Если в ушедшем 2008 году мы увидели несколько отличных экшенов от украинских разработчиков (S.T.A.L.K.E.R.: Чистое небо, Collapse и «Анабиоз»), то у российских студий в этом жанре, как обычно, ничего примечательного не получилось. И если со стратегиями («Легенда о рыцаре») или необычными квестами (Sublustrum, «Тургор») все обстоит нормально, то ни одного запоминающегося шутера после позапрошлогоднего TimeShift от питерской команды Saber Interactive так и не вышло.
Была «Правда о девятой роте», которая выделялась не столько геймплеем, сколько атмосферой и духом патриотизма (которым, собственно, и пытались перебить неприятный запашок, шедший от геймплея и графики). Можно вспомнить ещё игру «Симбионт» (Swarm), которая сильно смахивала на Collapse, но всё же проигрывала ему по всем статьям. Однако «Черная метка» от молодой студии Orion Games, увидевшая свет в конце 2008 года, действительно заслуживает нашего внимания.
Игра переносит нас в утопическую Москву 2020 года, время победившей демократии и равных возможностей, где каждый может снискать себе славу, засветить свое лицо на голубом экране, заработать денег или… умереть. Да, оказывается, карьера телезвезды довольно опасна, и что самое забавное, никто от нее не застрахован. Жестокое телешоу «Черная метка» предлагает зрителям понаблюдать за настоящей охотой на людей. А главная интрига кроется в том, что жертвы выбираются совершенно случайно, и каждый из жителей внезапно может стать следующей жертвой, если ему передадут черную метку. А поскольку это единственный способ сбросить со своего хвоста свору сумасшедших убийц, то, естественно, каждый из таких «счастливчиков» стремится эту самую метку кому-то передать.
Так и главный герой Камолов даже не предполагал, что в очереди на тот свет он стоит одним среди первых. Череда монотонных рабочих будней перевернулась в одно мгновение, когда очнувшись у себя дома он обнаружил, что стал новым героем. Последней каплей оптимизма стала блондинистая ведущая, с улыбочкой приободряющая телезрителей, рассказывая какое сейчас начнется зрелище. Тем более, что Камолов последний герой в этом телесезоне.
Но нашему герою не стоит отчаиваться, очень быстро на подмостках появляется некий доброжелатель, предлагающий свою помощь, а также избавление от вируса, который передается в довесок к метке. Недолго думая герой кидается наутек и, пробравшись по чердаку, выбирается в другом подъезде и прыгает в ближайшее метро, буквально чувствуя дыхание преследователей прямо за своей спиной.
Поскольку никакого оружия поначалу у нас нет, то приходится бежать и все дальше проникать вглубь хитросплетений московских подземелий. Какие-то заброшенные технические помещения и прочие неуютные места на самом деле не пустуют. Здесь живут отбросы общества, которые тоже не отличаются дружелюбным характером. Но тут уж мы можем показать всем, где раки зимуют, при помощи куска трубы или увесистой палки. Боевая система до боли напоминает Condemned: движения неторопливы, атаку врагов надо успевать вовремя блокировать, а затем без промедления наносить ответный удар. Вариантов самого удара всего два — простой боковой и мощный сверху (рубящий), для которого надо на определенное время зажать клавишу.
По мере появления всё более сильных противников, наш арсенал также увеличивается. Появляются тесаки, мачете и, наконец, огнестрельное оружие.
Игра ведет нас по самым темным закоулкам большого города. Из метро мы проникаем в древние шахты и подземелья, населенные какими-то шахтерами-людоедами (вероятно, этот образ навеян расплодившимися в последнее время кинофильмами про маньяков в метро).
Также наш путь будет пролегать по заброшенным складам и разрушенным районам города, которых, к счастью для ненасытных телевизионщиков, много в этом городе. Согласно игровой истории лет пять назад в одном из районов Москвы произошел жуткий теракт с использованием «грязной» бомбы. В итоге огромный район опустел и был изолирован, а чуть позже превращен в полигон для охоты. Так что мрачных пейзажей с разрушенными домами, складами и железнодорожными станциями будет в избытке.
Геймплей построен не только на драках. На пути постоянно встречаются закрытые двери и другие препятствия. Чтобы взломать дверь, нужен топор, для вскрытия более прочной двери понадобится ключ, некоторые замки на шкафчиках срываются гвоздодером. Полно обязательных и не очень мелочей, которые заставляют менять оружие для прохождения в следующую локацию или открытия какого-то тайника. С другой стороны, это также навязано странным ограничением на наличие лишь одного вида оружия у нас в руках. То есть, если вам понадобился разводной ключ, то более эффективный в драке топор извольте выкинуть. Особенно обидно становится, когда нам в руки наконец-то начинают попадаться пистолеты и другое огнестрельное оружие.
Что до самих драк, то несмотря на простую боевую систему, выглядят они вполне логично. Стычка с одним врагом не доставит особых проблем (главное вовремя отпрыгивать или блокировать удар), но если вас зажали в узком коридоре несколько охотников, придётся изрядно повозиться.
Поэтому придётся использовать множество мелких хитростей, необходимых для облегчения своего выживания. В первую очередь это стелс-элементы. Вместо лобовой атаки можно попытаться незаметно подкрасться к врагу сзади и тихо свернуть ему шею. Но, честно говоря, реализовано это немного несуразно. Враги до безобразия слепы и не видят нас в тени, находясь всего на расстоянии нескольких метров от жертвы. Нет возможности пригнуться или выглянуть из-за укрытия (как в большинстве современных шутеров). Чтобы быть тихим, достаточно просто не переходить на бег. Единственное, что получилось вполне адекватно — это реагирование противников на свет фонарика, стоит его включить в зоне их наблюдения, и они сразу начинают вас искать. Но постоянно быть в роли невидимого убийцы не получится. На первых порах нам иногда дают возможность спокойно подкрасться со спины к парочке-другой врагов, но ближе в финалу такие ситуации резко сводятся почти к нулю, что, впрочем, тоже вполне логично, ведь шоу затягивается и продолжается уже в дневное время суток.
Также в нашем распоряжении имеются небольшие вспомогательные средства в виде бронежилета, тепловизоров и настенных мин (естественно, не обошлось и без аптечек для восстановления здоровья). Все это можно приобрести за деньги в специальных автоматах или найти в тайниках. Кстати, рекомендую тратиться на мины, они заметно облегчают прохождение самых сложных моментов, и если правильно заманить врагов, то одной миной можно убить сразу нескольких или быстро избавиться от какого-нибудь особенно крепкого здоровяка.
Еще одной интересной гемплейной находкой можно назвать использование вашего КПК для проникновения в систему охраны. Находите Wi-Fi точку доступа и подключаетесь к системе безопасности для того, чтобы открыть какую-нибудь заблокированную дверь. Выглядит это более жизненно, чем какие-то глупые манипуляции или мини-игры по взлому кодовых замков, которыми любят страдать современные игры (в некоторых сложные электронные системы до сих пор взламываются замыканием двух проводков).
Но, возвращаясь к линии сюжета, надо отметить, что не одним лишь копированием стилистики и боевой системы Condemned примечательна «Черная метка». Приближаясь к финалу, понимаешь, что игра кроме мрачной атмосферы наполнена ещё и черным юмором. Чего стоит, к примеру, фантасмагория, разыгрываемая в парке развлечений, который является логовом клана охотников-клоунов. Парк, выполненный в слегка сумасшедшем антураже, сам по себе смотрится вполне необычно, а когда из подарка-торта выпрыгивает сюрприз с битой, понимаешь, что свои прелести в этой игре все же есть. Клоуны в масках кроме размахивания раскрашенными топорами успевают пританцовывать и дразниться.
Будет еще необычный аристократичный клан охотников в костюмах воронов.
Впору задуматься о сумасшествии окружающего мира. Особенно радуют комментарии смазливой ведущей на многочисленных телеэкранах в общественных местах. Эта особа не перестает радоваться жизни даже в тот момент, когда Камолов добирается и до телецентра, чтобы на месте показать всем устроителям смертельно опасных игрищ пресловутую «кузькину мать». Вместе с героем задаешься вопросом: «Что же мне противнее... Охота или гламур?». Фактически на экране изображается дикий стеб над современным телевидением, а в придачу высмеиваются некоторые черты современного общества.
Визуально игра выполнена на достойном уровне, однако многие объекты окружения, да и модели персонажей собраны грубовато. Поскольку тень и свет играют немалую роль в гемплее, то с этими аспектами графики разработчики поработали хорошо. Темные помещения с сеткой теней от решеток и труб наделяют «Черную метку» некоторым сходством с F.E.A.R. и Doom 3. Вот только не хватает таких же качественных динамических источников освещения, хотя игру с тенями разработчики используют, где только возможно. В одном из эпизодов в конце коридора мелькает огромная уродливая тень от маленькой крысы (неплохой визуальный прием, который любят использовать в кинофильмах).
Картинка сдобрена ненавязчивыми эффектами постобработки, задние планы смазаны эффектом depth of field, а при резких движениях активно используется смазывание. В целом, претензий качество графики не вызывает, тем более, что и системные требования вполне демократичны.
Дизайн уровней довольно разнообразен. Видно, что разработчики пытались сделать каждое место уникальным и старались не злоупотреблять шорткатами «copy-paste». Возможно скучные офисы телецентра или унылое метро вам не запомнятся, но парк развлечений или подземелья людоедов уж точно останутся в памяти надолго.
Хотелось бы отметить и неплохое музыкальное сопровождение. Композиции от андеграундных групп Jane Air, Amatory, Animal Jazz и других, хоть и нечасто фигурируют в игре, но отлично вписываются в общую атмосферу.
«Черная метка» (The Hunt) оставляет много приятных впечатлений, несмотря на слизанный с Condemned гемплей и ворох мелких (и не очень мелких) недостатков. Попытка намешать все в одну кучу закончилось не совсем удачно, в частности, перестрелки в конце протекают лениво и скучно, драки с воронами с учетом правил боевой системы сложны (проще разделаться с ними настенной миной). Есть небольшие ошибки и баги. К примеру, изредка можно застрять у стены, установив мину. Кнопочка действия с активными объектами иногда «плавает» (в пейнтбольном тире приходится долго вертеться, чтобы словить то положение, в котором можно открыть дверцу). Система стелса атрофирована до полного примитивизма, да и набор движений главного героя тоже невелик (приседание могло бы помочь разнообразить перестрелки). Интеллект противников очень прямолинеен, поведение однотипно. Графика в игре не самая передовая, но вполне приятная и выставляет умеренные требования к конфигурации системы. Сюжет игры тоже не назовешь оригинальным (аналогии с фильмом «Бегущий человек» напрашиваются сами собой). Но несмотря на все это, игра получилась задорной, с долей черного юмора и стеба над средствами масс-медиа. За это ей вполне можно выставить твердую четверку.
Для полного счастья не хватает только героев из какого-нибудь «Дом-2» в прицеле или избиения обрезком трубы персонажей другого имбицильного реалили-шоу. Так что тема телезомбирования раскрыта не полностью, но всем, кого раздражает наше телевидение, игра рекомендуется.
Черная метка
04.02.2009