Сразу после выхода Half-Life 2 на их брендовом новом двигателе Source, вдогонку Valve выпустила набор утилит для разработчиков Source SDK, позволив каждому желающему запустить пальцы практически в любую игру компании. И хотя для коммерческих целей необходимо приобрести недешевую лицензию, Source SDK позволял опробовать идеи перед тем как задумываться о полноценном выпуске. Как результат, образовался поток из модификаций — от совсем простых до инновационных проектов, которые показали себя достойными отдельного релиза. Ниже представлены самые известные из них.

The Stanley Parable

Только что закончив киноакадемию, создатель модификации The Stanley Parable, Дэви Ридэн перебрался в Австралию и планировал открыть там тематический бар для любителей видеоигр. Внезапно мод стал настоящим хитом и планы изменились.

Моды Half-Life 2

На Ридэна посыпались предложения о работе в более крупных компаниях-разработчиках, но его это совсем не интересовало. Вместо этого, он начал искать нужных компаньонов в инди-среде и, в конце концов, встретил художника Уильяма Пью. Вместе с ним он сделал ремейк модификации и  представил его в 2013.

Моды Half-Life 2

В The Stanley Parable вы с видом от первого лица играете за некого Стэнли. Долгое время он сидел за компьютером в офисе, выполнял поручения, стучал по клавишам, пока внезапно команды не прекратились. Компанию нам будет составлять неизвестный закадровый голос, раздающий нам инструкции, куда идти, что сделать в той или иной комнате.

Моды Half-Life 2

Мы можем послушно выполнять его указания, а можем действовать наперекор. Основная идея игры — постоянно разрушать ожидания игрока, создавая неожиданные повороты сюжета, который насчитывает девятнадцать концовок.

Моды Half-Life 2

Дэви размышляет: «Для меня очень важно осознавать и помнить одну фундаментальную вещь — наши убеждения в будущем будут сильно отличаться от наших нынешних убеждений».

Ридэн отлично реализовал эту мысль в игре. По мере прохождения ваше мнение меняется не переставая. Непрерывно случается что-то новое, и ваше представление о рассказчике, идее игры, идее повествования, меняется следом.

Моды Half-Life 2

Примечательно то, как ребята рекламировали свое творение. После того как они получили разрешение на продажу в Steam, они выпустили демо-версию. Вместо традиционного подхода с демонстрацией определенного куска игры, Ридэн решил использовать оригинальный уровень-экскурсию. При этом с игроком говорит все тот же закадровый голос и просит купить полную версию.

Дэви разослал демо известным летспелейщикам и добавил для каждого оригинальные реплики, тем самым привлекая внимание с youtube. Демо получило не меньше внимания и признания, чем сама игра, и была названа одной из лучших демо-версий в истории игровой индустрии.

Моды Half-Life 2

Как и модификация в свое время, ремейк The Stanley Parable был занесен в различные топы 2013 года и был признан новым словом в гейм-дизайне и повествовании.

«The game will end. The game will never end».

Black Mesa

После того как Valve анонсировала переиздание первой части Half-Life на движке Source, а на деле выпустили практически ту же игру, публика негодовала. Гейб Ньюэлл же остался спокоен и заявил, что нас неминуемо ждет полноценный ремейк, сделанный любящими руками фанатов.

И правда, тут же целых две команды разработчиков возложили на себя это бремя. Быстро сообразив, что преследуют одну и ту же цель, они объединились, и вскоре была анонсирована игра — Black Mesa: Source.

Моды Half-Life 2

Слово Source из названия заставили убрать, но в остальном Valve всеми силами поддерживала проект. Более того, в 2013 году они разрешили Black Mesa выйти на коммерческий уровень. Разработчики, которых на тот момент уже насчитывалось больше тридцати человек, были в не себя от радости.

«Это большая честь для нас. Мы начинали разрабатывать игру, даже и не думая заработать на ней. Black Mesa — в первую очередь это любимое дело, наша отдушина».

Моды Half-Life 2

В 2015 году игра появилась на Steam, правда, только в раннем доступе. На данный момент в Black Mesa отсутствуют все уровни из мира Зен. В духе традиций Valve, Black Mesa разрабатывается уже одиннадцать лет, и можно только позавидовать упорству разработчиков. Когда же, наконец, выйдет финальная версия — тайна, покрытая мраком.

«То, что вы видите в игре — результат бесчисленных часов тяжелой работы. Но вот что вы не видите — так это еще большее количество часов над материалом, который так и не попал в игру».

Моды Half-Life 2

Garry's Mod

Пожалуй, самая безумная модификация для Half-Life 2. Хотя правильней будет назвать Garry’s Mod модификацией для всех игр Valve на движке Source. Еще правильней будет ее назвать просто песочницей, которая ограничивается разве что вашей фантазией.

Моды Half-Life 2

Чем больше у вас игр на Source, тем больше у вас контента для Garry’s Mod. В итоге получается этакий Minecraft в мире Valve. В руки вам дают PhysGun, внешне очень напоминающий грави-пушку Гордона Фримена, но обладающий совершенно иными свойствами. Выбрав из инвентаря любой предмет, вы с помощью пушки можете им манипулировать, изменяя размер или перемещая его в нужное место. Причем выбрать вы можете действительно что угодно, от обычного стула из Left4Dead, до персонажей Team Fortress 2. Можете построить целый город и заставить персонажей вести себя так, как вам нужно. Или постройте катапульту и устройте стрельбу по тарелкам и не только.

Моды Half-Life 2

К тому же, за годы развития (первая версия появилась 24 декабря 2004 года) вышла целая куча игровых режимов. Помимо уже упомянутой песочницы, есть очень занимательные, вроде постройки бункера и выживания в нем. Или эмулятор жизни, в котором вы выбираете профессию и ходите на работу. Можно устроить гонки на арбузах или смотреть реальные видео с того же youtube в лучших кинотеатрах Сити 17. Если режимы надоели, можно обратится к пользовательским модификация, которые до сих пор появляются с завидной регулярностью.

Моды Half-Life 2

В 2015 году автор модификации Гэрри Ньюмен заикнулся о возможном сиквеле, но месяц назад рассказал, что работы в эту сторону почти не ведутся. Вот только кажется, есть большая вероятность, что с выходом Source 2 амбиции Ньюмена восстановятся.

Dear Esther

Студия The Chinese Room известна многим в первую очередь из-за своего сотрудничества с Frictional Games, которое вылилось в Amnesia: A Machine for Pigs. Заявила же о себе студия в 2008 году, выпустив модификацию под названием Dear Esther. Будучи тогда еще группой университетских студентов, ребята разработали проект под руководством преподавателя, доктора Пинчбека, который вскоре стал продюсером и сценаристом игры.

Моды Half-Life 2

Вместо традиционного геймплея игра делала акцент на исследование необитаемого острова от первого лица, при этом погружая вас в трагичную историю любви. Под чтение рассказчиком писем, адресованных некой Эстер, главный герой постепенно продвигался по атмосферным локациям к своей конечной цели — виднеющейся вдалеке радио вышке.

Моды Half-Life 2

После публикации мод быстро получил широкое признание, и было решено превратить Dear Esther в полноценную игру.

Изначально, дав гранд на разработку, университет впоследствии отказался финансировать команду, и чтобы получить лицензию на Source ребята попросили поддержки в размере 55 000 долларов у Indie Fund, организации, спонсирующей нуждающиеся инди-проекты. Indie Fund, поколебавшись, все-таки дала добро и, как выяснилось, не зря. В первые же шесть часов после релиза Dear Esther продала 16 000 копий и вернула займ.

Моды Half-Life 2

Глава проекта Пинчбек поделился впечатлениями: «Успех Dear Esther просто ошеломляющий — и критики и игроки все как один хвалят игру. Мы еще раз убедились, что не зря выискивали новые формы геймплея и чувствуем, что мы нащупали новую веху в геймдизайне».

Pirates, Vikings and Knights II

Как вы думаете, кто победит в схватке между кровожадным пиратом, доблестным и сильным рыцарем и бесстрашным викингом. Разработчики из компании Octoshark Studios ответили на этот вопрос. Причем сделали это уже во второй раз, первую часть, выполнив на движке GoldSrc.

Моды Half-Life 2

Как и в любом другом командном шутере от первого лица, в PVKII предлагаются несколько режимов игры, знакомых каждому. Выбрав пирата, викинга или рыцаря, вы будете захватывать сундуки, удерживать территорию от натиска других игроков, участвовать в смертельных матчах и соревноваться в хмельных боях.

Моды Half-Life 2

Большим фактором в успехе игры послужил юмор, который насквозь пропитывает игру. Улыбка не сползает с лица, когда вы видите, как напыщенные рыцари разлетаются от кинутой вами пороховой бочки или как верный капитанский попугай вцепляется в волосы викинга.

Моды Half-Life 2

Игра доступна для скачивания в Steam, причем абсолютно бесплатно.

No More Room in Hell

Если вы прошли обе части Left 4 Dead, и вам не хватило, то стоит обратить внимание на No More Room in Hell.

Моды Half-Life 2

Никому неизвестная команда разработчиков как следует вдохновилась работами отца всех зомби Джорджа Ромеро и выпустила очень атмосферную игру. При довольно устаревшей графике даже для 2011 года, No More Room in Hell умудряется по-настоящему затягивать и составляет определенную конкуренцию тому же Left 4 Dead.

Моды Half-Life 2

Помимо гигантского выбора оружия, возможности кооператива до 8 человек, в игре есть те же режимы «Прохождение» и «Выживание», как и в экшене от Valve, но ощущаются они совершенно иначе.

Если в Left 4 Dead зомби напоминают зараженных из Бойловского «28 дней спустя», быстрых и агрессивных, то No More Room in Hell погружает нас в классическую зомби-среду, навроде «Рассвета мертвецов».

Моды Half-Life 2

Как сказал старик Ромеро: «Когда в аду не хватит места — мертвецы выйдут на землю».

Заключение

Помимо вышеперечисленных, есть еще немало толковых модификаций Half-Life 2, не созревших до полноценных тайтлов. Также некоторые моды, сделанные на Source, в итоге переехали на другой движок ввиду разных причин. Отличный мод про средневековые войны Age of Chivalry перебрался на Unreal Engine 3, когда речь зашла о коммерческом релизе.

Моды Half-Life 2

В любом случае, Source доказал, что настроен максимально дружелюбно даже к самым неопытным игроделам. А ведь грядущая вторая часть движка обещает еще больше гибкости и удобства в плане разработки. Кстати, Source 2 планируется распространяться бесплатно, так что модостроители уже могут потирать руки в предвкушении.