Так уж сложилось, что пристойными автосимуляторами PC-аудиторию не радовали уже давно. Кроме саморазлагающейся серии Need for Speed да Colin McRae DIRT ничего выдающего за последние полтора года и не было. Была еще официальная игра соревнований WTCC – Race, но прошла она как-то незаметно мимо широких масс.

В общем, встречайте - вот он праздник для любителей прокатится с ветерком под рев мотора и визг шин. Неудержимая, стремительная и непредсказуемая игра от Codemasters, которые уже подарили нам такие известные игровые серии, как TOCA и Colin McRae Rally.

Первое впечатление от игры – это невероятная динамика и ощущение скорости. Без предварительных объяснений нам дают мощный Dodge Viper, и первая гонка заставляет вжаться в кресло перед монитором, а рука начинает искать ремень, чтобы пристегнуться.

Игра хвастается хорошей физической моделью, при этом, не стесняясь, блещет аркадными элементами. Никаких настроек автомобиля перед заездом, все наше время отведено непосредственно самим соревнованиям. Кроме типичного спринта и кольцевых гонок нас ожидают и некоторые другие соревнования, например, дрифт, заезд на время или гонки на достижение максимальной скорости.

Сложность в игре более чем высокая. Приятно, что она регулируема и менять ее можно перед каждым заездом, а не в начале игры при создании игрового профиля. Каждая из полусотни лицензированных машин отличается своим нравом. Но все они сильно чувствительны к управлению, будь-то джойстик-руль или клавиатура. Тем, кто пытается играть на клавиатуре, лучше все же обойтись базовым уровнем сложности, потому что поведение некоторых машин напоминает гонки по льду. Одно неверное движение - и автомобиль выносит на обочину. А если вы царапнулись за борт или вдруг задели противника, то готовьтесь увидеть печальный финал вашей гонки с кувырками или просто созерцать, как машина в прямом смысле разваливается на куски.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Отлетающие колеса, обломки корпуса и уханье зрителей, возле которых врезался автомобиль. К счастью, у нас есть возможность вернуть игру на несколько секунд назад до неудачного момента. Но количество таких flashback’ов ограничено. Автомобиль восприимчив к любым повреждениям, так что даже минимальные огрехи чреваты не только поцарапанной краской и гнутыми крыльями, но и проблемами с управлением. В таких условиях гонки на автомобилях, скорость которых легко достигает 300 км/ч, превращается в соревнование с удачей. Резкая агрессивная манера езды, иногда с заносами (главное не вылететь с трассы) принесет победу в первых кругах заезда. Но под конец ваш помятый автомобиль будет менее послушен в управлении - его будет вести в сторону, и даже стертая резина уже не гарантирует сцепление с асфальтом. Так что, врезаться и разбиться перед финишем - для GRID привычное явление.

Соперники "выстраиваются" в очередь, чтобы помочь окончить наш заезд раньше времени. Обгоняя нас, они не церемонятся, толкаются, и любое столкновение может привести к очередному смертельному кульбиту. Рывок для обгона на повороте вереницы соперников напоминает пикирование летчика-камикадзе, поскольку мы образуем настоящую свалку и миниатюрный хаос со скрежетом металла, бьющегося стекла и отлетающих частей корпуса. Поначалу это будет оканчиваться печально для нас, но, приноровившись, можно использовать физический движок для того, что выносить соперников. Конечно, все это в любой момент прервать и нашу гонку, но экстрима добавляет.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Довольно забавно наблюдать, как наши блестящие автомобили к концу заезда постепенно превращаются в кучу металлолома. Даже странно, как это именитые производители разрешили такое издевательство над своими продуктами.

Race Driver: GRID

А вид из кабины это явно удел профессионалов. Ощущения непередаваемые, но управлять становится намного сложнее, особенно когда от небольшого удара ветровое стекло покрывает сетка трещин.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

При такой сложности даже привычный заезд с заносами в дрифте превращается в испытание. Порой возникают ощущения, что вместо колес у машин воздушная подушка.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Кстати, будут в игре и ночные гонки, которые вызовут ностальгию у фанатов серии NFS.

Race Driver: GRID

Отдельно стоит отметить 24-часовой заезд Ле-Мана. Конечно, нам не придется сидеть сутки за рулем виртуального автомобиля, но и 24 минуты реального игрового времени выдержать тоже непросто, учитывая напряжение и непредсказуемость того, что произойдет, когда мы пойдем на обгон очередного соперника.

Race Driver: GRID

Соревнования проходят на территории США, Японии и Европы. У нас есть возможность либо сразу перейти в серии разнообразных соревнований или методично проходить региональные этапы в турнирной таблице для разных классов машин.

За гонку мы получаем не только деньги, но и очки рейтинга. На дензнаки можно приобрести новые автомобили для участия в турнирах. А вот привычной для многих игр скрупулезной системы апгрейда и тюнинга машин нет. Максимум можно поменять цвет своего болида.

После каждой гонки можно просмотреть повтор состязания, которые с удачными ракурсами камеры смотрятся не менее динамично, чем сам игровой процесс.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Продвинутой физической моделью игра обязана своему прародителю - Colin McRae DIRT, движок которого дал жизнь и GRID. Хотя физика и отличная, но ощущения реализма того же Race отсутствуют как таковые. Графика в игре находится на высоком уровне, однако по большей мере приятный визуальный ряд достигается не за счет высокой детализации окружения или текстур, а за счет обильных эффектов пост-обработки. Любовь к «смазыванию» и «замыливанию» картинки так же осталась в наследство от DIRT, как, впрочем, и горячая цветовая гамма с яркими эффектами пробивающегося сквозь листву солнечных лучей и объемного насыщенного воздуха. Это все красиво, но при высокой скорости четкость изображения и практичность оставляет желать лучшего. Некоторым это придется не по душе и при желании в настройках все отключается.

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

Race Driver: GRID

При отличной картинке системные требования вполне разумные, хотя игровой движок довольно чувствителен к процессору. Стоит отметить, что для пущего комфорта в игре лучше включить сглаживание, иначе лесенки на машинах, особенно на видимых краях крыши, начинает сильно бросаться в глаза.

Звук не уступает визуальной составляющей. Пронизывающий рев мотора и мощные звуковые эффекты, особенно во время столкновений, не оставят равнодушными ни одного игрока. Про музыкальное сопровождение можно просто сказать, что оно есть, никакой существенной роли оно не играет и ничем не выделяется.

В итоге получился отличный автосимулятор с приятными аркадными элементами. Сложность высока, но и порция адреналина от игры еще выше. Отличное сочетание всего того, за что мы любили FlatOut, NFS и TOCA. Последняя, кстати, явно была идейным вдохновителем и прототипом для GRID, а движок от DIRT добавил ей современного визуального шарма и хорошую физическую модель. Отличный баланс между реализмом и задорной аркадой. Вывод очевиден. Пока, за не имением достойных противников, игру можно смело воздвигать на пьедестал лучшего автосимулятора 2008 года.