Portal 2 | |
Разработчик | Valve Corporation |
Издатель | Valve Corporation |
Официальный сайт | www.thinkwithportals.com |
Дата выхода | Апрель 2011 |
Локализатор | Buka Entertainment |
Жанр | Головоломка, экшен |
Небольшой проект Portal, вошедший в состав The Orange Box вместе с Half-Life 2: Episode Two привлек внимание своей оригинальностью и стилистикой. Эксперимент Valve явно удался, и продолжение не заставило себя долго ждать (в отличие от нового эпизода Half-Life). Оно вышло не просто больше и масштабнее, оно заиграло новыми красками, превратившись в захватывающее интригующее путешествие.
Продолжение дает нам узнать, что же случилось с Лабораторией исследования природы порталов после того, как героиня первой части уничтожила GLaDOS, компьютерный интеллект, управляющим всем этим огромным подземным комплексом. Как оказалось, героиня по-прежнему находится в комплексе.
Погруженная в состояние анабиоза она провела здесь много лет, пока ее не разбудил забавный компьютерный модуль персональности по имени Уитли. Он помогает устроить побег, но в итоге все оборачивается новыми испытаниями и приключениями.
Раздобыв в одной из разрушенных комнат портальную пушку, начинаем прокладывать себе путь на поверхность через руины Лаборатории. Но совершенно внезапно нас ожидает встреча со старой знакомой, которая стремится вернуть лабораторную крысу в лабиринт портальных экспериментов.
Сюжет стал более проработанным и насыщенным. Компьютерные персонажи приобрели еще большую человечность и их взаимоотношения между собой и с героиней играют важную роль в происходящем. Эти электронные актеры отличаются изрядной харизмой и чувством юмора — одна не забывает о едких комментариях в отношении наших успехов по преодолении испытательных камер, а второй до определенного момента выступает в роли забавного и рассеянного болтуна.
Но это не единственные персонажи в игре. Будут здесь и люди… Не настоящие и живые, они будут присутствовать лишь в качестве аудиозаписей в старых отсеках Лаборатории. Но, как и в случае с компьютерными спутниками, они тоже вышли весьма живыми и активными собеседниками. В этом плане у разработчиков настоящий талант. Вокруг пустые коридоры и помещения, но чувствуется, что здесь кипела жизнь и все эти голоса будто и не записи вовсе, а живые люди, следящие за новым подопытным.
Самым живым и близким для нас напарником вообще станет картофелина… Но раскрывать тайну этого интригующего корнеплода мы не будем, дабы не портить ваши ощущения от личного знакомства.
Геймплей Portal 2 строится на использовании особого устройства для создания порталов. С помощью этой чудо-пушки мы создаем два связанных между собой отверстия, через которые, как через червоточину, можем перемещаться из одной точки пространства в другую. Самым простым примером использования порталов может быть преодоление какой-то пропасти или разрушенного моста, когда с одной и другой стороны мы делаем по отверстию и спокойно переходим на другую сторону. Но таких элементарных задачек в игре, конечно, мало. Уровни построены так, что надо строить очень хитрые комбинации, взаимодействуя и с другими объектами. И не все поверхности подходят для создания порталов, а на последних уровнях они могут быть представлены несколькими скромными плитами, разбросанными по стенам.
В лабораторных комнатах испытаний всегда имеются одна или несколько кнопок, которые нужно активировать, поставив на них кубик. Эти кубики предварительно еще надо добыть из каких-то недоступных на первый взгляд мест. А когда мы активировали все необходимые переключатели, еще предстоит добраться до выхода из комнаты. Некоторые кнопки включают лазер, который еще нужно направить в определенные гнезда с помощью искажающих кубов с линзой в центре. Лазеры можно направлять и с помощью порталов.
Для усложнения задачи кое-где еще расставлены автоматические турели, которые, несмотря на свои добродушные и забавные голоса, стреляют вовсе не смешно. Иногда их можно обойти, иногда столкнуть с помощью каких-то ухищрений и предметов.
В качестве защиты от турелей могу использоваться особые «дорожки из света», излучаемые специальными генераторами на стене. Направленные с помощью порталов, они могут выступать в роли защитной стены, могут быть мостиком для нашего передвижения и даже помогут ловить летающие ящики. Более продвинутый вариант такой дорожки — «транспортная воронка». Это небольшой энергетический вихрь, который передвигает все захваченные объекты внутри себя прямо по воздуху. Его тоже можно направлять с помощью порталов и перелетать по этому туннелю через обрывы.
Физика играет важную роль в игровом процессе. Гравитация будет одним из основных помощников в преодолении больших пропастей. Один портал напротив противоположной стороны пропасти, один внизу под высокой площадкой — прыжок вниз, и мы вылетим из второго отверстия с приобретенным ускорением, как пробка из бутылки шампанского. Такие головокружительные прыжки полюбились игрокам еще по первой части, а в Portal 2 их стало еще больше благодаря более масштабным локациям и особым жидкостям для ускорения и прыжков. Идея таких жидкостей принадлежит не самой Valve. Компания привлекла авторов студенческого проекта Tag: The Power of Paint, как в свое время это было с разработчиками другой экспериментальной игры Narbacular Drop, эксплуатировавшей идею порталов. На нижних старых уровнях Лаборатории героиня впервые сталкивается с этими жидкостями. Синий гель увеличивает «прыгучесть», а красный ускоряет движения. Где-то они специально разлиты в комнатах испытаний, где-то протекают из трубопровода, помогая нам в продвижении наверх. Еще будет и белый гель, который превращает любую забрызганную поверхность в пригодную для создания портала.
Цветной гель, кнопки, транспортные воронки и лазеры — все это может сочетаться вместе. Создать трамплин, смазать его ускоряющим и прыгающим гелем, разогнаться и запрыгнуть в транспортный туннель — на словах звучит просто, а на деле придется хорошо поломать голову, чтобы все это реализовать.
Но наиболее запутанные и хитрые комбинации предстоит выполнять в кооперативном прохождении. Тут в роли испытуемых выступят два робота P-body и Atlas. История их похождений продолжает сюжет одиночной компании. Задания для парного прохождения более сложные, требуют хорошо поломать голову и хорошей реакции в моментах, где без взаимодействия с напарником не обойтись. Зато тут можно вытворять трюки, недоступные одиночке. Например, превратить товарища с разогнанный снаряд, поместив его между двумя порталами (фактически заставив падать в бесконечность), а потом «выстрелить» им, разместив портал на другой стене.
Визуально Portal 2 тоже выделяется на фоне всех остальных игр благодаря особой стилистике и антуражу, хотя тут нет продвинутых графических эффектов и поддержки новых DirectX. Но светлые лабораторные помещения, это царство прямых линий, белых стен и стиля хай-тек выглядят весьма необычно и по-своему привлекательно. Все это удачно сочетается со сценами разрушенных отсеков и заброшенных помещений, поросших растительностью. Бывает, что на наших глазах начинается преображение разрушенных помещений — манипуляторы убирают обломки и мусор, закрывают дырки в стене новыми плитами.
Хотя движок Source уже устарел, благодаря такому удачному дизайну игра выглядит приятно. Видны и некоторые улучшения в сравнении с предыдущими проектами Valve. Обновленный движок радует более реалистичной игрой света и тени.
Еще одна отличительная черта — масштабность и огромные локации в духе Цитадели City 17 из Half-Life 2. Особенно такой гигантизм проявляется в последних главах. Вокруг помещения, висящие прямо в воздухе, ведь внизу не видно дна — только ряд уходящих в бездну конструкций и механизмов. Чувствуешь себя муравьем.
Впечатляюще выглядит физика жидкостей. Гель капает крупными вязкими каплями, извергающими кучу брызг при падении. Конечно, мы видели и более реалистичную воду, созданную с помощью NVIDIA PhysX (в отечественном Анабиоз, к примеру), когда струя рассыпалась на сотни капелек, собирающихся потом в лужицы. Но и в Portal 2 все выглядит очень живо, при этом чувствуется густая консистенция вещества. Особенно радует, как трансформируются капли, вылетая из портала и зависая в воздухе или собираясь в причудливые формы внутри транспортных воронок.
Звук тоже является неотъемлемой частью стиля Portal 2. Турели, транспортные воронки, гель — все звучит необычно и мелодично, окружая нас какими-то космическими звуками. Тут даже не требуется музыка, ведь музыку создаете вы сами, направляя лазерные лучи в гнезда, путешествуя по туннелям-воронкам, прыгая, скользя по гелю. Но там где нужно, на заднем плане начинают играть удачно подобранные композиции, подчеркивающие общую атмосферу. Апофеозом этого приключения в мире необычных звуков можно считать финальный ролик с оркестром турелей.
Portal 2 — удивительная игра, не похожая ни на что другое. Уникальный визуальный стиль и звучание придают ей свое неповторимое очарование и шарм. Необычный геймплей и интересные головоломки органично вписаны в общую нить повествования, за которой интересно следить до самого финала. В мире Portal много необычного, и путешествие по Лаборатории — это как изучение тайн, скрытых за стенами Aperture Science. А персонажи! Никогда еще искусственный интеллект не был таким харизматичным, проявляя человеческую индивидуальность и сохраняя при этом холод и прагматизм в соответствии с заложенными в него программами. С какой стороны не посмотри — все великолепно, необычно и оригинально. Недостаток у игры только один — она кончается, несмотря на то, что расставаться с миром Portal 2 совершенно не хочется. Вердикт однозначен: изумительно!