К тематике зомби в играх обращаются обычно только при большом дефиците свежих идей. Исключениями служат редкие игры, заложившие основы всего этого течения (к примеру серия Resident Evil). Но в большинстве своем игры про зомби создают те разработчики, которые не хотят утруждать себя созданием адекватного искусственного интеллекта и сюжета. Особенно любили использовать тематику живых мертвецов в свое время игровые студии из СНГ, вспомнить хоть «Инстинкт» или недоразумение под именем «Параграф 78». Несмотря на вторичность подобной тематики Valve все же рискнула обратится к ней, да и заодно решила показать всем мастер-класс.
Ждать глубокого сюжета не стоит. История проста и тривиальна. В результате эпидемии все население превращается в ходячих и вечно голодных мертвецов, бегающих по улицам в поисках свежего человеческого мяса. Есть четыре выживших, у которых иммунитет к этой заразе. Клерк Луис, студентка Зои, байкер Френсис и ветеран Вьетнама Билл пытаются с оружием в руках выжить в этом аду.
Left 4 Dead изначально рассчитана на кооперативное прохождение и сетевую игру, так что сингл хоть и присутствует, но больше для галочки. Геймплей предельно прост – максимум экшена и много, очень много ходячих мертвецов. Местные зомби довольно шустрые. Если вы не привлекли их внимания, то они могут безразлично стоять, но достаточно света фонарика, чтобы на вас обратили внимание, и тогда вам навстречу бросаются небольшие группы или целые полчища голодных мертвецов. Нам предлагаются на прохождение четыре главы, в каждой из которой наша группа из четырех человек пытается выбраться из различных мест, захваченных зомби. Это улицы мегаполиса, канализация, небоскребы, пригородные районы, теплицы, разрушенный аэропорт, причал и другие разнообразные локации, объединенные вместе. Главы между собой никак не связаны, да и каждая из них вроде как заканчивается счастливым спасением на вертолете, корабле, самолете или бронированном армейском вездеходе, а в новом игровом эпизоде мы снова оказываемся в окружении мертвецов. Каждая глава выступает как один из вариантов развития событий по спасению нашей четверки. Каждая из четырех частей разбита на несколько этапов. Нам нужно добраться от одной ключевой точки к другой. В специальных защищенных комнатках между этапами мы сможем пополнить боезапас и подлечиться.
Локации не очень большие, но как раз подходят для того чтобы четверым игрокам было где развернуться и вполне достаточные для неожиданных сюрпризов со стороны зомби. Противники генерируются случайно и при следующем прохождении они появляются уже в других местах и ведут себя по-разному. Точно так же разбросаны на новых местах и скудные запасы оружия или аптечки. Но есть и постоянные точки расположения запасов, точно так же как существуют и привязанные к некоторым территориям места генерации боссов, которые лишь изредка изменяют привычкам, но частенько любят выскакивать приблизительно на одном и том же месте. Так что, пару раз пройдя игру, начинаешь уже знать, где и когда ожидать того или иного босса.
Что до самих боссов, то их пять разновидностей. Ведьма представляет из себя разъяренную когтистую фурию, которая правда абсолютно равнодушна к нам, пока мы ее не потревожим. Иногда после особо ярой стычки с мертвецами, слыша впереди ее плачь, стараешься незаметно прокрасться мимо, что намного благоприятнее для нашего здоровья, ведь она своими когтями всего за пару секунд способна отправить нас на тот свет.
Еще более сильный противник – Танк. Это огромное создание, которое сбивает вас и добивает своими лапами. Опять же, если попались ему, то несколько его ударов достаточно, чтобы полоска вашей жизни упала почти до нуля. Очень сложный противник, ломает стены и любые заграждения, так что от него не спрятаться. На открытой местности разобраться с ним не так уж и сложно, главное всем рассредоточиться и, пока Танк будет метаться между героями, его можно успеть расстрелять. А вот в узких коридорах офисов это настоящий небольшой апокалипсис, который может закончиться печальным финалом для всей группы.
Монстр Курильщик не очень опасен вблизи, но зато длинным языком способен ухватить нас и затянуть в толпу других зомби или подвесить над карнизом крыши. Тут без помощи товарищей уже не выбраться, ведь до того как он нас парализует в запасе лишь какая-то секунда, а то и меньше, чтобы уничтожить эту тварь.
Охотник – этакий зомби-паркурщик, который ловко прыгает по крышам и машинам. Запрыгивает на жертву, обездвиживает и добивает. Главная его особенность в скорости и длинных прыжках, из-за чего это довольно сложная для попадания мишень.
Любопытный персонаж Толстяк. Это порождение, как явно следует из названия, отличается немаленькими габаритами и изрыгивает вонючую блевотину, которая временно ослепляет нас и привлекает толпы зомби. Главное не подпускать Толстяка близко к себе, иначе если даже вы его убьете, то вас все равно забрызгает его остатками и тотчас же на вас рванут со всех углов привлеченные запахом разъяренные мертвецы.
За этих монстров тоже можно поиграть в игре, если роль одного из четверки поднадоест. Но занятие это поскучнее, ведь создания эти не столь живучи, да и убить одного из героев одним зомби непросто. Зато это без сомнения оригинально и многим придется по вкусу.
Особенностью геймплея является взаимовыручка. Всем необходимо держаться вместе, если кто-то попадет в лапы Курильщика или под изрыгания Толстяка, только товарищи смогут его спасти. Если даже вы были повергнуты на землю, смерть приходит не сразу. Возникает вторая полоска жизни, пока она не на нуле нас еще можно спасти и мы даже может отстреливаться из пистолетов, пока нас будут пытаться привести в чувство наши боевые товарищи.
После того как мы вернемся в строй, необходимо будет подлечиться, для чего можно использовать аптечки, а кратковременному повышению здоровья способствует болеутоляющее. На лечение необходимо время, и тут снова не обойтись без напарников, которые в этот момент прикроют огнем. Каждый, кроме себя, может лечить и любого другого члена команды. Даже если в игре мы все же умрем, наш герой может возродиться в специальных местах. Выглядит это так, как будто игроки находят в закрытой комнате случайного выжившего, которым являемся мы.
Есть в игре и другие мелкие элементы взаимодействия внутри команды. К примеру, если вы оступились и повисли на краю крыши или моста, вас могут вытащить другие игроки.
Арсенал в игре невелик, кроме пистолета с бесконечными патронами в игре еще лишь 4 наименования огнестрельного оружия, боезапас которых уже ограничен. Но этого вполне достаточно, ведь каждое оружие специфично и подходит для разной тактики боя. При правильном подходе игроки распределяют роли: кто-то с автоматом или дробовиком отстреливает ближние цели, а дальние мишени берут на себя игроки со снайперской винтовкой. Доступны в игре также коктейли Молотова и специальные бомбы.
Вторые более эффективные, миганием лампочки они привлекают внимание всех ближайших зомби, которые сами бросаются на брошенную гранату. Это отличное средство чтобы существенно подкосить ряды врагов и отвлечь их. Кое-где будет возможность воспользоваться и стационарными пулеметами для обороны во время особо горячих стычек.
Визуально игра конечно же не может встать в один ряд с такими титанами как Crysis или S.T.A.L.K.E.R., но выглядит еще вполне современно. Заметно, что движок Source неплохо улучшили относительно предыдущих игр Valve. От персонажей отбрасываются правильные тени создаваемые разными источниками освещения, будь то наш фонарик или вспышка от выстрела.
Поверхности смотрятся объемно, да и дизайн на достойном уровне. Даже пустые узкие переулки наполнены всякими мелочами – мусором, плакатами, граффити на стенах.
На открытых пространствах игра тоже не падает лицом в грязь. Голые деревья, редкие кустики и чахлые елки в ночном сумраке и тумане – все отлично подчеркивает атмосферу.
Еще одной фирменной чертой игры является расчлененка и обильные брызги крови. Особенно зрелищно ошметками мясного пюре у ходячих трупов разлетаются их головы.
Игра периодически прикидывается кинофильмом, и ей это вполне удается. Темные улицы, наполненные тревогой, чьи-то уже нечеловеческие стоны и непонятные звуки за углом. Внезапные появления стремительных зомби, кровь, обильно льющаяся на стены и пол, бешеная пляска уродливых теней от вспышек выстрелов. Есть даже небольшая запоминающаяся прогулка по кукурузному полю (любимое место обитания потусторонних киносозданий) или зрелищная катастрофа самолета. Добавьте к этому еще и стилизацию под кинофильм, создаваемая специальным фильтром, придающим изображению небольшую зернистость (эффект пленки). Причем все это хоть и нагнетает тревогу, но подается через некую призму самоиронии, в результате чего геймплей на самом деле приобретает задорный характер.
Игровой процесс при всей своей простоте максимально динамичен. Нет ни минуты на отдых, зомби могут выскочить откуда угодно. Есть даже такая интересная особенность, что если долго стоять на одном месте, то и тогда можно нарваться на неприятеля, который решит заглянуть к вам в гости. И противников много, невероятно много, порою они накатываются как волны на берег. И все это происходит в столь стремительном темпе, что уровень адреналина просто зашкаливает. И самое главное, что Left 4 Dead раскрывает всю свою прелесть при совместной игре. Когда ты чувствуешь плечо товарища, когда вы прикрываете друг друга спина к спине – это невероятные ощущения. Но несмотря на все свои достоинства, игра довольно быстро приедается. В компании из 4 человек пройти все четыре главы можно за один вечер. Случайно генерируемые враги и ситуации позволяют с удовольствием переигрывать игру и во второй, и в третий, и в десятый раз, при желании можно попробовать примерить и шкуру зомби, но небольшой набор локаций все же поднадоедает. После нескольких дней в игре почти все основные и удобные огневые позиции и хитрости в архитектуре уровней и геймплее вам уже будут знакомы. И это пожалуй единственная причина, которая возможно не позволит игре долго удерживать популярность среди любителей сетевых баталий. Но в любом случае поиграть в Left 4 Dead безусловно стоит, ведь это один из самых драйвовых шутеров этого года.
Left 4 Dead. Восстание мертвецов
16.01.2009