Metro 2033 | |
Разработчик | 4A Games |
Издатель | THQ |
Официальный сайт | www.metro2033.ru/game |
Дата выхода | Март 2010 |
Локализатор | Акелла |
Жанр | Шутер |
«Либо человечество покончит с войной,
либо война покончит с человечеством»
Д. Ф. Кеннеди
либо война покончит с человечеством»
Д. Ф. Кеннеди
Я смутно помню, каким был мир раньше. Точнее не помню вообще. Где-то в памяти мелькают неясные обрывки детских воспоминаний о чем-то ярком и теплом. Но это все кажется таким далеким и нереальным на фоне тех мрачных стен и черных бездонных туннелей, которые стали теперь нашим домом. Еще двадцать лет назад никто бы не поверил, что жалкие остатки человечества будут ютиться в тесных подземных катакомбах. Но теперь это наша действительность, ведь наверху бушует ядовитая радиоактивная стихия, а среди руин когда-то могучего города бродят такие опасные существа, которых мы, люди, даже не можем себе представить. Уцелевшие превратились в кротов, живущих под огромным кладбищем былого величия и могущества. Мы копошимся как муравьи, боремся за жизнь, пытаемся наладить быт, ценой жизни храбрецов добываем оружие и технику с поверхности. Но все это так напоминает агонию. Ведь с каждым днем внешний большой мир, который от нас отделяют гермоворота станции, становится все агрессивнее и опаснее. Сможем ли мы выжить? Суждено ли нам когда-нибудь снова вдохнуть воздух на поверхности не через фильтр противогаза, а полной грудью? Или же наше будущее теперь навсегда связано с темными, едва освещенными тусклым светом ламп, сводами станций? Возможно, все, что у нас осталось, — это метро. Сумеем ли мы спасти хотя бы его…
В каком только виде нам не доводилось видеть Апокалипсис в компьютерных играх. Нещадно эксплуатируемая тема в игровой индустрии уже, казалось, поросла мхом, и предложить что-то новое в рамках такой тематики довольно тяжело. Тем приятнее и неожиданнее становится знакомство с игрой отечественной студии 4A Games.
Что надо для хорошей игры в первую очередь? Сюжет. Не случайно даже GSC раз за разом проводит литературные конкурсы среди поклонников, чтобы и дальше развивать вселенную S.T.A.L.K.E.R., подпитываясь самыми удачными из предложенных фанатами-графоманами идей. Творцам игры «Метро 2033» в этом плане было намного проще, ведь у них изначально имелся отличный материал, а точнее одноименный роман Дмитрия Глуховского с проработанным многогранным миром и историей приключений Артема в гнетущей атмосфере вымирания человеческой расы.
Большой Московский метрополитен стал убежищем для немногих выживших во время ядерной войны. Москва, как и остальные крупные мегаполисы планеты, практически стерта с лица земли. От ужасной радиации и вечной ядерной зимы все живое на поверхности вымерло или мутировало в нечто опасное и злобное. Немногие, кому повезло в злополучный день Апокалипсиса очутиться в метро, спаслись. Гермоворота защищают станции от угроз внешнего мира, а на самих платформах теперь ютятся остатки человечества. Только самые отважные, сталкеры, изо дня в день рискуют жизнями и поднимаются на поверхность за оружием, топливом и прочими стратегически важными для выживания вещами.
Одному из таких «добытчиков» и суждено изменить судьбу главного героя Артема, выросшего на относительно спокойной и благополучной станции ВДНХ. Но опасность нависает и над его домом, из туннелей надвигается новая неведомая угроза, от которой нет спасения. Таинственные «черные» сводят с ума защитников, их трудно убить, но еще труднее сохранить рассудок в бою с ними. Сталкер Хантер отправляется на разведку в злосчастный туннель, откуда появляются «черные», но на прощание просит Артема добраться до Полиса и рассказать о том, что здесь происходит, в случае, если самому Хантеру не суждено будет вернуться из своего рейда. Страх неизвестности постепенно сковывает волю жителей ВДНХ, и даже Артем чувствует, как все их дружное сообщество постепенно погружается в пучину отчаяния. Но сможет ли он один, если понадобится, добраться до самого центра метро, сквозь все препятствия и опасности, о которых ему доводилось ранее слышать от путников и сталкеров?
Огромная металлическая дверь со скрипом и лязгом медленно поползла в сторону, приглашая путников в брошенный служебный туннель в обход Алексеевской станции. Подсевший попутчик с Рижской усиленно насел на рычаг, разгоняя их повозку. Никому не хотелось надолго задерживаться в этом месте, которое так не понравилось седовласому опытному Борису.
— Проскочим — не заметите, — подбодрил товарищей командир их небольшого отряда.
Сзади вновь заскрежетала дверь, и металлическая пасть ее сомкнулась, пожрав скудные лучи света, пробивавшиеся из соседнего туннеля. Пути назад не было. Артем это понимал. Было жаль покидать родную станцию и отчима, но перед глазами все еще стоял Хантер, протягивающий ему свой жетон. Сообщить, что случилось, донести до Большого метро весть о том, что здесь происходит — это последняя надежда ВДНХ и людей с которыми он вырос.
Место, в котором они оказались, будто погрузилось в сон — стелился плотный зеленоватый туман, с потолка свисали какие-то коренья, резкий запах сырости и плесени царил вокруг. Стук колес их дрезины явно не вписывался в общую обстановку, словно сигнализация возвещая о прибытии чужаков.
— Женя, помоги! — скомандовал Борис, указывая на второй рычаг, — а ты, Артем, прикрывай спину.
Но Артем и так напряженно всматривался во тьму, пытаясь тусклым светом своего фонарика хоть немного разогнать гнетущий туман. Внезапно что-то мелькнуло впереди. Темное пятно приняло очертания женской фигуры, а за ней вынырнул силуэт ребенка. Артем судорожно скользнул взглядом по сторонам, ища тех, кто отбрасывает тени. Но вокруг было пусто. Силуэты быстро остались позади, вновь оставив спутников наедине с пустым туннелем, сквозь который мчалась дрезина. Только провода так же извивались подобно змеям, а стены наползали со всех сторон и что-то тихо шептали где-то внутри головы.
— Голова… — прохрипел, не отпуская рычаг, парень с Рижской.
Женя слегка заторможенным взглядом посмотрел на Артема, будто спрашивая, о чем это говорит их попутчик.
— Я не хочу быть здесь с ними… Быстрей!
— О ком ты?!
— Разве ты не слышишь их голоса?
Артем хотел ответить, но уже не мог, что-то яркое надвигалось на них и все вокруг на мгновение замедлилось, запечатлев на лицах товарищей удивленние. Борясь с невидимыми оковами, Артем, собрав последние силы, откинулся назад в попытке уйти от надвигающегося нечто, но увидел огромную тень, отбрасываемую этим ярким источником света. И тень росла, принимая все более причудливую форму, пока не пожрала все вокруг.
А потом не стало ничего. Только тишина и спокойствие. Само время замерло в этот миг, когда белая мгла растворила в себе людей. Лишь какое-то темное пятно нарушало полную гармонию былого забытья. Странное облачко росло и приобретало неестественную, но человекоподобную форму. «Артем!» — донесся до сознания чей-то оклик, или это был только очередной мираж? Но голос снова позвал Артема. Тут точно был кто-то еще, в этом море спокойствия.
— Артем! — могучая фигура Хантера, держащего в руках автомат, вынырнула из белого тумана. — Мы убиваем своих врагов…
Пересказывать историю игры нет смысла, именно в ней вся прелесть «Метро 2033». Путь Артема будет пролегать сквозь лабиринты темных туннелей и дворы разрушенного наземного города. Судьба сведет его с совершенно разными и необычными персонажами. Каждая станция — это отдельный небольшой мирок в общем хаосе разрухи, это отдельная история. Не все из них заселены, некоторые покрыты мраком тайны, а некоторые стали пристанищем опасных существ.
Но и сам человек не меняется и спустя миллионы и миллиарды жизней, продолжает убивать себе подобных, за деньги или ради каких-то совсем уж мифических на фоне этих темных туннелей идеалов. Кто-то строит очередной оплот коммунизма, а кто-то Четвертый рейх. Многие моменты и социальные конфликты из первоисточника, впрочем, не нашли отображения в игре. Но это и понятно, проект то делался с прицелом на широкую западную аудиторию, которая неизвестно как бы отреагировала на рабство, «издевательство» над некоторыми религиозными культами и всю ту жесткость в изображении суровых реалий подземной жизни, которая была в некоторой степени присуща книге. Не всем ведь приятно думать, что человек будет деградировать даже на пороге вымирания и бороться за выживание не только с мутантами, но и друг с другом.
Финал игры вышел тоже более жизнерадостным, чем в книге. Тут вы получаете надежду, а вот первые редакции романа имели печальную и поучительную концовку, которая подводила черту под всей историей существования человечества, оставляя читателя в размышлениях на руинах Москвы.
Остаться один на один с кучей головорезов — это была не самая приятная ситуация. Но, как ни крути, а выручать Бурбона нужно было срочно. Может этот тип и не особо нравился Артему, но он был его напарником. Вместе они преодолевали туннели с монстрами, прикрывали друг другу спину, поддерживая огнем. И если бы не этот контрабандист, который вел его тайными тропами сквозь холодные московские дворики и подворотни, неизвестно как вообще сложилась бы судьба Артема.
Выждав момент, когда часовой свернет на противоположную сторону станции, Артем выскользнул из вентиляции и тихо отполз в дальний угол за колонну. Огляделся: по центру станции двое бандитов подзадоривали крыс, сцепившихся на полу импровизированной арены-клетки, часовой неторопливо обходил их. Дальше в свете фонарей виднелись серьезные укрепления из сваленных мешков, за которыми слышались многочисленные голоса. На сколоченном из досок помосте, служившим вторым этажом, мелькали тени, там тоже было не пусто.
В это время часовой вновь приблизился к нему. Времени на раздумья не было. Артем достал метательные ножи, холодная сталь приятной тяжестью легла в руке. Бандит медленно приближался, вот он был уже буквально в двух шагах. Артем напрягся и затаил дыхание. Не задерживаясь, часовой обернулся и пошел назад, нож тотчас вонзился ему в спину. Без лишнего шума тело покачнулось и медленно осело на пол. В центре двое забияк все так же покрикивали на своих питомцев — никто ничего не заметил.
Словно тень Артем пробирался к блокпосту, напряжено вглядываясь в сумрак — свет фонарика мог его выдать. Он миновал подвешенные консервные банки, едва не задев их. В одной из арок находилась ловушка с растяжкой и бревном с кольями, которое грозило убить лазутчика одним ударом. Но вот уже перед ним первое заграждение из мешков, за которым находится парочка бандитов. Склонившись к полу, и двигаясь очень осторожно, Артем обошел и их. Слева оказался проход, нырнув в него, он остановился, замерев с уже поднятой ногой. Какое-то чутье вновь предостерегло его прежде, чем он наступил на растяжку. Успокоив бешено стучащее сердце, осторожно переступил веревку и медленно пошел дальше. В комнатке, где он оказался, был еще один выход, но оттуда доносились голоса. Кто-то обсуждал поимку Бурбона и то, как долго ему осталось жить при нынешнем пахане. Похоже, Артем торопился не зря, его спутнику действительно грозила незавидная участь.
Вот собеседники, наконец-то, разошлись, а один так удачно обернулся спиной, что вскоре и ему между лопаток вонзилось острое лезвие и еще одно тело упало наземь. Но в этот раз все прошло не так тихо. Обратив внимание на шум, бывший собеседник кинулся в каморку, где теперь лежало тело. Артем был наготове, раздался выстрел и мощный заряд дроби ударил в бандита. Тот отшатнулся, но прочный бронежилет спас его. Второй, третий выстрел, удар прикладом. А станция в это время уже наполнилась шумом, где-то совсем рядом забил колокол, над головой просвистела пуля. Пригнувшись, Артем бросил на звук динамитную шашку, а сам рванул в другую сторону. Сверху застрекотал автомат, пули забарабанили совсем рядом, в стороны полетели осколки плитки. А потом все задрожало, огромный грохот прокатился из одного края платформы в другой. Дым и пыль поглотили все вокруг…
«Метро 2033» не совсем обычный шутер. Манера повествования в игре напоминает последние части Half-Life. Вроде бы просто бегаешь и стреляешь, но при этом тебе рассказывают какую-то историю, в которой ты непосредственно участвуешь. Такой же молчаливый герой, монологи которого остаются где-то за кадром, как бы вовлекая самого игрока в разговор с персонажами. Обилие интерактивных сценок, органично сочетающихся с общим игровым процессом, тоже способствует погружению в мир метро. Вовремя отбиться от нападающего монстра ножом или ухватиться за перекладину ломающейся лестницы — такими интерактивными вставками разбавлено все прохождение игры. И все это идет единым целостным видеорядом, так что даже не замечаешь, как короткие скриптовые сценки сменяются реальным геймплеем.
Игра вроде бы и линейная, но на самом деле зачастую предлагает несколько путей для прохождения каждого эпизода. Не всегда нужно ломиться напролом, вполне можно поиграть в шпионов. Некоторые игровые эпизоды изначально располагают к скрытности и осторожности в виду обилия ловушек и растяжек, которые намного проще обезвредить, не привлекая лишнего внимания. Некоторых противников можно обойти, некоторых можно тихо снять с помощью метательных ножей. Открытый бой или скрытное прохождение — выбор всегда за вами. Другое дело, что стелс в «Метро 2033» обладает очень жесткими правилами. Снять врага метательным ножом без шума можно, а вот обычным уже не получится. Обилие разнообразных «стволов» с глушителями тоже является подспорьем в деле бесшумного убийцы, главное только чтобы поблизости не было кого еще. Если же вас все-таки заметили, то прятаться дальше бесполезно, у врагов тотчас просыпается орлиное зрение, даже несмотря на плохое освещение.
Дизайн уровней довольно грамотен. Чувствуется, что авторы понимают толк в шутерах. Какие-то развилки всегда оставляют возможность обойти врагов с фланга. Например, линию фронта между фашистами и красными можно пройти практически без единого выстрела, главное найти нужный обходной путь.
Простых коридорных эпизодов, впрочем, тоже хватает с лихвой. Но само действие на таких этапах никак не сбавляет темп, а сюжет развивается лишь быстрее. Перестрелки не менее напряженные, да еще и в опасных темных туннелях нас постоянно ожидают встречи с таинственными проявлениями и существами подземелий. Будут даже стремительные поездки на дрезинах сквозь толпы хищных монстров или прорыв через блокпосты фашистов. Ни минуты на передышку — постоянное действие в кадре.
Причем по мере прохождения игры каждая стычка становится жестче и тяжелее. Несмотря на обновление арсенала и возможность прикупить новые стволы у торговцев на станциях, это незначительно облегчает жизнь разве что при встрече с противниками рода человеческого. А вот некоторые местные монстры поистине предстают машинами убийства. Стычки с «библиотекарями» уж точно многих заставят понервничать, особенно, когда патроны будут уже на исходе, и придется пробираться мимо спящих чудовищ, напряженно всматриваясь в темноту, дабы не наступить ненароком на битое стекло.
Артем проверил оставшиеся патроны. Всего-то пару рожков для автомата, не густо. С припасами для револьвера проблем не было, но времени на перезарядку шестизарядника в схватке с грозным «библиотекарем» просто нет. А сколько их еще здесь? Сзади осталось несколько трупов, но какой ценой они дались, пришлось израсходовать большую часть боезапаса на этих живучих тварей. И ведь не известно еще, что ожидает впереди. А Артему даже толком и не ясно, что и где искать. Он был один на один с грозными охранниками этого брошенного хранилища мудрости прошлых поколений.
Артем продвигался между дырок в обвалившемся полу, как вдруг знакомый рык заставил его отпрыгнуть назад. Тотчас же из дырки прямо перед ним выскочило огромное мохнатое существо и кинулось на человека, не обращая внимания на пули, уверенно посылаемые в его тушу. Сильным ударом зверь отбросил человека, и быстро нырнул вниз. Артем поменял магазин и уже мчался в другой конец помещения. Судя по рычанию, существо не отставало. Стоило на миг остановиться, как вновь из одного из провалов а полу появился «библиотекарь» и кинулся на свою жертву. Артем уверенно посылал в цель пулю за пулей, но это, казалось, не могло остановить разъяренного зверя. Перепрыгнув через одну из дырок, человек выхватил револьвер и хотел уж было разрядить его в преследователя, как тот вновь исчез. От тяжелого дыхания маска запотела и яркий свет играл странными бликами на капельках, из-за чего все сливалось перед глазами.
Внезапно зверь напомнил о себе сильным ударом сзади, Артем даже не успел сообразить, откуда появился его враг. Отброшенный в сторону он успел развернуться и всадил все пули из пистолета в нападающего. Их разделяло лишь пару шагов и вновь сильная лапа взвилась вверх для удара, а жуткая морда исказилась оскалом ярости. Но прежде чем заключительный мощный удар обрушился на человека, дробовик выстрелил прямо в пасть чудища. Мохнатое тело дернулось, выгнулось назад и рухнуло. Артем выстрелил еще раз и еще, пока, наконец, не закончились патроны и сердце не перестало бешено биться.
Сменив фильтр противогаза, он отдышался и вставил последний рожок в автомат, перезарядил револьвер. Этого хватило бы, чтобы отсрочить свою смерть еще на каких-то пять минут. Но он должен был идти вперед. Его родная станция ВДНХ оставлена одна на растерзание неведомым «черным». И, возможно, только здесь и сейчас, в этом месте, где радиоактивный холодный воздух способен разъесть легкие, а монстры готовы в миг разорвать на части, он сможет найти ключ к спасению других человеческих жизней, к выживанию всего метро. Пути назад не было. Артем уверенно сжал автомат в руках и двинулся дальше.
Мир «Метро 2033» жесток к исследователям, но в тоже время и прекрасен. Он дышит жизнью, и игрок действительно познает его, проникая все глубже в центр города. Детализация окружения и скрупулезное отношение к мелочам настолько великолепны, что веришь всему происходящему. Визуальная сторона является неотъемлемой частью общего повествования. По предметам и обустройству быта жителей станции как по книге можно читать историю происходящего. Стеллажи с грибами, загоны для свиней, маленькие комнатки-лачужки между арками со старыми вещами, фотографиями и плакатами на стенам — изучение этой «виртуальной» книги порою так увлекательно, что трудно оторваться, не говоря уже о разговорах за рюмкой в баре, из которых можно узнать последние слухи о невероятных и даже мистических событиях на отдаленных станциях или познакомиться чуть ближе с историей той судьбоносной войны из воспоминаний некоторых очевидцев.
Авторы, конечно, пошли и на определенную хитрость, жестко ограничивая наши контакты с этим миром. Но, не поленившись проработать его до мелочей, они достигли невероятного эффекта погружения. Зайти к начальнику станции нельзя, но можно рассмотреть его комнату сквозь приоткрытую дверь или из-за спины охранника. Вроде и с людьми на станциях не пообщаешься, но небольшие мизансцены жителей у костра под грустные гитарные партии скажут больше, чем могли бы их слова. А когда нас ослепляют огни Полиса, то мы смотрим на него глазами того самого парня Артема, выросшего на сумрачной ВДНХ и попавшего в большой светлый город. И хотя выйти и пройтись по Полису нельзя, но эффект то есть… ощущения такие настоящие и живые…
Приятно радуют и некоторые геймпленые элементы в виде необходимости смены фильтров у противогаза и дневника, который надо подсвечивать зажигалкой. В глобальном плане это не критичные элементы игрового процесса, но немного реализма добавляют. Разве что чудо-компас, всегда указывающий нужное направление, не вписывается в общую обстановку.
Не последнюю роль в отождествлении себя героем реального мира играет шикарный графический движок. Без преувеличения, это самая красивая игра со времен Crysis. Нет, по части ярких пейзажей и живых пальмочек движок CryEngine все еще вне конкуренции, но интерьеры подземелий и разрушенный город в «Метро 2033» смотрится великолепнее, чем где либо. Шероховатые стены с потрескавшейся краской, ржавые трубы и объемная кирпичная кладка — все выглядит очень живо. Каждая стена в туннеле представляет из себя набор блоков, а не простую поверхность с натянутой текстурой. Даже болты, которыми рельсы прикручены к шпалам, представляют из себя настоящие объемные объекты, в то время как даже в «Зове Припяти» шпалы железнодорожного полотна были всего лишь нарисованы, т.е. представлены соответствующей текстурой наложенной на ровную плоскость.
Тут даже дырки от пуль реалистичнее чем где-либо. Если вы всадили пулю в плитку, будет виден и внешний потрескавшийся слой плитки и бетонная основа, на которой она лежит.
На поверхности, в городе, все выглядит тоже отлично, а виды разрушенной Москвы с Останкинской башни на фоне восходящего солнца и вовсе завораживают.
Проработка оружия и анимация его перезарядки вне всяких похвал. Люди тоже удались на славу, хотя по части анимации они, может, и не так совершенны как в некоторых других играх. Зато видно каждый ремешок на рюкзаке, каждый кармашек или шов на одежде, царапинки на шлеме и даже рифленую подошву сапогов и ботинок.
Объекты отбрасывают правильные мягкие тени; от дрожащего пламени костра они пляшут на стенах — это смотрится восхитительно. А игра света просто завораживает.
Шикарные эффекты запотевания маски и образования ледяной корки на ее краях заставляют поеживаться от виртуального холода не хуже, чем в Анабиозе.
Густой объемный дым так и хочется разогнать рукой. Причем от выстрелов он начинает затягивать все помещение и после яростных перестрелок видимость значительно ухудшается.
Не менее зрелищно выглядит отлетающая от колонн плитка, да и сами колонны кое-где подвержены разрушению. Все доски тоже не статичны и легко ломаются. Редкие тряпочки и занавески гнутся и прогибаются, как и положено ткани, но вот на выстрелы уже не реагируют. Сосульки исправно сбиваются очередью из автомата, но тоже не везде. В целом, уровень физического взаимодействия с окружением довольно высокий. Хотя разработчики и говорили о поддержке NVIDIA PhysX, при активации «продвинутой физики» не наблюдается того характерного падения fps и безумных просадок производительности при обработке физики на CPU, что стало привычным по многим другим проектам с поддержкой этого физического движка при отсутствии в системе карты GeForce. Но частиц и дымка при включении данного параметра становится явно больше.
Впрочем, не все так идеально, как могло бы быть. Иногда в виде подгружающихся текстур дает знать о себе консольное наследие (игра разрабатывалась и для Xbox 360). Но это явление не носит массовый характер. Другое дело, что навязчивый motion blur при максимальных настройках качества нельзя отключить. В игре вообще лишь несколько профилей настроек от low до very high — это неудобно и дает мало свободы для тонкой настройки требовательного движка. А с размытием объектов при движении 4A Games явно перестарались. Одно дело, когда человек или монстр бежит, но когда размытие их контуров заметно даже при слабых движениях — это явный перебор. Причем производительность от такого тотального motion blur в динамике заметно падает.
Но в целом, игра полностью оправдывает свои системные аппетиты и это один из тех немногих случаев, когда стоит задуматься о покупке новой видеокарты. Поверьте, оно того стоит. «Метро 2033» исправно отработает каждый вложенный доллар в ваше железо, радуя отличной картинкой под DirectX 10 и еще более великолепной под DirectX 11.
Звук тоже выполнен на должном уровне, но не более того. Звуки окружения и голоса исправно перемещаются вокруг вас, в зависимости от вашего положения в пространстве. Но вот эффектов эха, что было бы характерно для туннелей метро, не заметно. Если бы не общий высокий уровень конечного продукта, то к звуковым эффектам можно было бы и не придираться, а так — извольте.
Можно припомнить и прочие недочеты игры. С балансом оружия тоже не все гладко. Не очень приятно, когда модифицированный револьвер оказывается убойнее автомата. Да и анимацию противников хотелось бы видеть чуть лучше, а то монстры никак не реагируют на попадание пуль. Но, на самом деле, все это несущественные мелочи, которые совершенно не портят общее впечатление.
«Метро 2033» — это в первую очередь интересная история и невероятное атмосферное погружение в мир умирающей человеческой цивилизации, которая ведет борьбу за выживание. Это разрушенный мир сгоревших идей и надежд, мрачный, гнетущий и в то же время очаровательный в своем грубом величии. Апокалипсис в таком его проявлении, которое вам еще не доводилось видеть, приключение, исход которого не ясен до самого финала. И при всем этом, это заодно и отличный шутер с шикарной графикой. Пройти мимо этого проекта просто нельзя, ведь вряд ли кто-то в ближайший год-два сможет создать что-то более атмосферное и зрелищное в этом жанре. И можно лишь позавидовать тем, кто вообще не знаком с одноименной книгой-первоисточником, для них знакомство с «Метро 2033» будет просто незабываемым.
Куцые голые деревца трепыхались под напором пронизывающего холодного ветра. Буря гоняла серый снег между изъеденных временем машин у подножия Останкинской башни, темной громадиной вздымавшейся в хмурое ночное небо. В свете фар странного вида автомобиля с пулеметной башней на крыше мелькало несколько человеческих фигур.
— Спокойно! — голос Мельника, даже несмотря на противогаз, сохранял свою непоколебимость и твердость. — Спину, спину берегите!
К шуму стихии примешивался другой гул, который становился с каждой секундой все громче. Рев десяток и сотен глоток, пытавшихся перекричать вой ветра, был все ближе и ближе.
— Огонь по моей команде! — крик полковника уже тонул в общем гуле.
И вот началось. Первые юркие тени промелькнули мимо, но один зверь рванулся к людям и тот час же забился в пляске предсмертной агонии под аккомпанемент автоматных очередей. Второго постигла та же участь, третий достал Мельника, но тот мощным ударом приклада отбросил нападающего, а несколько пуль Артема закончили дело. Монстры напирали, их становилось все больше, они были кругом. Артем даже не мог толком прицелиться, просто поливал все вокруг свинцом, пытаясь не стоять на месте, чтобы избежать клыков и ударов когтистых лап. Это было напрасно, удар пришелся откуда-то сзади, второй почти повалил его наземь. Издавая крик ярости, Артем развернулся, но его пули настигли лишь пустоту. Что-то тяжелое прыгнуло на него уже сверху. Попытался подняться, но еще один удар буквально пригвоздил его к холодной промерзлой земле. Краем глаза сквозь треснувшую маску он увидел, как Мельник почти что в рукопашную отбивается от целой группы яростных тварей, а под бампером машины валяется тело одного из их спутников. Сквозь рев стихии в неистовой катафонии жуткого воя и рычания слышался не менее жуткий голос стрелка, засевшего в башне. Его пулемет еще отбивал уверенную дробь, кося ряды нападающих.
— Демоны! — крикнул кто-то, и в тот же миг огромная тень навалилась на бронированный автомобиль, повалила его наземь, и он, переворачиваясь как подброшенный мячик, покатился, сминая всех, попадавшихся на пути.
Страшное крылатое создание снова неслось вниз, желая продолжить свою вакханалию убийств, мчалось туда, где еще раздавался звук выстрелов и оскаленные морды монстров мелькали в их вспышках, брызжа во все стороны своей темной как уголь кровью. Почему-то Артему вспомнились слова маленького мальчика, спасенного в одном из туннелей метро: «Мама, я видел небо!». Да, он тоже видел небо, сейчас оно было яростным и мрачным. Где-то в его злобных тяжелых тучах терялась вершина Останкинской башни, у подножия которой лежал, истекая кровью, Артем, и крылатая тень была уже совсем близко… Зато он тоже видел небо, а кто-то не смог…