Героиня игры – неизвестная девушка, которая участвует в странном эксперименте.
Очнувшись в лаборатории, от электронного невидимого инструктора мы узнаем о том, что мы один из испытуемых в секретном эксперименте. Не медля, нам сразу же предлагают пройти к прохождению испытания. Наша задача пройти испытуемую комнату с препятсвиями от одной точки к другой. Для выполнения этого задания нам предоставят экспериментальное оружие, которое может делать «дыры» в пространстве. Причем эти дыры сообщаются, образуя своеобразный туннель между собой, позволяя нам моментально переносится из одного места в другое. Так же мы можем переносить через эти дыры предметы. Первоначальные задания довольно просты, например, преодолеть пропасть с ядовитой жидкостью или пройти в дверь, одновременно нажимая кнопку.
После нескольких простеньких уровней нас отпустят в самостоятельное плавание, а механический женский голос сообщит нам: «извините следующее задание непроходимо, мы приносим свои извинения». Вот с этого момента и начнется самое интересное. Построение комнат усложняется, появляются энергетические барьеры, движущиеся платформы и поверхности, на которых мы не можем создавать порталы. С каждым уровней задания будут становиться все сложнее, у нас появятся и враги в виде энергетических шаров и роботов-охранников. И тут уж действительно придется напрячь извилины, чтобы найти выход из очередной комнаты-головоломки.
С помощью нашего единственного оружия нам придется выполнять поистине невероятные вещи и акробатические трюки. При прохождении через портал действует закон сохранения энергии. Чтобы куда-то запрыгнуть, можно упасть в портал и вылететь из другого. И такой прием не единственный, который нам придется использовать. Прыгать в один портал, вылетать из другого, в воздухе сразу делать новый портал и лететь в него, одновременно кувыркаясь и переворачиваясь под воздействием силы гравитации, ведь летим мы то вниз, то вверх. Набор и сочетание трюков таков, что иногда может вызвать настоящее головокружение. Но чтобы все это выполнить надо еще и догадаться о соответствующей комбинации движений и порядке размещения порталов.
Единственным нашим спутником будет выступать кубик, с помощью которого нам придется активировать кнопки, а иногда и использовать его как щит. Кубики эти нельзя переносить с уровня на уровень, и под конец нам придется разрабатывать хитрые комбинации чтобы достать кубик, а уже только потом задействовать его.
Наш компьютерный наблюдатель GLaDOS будет периодически комментировать наши достижения и отпускать саркастические шуточки. То будет дразнить нас, то сулить тортик за прохождение уровня, но при этом все активнее будет пытаться запутать нас, а под конец и убить.
Путешествуя по бесконечным лабиринтам компании Aperture Laboratories, нам предстоит найти выход из этой ловушки. По пути нам будут попадаться странные знаки и признаки трагических событий происходивших здесь. И за всем этим будет стоять тень электронного наблюдателя, пытающегося нас остановить. Так крупица за крупицей мы будем собирать информацию, чтобы понять происходящее. А при внимательном прохождении в игре можно найти связи с Half-Life 2: Episode Two.
Игра вышла довольно атмосферной, и это при том, что действующих лиц всего двое – компьютер GLaDOS и наша молчаливая героиня, которую мы лишь изредка увидим в портале.
Развязка, как и сама игра, вышла довольно забавной. Но после прохождения игра не заканчивается, и мы еще получим несколько усложненных бонусных уровней.
Из простого дополнения для Orange Box мы получили интересную самостоятельную игру. И не смотря на скоротечность и простоту первых уровней вышла интересная игра, которая способна увлечь больше чем какой-нибудь современный шутер. Чтобы понять, что собой представляет Portal, в него надо поиграть. И поверьте, время, потраченное на игру, не пройдет зря. Необычный игровой процесс, который требует проявления смекалки, забавный электронный комментатор и атмосфера загадочности и общего абсурда происходящего - море удовольствия вам обеспечено
Совершенно новый геймплей, предложенный в Portal может получить дальнейшее продолжение в Half-Life 2: Episode 3. Но даже сейчас фанаты нашли способ импорта портальной пушки-«дырокола» в существующие версии Half-Life. Идея с мгновенным перемещением через портальные туннели может совершенно изменить привычную игровую механику современных шутеров. Так что, можно смело говорить о небольшой игровой революции, которую уже совершил Portal. Как видим, Valve - это неиссякаемый кладезь новаторских идей и в свою команду они привлекают по настоящему талантливых разработчиков.