Left 4 Dead 2 | |
Разработчик | Valve Software |
Издатель | Electronic Arts |
Официальный сайт | http://www.l4d.com/ |
Дата выхода | Ноябрь 2009 |
Локализатор | Акелла |
Жанр | Шутер |
Valve не придумали кооперативный режим для игр. Они просто сделали его трендом, когда выпустили первую Left 4 Dead, которая была создана исключительно под «кооператив» и, как практически все игры этой компании, отличалась безупречным балансом, высокой динамикой и хорошим качеством. Конечно, всегда можно сослаться на Halo 3 или Gears of War — вышли, мол, раньше, да и кооператив в них тоже был неплох. Давайте вспомним, сколько игр с кооперативом вышло именно за 2009 год: Resident Evil 5, Modern Warfare 2, Dawn of War 2, Borderlands, Operation Flashpoint: Dragon Rising — перечислять можно долго. Зачем играть в single player, если можно включить Skype, позвонить двум-трем друзьям, которые тоже купили игру, и, весело присвистывая при виде очередной толпы зомби, совместно проходить кампанию за кампанией? Верно, тренд налицо.
Единственное, что всегда отличало Left 4 Dead от всех остальных игр с кооперативом — это неизменно возникающее у игроков желание пострелять на тех же миссиях еще раз. А затем еще разок. И еще один. Не в последнюю очередь этому способствуют разные уровни сложности, достижения и режимы прохождения. И вопреки всем опасениям воистину гигантского коммьюнити, сиквел не только продолжил эту замечательную традицию, но и усугубил наркотические свойства игры.
Если же вы не играли в оригинальный Left 4 Dead, то главное, что нужно понять — это то, что игра невероятно динамична. Общий смысл каждой миссии в кампании — добраться до убежища, расстреляв по дороге NNN рядовых зомби и N боссов. Первые лезут отовсюду и совершенно бесконечны. То есть, если вы решили постоять на месте, рано или поздно на вас начнут волнами бежать визжащие, булькающие и хрюкающие зараженные, и мозги ваши им будут совсем не интересны. Вместо этого всю вашу команду растопчут, и вы останетесь лежать посреди какого-нибудь склада, окруженные трупами тех зомби, которых успели убить, прежде чем сами отбросили коньки. Еще больше усугубляют желание двигаться боссы — эти ребята расправятся с замешкавшейся жертвой быстрее, чем вы успеете сказать слово «рестарт». Командная игра при такой недружелюбной фауне крайне важна, поэтому, играя с ботами вместо живых товарищей, вы не получите и половины кайфа от успешного пройденного уровня. А теперь добавьте ко всему этому море крови и горы кишок, многопользовательские режимы игры и неимоверно разнообразные локации, и получите один из самых быстрых и зрелищных шутеров на рынке.
Собственно, в самой механике практически ничего не изменилось — сиквел предлагает нам все тот же сбалансированный, как хорошая катана, дизайн уровней, AI-режиссер по-прежнему отправляет на верную смерть сотни мелких и десятки больших живых мертвецов, а выживших все так же четверо, хотя модельки им и поменяли. Вместо того, чтобы изобретать велосипед, Valve расширили игру экстенсивно, добавив в нее несколько новых фич по принципу контент-пака.
Чуть выше я упомянул катану, и отнюдь не случайно — теперь в игре есть внушительное количество оружия ближнего боя, призванного помочь игроку быстро выбираться из окружения. Причем Doom’овская бензопила выглядит и работает действительно так же круто, как и в ролике. С холодным оружием связали несколько чертовски забавных достижений. А сковородка, бита для крикета и рок-гитара органично вписываются в атмосферу «смешного ужастика», где расчлененка, горы трупов и бомбардировка зараженного города вполне мирно соседствуют с забавными надписями на стенах, ироничными репликами выживших и рабочей мини-игрой тиром в парке аттракционов, который кишит голодными зомби.
В чем-то стилистика стала пересекаться с Duke. Вроде бы, в мире все плохо, но, в то же время, никто не мешает над этим посмеяться и доказать мобам, у кого разум органический, а у кого кремниевый. Аналогичная атмосфера присутствовала и в оригинале, но вот только там она не очень-то подкреплялась сюжетом. Все верно, отныне кампании связаны между собой сюжетной нитью, и маршрут, по которому движутся выжившие, ставит перед ними совершенно логичные задачи. Очевидно, именно на этапе постановки этих задач разработчики придумали новый режим игры — Сбор.
Учитывая, что единственной возможностью поиграть за зараженных в оригинале был режим Сражения, новый соревновательный мультиплеер особенно интересен. Суть режима сводится к сбору канистр на карте и заливке топлива из них в генератор. Время ограничено, а зараженные, задача которых — помешать выжившим, усугубляют острую необходимость в командной игре. Как только время заканчивается, команды меняются местами, и все начинается заново. Побеждает та команда, которая опустошила большее количество канистр в большем количестве раундов. Если же в каком-то раунде команды собрали одинаковое количество канистр, победа присуждается той, которая справилась с задачей быстрее.
Все карты в Сборе (да и в Выживании тоже) взяты из кампаний с внесением минимальных изменений. Учитывая, что на создание этого нового режима затратили минимум усилий, а результат превзошел все ожидания, можно надеяться на то, что со временем в каком-нибудь патче добавят и другие подобные режимы. Новые карты тоже не помешают. Пока же игроки вырабатывают тактики для уже существующих карт.
Полку кооперативных режимов тоже прибыло. Отныне помимо Выживания и Кооператива игроки могут зарабатывать достижения еще и в Реализме. Последний хорош для усложнения игры и усиления атмосферы. Здесь разработчики пошли по тому же пути, что и Codemasters в Operation Flashpoint: Dragon Rising — урезали интерфейс. Прицела нас в Реализме не лишают, однако патроны, оружие и товарищей по команде не подсвечивают, что сильно снижает шансы несыгранной команды пройти хоть сколько-нибудь далеко. Один из ачивментов в игре гласит: «Пройдите кампанию на экспертном уровне сложности при включенном реализме». Поверьте мне на слово, это воистину достижение, которым можно гордиться.
Но и на этом разработчики не остановились, решив поднять планку сложности еще выше. В игре есть три новых босса: Громила, Плевальщица и Жокей. Первый умеет разгоняться и сбивать с ног выживших, чтобы затем бить попавшегося на пути персонажа со всей силой о пол. Второй имеет AOE - плюется кислотой, снимая у выживших здоровье и поджигая попавшие в лужу канистры. Ну и, наконец, Жокей прыгает на голову выжившему и уводит его туда, куда ему прикажет AI-режиссер или игрок команды противника. Естественно, появились и новые виды рядовых зомби, которые вырядились в клоунские наряды, форму полицейских, строителей и костюмы биологической защиты.
Новые классы у зараженных существенно расширяют тактические возможности в Сборе и Сражении, позволяя проводить огромное количество комбинаций. К примеру, персонаж, которого раздирает Охотник, обречен на скорую и болезненную смерть, если на него плюнуть кислотой и облить блевотиной, Жокей может сбрасывать противников с большой высоты и опять-таки заводить в кислоту, а вовремя использованная способность Громилы может полностью изменить ход игры, сбросив всю команду противника с лестницы. Новые карты «задизайнены» таким образом, чтобы все зараженные чувствовали себя на них как дома. В итоге на, пожалуй, самой лучшей из существующих на данный момент карт для Сбора только для команды зомби есть четвертый этаж, благодаря которому, при грамотной игре Плевальщицей, можно оставить выживших без канистр очень быстро и просто.
Однако, Valve, безусловно, не могли оставить четвёрку (пока ещё) теплокровных беззащитной. Их снабдили большим количеством новых средств аннигиляции движущихся трупов. Стволов в Left 4 Dead 2 такое количество, что ему позавидуют многие FPS про вооруженные конфликты. Если в первой части нам предлагали помповое ружье и Uzi, чуть позже давали апгрейды в виде соответственно автоматического дробовика и M16A2, а также добавляли охотничью винтовку со снайперским прицелом, то в арсенале сиквела присутствует как минимум по две разновидности каждого вида оружия. Особенно интересны SCAR, гранатомет M79, AK-47 и автоматический дробовик SPAS-12. В общей же сложности игра насчитывает 14 видов оружия, включая два новых пистолета — Desert Eagle (Magnum) и P220.
Но какое же оружие без боеприпасов, верно? В игру добавили разрывные и зажигательные патроны, а также новый вид гранат, которые отвлекают на себя внимание зомби. Кроме того, командной игре способствуют лазерные прицелы.
На момент написания этой статьи единственная проблема игры касалась настройки выделенных серверов. Консольные команды для создания Сбора просто не работают. Серверов Steam предсказуемо на всех не хватает, в результате чего пинг порой зашкаливает и приходится часто возвращаться в lobby. Эту проблему, вероятно, скоро решат, ну а пока можно попробовать обойтись тем, что есть.
Что же касается нашумевшего бойкота игры, действия петиционистов оказались совершенно напрасными. Left 4 Dead 2 хороша, и я уверен, что к ней еще будут выпускать скачиваемый контент. Но даже сейчас на прохождение всех кампаний и первое знакомство с новыми режимами и картами мультиплеера уходит порядка 20-25 часов.
Единственное, что теоретически может смущать в игре — это цифра «2» в названии. Начать играть в Left 4 Dead со второй части — это, пожалуй, отличная идея. Вряд ли мир перевернулся, если бы сиквел был оригиналом, а карты из оригинала просто скачивались в виде контент-пака, но судьба и Valve распорядились иначе. В сухом же остатке имеем замечательный динамичный многопользовательский экшен для игры с друзьями, а это, безусловно, именно то, что нужно для снятия напряжения в хмурое время года.