Middle-earth: Shadow of Mordor | |
Разработчик | Monolith Productions |
Издатель | Warner Bros. Interactive Entertainment |
Официальный сайт | shadowofmordor.com |
Дата выхода | Сентябрь 2014 |
Локализатор | 1С-СофтКлаб |
Жанр | Экшен |
После великолепной экранизации «Властелина колец» Питера Джексона мир Средиземья пошел в массы, максимально расширив аудиторию фанатов. За киноверсией последовали первые игры, опиравшиеся на экранные интерпретации или книги, а потом пошли «ответвления», не дублирующие напрямую сюжетные события трилогии. В ролевой игре Lord of the Rings: War in the North дошло до того, что основными действующими лицами стали абсолютно новые персонажи со своей историей. Но события все еще привязывались к знакомому сюжету, и новые персонажи выступали в качестве поддержки Братства Кольца. Пока Фродо с товарищами шел своим путем герои War in the North сдерживали нашествие темных сил на других направлениях. Свежий Shadow of Mordor вообще отсылает нас к другому временному периоду, до начала истории взаимоотношений Фродо и Кольца Всевластия.
В результате нападения банды из Мордора следопыт Талион лишается своей семьи и сам падает от рук коварного злодея и приспешника Саурона. Однако смерть не спешит забрать к себе убитого и возвращает его назад, снабдив компанией некоего призрака. Протагонист обуреваем чувством мести, дух пытается вспомнить прошлое. Действуя сообща, они несут смерть на беспокойные земли Мордора, шаг за шагом раскрывая тайну связующих их событий.
Без долгих прелюдий нас сразу бросают в Мордор. Он выглядит еще не так пустынно, как во времена похода Фродо, но тоже не балует яркими красками. Вокруг грязь, скалы и редкая поросль куцой зелени. Такой антураж навевает уныние и теряется часть той волшебной атмосферы, свойственной как кинофильмам, так и многим играм. В War in the North путешествие начиналось с миловидных видов Хоббитона и сюжетная нить вела нас через совершенно разные места и земли — от древних руин до заснеженных гор. Shadow of Mordor разнообразием не балует, зато игровой мир большой, открытый и цельный.
Вместо привычных орков нам противостоят уруки — облегченная версия урук-хаев, которыми потом обзаведется Саруман. И это тоже несколько непривычно. В War in the North кроме неканоничных врагов было много знакомых образов, напрямую позаимствованных из кино и книг. Это тоже играло важную роль в вовлечении игрока и поддержании интереса со стороны фанатов. Shadow of Mordor кажется поначалу весьма далеким и чуждым. Но на сцене быстро появляется Голлум и возникают знакомые мотивы. На горизонте воспоминаний все четче проявляются образы древней эпохи, с которой началась история злосчастных колец. И ощущение полного непонимания постепенно сменяется интересом.
Изначально много говорилось о схожести общей игровой концепции с небезызвестной серией Assassin’s Creed, и на общем уровне это вполне верно. Мы бегаем по Мордору, выполняем сюжетные миссии и второстепенные задачи, попутно впутываясь в случайные приключения, которые являются обязательным атрибутом любой игры-песочницы. Например, побежали к точке выполнения задания, сцепились со случайным патрулем, устроили крупную заварушку и на полчаса ушли в процесс зачистки ближайшего лагеря, позабыв, зачем мчались в данном направлении. В данном случае случайные столкновения играют важную роль благодаря уникальной системе иерархии компьютерных противников.
Враги не являются привычной безликой массой, среди них есть особые командиры разного ранга. Мир Мордора живет в постоянной борьбе за власть, уруки закаляют боевые умения в драках и постепенно поднимают свой уровень. Положение их медленно меняется с течением времени, но в основном зависит от наших действий. Если кто-то из особых бойцов сумеет одолеть вас, то он повысит свой уровень, из-за чего следующая стычка с ним будет происходить еще тяжелее. В итоге урук может подняться с низкого уровня до статуса генерала, обзавестись мощными доспехами, побороть страхи и приобрести постоянную компанию телохранителей.
Драки с командирами сложны из-за их большей живучести и уникальных особенностей оных. Против кого-то бесполезен лук, кто-то умело блокирует все удары, у кого-то мощное отравленное оружие. То есть для каждого нужна определенная тактика и умение использовать элементы окружения. Например, кто-то боится огня или карагоров (местная замена варгов). Тогда огненный взрыв или приманивание зверя поможет деморализовать противника и получить преимущество. Каждый командир уникален. И это дополнительно подчеркивается наличием своего имени, досье и постоянными мизансценами, когда во время первой встречи с ним схватка останавливается на пару секунд в момент скрещивания мечей, чтобы враг мог изрыгнуть проклятия и угрозы.
Особенности командиров нам открываются только после получения разведданных. Узнать характеристику потенциального врага можно при допросе одного из его подчиненных или от освобожденного раба.
Командиры не сидят на месте и встречи с ними происходят где угодно, поэтому горячая схватка может случиться в совершенно неожиданный момент. А если вас еще занесет к лагерю уруков или на территорию их фортификационных укреплений, то крупный переполох грозит закончиться массовым побоищем с кучей противников высокого ранга.
Есть в игре привычные вышки, которые служат местом сохранения и позволяют открыть все маркеры побочных заданий в своем районе.
Что до самой боевой системы, то она напоминает серию Batman: Arkham — вовремя ставим блоки, наносит ответные удары и перепрыгиваем через врагов. Есть красивые добивания с фонтанами черной крови. Присутствует возможность стрельбы из лука, метания ножей и разные особые приемы. Все это открывается постепенно, а некоторые навыки с течением времени улучшаются. Так, прыжок через врага может его оглушать, попадание из лука в ногу замедляет и много чего иного. Система прокачка разбита на несколько направлений. Боевые навыки и общие умения улучшаются за счет очков опыта, а параметры оружия повышаются благодаря рунам, являющимися наградой за убийства командиров. Есть еще и ряд побочных заданий, которые могут открыть более мощный лук, меч или кинжал. Так что игра умело стимулирует игрока к активным действиям в открытом мире.
Аналогии с Assassin’s Creed возникают и благодаря сильному элементу скрытности. Только тут это реализовано не так убедительно, но и первоочередная роль стелсу не отводится. Многие задания можно решить в открытом бою, но тихая тактика требует меньше затрат времени и нервов. Талион умело карабкается по любым стенам, что позволяет обходить уруков с верхних позиций и нейтрализовать отдельных из них смертельным ударом в прыжке. На земле скрыть нас помогают кустарники. Имеет место некая близорукость противников и замедленное время реакции, что в данном случае только на пользу общему балансу из-за большого количества врагов и быстрому их возрождению. Игра слишком уж охотно генерирует новых уруков. Вроде только что убил одну их компанию, отвернулся, взглянул назад — а на их место уже идет новая группа. На этом фоне весьма забавно выглядит ситуация, когда все территории обезлюдивают во время начала сюжетного задания, пока герой с напарником бредет по пустошам до нужной точки.
Чувствуется определенная непродуманность в мелочах, а от быстрого респауна возникает ощущение навязчивости. Борьба с командирами тоже приедается. На определенном этапе даже возникает ощущение однотипности. Кажется, что ничего нового уже игра не преподнесет. Но тогда ситуацию оживляет смена обстановки. Герой перебирается на другую локацию, где нас кроме развалин и урукских замков поджидают еще бурные травы и яркое солнце. После приевшихся пробежек по серым локациям эти бесхитростные пейзажи даже вызывают восторг. Сюжет тоже набирает обороты, снова подливая масла с огонек интриги. Тип заданий несколько меняется. Возникают интересные «конные» прогулки, миссия, в которой приходится оседлать огромного монстра. Потом все тоже сводится к борьбе с командирами, чтобы достичь их верхушки, но уже в несколько ином контексте.
Протагонист обретает умение порабощать волю врага. И это не только дает новые возможности при планировании боя благодаря преждевременному усилению своих позиций случайными союзниками, но и ставит в качестве конечной цели вербовку генералов вместо их ликвидации. Тут и противоборство между ними раскрывается активнее. Мы уже напрямую ввязываемся в междоусобицы, что помогает выйти на нужных главарей.
Визуально игра выглядит приятно. Хотя однотипные серые пейзажи не формируют особо позитивного ощущения, но нельзя не отметить высокую проработку персонажей и детальные текстуры. Ну и грязь с лужами очень насыщенная и рельефная. Объемными выглядят даже дальние участки грязевых пустошей.
Насыщенные погодные эффекты с мощным ливнем и намокающими поверхностями. Визуальный эффект отлично подчеркивается добротной озвучкой. Под барабанную дробь дождя схватки в грязи выглядят весьма брутально.
Игра стала известной еще до выхода, в том числе и благодаря недюжинным требованиям к объему видеопамяти. При использовании пака с HD-текстурами в идеале рекомендуется видеокарта с 6 ГБ на борту, хотя и с меньшим объемом вы получите приемлемый fps. Сам этот пак кардинально изображение не меняет, но четкость окружения повышается. Причем заметно это не при ближних ракурсах, а в общей перспективе. Детализация дальних планов и объектов очень высокая.
Игра работает под DirectX 11. В том числе используется тесселяция, с помощью которой улучшается геометрия персонажей и окружения. Первое традиционно трудно заметить невооруженным взглядом, а второе сразу бросается в глаза. Нет эффекта, когда каждый камешек обретает более четкие объемные контуры, но многие каменные поверхности приобретают более волнистую неравномерную форму.
Эффект от включения тесселяции хорошо виден по нижнему сравнению одной и той же сцены.
Middle-earth: Shadow of Mordor предлагает неплохую компиляцию из знакомых идей. Что-то мы видели в Assassin’s Creed, что-то подсмотрено в Batman: Arkham. Но все это собрано воедино, приправлено уникальной системой противоборства с персонифицированными командирами и интересной прокачкой, сдобрено приятной (но немного грубоватой) графикой. Вроде бы хорошо, но есть некоторая однотипность, затянутость и проблемы в мелочах. Играется бодро, но без восторга. При этом игру лучше всего воспринимать, как нечто самостоятельное. Слишком далеко авторы ушли от каноничных узнаваемых образов из «Властелина колец», никакого ощущения ностальгии не будет. Из-за этого фанаты могут быть немного разочарованы.