Прошел почти год с момента как Хидео Кодзима покинул Konami. Своим уходом один из самых влиятельных и преданных делу геймдизайнеров поставил крест на будущем своего главного детища — Metal Gear.

На прошедшем в августе Gamescom была анонсирована Metal Gear Survive, выпуск которой планируется на 2017 год. Пока известно, что Survive является спин-оффом, рассказывающим о событиях, произошедших между Ground Zeroes и The Phantom Pain.

Анонс вызвал много критики в игровом сообществе, и это не удивительно. Большинство расценивают Survive как попытку подоить успешный бренд, и никто не верит, что возможен успех без отца основателя.

Антология Metal Gear

1987 — Metal Gear

(Платформы: MSX2, NES, MS-DOS, Commodore 64, Mobile phone, GameCube, Wii Virtual Console, PS2, PS3, PS Vita, Xbox 360)

Игра, ознаменовавшая рождение стелс-экшена. Как уже давно заведено в игровой индустрии данная революция произошла случайно. Еще совсем молодому Кодзиме было поручено возглавить экшен-проект со стандартной боевой системой для компьютеров MSX2. Несовершенство платформы не позволяло выводить на экран большое количество движущихся объектов, поэтому Кодзима сделал главной целью игрока уход от конфликта. В том же году был выпущен порт для NES, и игра была представлена на американском рынке.

Антология Metal Gear

В Metal Gear мы впервые встречаемся со Снейком и Биг Боссом. Несмотря на то, что в момент разработки Кодзима не задумывался о продолжении серии, все события первой части до сих пор считаются каноническими. Также, именно в самой первой Metal Gear зародились фирменные элементы серии. Все эти радиопереговоры, харизматичные главари, и регулярно переворачивающая все вверх ногами драма присутствовали с самого начала и отлично задавали атмосферу.

Антология Metal Gear

1990 — Snake’s Revenge

(Платформы: NES)

Ни в коем случае не путайте данную версию с подлинной второй частью серии. Snake’s Revenge — это всего лишь неловкая попытка Konami навариться на американском рынке, не более. Кодзима даже и не знал о производстве игры, пока один из приятелей, работающий над SR, не уведомил его. Тот же разработчик, имя которого, к сожалению, неизвестно, убедил геймдизайнера смастерить истинный сиквел, за что ему огромное спасибо.

Как бы то ни было, сюжет Snake’s Revenge никогда не принимался в расчет, а сама игра представляет собой Metal Gear с нововведениями, такими как вид сбоку.

Антология Metal Gear

1990 — Metal Gear 2: Solid Snake

(Платформы: MSX2, Mobile phone, Wii Virtual Console, PS2, PS3, PS Vita, Xbox 360)

Получив добро от руководства Konami, Кодзима с головой ушел в работу над Solid Snake. То, что получилось в результате, является примером того, как правильно нужно делать сиквелы. MG2 сохранил в себе все удачное от предшественника и нарастил геймплейную мускулатуру.

Антология Metal Gear

Вдобавок, был улучшен AI противников. Враги Снейка стали лучше слышать и видеть, и пройти мимо них, не ввязываясь в драку, стало гораздо сложнее. В свою очередь, Снейк научился пригибаться и ползать, не издавая ни звука, наряду с умением закладывать мины в неприглядных местах.

Интересно, что Metal Gear 2, не выпускался за пределами Японии до 2005, если не считать релиз версии для мобильников. И только благодаря хардкорным фанатам MSX в 1998 была выпущена любительская версия с фанатским переводом.

Антология Metal Gear

1998 — Metal Gear Solid

(Платформы: Microsoft Windows, PS)

За долгие восемь лет, прошедшие с выпуска Solid Snake, возможности индустрии шагнули далеко вперед. В 1994 вышла Sony Playstation, и Кодзима, изначально разрабатывающий игру для приставки 3DO Interactive Multiplayer, просто не мог игнорировать свежую платформу. Он понимал, что первые две части были слабо известны в мировом масштабе и чувствовал, что огромное техническое превосходство PlayStation — отличный шанс перезапустить серию. Несомненно, ему это удалось. Сейчас, можно с уверенностью сказать, что большинство игроков даже не смотрят в сторону дебютных частей, и ведут отсчет тайтлов, начиная с Metal Gear Solid.

Антология Metal Gear

Предчувствуя, на какие позиции выведет его MGS, Кодзима подошел к разработке максимально ответственно.

«Нет смысла создавать мир, в который игрок не может поверить» — заявил однажды Кодзима и сделал все, чтобы этого не произошло: от консультаций разработчиков оружейными экспертами, до скрупулезного моделирования незначительных предметов.

Его цель была амбициозной и громкой — «создать лучшую игру для PlayStation в мире». По мнению огромного числа игроманов, Кодзима с ней справился.

Антология Metal Gear

2000 — Metal Gear: Ghost Babel

(Платформы: Game Boy Color)

После оглушительного успеха MGS европейское отделение Konami запросило у Кодзимы адаптацию игры для Game Boy Color. MGS: Ghost Babel стал первым тайтлом серии, в разработке которого Кодзима ограничился ролью продюсера. Вместо него проект возглавил Шинта Нодзири.

С Ghost Babel серия вернулась в 2D и помимо основной кампании содержит несколько дополнительных режимов, в том числе мультиплеер на двух человек, для которого требуется еще одна консоль и картридж.

Антология Metal Gear

В отличие от подобной адаптации Resident Evil, Ghost Babel стала настоящим хитом своей платформы. Игру не раз оказывалась на первых строчках топов Game Boy и Game Boy Color. Успех разработчиков не остался незамеченным, и в дальнейшем ключевые участники разработки были задействованы в следующих частях серии.

Антология Metal Gear

2001 — Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty

(Платформы: Microsoft Windows, PS2, PS3, PS Vita, Xbox, Xbox 360)

Новая часть и новая консоль. Кодзима был так впечатлен возможностями PlayStation 2, что решил по максимуму использовать потенциал приставки.

В Sons of Liberty мы наблюдаем ту же выверенную MGS, но гораздо динамичней, сложнее и разнообразней. Появился вид от первого лица, стала более гибкой система укрытия от врагов, позволяющая отстреливаться из-за угла. Противники теперь работают в команде, прячутся и вызывают подкрепление.

Антология Metal Gear

Во время рекламной компании игры главным героем был заявлен в очередной раз Солид Снейк. Когда же Sons of Liberty попала на прилавки, игроки к своему смущению обнаружили, что играть за Снейка им предстоит только во время пролога. Главным же героем стал некто Райден — зеленый новичок из организации FOXHOUND. По словам Кодзимы смена антагониста позволила взглянуть на Солид Снейка под другим углом.

Несмотря на некие сомнения по поводу Райдена и слишком громоздкой сюжетной линии, с каждым годом Sons of Liberty приобретала все более культовый статус, и продалась семимиллионным тиражом.

Антология Metal Gear

2004 — Metal Gear Solid: The Twin Snakes

(Платформы: GameCube)

Ремейк первой MGS для GameCube. Помимо улучшенной графики The Twin Snakes отличилась нововведениями в геймплее, в основном заимствованными из MGS 2. Хотя в дизайнерах указан только Кодзима, огромную работу проделала студия Silicon Knights.

Антология Metal Gear

Антология Metal Gear

2004 — Metal Gear Solid 3: Snake Eater

(Платформы: PS2, PS3, PS Vita, Xbox 360, Nintendo 3DS)

Третью часть саги планировалось сделать заключительной, и поэтому Кодзима решил подойти к процессу совершенно иначе, не забыв вывести серию на новый уровень. Изначально Snake Eater разрабатывался для грядущей PS3, но консоль все не выходила, и разработчикам пришлось реализовывать все свои задумки снова на PS2.

Антология Metal Gear

Во-первых, в отличие от прошлых частей, события Snake Eater проходят, так сказать, на свежем воздухе, и большую часть времени игрок окружен лесными красотами. Во-вторых, к уже укрепившимся элементам стелса прибавились другие, такие как камуфляж и тихий ближний бой. В-третьих, игра переносят нас аж в 1964 год, превращая Snake Eater в приквел, в котором Солид Снейк еще не родился.

Антология Metal Gear

2004–2005 — Metal Gear Acid и Metal Gear Acid 2

(Платформы: PS Portable)

Как и любая популярная франшиза, Metal Gear ловила момент и атаковала индустрию по всем фронтам. В этот раз она в виде эксклюзива для PSP залезла на территорию жанра TBT (turn-based tactics). Перед началом игры, необходимо выбрать себе колоду карт, которые будут использоваться в качестве вариантов действий во время боя. Сюжет крутится вокруг ключевых моментов серии, но ему не придается большого значения.

Антология Metal Gear

Вторая часть, вышедшая годом позже, за исключением сюжета и небольших косметических изменений, представляет собой практически ту же игру. Разве что стоит отметить Solid Eye — некую пародию на 3D-очки, которые надевается на консоль. Экран делится на два одинаковых изображения, по одному на каждый глаз.

Антология Metal Gear

2006–2007 — Metal Gear Solid: Portable Ops и Portable Ops Plus

(Платформы: PS Portable, PS Vita)

Четвертый тайтл для PSP и первый, переносящий на платформу экшен-элементы серии, на этот раз перекочевавшие из Snake Eater. Вместо очередного прохождения за Снейка, нам предлагается перед каждой миссией формировать банду сообщников. Переключаясь между членами собранной команды и используя их сильные стороны, необходимо максимально эффективно проходить каждую миссию.

Несмотря на ориентацию на портативные приставки, Portable Ops является канонической частью и, можно сказать, является сиквелом Snake Eater.

Portable Ops Plus представляет собой расширение, достаточно крупное, чтобы стать отдельной игрой. Новые возможности, режимы, персонажи и карты прилагаются.

Антология Metal Gear

2008 — Metal Gear Solid Mobile

(Платформы: Mobile phone)

MGS для мобильников с сюжетом где-то в районе Sons of Liberty. Позже Nokia выпустила версию c улучшенной графикой на своей платформе N-Gage. MGSM также шла предустановленной на линейке фирменных Metal Gear-телефонах.

Антология Metal Gear

2008 — Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots

(Платформы: PS3)

После завершения Snake Eater Кодзима решил, что на этом хватит. К нашему счастью взбунтовалось к этому времени уже очень большая и сплоченная аудитория серии, и Хидео пришлось подчиниться. Тем более что поклонники обезумели до такой степени, что угрожали расправой работникам Kojima Productions.

Антология Metal Gear

Раз уж Кодзима опять взялся за дело, он решил не сочинять еще один приквел, а все же продолжить события Sons of Liberty и раскрыть пару тайн, которые изначально были оставлены без интерпретации. Вместо джунглей нас отправляют на Средний Восток, где игроку предстоит использовать весь свой тактический опыт посреди военного конфликта.

Антология Metal Gear

2008 — Metal Gear Online

(Платформы: PS3, Arcade)

Эксклюзив для PS3, заточенный под онлайн. Большое число игровых режимов, возможность развития навыков персонажей, знакомые стелс-элементы, и совершенное равнодушие со стороны игрового сообщества. Нет, у Metal Gear Online, конечно же, есть своя фан-база, а после некоего перезапуска в связи с выходом The Phantom Pain в 2014 году, она стала еще больше. Тем не менее, MGO по статусу даже близко не стоит с номерными тайтлами, несмотря на желание Кодзимы сказать новое слово в жанре. Ко всему прочему, MGO подвергалась критике за разделение мультиплеера на регионы и за ограничение по возрасту после 18.

Антология Metal Gear

2009 — Metal Gear Solid Touch

(Платформы: iOS)

Игра для iOS, выпущенная на волне успеха MGS 4. Используя тачпад, вы в роли вездесущего Солид Снейка проходите знакомые уровни из Guns of the Patriots. В конце каждой миссии игрок получает специальные очки, которые он может обменять на различные бонусы вроде картинок для iPhone.

Интересно то, что MGS Touch сделана не сторонним разработчиком, а самой Kojima Productions с Хидео, стоящим у руля проекта.

Антология Metal Gear

2010 — Metal Gear Solid: Peace Walker

(Платформы: PS3, PSP, Xbox 360)

Еще один тайтл, изначально выпущенный для PSP, но позже перебежавший на PS3 и Xbox 360. Разработкой игры полноценно занимался Кодзима, причем параллельно с Guns of the Patriots. Более того, дизайнер заявил, что Peace Walker ни много ни мало его самая большая игра, и на начальных этапах даже называлась Metal Gear Solid 5: Peace Walker.

Антология Metal Gear

С точки зрения геймплея в Peace Walker предусмотрены два режима: Missions и Mother Base. В то время как первый предлагает стандартную схему «миссия-босс», второй предполагает стратегическое управлением армией наподобие того, что было в Portable Ops.

Антология Metal Gear

2012 — Metal Gear Solid: Social Ops

(Платформы: iOS, Android)

Очередной тайтл для мобильников, анонсированный на двадцатипятилетие серии. Social Ops больше предназначена для привлечения внимания к основным частям MGS и была выпущена только в Японии.

Антология Metal Gear

2013 — Metal Gear Rising: Revengeance

(Платформы: Microsoft Windows, OS X, PS3, Xbox 360, Android)

Еще один бывший претендент на пост Metal Gear Solid 5 помимо Peace Walker, на этот раз в жанре hack and slash. Правда, уже в 2009 Кодзиме пришлось заморозить проект ввиду проблем с реализацией задуманных механик. Спустя два года было решено превратить игру в спин-офф и сосредоточить ее на Райдене, который уже появлялся в четвертой части в образе полукиборга.

Антология Metal Gear

Разработку поручили японской студии PlatinumGames, снабдив студию дизайном Райдена и основными сюжетными линиями. Впервые разработка была практически полностью передана сторонней студии, что не на шутку испугало фанатов, не желающих серии судьбы Silent Hill.

Получившийся скоростной киберпанковый ниндзя-экшен удивительным образом влился во вселенную Metal Gear. Оставив в себе некоторые элементы стелса, Revengeance получил теплые отзывы, как критиков, так и игроков.

С момента релиза Кодзима не раз обсуждал возможность сиквела, но после его ухода из Konami разговоры утихли.

Антология Metal Gear

Антология Metal Gear

2014 — Metal Gear Solid V: Ground Zeroes

(Платформы: Microsoft Windows, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One)

Ground Zeroes является вынужденной мерой, на которую пришлось пойти Кодзиме, чтобы дать хоть что-то заждавшейся публике. В итоге он позиционировал выход GZ как возможность постепенно подготовить игрока к геймплею The Phantom Pain, в котором нам снова предстоит играть за Биг Босса во времена, предшествующие первой Metal Gear.

Антология Metal Gear

Ground Zeroes состоит всего из семи миссий внутри одной локации, и именно это стало главной причиной для критики. Расхваливая практически все аспекты игры, GZ презентуемая как пролог к The Phantom Pain по словам критиков больше напоминала демо за 40 долларов.

Антология Metal Gear

2015 — Metal Gear Solid: The Phantom Pain

(Платформы: Microsoft Windows, PS3, PS4, Xbox 360, Xbox One)

После выхода The Phantom Pain у всех фанатов во рту осталось неприятное послевкусие. С одной стороны, вот она, долгожданная MGS нового поколения в открытом мире с сильной драмой и продвинутым стелс-геймплеем. Игра превратилась из тактического экшена в разноплановую смесь нескольких жанров. Теперь игрок управляет собственной базой, передвигается на всем, от джипов, до лошадей, а количество вариантов как пройти ту или иную миссию увеличилось в разы.

Антология Metal Gear

И все бы отлично, если бы уже спустя месяц после релиза Кодзима не покинул Konami. До сих пор не ясны до конца точные причины, приведшие к кардинальным разногласиям сторон, после чего даже имя Кодзимы было убрано с обложки игры.

Антология Metal Gear

Ранее геймдизайнер заявлял, что создавая игру, он старался быть максимально искренним и не бояться говорить с игроком на непривлекательные темы. Может быть поэтому, Konami вырезала солидную часть сюжета, которая, по мнению фанатов, могла сделать концовку The Phantom Pain более удовлетворительной.

В октябре 2016 Konami собирается выпустить Metal Gear Solid V: Definititve Experience, объединяющую Ground Zeroes и The Phantom Pain в одном тайтле.

Антология Metal Gear

***

Так или иначе, Кодзима успел сделать что хотел. Сложно представить, в какую сторону еще могла развиваться серия. Хотя, Konami, похоже, совсем другого мнения.

Практически все тайтлы серии добивалась оценки «9/10» и приобретали культовый статус. К разработке каждой новой части франшизы Кодзима подходил не так как к предыдущей, и именно он один из немногих, кто не боится говорить через видео игры о серьезных вещах.