Известная абсолютно каждому игроку, серия Grand Theft Auto от Rockstar Games зародилась еще в 1997 году, однако именно в 2001 вышла третья часть, перевернувшая представление индустрии об открытом игровом мире и подходу к песочницам. Чтобы как следует отпраздновать двадцатилетний юбилей GTA III 11 ноября Rockstar выпустила ремастер-сборник GTA: The Trilogy – The Definitive Edition, включающий помимо третьей части Vice City и San Andreas.

Кроме того, в трейлере к трилогии фанаты заметили любопытный номер мотоцикла «VICE CITY ICSLV», который тут же расшифровали, как «Vice City Is Coming Soon LV», и трактовали, как намек на анонс долгожданной GTA VI 16 декабря.

Так это или нет, мы узнаем лишь через месяц, а сейчас предлагаем вспомнить, какие еще тайтлы выходили в рамках линейки.

by patrickbrown

Grand Theft Auto (1997)

Когда в начале 90-х небольшая команда шотландских разработчиков DMA Design приступила к созданию будущей GTA, она понятия не имела, в какую сторону двигаться. В самой первой версии прототип назывался «Race'n'Chase» и представлял собой погони на автомобилях с видом сверху.

Осознав, что этого мало, разработчики пробовали разные варианты, в том числе населяя город зомби. В конечном итоге главную роль в судьбе всей серии сыграл простой баг. Из-за ошибки в коде полицейские машины превращались в настоящих агрессоров, идущих на таран. Получающийся хаос получился настолько увлекательным, что DMA решила выстроить всю концепцию тайтла вокруг него.

Несмотря на прогресс в разработке, издатель BMG Interactive не видел в игре чего-то особенного и настаивал на отмене проекта. В этот момент на сцену выходят те, кого и считают отцами-основателями серии — Сэм и Дэн Хаузеры. В то время братья работали в BMG и помогли уговорить руководство дать тайтлу шанс.

Многие элементы серии, которые присутствуют в современных частях GTA, уже можно было найти в дебютном тайтле. Игрок выступает начинающим преступником, который с каждой миссией укрепляет свой статус в криминальном мире, отделяет сообщников от врагов, и в какой-то момент становится боссом.

Уже в первой GTA были представлены три главных города всей серии, а именно Vice City, Liberty City и San Andreas. Набор радиостанций в качестве саундтрека, разные уровни полицейской активности, заметание следов посредством покраски транспорта — все это было и в первой части линейки.

После релиза мнения критиков разделились. Одни отмечали невероятную увлекательность геймплея, а другие — низкий уровень графики. Само собой, многие страны обратили внимание на уровень жестокости геймплея, и, например, Бразилия запретила продажу игры на своей территории. Тем не менее, GTA стала хитом, за год преодолев планку в миллион проданных копий.

Grand Theft Auto: London 1969 (1999)

В 1998 BMG была закрыта и приобретена американской компанией Take-Two Interactive, которой вместе с покупкой достались не только права на GTA, но и братья Хаузеры, основавшие в рамках Take-Two новую студию — Rockstar Games.

London 1969 был разработан канадским подразделением Rockstar и представлял собой скорей расширение, нежели самостоятельную игру. По словам разработчиков, самым сложным было адаптировать GTA к английскому левостороннему движению. Помимо этого, им пришлось вдоль и поперек изучить британскую поп-культуру, чтобы город казался аутентичным.

Grand Theft Auto: London 1961 (1999)

Несколько месяцев спустя вышел следующий пак, отправляющий игрока еще раньше, а конкретно в Лондон 1961. Расширение сделали бесплатным, но вышло оно только на PC. London 1961 добавила несколько видов транспорта и оружия, а также геймплейные механики, вроде возможности бронировать автомобиль.

Grand Theft Auto 2 (1999)

В октябре того же года вышла GTA 2. В ней не было кат-сцен, однако долю настроения задала восьмиминутная короткометражка, написанная Дэном Хаузером. Сюжетно сиквел является исключением во всей серии, потому как события развиваются не в одном из трех, известных каждому фанату, городов, а в мрачном антиутопичном и отчасти футуристичном мегаполисе «Anywhere City».

Главным нововведением выступила система репутации, представляющая собой микс отношений с различными криминальными группировками. Принимая и успешно выполняя задания, например, у Реднеками, игрок терял возможность сотрудничать с Учеными, а то и становился персоной нон грата на их территории.

Удивительно, но GTA 2 критики приняли совсем не так радушно, как первую часть. Больше всего они отмечали тот факт, что большинство изменений по сравнению с прошлыми тайтлами носят косметический характер и не выводят геймплей на новый уровень.

Grand Theft Auto III (2001)

Rockstar утвердила концепцию следующего поколения игр GTA еще до релиза второй части, разработав первый прототип для консоли Sega Dreamcast. Хотя индустрия заигрывала с подобными городами-песочницами и раньше, GTA 3 стала настоящей революцией в рамках линейки, убрав камеру за спину главного героя и подарив игрокам целый город, по которому в полном 3D можно было колесить на различных автомобилях, устраивать перестрелки с полицией, таксовать, грабить и многое другое.

В озвучке GTA 3 были задействованы разные знаменитости, включая Майкла Мэдсена («Бешеные псы»), Кайла Маклахлена («Твин Пикс»), Фрэнка Винсента («Славные парни») и Джо Пантолиано («Клан Сопрано»).

Примечательно, что изначально релиз должен был состояться 3 октября, но был отложен из-за террористических атак 11 сентября 2001 года. Хаузеры на эмоциях даже подумывали отменить тайтл.

«В то время, как этот прекрасный город подвергается террористическим атакам, мы готовимся выпустить безумную криминальную драму, события которой развиваются в месте, напоминающем Нью-Йорк», — говорил тогда Сэм Хаузер.

К счастью, проект решили не закрывать и выпустили 23 октября, убрав некоторые отсылки к Нью-Йорку, а также изменив обложку и некоторые механики.

Хотя GTA 3 вышла в конце октября, она получила титул самой продаваемой игры 2001 года, за первые семь лет разойдясь тиражом в 14,5 миллионов копий. Правда не обошлось и без критики, которая в первую очередь была направлена не на геймплей, а на противоречивый контент тайтла, вроде проституции и возможности массово истреблять мирных граждан. Тогда же началась и война Take Two с бесчисленным количеством судебных исков и заявлений о том, что игры издателя провоцируют детей совершать преступления.

Grand Theft Auto: Vice City (2002)

Vice City должна была стать лишь дополнительным паком миссий для GTA 3, но обилие отличных идей убедило разработчиков, что приключения Томми Версетти в аналоге Майами заслуживает самостоятельного релиза.

Геймплей стал гораздо разнообразнее, позволив игроку разъезжать на мотоциклах, покупать различные здания с местом для сохранений, а также компании и заведения, приносящие регулярный доход.

Актерский ансамбль снова включал достаточно звездных имен, в том числе Рэя Лиотту («Славные парни»), голосом которого заговорил главный герой. Кстати, впоследствии разработчики решили больше не звать столь популярных артистов, чтобы не решать персонажей индивидуальности.

Что до реакции публики, то Vice City не только превзошла всех конкурентов по популярности в 2002 году, но и побила рекорд по скорости продаж за всю историю индустрии.

Grand Theft Auto: San Andreas (2004)

San Adreas переносит нас в 1992 год, когда бывший член банды Си Джей возвращается домой после смерти его матери. Си Джея несправедливо обвиняют в убийстве полицейского, из-за чего ему приходится снова ступить на преступную дорожку.

В игре Rockstar представила свою самую большую карту, символизирующую Калифорнию и состоящую из трех городов, а также огромное количество мини-игр и новых механик, среди которых отдельное место занимала война местных группировок за территорию.

Появилась кастомизация персонажа, включающая одежду, прическу и другое. Теперь Си Джею необходимо было следить за лишним весом, не объедаясь и регулярно посещая тренажерный зал. Персонаж на этот раз мог карабкаться и плавать, а развитие различных навыков зависело от частоты их использования.

San Andreas стала самой успешной игрой PlayStation 2 и распродалась тиражом в 27 миллионов копий к 2011 году. Критики ругали графику и управление, отмечая, что сюжетно тайтл прибавил в линейности, однако в целом игра снова получила мировое признание.

Grand Theft Auto Advance (2004)

В один день с San Andreas вышла GTA Advance для Game Boy Advance. Игра была выполнена в стиле первых двух частей линейки, а сюжетно выступала приквелом к GTA 3.

Тайтл получил весьма сдержанную реакцию критиков, особенно на фоне триумфа San Andreas. Критиковали все, от визуальной составляющей до музыки на радио, отмечая лишь приятную ностальгию, отсылающую к старту серии.

Grand Theft Auto: Liberty City Stories (2005)

Еще одним приквелом к GTA 3, переносящим события в 1998 год, выступила Liberty City Stories для PSP. Игра рассказывает о жизни в Либерти Сити Тони Сиприани, который в третьей части раздавал миссии главному герою.

Liberty City Stories стала настоящим достижением разработчиков, потому как им удалось разместить в портативной консоли полноценный GTA-экспиеренс. Да, игрокам не нравилась местная камера, но во всем остальном тайтл совсем немного уступал своим номерным собратьям, если принять во внимание технические ограничения платформы.

Уже по традиции Rockstar побила всяческие рекорды, выпустив очередную свою игру, ставшую самой продаваемой на PSP. Релиз был настолько успешен, что Take Two решила портировать игру на более мощную консоль в лице PS2.

Grand Theft Auto: Vice City Stories (2006)

Примерно та же история произошла и с Vice City Stories, рассказывающей о приключениях Виктора Вэнса, засветившегося в самом начале Vice City. Успех дебюта на PSP не оставил сомнений у разработчиков, что на эту платформу стоит перенести приключения GTA из другого города, тем более что большинство технических задач были решены в прошлый раз.

В Vice City Stories нашлось место многим механикам из San Andreas, не говоря уже о возможности управлять различными бизнесами и заниматься рэкетом. Релиз тайтла оказался еще успешнее и прибыльней предшественника, закрепив положительную репутацию авторов на портативных консолях.

Grand Theft Auto IV (2008)

В 2006 на пресс-конференции Microsoft была анонсирована долгожданная четвертая часть франшизы. Для ее разработки Rockstar задействовала несколько своих студий, чтобы превратить открытый мир тайтла в «главного персонажа игры».

Притом, что по масштабу свежая версия Liberty City уступала San Andreas, карта была самой насыщенной. Rockstar не стремилась воссоздать город дословно, а скорей хотела показать его харизму.

Прямиком из Восточной Европы по приглашению брата в Liberty City прибывает Нико Беллик, ожидая погружение в «американскую мечту». Очень быстро главный герой осознает, что дорожка до мечты будет гораздо тернистей, чем казалось на первый взгляд, и, конечно же, незаконной.

Итогом стараний Rockstar стал тот факт, что на сегодняшний день консольные версии GTA 4 занимают целых две строчки в Топ-5 самых успешных игр на Metacritic. За первую неделю тайтл заработал авторам полмиллиарда долларов и побил три рекорда Гиннесса в 2008.

Grand Theft Auto IV: The Lost and Damned (2009)

The Lost and Damned выступила первым расширением для GTA 4, в котором события развиваются параллельно номерной части, но уже от лица Джонни, главаря байкерской банды. В истории поднималась темы дружбы и верности, нежели алчности и мести, а сам сюжет ловко пересекался со сценарием четвертой части.

Grand Theft Auto: Chinatown Wars (2009)

На заре выхода ее новой портативной консоли компания Nintendo обратилась к Take Two с предложением разработать GTA-тайтл специально для Nintendo DS. Chinatown Wars рассказывает историю члена китайской мафии Хуана Ли, желающего отвоевать реликвию покойного отца.

Арт-стиль проекта задействовал сел-шейдинг в духе комиксов, а особенности платформы DS позволили добавить в геймплей много интересных интерактивных пазлов. При этом вождение было значительно упрощено.

В итоге последняя на данный момент top down игра в серии не смогла сгенерировать достаточно продаж, хотя и получила положительные отзывы критиков, а дальнейшее портирование тайтла на PSP, не особо изменило ситуацию.

Grand Theft Auto: The Ballad of Gay Tony (2009)

Финальным релизом 2009 года стало расширение The Ballad of Gay Tony, в котором бывший наркоторговец Луис Лопез попадает во всевозможные безумные ситуации в процессе выполнения заданий для своего босса Тони.

Опять же DLC представило достаточно контента, включающего локации, транспорт, оружие и такие мини-игры, как подпольные бои без правил или управление ночными клубами.

Grand Theft Auto V (2013)

Разработка монструозной пятой части началась практически сразу после выпуска четвертой. Со временем число человек, занимающихся проектом, перевалило за тысячу.

Rockstar понравилось рассказывать разные истории в одном временном периоде в GTA 4 и ее расширениях, поэтому в пятой серии разработчики представили три протагониста, между которыми игрок мог свободно переключаться. Майкл, Тревор и Франклин, будучи абсолютно разными, все-таки оказались связаны одной историей и одним грандиозным ограблением.

GTA V принесла миллиард долларов всего за три дня, показав самый успешный запуск развлекательного продукта в истории. В настоящий момент она держит второе место по продажам после Minecraft.

Позже вышли версии для следующих двух поколений консолей с улучшенной графикой, эффектами, а также видом от первого лица.

Grand Theft Auto Online (2013)

Мультиплеерный режим для GTA 5 вышел спустя несколько недель после основного тайтла, и в настоящее время именно он является главным двигателем франшизы, олицетворяя собой суть GTA-экспиеренса.

Интересно, что первое время отзывы оставляли желать лучшего. Это было связано как с техническими проблемами, так и с тем, что, по сути, в GTA Online на тот момент делать было особо нечего, не считая гонок и дезматчей в знакомом городе. Особенно фанатов огорчило отсутствие кооперативных миссий с ограблениями, так сильно запомнившихся по сюжетной кампании GTA V.

Заветные миссии, наконец, появились с мартовским обновлением 2015 года, существенно разнообразив геймплей игры. Собственно, это же можно сказать, наверное, про каждый последующий апдейт, методично добавляющие в тайтл контент на самые разные тематики.

В какой-то момент Rockstar Games ввела внутриигровые платежи в виде карточек «Shark Cards». Хотя, как и в случае с любыми микротранзакциями, реакция публики была негативной, как уверяют разработчики, такая система позволяет не брать с игроков плату за регулярные обновления.

***

Помимо всего вышеперечисленного, в 2015 на ТВ вышел фильм «Переломный момент» с Дэниэлом Рэдклиффом в главной роли, в создании которого, однако, разработчики GTA не принимали никакого участия.

В дальнейшей судьбе франшизы гораздо важнее тот факт, что в 2016 и 2020 ушли из компании ключевой продюсер Лесли Бензис и сценарист Дэн Хаузер. К чему приведут изменения в руководстве еще предстоит выяснить.

К сожалению, отзывы на вышеупомянутую трилогию вышли настолько негативными, что многие начали сомневаться в способности разработчиков выдавать продукт нужного качества. Однако, скорей всего, потенциальным выпуском GTA VI Rockstar Games снова сумеет задрать планку и останется сидеть на самой верхушке игровой индустрии.