Mafia 3
Разработчик Hangar 13
Издатель 2K Games
Официальный сайт mafiagame.com
Дата выхода Октябрь 2016
Жанр Экшен

С продолжениями хороших игр всегда сложно. Меняются вкусы широкой аудитории, вынуждая авторов следовать новым трендам и предлагать что-то свежее в рамках знакомой концепции. Иногда меняется и сама команда разработчиков. В итоге новые части теряют преемственность и самобытность. Примерно так случилось и с Mafia III — новые разработчики, новая эпоха и очередная попытка стать ближе к массовому игроку.

События новой игры развиваются в некоем городе Нью-Бордо на юге США, в котором узнается образ Нового Орлеана. На дворе конец шестидесятых — война во Вьетнаме, антивоенные протесты, хиппи, рок-н-ролл и расовая сегрегация. Бурный коктейль, главным ингредиентом которого станет Линкольн Клей — демобилизованный темнокожий здоровяк.

Если вы рассчитываете на какой-то бодрый вступительный эпизод с войной в джунглях Вьетнама, лучше расслабиться. Тема войны в Mafia 3 упоминается часто, но отражается в диалогах и воспоминаниях. На большее бюджета не хватило. Нет в новой игре и последовательного рассказа о том, как герой встал на криминальную дорожку. Если раньше нам раскрывали суть того, как протагонист становится бандитом и подонком, то теперь он подонок и убийца с первых минут. Не теряя времени, сюжет быстро бросает нас на ограбление банка, которое иногда прерывается флешбеками на несколько дней назад. Линкольн только вернулся в родной город и сразу подписался помочь своему наставнику, который является главарем местной банды. Жизнь у чернокожих не сахар, а потому каждый приличный парень должен быть членом своей криминальной семьи. И нам эту семью показывают. Теплая встреча, дружественные попойки в баре и мордобой со стрельбой в перерывах между такими позитивными роликами.

Дом, милый дом. Жизнь налаживается. А тут еще на связь с нами выходит главный криминальный босс Нью-Бордо из итальянской семьи. Нам делают предложение, от которого трудно отказаться. Огоньки зеленых дензнаков уже мелькают перед глазами, и большая железная дверь хранилища распахивается перед нами. Но тут-то план и начинается потихоньку рассыпаться. В самый неподходящий момент срабатывает сигнализация, вынуждая отстреливаться от набежавших полицейских. Для побега приходится подорвать пол под хранилищем, а потом удирать на катере по каналам.

Пацаны практически пришли к успеху, не подфартило в самом конце. Итальянский мафиози решил кинуть семью Линкольна и полностью закрыть вопрос. Момент триумфа оборачивается жуткой бойней, в которой герой чудом выживает. Клей теряет все, и жуткое циничное предательство рождает в нем волну гнева и желания мести. Здоровяк не просто хочет уничтожить обидчика, он хочет лишить его всего.

Чтобы сбросить главного злодея и подонка с пьедестала, нужно навести шороха в городе и сильно подпортить его криминальный бизнес. Линкольн выходит на тропу войны, обращаясь к старому боевому товарищу из спецслужб. Заодно нужны сообщники и союзники в криминальном мире Нью-Бордо, поэтому нужно привлечь на свою сторону местных воротил из отдельных этнических банд. Начинается захват города и продвижение по пути мести.

До ключевого сюжетного момента в Mafia 3 проходит довольно длинный отрезок времени из перемежающихся флешбеков. Все это создает насыщенное повествование, где различные события сочетаются с разнообразными геймплейными ситуациями. Попутно нам демонстрируют отрывки из закрытого расследования федеральной комиссии по событиям в Нью-Бордо и воспоминания некоторых второстепенных персонажей. Такая манера повествования сохраняется на протяжении всей игры. И если непосредственно сами события не раскрывают какие-то моменты, то это делается за счет дополнительных вставок. Некоторые монологи лучше обрисовывают и психологический портрет героя, создают определенный эмоциональный настрой.

Такая манера подачи и насыщенность событиями является главными плюсом начальных этапов игры. С точки зрения геймплея поначалу все печально — бессмысленные поездки, кривые драки, убогий стелс и неубедительная стрельба.

Первая же крупная перестрелка в банке демонстрирует однотипный интеллект противников и их кривоватую анимацию. Ощущение от стрельбы странное. Вроде бы и оружие ухает неплохо, и реакция у тушек разная в зависимости от попадания в различные части тела, но визуально выглядит неубедительно. Почти нет частиц в месте попадания пуль, хотя вы укрываетесь за деревянными паллетами и пачками денег. Последующий эпизод со стелсом тоже простоват, поскольку механика скрытного передвижения имеет много условностей.

Базовый геймплей на протяжении игры почти не меняется. Но разные элементы и возможности вместе работают намного лучше. Если вам нужно нейтрализовать группу врагов, вы можете подходить к задаче по-разному: ломиться с дробовиком через парадный вход или обходить противников вдоль ящиков и тихо снимать из-за угла. Герой даже умеет переносить трупы, чтобы прятать последствия своих действий. Но в реальности важнее правильная позиция, тогда Линкольн не просто насадить врага на свой нож, но и сразу спрячет за углом. Механика таких приемов очень напоминает действия Адама Дженсена из Deus Ex. И скрытность работает примерно так же — главное прильнуть к ящику. Выманить цели по отдельности можно свистом.

В помощь тем, кто выберет тактику диверсанта предусмотрено читерское зрение-рентген, подсвечивающее врагов и полезные предметы.

Ситуация может измениться в любой момент. Если вы неосторожны, вас обнаружили и началась стрельба, то нужно действовать активно, менять позиции и обходить врагов, которые не сразу реагируют на смену позиции. Можно использовать окружение, привлекать внимание какими-то действиями или подрывать бочки с топливом. Есть элемент тактики и планирования. Нужная точка может иметь несколько подходов и путей. Где-то можно пройти через черный ход, где-то можно подобраться на крыши и задействовать снайперское оружие. Благодаря этому вы импровизируете и разнообразно подходите даже к однотипным миссиям.

Сюжетные миссии развиваются в несколько этапов и могут ставить игрока в какие-то интересные ситуации. Все побочные миссии выстроены по схожим шаблонам. В разных регионах полно однотипных заданий, но фактор вариативности в подходе к их выполнению сохраняет интерес. Хотя часто нас повторно посылают в место, где мы уже были, и это откровенно раздражает.

Суть игры в том, чтобы сколотить свою организацию. Чтобы получить союзника и откаты с него, нужно вернуть им полный контроль над бизнесом, выполнив ряд заданий. При этом игра не навязывает полное выполнение всех побочных миссий, Достаточно нанести определенный урон, после чего на карте появится точка с главарем. А уж после его нейтрализации или вербовки контроль над районом переходит к союзникам. Среди последних, кстати, будет и постаревший Вито Скалетта из Mafia II.

Помощь дружественным группировкам вознаграждается не только откатами, но и бонусами. Продвижение по цепочке вторичных заданий откроет шумную приманку для врагов, позволит вызывать фургон с оружием и подкрепление из банды, использовать гранаты и задействовать другие возможности.

Также вы можете заниматься сбором множественных коллекционных предметов — детали, журналы. Процесс этот не вызовет сложностей, поскольку взлом телефонных коммутаторов подсветит все такие предметы на карте.

Фактор транспорта играет небольшую роль. По большей мере это лишь средство доставки из одной точки в другую. Случаются погони, но они обставлены простовато. Мы просто гоняемся за кем-то или пытаемся оторваться от преследователей. Mafia 3 не ставит задач по развитию своего автопарка и коллекционированию новых машин.

По умолчанию игра предлагает простой режим управления машинами. При желании вы можете включить режим симуляции, что усложнит контроль над автомобилями и сделает их более тяжелыми и инерционными. С физикой столкновений все плохо. Повреждения никак не сказываются на рабочих характеристиках. Визуальные изменения и вмятины появляются неохотно, ничего не отлетает при стрельбе. Раздражает, что многие элементы окружения нельзя сбить — в одном месте вы сносите забор, а в другом этого нельзя сделать, столбы сбиваются не все, проехать сквозь кусты невозможно. Поэтому при попытке срезать через дворы нужно быть максимально аккуратным, иначе рискуете застрять.

В плане взаимодействия с миром у Mafia III полно и других проблем. К примеру, машины не сбивают героя, а просто толкают. Вылезти из воды на пологом берегу часто не получается, лишь на пирсе или в каких-то предусмотренных зонах. Физика разрушаемых объектов и отдельных уничтожаемых укрытий примитивная.

Самые неоднозначные впечатления от графики. Картинка слишком мутная и смазанная. И зато это туманное изображение приходится расплачиваться какими-то дикими системными требованиями.

С другой стороны, игра демонстрирует действительно объемное освещение, хотя это и связано с эффектом плотного воздуха. Учитываются особенности отраженного света. В лужах вы видите честное отражение с бликами, а иногда даже мелкие металлические элементы поражают разным бликовым рисунком. Хотя отражения в обычных зеркалах уже стали темой многочисленных шуток.

В моменты рассвета или заката город особенно красив, но интенсивность световых бликов бывает запредельной. Также приятная картинка во время дождя с лужами и отражениями. Без такой игры света город может обрести привычный серый вид и утонуть в вязком «тумане». У графического движка чувствуется потенциал. Но пока это грубо выточенная топором заготовка.

Сразу рекомендуем отключить размытие, что смазывает картинку в движении. Заодно понизьте качество сглаживания до минимума, это незначительно улучшит четкость, но не изменит общую ситуацию. В игре явно используется TAA, которое и дает определенное размытие. В других играх это компенсируется фильтром резкости, но авторы Mafia таким не озаботились.

Музыкальное оформление подобрано под стать выбранной эпохе. Мелодии шестидесятых создают нужную атмосферу и отлично ложатся на сюжетные сцены.

Прошлые части Mafia имели определенный криминальный шарм и непростую историю. В новой части больше показухи. Основная сюжетная линия развивается бодро, есть яркие персонажи, но в сюжете меньше глубины и тонких нюансов. Нечто похожее и с геймплеем. Mafia III масштабнее, дает больше возможностей, но в отдельных аспектах проще и примитивнее. Правильно выстроенные миссии, позволяющие использовать весь спектр возможностей, играются интересно. Но многие побочные задания страдают однообразием и даже гоняют нас по одинаковым местам. Во время игры больше вспоминаются какие-то клоны вроде Godfather, а не первые части Mafia. Еще есть ряд технических недоработок, примитивная физика и спорная графика. Тем не менее, Mafia 3 не так уж и плоха, и в чем-то даже хороша. Если рассматривать ее как самостоятельную игру, то это неплохой боевик в открытом мире, без претензий на что-то выдающееся.