Mass Effect 3 | |
Разработчик | BioWare |
Издатель | Electronic Arts |
Официальный сайт | masseffect.com |
Дата выхода | Март 2012 |
Локализатор | Electronic Arts |
Жанр | Ролевая игра (RPG), тактический шутер |
Вдохнув жизнь во вселенную Mass Effect разработчики дали начало истории, за которой мы пристально следим с 2008 года. Мир будущего, накануне великой войны, стал близок миллионам игроков. А Шепард моментально взошел на пьедестал самых известных компьютерных героев. Со второй части стало ясно, что культового статуса Mass Effect уже не избежать. Но задав высокую планку, очень трудно не упасть ниже и достойно закончить трилогию. Тем не менее, BioWare это удалось. Третья часть космической оперы оказалась еще зрелищнее, напряженнее и глубже по сюжетному наполнению. Час X пробил. Война на пороге, и мы в эпицентре борьбы за спасение человечества и всех цивилизаций галактики.
Случилось то, о чем безуспешно пытался всех предупредить Шепард в прошлой части. Грядет время перемен и потрясений. Угроза истребления всего живого близка как никогда. Пророки Апокалипсиса услышаны, но слишком поздно. Карающее орудие вселенского рока готово начать свою кровавую жатву. В битве за выживание и будущее противостоять надвигающейся армаде смерти сможет лишь неукротимая надежда и отчаянный героизм. Отступать некуда. Жнецы начали истребление разумной жизни. Вначале дальние рубежи, а потом и сама Земля. Причем вторжение начинается внезапно, заприметить огромный флот в Солнечной системе до начала атаки на планету почему-то никто не успевает. Главный герой в этот момент как раз был вызван на разъяснительную беседу по поводу сотрудничества с террористической организацией «Цербер». Но вместо пламенных речей приходится спасаться от взрывов и, схватив пистолет, вспоминать старые навыки по уничтожению синтетических зомби-хасков.
Мир вокруг ввергается в хаос. Огромные шагающие жнецы разрушают город и сеют смерть. И в этот тяжелый час Шепард, быстро восстановленный в звании, получает свое последнее и самое важное задание — объединить всех и привести подмогу.
Это и есть основная фабула игры. Нам нужно приложить все свои дипломатические и военные навыки, чтобы сплотить разные цивилизации, отбить Землю и поставить точку в противостоянии с Жнецами. Ну а пока мы будем этим заниматься, оставшимся на Земле придется изрядно попотеть и защищаться своими силами.
Хотя враг угрожает каждому, инопланетные расы не стремятся встать под одни знамена. По-прежнему кругом царят политические дрязги и интриги. И чтобы добиться расположения союзников, нужно будет вначале помочь им.
Поначалу такой подход немного разочаровывает. Уж больно все предсказуемо выходит. Да и некоторые другие моменты в сюжетной завязке взывают вопросы. «Цербер», сотрудничество с которым было вынужденной мерой, теперь окончательно становится врагом номер 2 после жнецов. Их руководитель, Призрак (Illusive Man), не считается с жертвами, в том числе с людьми. Все это уже никак не согласуется со статусом радикальных защитников человечества. Но история Mass Effect 3 не проста. Сюжет многогранный. Он напоминает мозаику, собирая части которой нам в итоге открывается общая картина. И очень быстро все это затягивает настолько, что в мир игры уходишь с головой. Интрига поддерживается до самого финала. Главной целью становится воссоздание мощного оружия «Горн», которое должно остановить нашествие Жнецов. Но удастся ли выполнить это задание, и что вообще из себя представляет данное устройство, никому толком не ясно.
Основная сюжетная линия вскрывает множество глобальных конфликтов. Шепарду придется пытаться урегулировать многолетние противостояния между старыми врагами. И часто достигнуть компромисса между всеми участниками невозможно. Нужно встать на сторону одних, чтобы заручиться их поддержкой, пожертвовав интересами других. Четкого разделения на белое и черное нет. Расставив какие-то личные приоритеты вначале миссии, игрок потом может столкнуться с многими фактами, которые заставят изменить свое мнение. Mass Effect 3 раскроет первопричины войны геттов и кварианцев, приоткроет завесу тайны над прошлым кроганов, показав иную их сторону — не агрессивную, а созидательную. Всплывут на поверхность тайны и секреты других цивилизаций. Игра покажет проблемы сосуществования разных существ и сложный мир, балансирующий на грани.
Все это постепенно подводит нас к финалу, в чем-то неожиданному, а в чем-то абсолютно логичному. К идее того, что Жнецы лишь инструмент поддержания порядка нас подводят давно. И к концу игры это становится ясно в полной мере. За машинами смерти стоит иная сила и сущность, которая поддерживает баланс. Концовка игры не предлагает простых объяснений и решений, раскладывая все по полочкам. Она показывает насколько Вселенная сложнее представлений населяющих ее существ. Перед нами встает непростой по своей сути выбор, который ставит перед игроком философские вопросы о смысле бытия, величии Вселенной и ничтожестве населяющих ее созданий. У Mass Effect 3 нет банального happy end. Игра предлагает иной взгляд на мир со сложным будущим, где оптимальным вариантом будет новый виток развития разумной жизни, новая форма симбиоза всего сущего, новый смысл бытия. Это единственная возможность вырваться из оков эволюционной цикличности, потеряв свою сущность, но став частью чего-то нового и величественного, частью новой Вселенной.
За великолепным финалом кроется иная проблема. Много приложенных усилий для сбора военных ресурсов не находят своего реального отображения в развитии финальных событий. То есть игрок не чувствует отдачи от многих своих действий по сбору максимально возможной армии. Достаточно лишь достигнуть определенного предела для начала последнего наступления, дополнительные силы никакой роли не сыграют.
Как и раньше, нам открыта карта Галактики, на которой мы выбираем систему, в которую отправимся. Выполняя основные и побочные задания, побываем как на знакомых планетах, так и на абсолютно новых. Исследование систем на наличие полезных ресурсов тоже присутствует. Но теперь не надо сканировать каждую планету. На «Нормандии» есть радар, который подсветит ключевые объекты в системе. Правда его использование привлекает Жнецов, так что нужно быть всегда настороже и готовиться быстро удирать. Вместо сбора минералов теперь мы ищем военные корабли, ученых и древние протеанские артефакты. Все это пригодится для усиления военного флота, разработки «Горна» или просто принесет финансовый доход.
Взаимосвязь с прошлыми играми проявляется везде. Взаимоотношения с другими персонажами и цивилизациями будут зависеть от старых поступков. Ну и сама наша команда тоже будет зависеть от того, кого мы сумели сохранить в Mass Effect 2. Можно начать игру и без импорта старых сохранений. Это не создаст особых проблем по нормализации отношений с ключевыми персонажами. Но некоторых знакомых уже можно и не встретить.
Романтические отношения никуда не делись. Но какая-то болезнь по навязчивому продвижению нетрадиционной любви, чем в последнее время не радует BioWare, нашла отображение и здесь. Хнычущий темнокожий пилот челнока, вспоминающий о погибшем муженьке, вызывает дикое раздражение.
Суть диалогов не изменилась. Колесо предлагает нам несколько вариантов ответов, отображая не саму фразу, а ее эмоциональный смысл или основную суть. В зависимости от поведения и разрешения споров мы получаем очки героя или отступника, что открывает дополнительные фразы для убеждения собеседников.
Из-за краткого изложения сути фраз не всегда понятно, какая именно соответствует темной или светлой линии поведения. Но таких недоразумений немного. Забавно другое. На фоне сложного мира без четкого деления на плохое и злое разделение на «героя» и «отступника» однозначное и порою даже наивное. В системе непростых взаимоотношений геройские юношеские порывы часто вызывают здоровый скептицизм.
В игре много таких ситуаций, где для получения очков рейтинга нужно лишь послушать диалог случайных прохожих и поддержать кого-то из них. Некоторые вторичные задания реализованы таким же образом, без диалогов. Подслушали чей-то телефонный разговор, принесли персонажу нужное устройство и получили награду.
Второй Mass Effect 2 был упрощен по ролевой части, но перестрелки стали динамичнее и продуманнее. Третья часть вобрала все лучшее из предшественников. Тут и нормальная система развития, как в первой части, и насыщенный игровой процесс во время боя. Все завязано на укрытиях и умелом использовании поддержки своих напарников, что делает игру очень похожей на тактический шутер. Команда всегда состоит их трех человек. Напарники неплохо справляются и сами, пользуясь укрытиями и своими спецспособностями. Прямое вмешательство необходимо при значительном преимуществе врага, чтобы подавить огнем отдельных противников или отвлечь их. Прибегать к ручной расстановке товарищей и вовсе придется редко – лишь в самых сложных ситуациях.
Каждый персонаж в команде имеет свои особенности: разные возможности по использованию оружия и разные спецприемы. Некоторые способности у определенных героев дублируются, но есть и уникальные. Универсальная команда должна включать как бойца, так и сильного биотика. Первый ловко орудует мощным оружием и использует убойные умения против самых толстокожих врагов. Второй дезорганизует противника, отбрасывая их в стороны и поднимая в воздух. Технический специалист силен против кибернетических врагов. Слаженное использование умений всей тройки является залогом успешного исхода боя. Особенно, если враг защищен толстым слоем брони или щитами.
Противники разнообразны и требуют разного подхода. В активе «Цербера» бойцы, которые используют дымовую завесу, снайперы и ниндзя с мечами. Из тяжелой техники — «Атлас», управляемый бойцом. У него мощная броня и щиты. Если бить прицельным огнем только по кабине, то можно уничтожить солдата, не выведя из строя робота. Тогда удастся и самому воспользоваться этой боевой машиной.
Подручных Жнецов стало больше, ведь они успели захватить много планет, превращая их население в подконтрольных зомби. Турианцы превращены в «сборщиков», использующих винтовки и восстанавливающих более простых «каннибалов». Азари превращены в «баньши» с мощной защитой и биотическими способностями. Кроме них будут и другие существа, атакующие не только с земли, но и с воздуха.
Здоровых монстров стало намного больше. Да и те что помельче любят нападать большими отрядами. Битвы выглядят динамичнее, врагов на поле боя больше. Хотя крупные масштабные побоища и сражения представлены лишь в виде роликов. В самой игре все действие ограничено определенной территорией, а в самых тяжелых эпизодах заставляют отражать множество волн атакующих. Особенно это проявляется в конце. Игра превращается в футуристический Call of Duty, где каждую точку приходиться выбивать ценой неимоверных усилий под градом пуль, лучей энергетического оружия и под канонаду взрывов. А последняя пробежка под огнем Жнеца вызывает прилив адреналина не меньше чем привычные уже игрокам высадки на Омаха-Бич.
Дизайн уровней стал замысловатее. Кроме прямых коридоров с укрытиями много территорий с хитросплетением разных строений, проходов и несколькими этажами с лестницами. Это дает больше свободы для тактики и делает перестрелки намного интереснее. Тем более, что враги могут обойти с фланга и с тыла, безопасных территорий нет. Нужно действовать очень активно и контролировать все направления. Некоторые миссии часто предлагают лишь зачистку и удержание такой территории без длительных путешествий и исследований.
Такие уровни специально рассчитаны на мультиплейер, впервые появившийся в серии. Игра предлагает задания для кооперативного прохождения. Четырем игрокам нужно продержаться определенное время на карте в режиме «выживания» до прибытия транспорта. Выполнение таких заданий влияет на одиночную компанию, немного повышая уровень готовности перед финальной битвой.
Графика с прошлой части не изменилась. Хотя стало больше крупных уровней с проработанными задними планами. Плюс световые эффекты и разные блики делают изображение приятнее. Исчез эффект зернистости. Из-за этого картинка стала четче, но стали больше бросаться в глаза слабенькие текстуры и некоторые другие огрехи. Поэтому определенные локации выглядят невзрачно. Взрывы и разные вспышки неплохо смотрятся в режиме паузы, когда можно покрутить камеру. В целом, графика по нынешним временам средненькая, но порою Mass Effect 3 радует глаз симпатичными пейзажами. Системные требования очень скромные. Высокую производительность в Full HD способны обеспечить даже low-end видеокарты современного поколения.
Звуковые эффекты сочные и насыщенные. Саундтрек велоколепен. Музыкальные композиции отлично подчеркивают пафос и придают нужный эмоциональный окрас.
Игра Mass Effect 3 сумела отлично завершить великолепную трилогию, окончательно переведя ее в статус культовых. Отличное сочетание ролевой игры и динамического шутера с укрытиями. Насыщенный разноплановый сюжет, который по глубине превосходит все фантастические фильмы последних лет. Многие события сопровождаются непростым выбором со стороны игрока, когда отдать предпочтение тому или иному варианту сложно из-за неоднозначности ситуации. Единственно верного и правильного пути нет, придется кем-то и чем-то жертвовать ради спасения большинства. Таков тернистый путь героев и спасителей. Проблематика, затрагиваемая в трилогии, выливается в финал, который возлагает на наши плечи тяжесть экзистенциального выбора будущего всей разумной жизни. Отличная точка в этом ярком повествовании. Есть, конечно, небольшие спорные моменты. Да и много уловок, чтобы подкупить массового зрителя. К примеру, для придания зрелищности битвам в космосе авторы решили сопроводить их звуками выстрелов и взрывов. Так что Mass Effect хоть выглядит современнее и актуальнее многих фантастических кинофильмов, но от наследия массовой фантастики не избавился. Если отбросить литературные произведения, то трилогия Mass Effect, возможно, самое яркое явление в массовой культуре со времен появления на киноэкранах Star Wars. Такую игру нельзя пропустить.