В 2015 году журнал Psychology of Popular Media Culture опубликовал результаты исследований оксфордских ученых на тему влияния видеоигр на поведение детей. Было опрошено более 200 детей с 10 до 13 лет об их игровых привычках. Также учителя рассказали об их успеваемости и способностях справляться с проблемами.

Результаты показали, что нет никакой взаимосвязи между агрессивным поведением ребенка и жестокостью в играх. Наоборот, дети, играющие меньше трех часов в день, легче справлялись с трудностями, а их успеваемость была высокой. Ученые сделали вывод, что на поведение ребенка гораздо больше влияет именно количество часов регулярно проводимых за видеоиграми, нежели качество игрового контента.

Тем не менее, маловероятно, что подобные заявления успокоят общественность. Дискуссии на эту тему ведутся практически с момента зарождения индустрии и не собираются затихать.

Death Race

И первый случай моральной общественной паники уходит корнями аж в 1976 год. Казалось бы, что в годы аркадных автоматов Pong и Space Invaders могли выпустить такого, чтобы заставить волноваться США на национальном уровне.

«В 2000 году сбивать пешеходов больше не карается законом, теперь это национальный спорт» — таким стал слоган игры Death Race. Компания-разработчик Exidy позаимствовала название у фильма Death Race 2000 с Сильвестром Сталлоне, в надежде привлечь внимание фанатов ленты. Аркадный автомат, украшенный черепами, предлагал соревноваться в сбивании «гремлинов» за очки. И всего за 25 центов.

По словам писателя Стива Кента, автора книги The Ultimate History of Video Games: «людей больше всего разозлил момент, когда ты сбиваешь пешехода. Во время столкновения звучит характерный звук и появляется маленькая могила». Этого хватило, чтобы популярная новостная передача 60 Minutes посвятила целый выпуск психологическому влиянию видеоигр на игроков.

В итоге публика отвернулась от игры, и Exidy пришлось снять Death Race с производства. По слухам, было произведено не больше 500 копий, и к концу 80-х их уже невозможно было нигде достать.

Carmageddon

Идейной наследницей Death Race стала Carmageddon. Разработчики из Stainless Games заранее понимали, с чем им придется столкнуться, ведь делали игру, где успех определяется усердием в сбивании убегающих в страхе пешеходов. Не удивительно, что еще до релиза на Carmageddon обрушился шквал критики и даже отказ в сертификации у себя на родине, в Англии.

Вы думали роботы и зомби с зеленой кровью появились в игре в качестве разнообразия? На самом деле, таким образом, разработчики пошли на компромисс с целью пройти, наконец, сертификацию. И, тем не менее, британцы из организации British Board of Film Certification наотрез отказывались поставить рейтинг игре и требовали убрать из Carmageddon любой намек на человеческие внутренности.

Это был явный перебор, и на этот раз критика полилась в сторону BBFC. Организацию обвиняли в некомпетентности и предвзятости. В том, что она руководствовалась в первую очередь медийным шумом, и мнением критиков, зачастую никогда не игравших в Carmageddon. В итоге спустя десять месяцев, первоначальная версия игры была сертифицирована и допущена к продаже.

Надо сказать, что победа Carmageddon не прошла бесследно и заставила более внимательно подходить к процессу сертификации будущих игр.

Postal 2

Если вы когда-нибудь переедете жить в Новую Зеландию, ни в коем случае не покупайте там Postal 2, как бы сильно вам этого не хотелось. В противном случае вам грозит 10 лет тюрьмы и штраф в размере $50000.

Причем Новая Зеландия не исключение в своей неприязни к работе студии Running with Scissors. Австралия, Малайзия и Германия также запретили игру у себя на территории.

Добавила перцу ситуация с перестрелкой в Монреале. 13 сентября 2006 года 25-летний Кимвир Джилл устроил стрельбу в местном колледже и затем покончил жизнь самоубийством. В результате — один погибший и 19 пострадавших. Медиа сослались на тот факт, что Джилл совершил преступление под влиянием компьютерных игр, среди которых была Postal 2.

В это очень легко было поверить. Ведь с Postal 2 разработчики позволили себе все, что только можно. Отрубание голов персонажей лопатой, сжигание прохожих заживо, использование котов вместо глушителя — вот малая часть предлагаемого нам досуга в милом городе Paradise.

Сами же разработчики подходят к критике с юмором. Собственно одно из первых заданий в игре — защитить компанию Running with Scissors от набега озверевших и уничтожающих все на своем пути противников жестокости в видеоиграх.

Несмотря на все вышеперечисленное, многие игроки наоборот увидели в Postal 2 очень четкую и ироничную карикатуру на общество, испорченное и развращенное такими вещами как телевидение.

Кстати, разработчики из Running with Scissors утверждают, что игру возможно пройти не прибегая к виртуальному насилию вообще. Жаль только никто не пробует.

Интересный факт: франшиза Postal получила безызвестную экранизацию в 2007. Вполне ожидаемо, что режиссером фильма стал легенда сомнительного переноса игр на большой экран Уве Болл. Результат также оказался предсказуемым.

Mortal Kombat

В 1992 году Mortal Kombat потряс игроков своими «Fatality». Выдирание позвоночников и отрывание голов противников быстро нашли дорогу к сердцам фанатов файтингов.

Но когда компания Nintendo готовилась выпустить ее на своих системах, возникла дилемма. Приставка Super Nintendo снискала обожание детей, и неожиданное появление кровавого Mortal Kombat среди Zelda и Mario вызывало сомнения. Чтобы совсем не шокировать публику, глава Nintendo попросил заменить цвет крови с красного на зеленый, и отредактировать эти самые Fatality.

Эта попытка цензуры провалилась. Версия от компании Sega, которая также выпустила игру на своей приставке Mega Drive, позволяла с помощью кодов вернуть кровавый режим. В результате Sega продала намного больше копий игры, чем Nintendo.

Настоящие же проблемы у серии начались тогда, когда сын американского политика Билла Андерсена попросил отца купить ему Mortal Kombat. Андерсен показал игру тогдашнему сенатору от штата Коннектикут Джозефу Либерману, и на серию обрушилась критика. Либерман заявил, что игровая индустрия должна установить систему саморегулирования во избежание санкций.

За следующие пять месяцев индустрия создала Entertainment Software Rating Board — организацию, определяющую рейтинг для видеоигр. И первым ее решением стало присвоить Mortal Kombat рейтинг «M» (От 17 лет), тем самым существенно сократив аудиторию, способную приобрести игру.

Интересный факт: в 2011 году Mortal Kombat попала в Книгу рекордов Гиннеса как серия, чей рекламный постер к MK: Deadly Alliance подвергся цензуре еще до выпуска самой игры.

Thrill Kill

Но есть игра, по сравнению с которой любая часть MK выглядит как добрая детская аркада. Хотя Thrill Kill так официально не вышла ни на одной платформе, ее легко можно найти в сети и убедиться в этом самому.

Ядерный файтинг для Sony Playstation с возможностью играть вчетвером на одной арене. Игра собиралась составить достойную конкуренцию любому аналогу, но разработчики явно перестарались. В принципе, студия Paradox Development никогда и не отрицала, что специально перешла все мыслимые границы, дабы привлечь внимание игрового сообщества.

Игра получилась настолько экстремальной, что ей впервые в истории планировалось поставить рейтинг «AO» (только для взрослых). Персонажи с отрубленными конечностями, пьющие кровь, тонна сексуального контента, что уж говорить, даже звуки в игре и те попали под цензуру.

Развлечения разработчиков закончились, когда Electronic Arts купила Virgin Interactive, изначального издателя игры. Разработка Thrill Kill моментально была остановлена, так как новый издатель не захотел рисковать репутацией и выпускать «неразумно жестокую игру». К слову, EA даже не попыталась перепродать тайтл другому издателю. Она просто поставила крест на почти готовом проекте.

Интересный факт: в 1999 году Paradox Development выпустили файтинг Wu-Tang: Shaolin Style. По сути это та же Thrill Kill только в другой обертке. Основой для сюжета и персонажей стали сценические образы знаменитой хип-хоп группы Wu-Tang Clan.

Grand Theft Auto

GTA — настоящий чемпион в сегодняшней статье. Абсолютно все игры любимой франшизы подвергались нападкам цензоров. Причем не только по поводу жестокости. Было все: от укоров по поводу симуляции вождения в пьяном виде от общества «Матери Против Вождения в Пьяном Виде» (да, такое действительно существует) до серьезных заявлений, что серия разжигает межнациональные конфликты.

Судебные иски от кинозвезд, утверждающих, что их внешность и историю жизни использовали без разрешения. Протесты защитников детей, делающие серию только популярней. Известный американский адвокат и активист Джек Томпсон даже написал гневное письмо матери директора Take-Two Interactive — материнскую компанию Rockstar Games.

Количество убийств, к которым примешивают GTA, вообще переходит все границы и продолжает расти. Только после выхода пятой части были уже случаи убийств и краж, в которых преступники ссылались на GTA 5 как на источник вдохновения. Не на пользу сыграл и тот факт, что в пятой части продемонстрирована самая жестокая сцена за всю историю серии, в которой персонаж Тревор пытает жертву и, в том числе, вырывает кусачками у него зуб.

Интересный факт: серия GTA занесена в книгу рекордов Гиннеса как «Самая обсуждаемая серия игр в истории».

Manhunt

Еще одно детище от Rockstar Games, на судьбу которого цензура повлияла куда больше чем на GTA. По сюжету главный герой просыпается в неизвестном ему месте и становится объектом исследования неизвестного «Режиссера». Чтобы выжить, игроку необходимо расправляться с врагами подручными средствами: бейсбольными битами, молотками, ножами, пластиковыми пакетами. Чем брутальней будет совершенно убийство, тем больше очков получает игрок.

Один из разработчиков позже признался, что всей команде было не по себе от чрезмерной жестокости в игре. Они чувствовали, как переходят черту, но не могли объяснить зачем.

Позже, игру связали с делом об убийстве 14-летнего Стефана Пакира его 17-летним другом Уорреном Лебланом. В комнате убийцы обнаружили копию Manhunt и тут же обвинили Rockstar Games. Родители Леблана даже наняли в качестве адвоката того самого Джека Томпсона, известного противника всех игр компании. Однако после судебной экспертизы стало ясно, что мотивом для убийства было ограбление, нежели подражание действиям в игре. Но репутацию Manhunt уже было не спасти, и торговые партнеры Rockstar Games, такие, как Game и Dixons, сняли ее с продажи.

После истории с первой частью Manhunt 2 приговорили еще до выхода. Общественность была шокирована самим фактом, что Rockstar решили сделать сиквел. С новой графикой игра смотрелась еще более реалистичной, а убийства в игре стали еще более изощренными. Особенно подверглась критике версия для Nintendo Wii. С помощью контроллера приставки получилась реалистичная симуляция движения рук, в которой при движении вперед герой ударял врага, а при движении рукой в сторону перерезал ему горло. Для полной картины не хватало разве что контроллера в виде пластикового пакета, и вскоре на игру наложили рейтинг «AO» и сняли с продажи во многих местах.

Hatred

Для видеоигр получить рейтинг «AO» — все равно, что смертный приговор. Тайтлу, получившему такой рейтинг закрыта дорога на все консоли, и в большом количестве стран ее не допустят к продаже. В основном он доставался играм за наличие сексуального контента. Прецедентов же, когда игра получала «AO» за жестокость индустрии, можно пересчитать по пальцам. Недавняя Hatred стала третьей за историю.

«В наше время игры разрабатывают политически корректными и вежливыми, — заявляют разработчики из Destructive Games. — Мы хотели выступить против тренда, создать что-то другое, что подарило бы игрокам истинное удовольствие от процесса. Наша игра такая, какая она есть, и нам не за что извиняться».

Hatred нашумела еще до выхода своими трейлерами, в которых мрачный субъект жестоко расправляется с NPC и размышляет о бренности жизни. Несмотря на порицание со стороны критиков, игровое сообщество увидело в этом для себя нечто провокационное и желанное и как следует поддержала игру. Спустя всего два часа после релиза на Greenlight Hatred получила 13148 голосов.

Затем ни с того ни с сего Valve убрали игру со своего сервиса. Возмущению игроков не было предела ведь на Steam можно приобрести те же GTA и Manhunt. Однако на следующий день, глава Destructive Games, Ярослав Зелиньский получил письмо от Гейба Ньюэлла. В письме Гейб рассказал, что решение удалить игру было принято без его ведома. Он принес извинения и вернул Hatred обратно на Greenlight.

Обидно, что решение Ньюэлла не спасло игру. После релиза критики вместе с игроками разделили разочарование от неоправданных ожиданий и однообразия получившейся игры.

***

Список на этом, естественно, не заканчивается. Было, например, много претензий к God of War и Doom. Даже к Phantasmagoria и Night Trap. Экшен Soldier of Fortune вообще отправили в категорию порнофильмов.

И, несмотря на то, что активисты не собираются отступать, вне индустрии достаточно защитников свободы слова в играх. Они придерживаются агностической точки зрения и, по их мнению, невозможно дать точный ответ на вопрос, разрушает ли психику жестокость в играх.

Примечательно, что один из авторов вышеупомянутых исследований подытожил: «Результаты ясно показывают, что видеоигры — не более чем еще одна форма игры для детей, живущих в цифровую эпоху. Фактором влияния является сам факт игры, а не игровая составляющая».