Metro: Last Light | |
Разработчик | 4A Games |
Издатель | Deep Silver |
Официальный сайт | http://enterthemetro.com/ru/ |
Дата выхода | Май 2013 |
Локализатор | Бука |
Жанр | Шутер |
Метро 2033 — игра поистине культовая. Мрачная мистическая история про человечество, пытающееся выжить в лабиринтах Московского метрополитена после ядерного Апокалипсиса не могла остановить равнодушным. Разработчики старательно и скрупулезно перенесли на экран мир, придуманный Дмитрием Глуховским. Проработанность и щепетильное отношение к мелочам помогли добиться невероятного по силе эффекта погружения в воссозданную атмосферу безысходности. Окутанные мраком туннели манили и пугали своими тайнами. А пару минут наблюдения за простым бытом какой-нибудь станции заменяли чтение целой главы, настолько естественным и убедительным казалось все вокруг. Поэтому продолжения мы все ждали с трепетом и надеждами на нечто еще более потрясающее и атмосферное.
Сиквел предлагает нам историю, которая берет начало после уничтожения таинственных «черных». Эти жуткие существа внушали ужас и играли роль некоего незримого наблюдателя. Игра до конца не раскрывала их цели, не давая абсолютно четкого представления о их сущности — действительно ли они темные или все же светлые создания. Last Light отвергает возможность мирной концовки прошлой игры, предполагая ракетную бомбардировку логова «черных» как свершившийся факт. Как не трудно догадаться, повсеместного благоденствия после этого не случилось — монстры никуда не исчезли, а группировки людей все так же ведут борьбу за власть. Хана донимают подозрения об ошибочности наших действий в прошлой части. Он не переставая твердит об этом Артему и, когда подворачивается шанс, убеждает нашего протагониста спасти последнего «черного», якобы замеченного сталкерами на поверхности.
С этого рейда в поисках последнего представителя расы таинственных существ и начинается череда безостановочных событий, завершающихся в итоге полноценной войной. Основной лейтмотив сюжетного повествования старый. Люди, находящиеся на пороге вырождения, по-прежнему не могут объединиться и грызутся между собой подобно зверью. Только если раньше это воспринималось как проявление некоей неконтролируемой стихии, с которой периодически сталкивался герой, то теперь конфликт внутри человеческого социума становится более системным. Роль плохишей играют солдаты нового Рейха и бойцы Красной линии. Немного позже появляются и привычные бандиты, но этим адептам оголтелого либерализма в этот раз уделяется намного меньше внимания.
Перед нами предстают картины подготовки к масштабной войне и последствия нового милитаристского безумия с караванами беженцев и концлагерями. Сюжет всячески нагнетает градус социальной напряженности, забывая подчас о здравом смысле. При этом важная, казалось бы, тема идеологического противостояния не раскрыта полностью. Все готовы предавать друг друга и проливать кровь исключительно из-за принадлежности к конкретной группе. Важное место в повествовании отведено заговору внутри руководства Красной линии. Однако причины действий главного антагониста совершенно не ясны. Истребление ради истребления — вот и вся концептуальность противодействующей силы. Такой небольшой примитивизм простителен для рядового боевика. Но «Метро» — игра не рядовая, ведь тут пытаются поднять глобальные философские вопросы о сущности человечества. И в условиях жесткого выживания разрозненного социума ожидаешь чего-то более глубокого, чем обычная грызня и повторение прописных истин, которые нам преподносят.
Чувствуется и некоторая западная направленность продукта с легким налетом «клюквы». Тут вам и особисты-мордовороты из кровавой гэбни на каждом углу, и баянисты в ушанках с водкой на сцене. Причем все это демонстрируется под аккомпанемент танцующих полуголых девиц и трясущих телесами стриптизерш. Хорошо, что авторы сами чувствуют некоторый диссонанс своего повествования и преподносят определенные моменты с иронией.
Зато никуда не исчезли бытовые сценки и диалоги между жителями. Вот старик устроил детишкам импровизированный театр теней, вот кто-то плачет за дверью о потере близкого, а вот парочка подозрительных типов обговаривают свои бандитские делишки. Какая-то сценка может вызвать грусть, какая-то улыбку. Чувствуется, что мы в окружении реальных жителей, а не простых безликих статистов. Это простое социальное взаимодействие обеспечивает более глубокое погружение в ту самую самобытную атмосферу «Метро». И теперь это отчасти влияет и на прохождение игры. Некоторые незначительные вроде бы поступки и даже простое наблюдение за разыгрывающимися на наших глазах мизансценками влияют на общую «ауру», определяющую концовку игры.
Но первостепенную роль в финале играют, конечно, более важные вещи. Такие, как общий стиль прохождения игры и отношение к врагам. Убийство не всегда является необходимой частью игрового процесса, что очень радует. Скрытность и аккуратность помогут во многих ситуациях обойтись без кровопролития, а прощение поможет открыть высшим силам иную сущность человечества.
В качестве этих самых высших сил, как не трудно догадаться, выступает последний представитель «черных». В этом плане сюжет предлагает очень интересный ход, проводя аналогии между судьбами Артема и выжившего существа. Если первый был избран для контакта с неведомыми силами, но не смог их понять и уже совершил ошибку, то второй лишь пытается разобраться в сути людей. И от героя зависит, каким выступит его вид в глазах представителя чужой цивилизации. Путь гуманности может стать путем к спасению.
Из вариативности вытекает более важная роль стелса. Некоторые эпизоды напрямую заставляют использовать тихий режим прохождения, а некоторые лишь стимулируют к этому, но очень умело. Открытый бой всегда сложнее. А если немного выждать в темном углу и оценить ситуацию, то можно прибегнуть к тихой нейтрализации, оглушая противников. Тогда можно будет и боеприпасы сэкономить, и жизнь поберечь. Узкие коридоры и туннели не предполагают большой свободы действий, но всегда есть варианты и возможность использовать немного разную тактику. Важную роль в поддержании инкогнито играет освещенность, поэтому постоянно нужно будет гасить или разбивать источники света.
Встречи с монстрами мирного исхода не предполагают. Хотя под конец, если быстро среагировать на слова спутника, можно будет избежать некоторых стычек. Мутанты стали более разнообразными. Появились большие пауки, огромные «креветки» и даже мутировавшие обитатели зоопарка. Стычки с ними полностью компенсируют отсутствие стрельбы при тихом прохождении уровней с врагами-людьми. Стрелять придется много и из разного оружия. Появились и полноценные толстокожие боссы, которые изрядно потрепят вам нервы. С другой стороны, нет столь же напряженных сцен, как встречи с библиотекарями в прошлой игре. Тогда была полноценная борьба за выживание. А нынешние враги поднимают больше шуму, привлекают кучу мелких помощников и в целом действуют по всем шутерным канонам жанра.
Арсенал почти не изменился. Оружие можно улучшать, устанавливая прицелы, глушители и т.п. Каждый «ствол» дает разные ощущения и предлагает совершенно великолепную анимацию по перезарядке и взаимодействию с ним. Никуда не исчез атмосферный журнал задач в виде блокнота, который нужно подсвечивать при помощи зажигалки. Фонарик по-прежнему необходимо подзаряжать при помощи ручной динамо-машины.
Общая линейность иногда предполагает небольшую свободу. Есть эпизоды с поездками через туннели, где можно не останавливаясь промчаться сразу до конечного пункта или наоборот, заглядывать в каждый закоулок. Второй вариант будет связан со значительным риском для жизни, но порою тщательное исследование может привести к интересной встрече с неизвестным и даст возможность спасти какого-нибудь бедолагу.
Но в целом подземные рейды дарят вполне знакомые ощущения. А вот вылазки на поверхность воспринимаются иначе благодаря смене времени года. На смену суровой зиме пришла весна. Вместо ледяных улиц мы теперь будет скитаться по грязным заколкам с талым снегом, по дождливым улочкам и мрачным болотам. Стекло противогаза вместо наледи будет покрываться испариной и брызгами, требуя периодически протирать окуляры. Полного ощущения погружения помогают добиться тяжелое дыхание и трещины на стекле после повреждений. Но особенно врезаются в память встречи с видениями прошлого. Призраки гуляют по дому, играют на детской площадке и борются за жизнь на борту разбившегося самолета, формируя образы какого-то далекого яркого мира, скрытого за серой пеленой радиоактивного мрака и толстым слоем человеческой пыли миллионов жертв.
Важную роль в нагнетании атмосферы играет великолепное графическое исполнение, что касается как общей потрясающей детализации и проработки окружения, так и технологической совершенности движка. Игра — настоящее пиршество для глаз.
Первая часть в плане графики тоже была на высоте, в продолжении ее сделали еще лучше. Нельзя сказать, что изменения кардинальные, но сразу заметно более активное использование технологий рельефного текстурирования и тесселяции. Поверхности в Last Light более объемные и натуралистичные.
Приятно отметить, что наконец-то сделали независимую регулировку интенсивности эффекта Motion Blur. При движении это размытие чересчур активное, в «Метро 2033» постоянно возникало желание избавиться от него.
Реализована поддержка PhysX. Продвинутые эффекты позволят насладиться более густым и реалистичным туманом в сочетании с большим количеством осколков от разрушаемых объектов. Но в таком случае понадобится и мощная видеокарта NVIDIA.
Оценить возможности старших графических ускорителей при максимальных настройках графики можно по нашим последним обзорам.
Metro: Last Light наследует все то, за что мы полюбили оригинал. Невероятное отношение к деталям воссоздает густую мрачную атмосферу, в которую ныряешь в головой. Вот только вау-эффекта уже не возникает. Новый сюжет использует знакомые мотивы, но акцент на борьбу группировок делает повествование более пресным. Нет того мощного налета мистицизма и неизвестного рока, нависшего над всеми выжившими. Нет ощущения страшного и неопределенного нечто. Не хватает мощной интриги. При этом новое повествование не однородно по своей структуре. Выстраивая какую-то общую нить, под конец сюжет отметает все детали, предлагая смазанный финал, лишенный яркого эмоционального окраса. Хотя игра стала более разнообразной в плане смены декораций и игровых ситуаций. То есть как боевик и экшен Last Light стал интереснее, а вот его уникальная самобытность особого развития не получила. Впрочем, это не стоит воспринимать как значительные недостатки. Игра все равно отличная. Очень живое и атмосферное путешествие в мрачный истерзанный мир, где каждый уцелевший дом и съеденный ржавчиной автомобиль хранят в себе печать ужаса и боли. Здесь все дышит забвением и смертью, одновременно напоминая о таком далеком и совершенно невообразимом уже прошлом. Вой жадного ветра и завывание ужасных монстров гуляют среди черных, покрытых прахом времени, стен, ставших последним пристанищем для призраков былого. В их неясных едва уловимых образах еще живут отголоски той жизни, которая наполняла когда-то эти улицы шумом и гамом. В этих видениях чувство единой тревоги и растерянность. Они замерли в порыве отчаянного ожидания, не осознавая того, что уже умерли. Готов ли ты, сталкер, увидеть этот мир?