Prey
Разработчик Arkane Studios Austin
Издатель Bethesda Softworks
Официальный сайт prey.bethesda.net
Локализатор Bethesda Softworks
Дата выхода Май 2017
Жанр Шутер, экшен

В далеком 2006 году Human Head Studios представила добротный бодрый шутер Prey, про парня индейского происхождения, отбивающего у инопланетян свою возлюбленную. Долгое время правообладатель в лице Bethesda Softworks пытался как-то развить оригинальные идеи, и мы даже видели занятные трейлеры Prey 2. Но в итоге продолжение было заморожено, и началась работа над абсолютно новым проектом и перезапуском. В наследство осталась идея про неудачный контакт с агрессивными инопланетянами, в остальном же — абсолютно новая игра. Разработчики из Arkane Studios не подвели, и выдали нам очередную великолепную игру. И хотя о Prey 2017 года уже высказались многие, не обойдем вниманием данную тему и мы. Заодно дополним рецензию сравнительным тестированием видеокарт.

Prey умело захватывает внимание игрока с первых минут, быстро закручивая интригу и вовлекая его в круговорот странных событий. По ходу вступления становится ясно, что герой участвует в каком-то эксперименте, и рамки этого эксперимента быстро расширяются, когда размеренная жизнь превращается в симуляцию. За разбитым стеклом открывается обширное лабораторное помещение и истинная реальность, а неизвестный голос по радиосвязи дает подсказки и направляет героя в его приключении.

Герой игры, Морган Ю, оказывается внутри большой космической станции с обрывочными знаниями о себе и с полным непониманием происходящего. Сориентироваться в сложной ситуации мы пытаемся при помощи неизвестных подсказчиков, своих же обращений из прошлого и указаний брата-директора. Корпорация Транстар занимается разработкой передовых технологий для модификации мозга. Все эта деятельность связана с изучением инопланетной формы жизни. Существа под названием тифоны до поры до времени содержались в изоляции, но, как это обычно бывает, в какой-то момент все пошло наперекосяк. Инопланетяне вырвались на волю и начали захват станции, сея хаос и смерть. В такой обстановке нужно не только найти ответы на вопросы, но и выжить.

Prey обеспечивает высокий уровень погружения благодаря умело поданной интриге и тому, как мы познаем игру. В отсутствие явного сюжетного коридора при определенной свободе действий, игра охотно делится информацией о своем мире через многочисленные аудиозаписи, чтение почты на личных компьютерах и другие источники. Из разных осколков складывается общая мозаика. По мере продвижения по сюжетной линии происшествие обрастает деталями и подробностями. И чем внимательнее вы изучаете мир, тем больше узнаете о станции и отдельных персоналиях. Достаточно проявить некоторую настойчивость в исследованиях, и игра начнет обрастать еще и дополнительными заданиями, расширяющими основное приключение.

На первых порах реальные люди представлены в основном искореженными трупами. Но в какой-то момент дойдет до встреч с выжившими, которые не всегда будут проходить в ситуации полного взаимопонимания и радости. Перед нами могут возникнуть дилеммы, где от конечного выбора будут зависеть судьбы конкретных людей. Да и сама игра подводит нас к вариативной концовке, которая складывается из финальных действий и цепочки предшествующих поступков.

Игровой процесс тоже строится на вариативности. Изначально Prey напоминает шутер с продвинутой исследовательской частью и прокачкой в духе BioShock. В сюжетном и визуальном плане тоже масса аналогий, но по мере углубления в станцию понимаешь, что это совершенно самобытная игра с другими акцентами в игровой механике. Prey стимулирует к осторожности и умелому сочетанию навыков, что определяется игровыми обстоятельствами и особенностями врагов.

Самыми простыми противниками выступают мимики, которые могут превращаться в разные предметы. Данных существ можно забить простым разводным ключом, но из-за способности к мимикрии их неожиданные появления могут хорошо потрепать. Это вынуждает внимательнее изучать окружение — легкое дрожание, падение чашки со стола или шум могут указать за угрозу.

Крупные существа не демонстрируют умения высшего притворства, но могут быстро менять позицию и растворятся в воздухе. Самые опасные враги-фантомы демонстрируют хорошую живучесть и убойные комбинации энергетических ударов. Есть разновидности инопланетных созданий, который могут создавать себе мелких помощников или контролировать людей. Физический урон часто сочетается с психическим воздействием или телекинетическим, отчего труднее контролировать героя и целится. Поэтому лучше всего наносить неожиданные удары, прятаться и не забывать о бутылочке спиртного для нормализации своего душевного состояния.

Лучшим боевым напарником для нас станет специальная гипс-пушка. Она позволяет залить противника пеной и временно обездвижить. Благодаря такому приему можно зафиксировать как мелких мимиков, так и более серьезных врагов. Все они быстро вырвутся из оков пены, но небольшой задержки хватит, чтобы нанести парочку ударов. Пушка является и средством ремонта, если нужно временно заблокировать коротящий электрощиток или остановить огненное пламя из пробитой трубы.

Есть и смертельное оружие — пистолет, дробовик, лучевая пушка. Они дают больше уверенности относительно простого ключа в руке, но ограниченные запасы боеприпасов заставляют действовать аккуратно. Многих врагов трудно убить банальной стрельбой в упор, поскольку это потребует изрядной порции ценных патронов и большого расхода средств лечения. В ход идет скрытность, что обеспечит преимущество первого удара, отремонтированная турель поддержит огнем, подхваченный баллон с газом превратится в снаряд. Если драка не сулит успеха, можно отвлечь врагов и попытаться незаметно прошмыгнуть.

Есть забавное нелегальное оружие, которое может найти применение в решении других задач. Например, дротикомет позволит нажать кнопку на удаленном пульте, к которому не подойти вплотную из-за решетки или других ограничений. Шокер позволит успокоить буйных людей, ставших марионетками в руках особых тифонов.

Крупные уровни со сложной внутренней архитектурой всегда дают широкий выбор для действий. Станция разбита на несколько крупных отсеков с запутанной структурой, где внутренние помещения пересекаются между собой, какие-то двери открыты, многие проходы заблокированы. По сути это отдельные мини-песочницы, доступные для тщательного изучения. Мы выбираем разные пути, опираясь на свои возможности и личную тактику. Где-то проще пролезть через вентиляционный канал, где-то при помощи смекалки можно найти неожиданное решение и пройти в новое помещение. Отдельные сектора на определенном уровне развития для нас очень опасны или просто закрыты. Туда можно заглянуть при повторном рейде по данной локации, когда новые возможности для разблокирования прохода или достаточные силы для противостояния мощным врагам. Повествование в игре выстроено так, что часто приходится возвращаться в старые места, хотя в рамках основной истории все это выглядит логично и не обременительно. Если же будете щепетильно подходить к выполнению абсолютно всех побочных заданий, то, возможно, это потребует больше времени и занудного рыскания по уровням.

Возможности героя по ходу игры улучшаются за счет прокачки. Апгрейд навыков осуществляется при установке нейромодов, и каждое новое улучшение требует большего их числа. Вначале нам доступно три ветки прокачки научного, инженерного и охранного направления, позволяющие улучшить здоровье, урон от оружия, повысить навыки взлома и ремонта, многое другое. Часть навыков влияют на возможности исследования мира. При соответствующей силе вы сможете разбирать завалы и открывать новые проходы, хакерские умения позволят взламывать разные компьютерные системы.

В определенный момент Prey выводит возможности героя на новый уровень, открывая специфические ветки пси-навыков. Прокачивая их, Морган сможет бить тифонов энергией, сам обучится мимикрии и навыкам контроля сознания. Это значительно расширить боевые и исследовательские возможности. При комбинировании дробовика и энергетического удара проще уничтожить крепкого противника. А превратившись в чашку, можно закатиться во многие щели и недоступные ранее комнаты. В итоге мы станет ближе к изначальным врагам, что может повлиять на отношение к нам компьютерной системы безопасности. Нарастив пси-способности, герой будет вынужден противостоять охранным турелями, которые начнут принимать его за «чужого». И все это в итоге скажется на концовке и сюжетной развязке.

С прокачкой нечеловеческих способностей связана необходимость сканирования тифонов для получения соответствующего опыта. Понятно, что в открытом бою это сделать крайне сложно, что заставляет быть еще осторожнее или еще стремительнее в своих действиях.

Важную роль играет сбор ингредиентов и создание расходных предметов. На каждом столе или в ящичке всегда найдется какой-то хлам, который можно кинуть в свой инвентарь. На специальных станциях хлам перерабатывается в компоненты для создания боеприпасов или средств восстановления. И это весьма востребовано, поскольку в напряженных стычках припасы расходятся быстро. И если не озаботиться сбором предметов и крафтингом, то найденных патронов или гранат явно не хватит не всех серьезных противников. Попутно можно находить разные чертежи для нового оружия, хотя добыть готовые экземпляры не составит труда.

Периодически Prey напоминает нам о космосе, вынуждая выходить в открытое пространство или путешествовать по отсекам с невесомостью. Такие прогулки не менее опасны, чем изучение внутренних отсеков с агрессивными существами. После разблокировки шлюзов в разных отсеках их можно использовать в любое время для более удобного перемещения между отдаленными частями станции.

Самобытная стилистика играет важную роль в создании особой атмосферы и чувства глубокого погружения. Arkane Studios в очередной раз показывает, что без стремления к подчеркнутому реализму можно создать интересные образы и убедительный мир. События Prey развиваются в 30-х годах альтернативного будущего, где развитие мира пошло слегка иным путем в 60-х годах прошлого века. И антураж больше соответствует духу ретро-футуризма, напоминая старые фантастические кинофильмы. Но это выглядит стильно и красиво. Кстати, местная электронная музыка весьма органично вписывается в такую стилистику.

Интересный визуальный дизайн сочетается с качественным технологическим исполнением благодаря движку CryEngine 4. Prey демонстрирует детализированные интерьеры с множеством бликующих и отражающих поверхностей, неплохой игрой света.

Приятная картинка не выдвигает запредельных требований к мощности GPU. Мы решили раскрыть тему производительности и провести сравнительное тестирование видеокарт в Prey. Использовалась наша стандартная тестовая платформа для обзоров видеокарт. Тестовая сцена приведена ниже.

Выбран профиль наивысшего качества графики (Very High), который предусматривает сглаживание SMAA T2X. Результаты тестирования в разрешении 1920x1080 представлены ниже.

По итогам видно, что даже бюджетные видеокарты GeForce GTX 960 и GeForce GTX 1050 Ti могут обеспечить 40–50 fps, старый Radeon R9 270X заметно хуже, но тоже выдает более-менее приемлемые результаты. Лучше играть на модели с памятью от 3 ГБ или выше. Видеоадаптеры классом повыше уже выдают более 60 fps. На одном уровне находятся Radeon RX 570 и GeForce GTX 780 Ti, а Radeon RX 580 слабее GeForce GTX 1060 в версии на 6 ГБ.

Старшие модели дополнительно протестированы в повышенном разрешении 2560x1440.

Radeon RX 580 и GeForce GTX 1060 достойно справляются и с таким режимом, преимущество представителя NVIDIA сохраняется. Загрузка видеопамяти в таком разрешении на уровне 4 ГБ и выше.

Prey — еще одна отличная игра от Arkane Studios. Хотя она вышла спустя полгода после Dishonored 2, но ощущается совсем иначе. Разработкой занималось другое подразделение, которое пыталось сделать что-то оригинальное, и авторам это безусловно удалось. Prey по духу близок к BioShock и Deus Ex, но из микса знакомых идей получается нечто самобытное и оригинальное. Это атмосферное фантастическое приключение с интересной историей, оригинальной стилистикой и продуманным геймплеем, который дает много возможностей и обеспечивает вариативность в прохождении. Prey может смутить лишь тех, кто ожидает банального шутера в красивой обертке, ведь игра глубже и хитрее. Вероятно, лучший фантастический боевик 2017 года. Не пропустите!