкие, но прикольные плюшки.

В не зависимости от выбранного пути герой умеет метать зажигательные бомбы, кинжалы, дымовые снаряды, бомбы-липучки, стрелять из луков (короткий и длинный), карабкаться по горам на крюк-кошке, сражаться на лошади.

Правда, большинство из этого оказывается необязательным и криво сделанным дополнением к основной боевке, а стрельба из лука или бросок любого из типов бомб сделан неудобно и раздражает.

Судите сами. Для стрельбы в Ghost of Tsushima нажимаем L2 и тогда персонаж переходит в особый режим, где может делать только это. В левом нижнем углу появляется меню, где в реальном времени нужно выбрать из чего мы будем стрелять или что метать и там же есть типы снарядов, бомб и стрел. Натянуть тетиву нужно зажав R2, а через пару секунд требуется нажать еще раз, чтобы выстрелить. После этого, нажимаем L2, чтобы выйти из режима стрельбы. В других играх, например, TLOU 2, это сделано намного проще — выбираем лук по умолчанию, нажимаем L2, натягиваем тетиву R2 и отпускаем в конце для максимально эффективного выстрела. Все просто и позволяет быстро вступить в ближний бой.

Как видите, этот элемент переусложнен и часто не помогает, а мешает при стычке с противниками. Поэтому эффектно использовать лук или бомбы при близком контакте не стоит, иначе через пару тройку секунд героя просто прирежут, пока вы будете выполнять все эти действия.

Применять дополнительное оружие лучше с дальнего расстояния или при стелсе, а также когда враги бегут толпой — так их можно оглушить, поджечь или даже сделать парочку килов, а потом ринуться в толпу и закончить начатое. Исключение из правил — метание ножей, дымовая завеса и еще пару умений, которые разрешают выставить на быстрое применение через кнопку R1.

Самой крутой частью боевой системы игры для меня стали сражения один на один с боссами. В их роли выступают персонажи истории и сайдквестов, матерые монгольские войны, самураи-предатели и так далее.

Такие битвы всегда проходят в красивых местах и с выполнением японских традиций, которые часто показывают в кино — статичные катсцены на фоне падающих листьев, открытие ножен и медленно доставание катаны и так далее. Да и сложность в дуэлях высока, хотя любителям Souls-игр покажется детским садом. Но вот по фактурности и атмосфере такие стычки способны дать фору почти всем.

Полноценного крафта предметов нет. Но есть лут и материалы, которые нужно собирать по миру, чтобы улучшать оружие и экипировку. Все это кастомизируется — доспехи меняют цвет (для этого потребуется краска из цветов), изменяется внешний вид меча, ножен, костюмов, головных уборов, масок, накидок, повязок и даже сбруи коня, а также его седло. Ничего особенного, но приятно настроить героя под себя без судорожных и обязательных поисков ресурсов — все в достаточном количестве собирается во время квестов и по ходу движения на карте.

Ghost of Tsushima — красивая игра с яркими пейзажами и фактурными картинками самурайских додзе, сакуры, буддийских храмов, рисовых полей и моря. Но с общей яркостью что-то не так — разработчики как будто выкрутили ее на максимум и еще добавили серо-зеленой палитры для атмосферности.

Возможно, так сделали специально, чтобы подчеркнуть якобы исторический реальный, но все равно волшебный мир феодальной Японии. Но смотрится такое странно и периодически режет глаза.

Общее качество графика отличное, хотя на первых роликах все было куда лучше, персонажи двигаются естественно, не угловаты, а сражения на мечах выглядят эффектно и достоверно, несмотря на всю кинематографичность и постановочные массовые битвы.

Предрелизная версия Ghost of Tsushima не глючила, не тормозила и не закрывалась. Лишь иногда консоль PlayStation 4 Slim гудела чуть сильные нормы.

Звук отличный, локализация добротная, голоса подобраны почти идеально, а для большего погружения дают  выбрать японскую озвучку с русскими субтитрами. Для фанатов творчества Акиро Куросавы есть даже черно-белый режим в стиле его фильмов. Музыка атмосферная и завораживающая, но отдельно от игры не работает и не просится в плеер.

Ghost of Tsushima — лучшее творение Sucker Punch Studios, но, как и в случае с Days Gone, я не понимаю, зачем было давать ей эксклюзивный статус и тем более делать последней игрой в нынешнем поколении консолей Sony. Как вариант, никто больше не хотел выпускать игру для уходящих в прошлое игровых приставок, или все понимали, что проект получился крепким середнячком и отлично подойдет для летнего затишья, ведь конкурировать с другими ААА-играми осенью он вряд ли бы смог.

Ghost of Tsushima часто и помногу заимствует у других популярных игр и делает это умело, но без изюминки. Действительно новых моментов, наподобие указывающего путь ветра, тут почти нет, а остальное есть в любой Assassin’s Creed, третьем «Ведьмаке», Tomb Rider, Horizon Zero Dawn, RDR2 и так далее. К тому же, там эти элементы работали намного лучше и казались естественными.

В то же время, Ghost of Tsushima совсем не хардкорна и вряд ли привлечет внимание фанатов Sekiro и прочих проектов. А вот заинтересовать казуального геймера она сможет вполне и, возможно, покажет неплохие продажи.

И все же Ghost of Tsushima — качественная игра с интересным сюжетом и запоминающимся антагонистом, яркими героями, эффектной, хоть и не всегда удобной, боевкой, красивой графикой, без глюков и мелких неприятностей.

Это огромный красивый мир, который хоть и кажется иногда пустым, но способен увлечь на пару десятков часов и по уши погрузит в Японию XIII века. Я бы не стал покупать ее на старте и без скидки, но если вам нравятся вышеперечисленные франшизы, а также Япония времен самураев, то Ghost of Tsushima вполне способна стать одной из любимых консольных игр.