Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad
(Red Orchestra 2: Герои Сталинграда)
Разработчик Tripwire Interactive
Издатель 1C Publishing
Официальный сайт geroistalingrada.ru
Дата выхода Сентябрь 2011
Локализатор 1C-СофтКлаб
Жанр Шутер

В свое время игра Red Orchestra: Ostfront 41-45, начавшая свой путь с любительского мода к Unreal Tournament 2003, стала приятной неожиданностью для хардкорных игроков. Продукт, откровенно говоря, не массовый, но у определенной аудитории игра все же снискала любовь. К продолжению студия Tripwire Interactive подошла уже с большим размахом, благо средства и человеческие ресурсы это позволяли. Никакой особой шумихи вокруг Red Orchestra 2 не было, но игровая пресса порою уделяла игре внимание, а разработчики изредка радовали зрелищными роликами. Собственно, сама игра тоже уже давно в продаже — релиз ее состоялся еще в сентябре. Но за громкими осенними премьер про «Героев Сталинграда» как-то забыли. Это же вам не Battlefield 3, реклама которого мелькала везде где только можно, а сама игра стала чуть ли основным стимулом производителей компьютерного железа к популяризации игровых ПК. Но Red Orchestra 2 игра настолько самобытная и интересная, что автор этих строк просто не мог не уделить ей внимание.

Разработчики не стали менять театр военных действий. Игрокам вновь предлагают принять участие в битвах Великой Отечественной войны, сойтись с врагом на полях Родины, на том самом Восточном фронте, который стал для вояк Рейха настоящим кошмаром наяву. Такой интерес со стороны американских разработчиков приятно удивляет, а то судя по серии Call of Duty и старым Medal of Honor все основные сражения Второй мировой происходили исключительно в Западной Европе. Подзаголовок игры намекает, что в этот раз вся игра посвящена одной из самых кровавых страниц той войны — битве за Сталинград.

Одиночная кампания призвана не только развлечь игроков, но и немного познакомить их с историей обороны города. Воспринимать сюжетные миссии как некую детальную реконструкцию не стоит. Хотя развалины городских кварталов поражают своей тщательной проработкой. Что и не удивительно, ведь авторы предварительно изучали исторические хроники, фотографии, и даже посетили сам город и некоторые памятные места. В общем, подготовились тщательно и на совесть — не Михалковы какие-нибудь. Но вот сама реализация сражений в таких достоверных декорациях хромает. Сингл — лишь подобие сетевых сражений. Цели наши сводятся к захвату ключевых точек или обороне таких же точек. Обидно, но сразу ворваться в бой в рядах Красной Армии тоже нельзя, придется вначале пройти Немецкую кампанию, захватывая город, а потом уже в роли наших бойцов выбивать врага оттуда же.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Никакой киношной постановки тут нет. Мы начинаем в роли определенного бойца, и если нас убивают, то продолжаем в шкуре его товарища. Причем, если миссия начинается автоматчиком, то потом вы вполне можете оказаться в шкуре простого стрелка с винтовкой. И так менять роли предстоит до тех пор, пока еще есть бойцы в вашем отделении. Если же отделение перебито до прибытия подкрепления, то задача провалена. Все вроде просто, но интересный дизайн уровней делает некоторые перестрелки с ботами весьма интересными. Плюс очень сильно влияет уровень сложности. Так, некоторые миссии превращаются просто в ад при высокой сложности AI. Враг становится агрессивнее и прет изо всех щелей, сразу же стремясь на точку, а напарники наши, как назло, начинают тупить еще сильнее, и мрут намного чаще. В одиночку все проходы не перекрыть и удержать позицию будет очень проблематично. Бывает и такое, что весь ваш отряд перебьют еще до вашего возрождения и игра закончится с одной вашей смертью. А некоторые миссии радуют артобстрелом по нашим позициям с самого начала боя, отчего на первой же секунде вы едва успеваете заметить ошметки своего бойца, которые разбрасывает по округе, на второй — наблюдаете такую же участь остального взвода, и в итоге прыгаете в бой роли последнего бойца-стрелка, который как раз решил померяться силами с автоматчиком. И говорить о продолжительности боя тут тоже не приходится.

С одной стороны такие ситуации заставляют очень сильно трястись за свою шкуру, не высовываться по чем зря и вообще не изображать из себя супермена в стиле Call of Duty. С другой стороны, достаточно понизить сложность хотя бы до второго уровня, как тупить начинают уже боты-враги, легко подставляясь под пулю. Игра заметно упрощается, и при этом многие миссии становятся просто скучными.

Red Orchestra 2

Так что впечатления от одиночной кампании весьма неоднозначные и негатива намного больше, чем позитива. Особенно «порадовали» обучающие миссии, коих полно. То танк, который надо уничтожить, не появится потому что перед этим мы не спрятались за мешки, взрывая дверь. То танк уже появится, но после неудачного броска пары противотанковых гранат обучение снова стопорится на месте, а подкинуть новичку боезапас побольше никто не догадался. Во время обучения управлению танком нам велят командовать отделением, но где же это отделение? А вот же оно, появилось после второй перезагрузки миссии! Хорошо, хоть в реальных заданиях таких проблем нет, независимо от наших действий при захвате точек миссия заканчивается.

Red Orchestra 2

Но все эти претензии — мелочь. Потому как одиночная кампания — это не более, чем затяжное обучение. И все 24 миссии просто необходимы, чтобы ознакомиться с оружием, картами и техникой и хоть немного начать ориентироваться в особенностях геймплея. Конечно, это тоже капля в море и никакие симуляции не заменят реальную боевую подготовку в кампании живых бойцов, но определенный опыт у новичков будет. Тем более, что на первых порах трудно даже сообразить, где и что находится на больших картах, не говоря уже о знаниях каких-то их тонкостей и тактики обороны и наступления.

Red Orchestra 2

Реализм по-прежнему правит балом. В Red Orchestra 2 нужно не столько бегать, сколько думать, быстро ориентироваться и самое главное — метко стрелять. Один выстрел – один труп. В противном случае трупом вполне можете оказаться вы. Тут нет перекрестия прицела и противника нужно «ловить» строго на мушку. Стрельба без прицеливания точностью не отличается, а на прицеливание тоже тратится какое-то время. Особенно остро это чувствуешь в дуэли стрелков с винтовками. Прицел, выстрел, в укрытие не зависимо от результата и быстро меняем позицию. Мелькать дважды на одном и том же месте чревато быстрой пулей в голову. Особенно, если место не самое удачное. Например, нет ничего лучше темного пятна бойца на ярко-зеленой лужайке. Высовываться из окон — тоже не лучшая идея. И даже если вы держитесь внутри помещения, лучше искать там темный уголок, ведь в зоне яркой освещенности форма снова выдаст вас. Снайперы «80 левела», изучившие каждый закоулок игры, снимают новичков, едва те успевают занять вроде бы удобную позицию. При этом сами они выискивают такие норы, что их не сразу замечаешь и в десяти шагах.

Укрытия — наше все. Правильно выбранная позиция позволит и с линии огня быстро уйти и зону возможного появления противника держать под контролем. При беге не забываем пригибаться, а в отсутствие высокого прикрытия придется и на пузе ползать. Кстати, в игре появилась система укрытий, как во многих современных шутерах. Но в Red Orchestra 2 она честная, с сохранением вида от первого лица. Прильнув к стене, чтобы меньше выдавать себя, вы не видите ничего, что происходит за ней. Стрелять из такого положения можно только наугад. Но при нажатии кнопки прицеливания можно немного высунуться и оглядеться более обстоятельно. Кстати, что касается управления, то после простых шутеров-блокбастеров игра на первых порах кажется даже немного сложноватой в освоении, ведь она требует довольного много разных действий. Пригибаться, лежать, укрываться, прицеливаться, выглядывать из-за углов — пальцы так и скачут по клавиатуре и мышке. И это без сомнения требует некоторой сноровки.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Не всегда ранение приводит к смерти. Играет роль, куда попала пуля и из чего. Если поражена конечность, то быстро сделанная перевязка остановит кровь и позволит продолжить игру. Таких чудо-бинтов лишь два, так что лечить себя постоянно тоже не выйдет. Выстрел в голову или сердце — моментальная смерть. На деле же не обязательно раздавать хэдшоты, на высоком уровне реализма долго играть в кошки-мышки со смертью не выйдет и зачастую каждое попадание последнее. Иногда смерть наступает не сразу и сквозь черную пелену забытья, застилающую все вокруг, еще можно успеть сделать несколько выстрелов, и если повезет, даже отомстить обидчику. Когда стрелок выходит на стрелка, то вполне возможно и такое, что погибнут оба, даже если кто-то оказался чуть быстрее.

Кроме отсутствия привычного прицела игра не дает никакой информации по боезапасу. Каждый патрон идет на счет, но проверить, сколько еще в обойме можно лишь вытащив ее. И это тоже не лишнее, ведь такая проверка быстрее чем перезарядка, на которую иной раз просто нет времени. Высокая дальность видимости не постоянная величина. Убийство соседа или близкий взрыв выводят вас из равновесия, экран мутнеет и дальность резко падает. Если ваше подразделение нарвалось на пулеметный расчет, то после смерти товарищей перед глазами начнется такая каша, что ничего толком не разобрать. Даже просто под плотным огнем нервишки начинают шалить и экран мутнеет. Зато присутствие командира поднимает боевой дух и во многом нейтрализует такие эффекты. Но если же на наших глазах он пал, то сразу начинается паника, перед глазами снова все плывет и наш солдат в ужасе бормочет, что мы все обречены. Ну и не забываем, что простые люди не спринтеры, при длительном забеге быстро одолевает усталость и сбивается дыхание, что мешает быстро и точно навестись.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Такая симуляция физического и психологического состояния бойца лишь одна из составляющих игрового процесса. Умение обращаться с оружием играет еще более важную роль. Например, автомат эффективен на средней дистанции, особенно хорош при зачистке зданий и коридоров. Но на дальней дистанции умелый стрелок быстро снимет автоматчика из винтовки. Пулемет отлично подходит для подавления врага, умело выбранная позиция позволит перекрыть какой-то путь и остановить все наступление. Но при этом пулемет надо установить на опору и выбрать хорошую незаметную позицию. Набегу все пули уйдут в воздух, и рассчитывать убить нападающего так можно только при внезапном столкновении лоб в лоб. Снайперская винтовка с оптическим прицелом не позволит быстро навестись на ближней дистанции, но мы можем переключиться в альтернативный режим прицеливания через мушку. Каждое оружие уникально, требует разного отношения и тактики. Его по-настоящему чувствуешь в руках, не забывая и об отдаче, и о дальности до цели, и об учете боезапаса, чтобы совершенно в неподходящий момент не услышать пустой щелчок вместо выстрела.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

В игре три сетевых режима. Простой Deathmatch именуется как «Перестрелка». Тут все просто и никаких ограничений нет. Это тоже определенная тренировка перед основными боями, потому как такой режим позволяет опробовать карты в реальном бою и более тонко изучить особенности применения разного оружия на разных территориях. В режиме «Территория» команды сражаются за контроль над ключевыми точками. В сражениях «Обратного отсчета» одна команда защищает позиции, а вторая наступает на них, постепенно отвоевывая точки. И вот в таких режимах игра полностью раскрывает себя, ведь успех команды зависит от ее слаженности и умелых действий командира. В этих режимах на разных картах имеются определенные ограничения по числу бойцов разных классов. На всю команду может быть лишь два, а то и один штурмовик с автоматом, плюс парочка пулеметчиков. Не густо. Основную массу составляют стрелки с винтовками. Основной состав еще может содержать несколько элитных стрелков со скорострельными самозарядными винтовками, снайпера, бронебойщика с противотанковым ружьем и сапера. Грамотно расставленные бойцы смогут сдерживать натиск врага. Без помощи друг другу солдаты легко превращаются в легкую добычу более организованного врага и тут уж воочию можно почувствовать себя в роли «мяса», когда умираешь, сделав лишь несколько шагов с респауна. И там, где вроде была ваша территория, уже засел какой-то пулеметчик или снайпер и косит товарищей рядами, которые еще просто не в курсе ситуации.

К взаимодействию стимулирует и сам дизайн уровней. Громадные локации, много зданий с множеством этажей, окопы, овраги, какие-то развалины и прочие укрытия. Все очень продумано и каждая точки имеет как свои преимущества, так и недостатки. И без контроля флангов даже сильная оборона может быть прорвана. Наступление лоб в лоб чревато напрасными бессмысленными потерями, в итоге никто и не добежит до конечной цели. Как бы не был ты быстр и крут, но при штурме дома на открытой местности намного больше шансов, что снимут тебя, прежде чем ты заметишь чью-то голову в оконном проеме. И вот тут командиру надо прикрыть наступление умело брошенной дымовой гранатой, вовремя вызвать огонь артиллерии по позиции врага, запросить воздушную разведку, которая выдаст положение вражеских бойцов. Плюс возле командира можно возрождаться, и если он выбирает выгодную позицию, то это позволит бойцам не бежать через всю карту до линии фронта. В общем, без координации действий и умелого командования придется довольно туго. И чтобы пошла совместная игра, чтобы этот разношерстный «оркестр» заиграл слаженно, нужна связь если не всех участников, то хотя бы командиров отделений.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Выбор класса тоже играет определенную роль и чтобы новички сразу же не кидались забивать места штурмовиков и командиров приоритет в выборе выдается высокоранговым бойцам, а остальным приходится довольствоваться «остатками». И это правильно, потому как от эффективность бойца определяется его опытом и новичок даже с самой мощной пушкой вряд ли принесет много пользы команде. Конечно, бывает и такое, что более-менее прокачанные игроки пытаются занять роли командиров только ради оружия, не занимаясь напрямую своими обязанностями, чем заметно портят общую ситуацию. Настоящие тактические сражения — удел истинных фанатов серии, которые собираются в кланы и оттачивают свое мастерство с другими такими же игроками старой закалки.

В качестве небольшого стимула для игроков присутствует прокачка. Игра начисляет общие очки славы и выдает «премиальные» для каждого используемого класса и оружия. Но это не очень существенно влияет на итоговые параметры. Превратить простого солдата в терминатора не выйдет — у нас же тут реализм и все такое. За новые уровни класса игра начисляет скромные проценты улучшения по скорости прицеливания, бега, выносливости и некоторых иных параметров. Повышая уровень владения оружия, вы улучшаете скорость перезарядки, контроль отдачи и даже силу в рукопашной. Для более существенного бонуса в виде штыка к винтовке или барабанного магазина к ППШ надо навоевать аж до 25 уровня. Прокачка медленная и очки зарабатываются, как говорится, потом и кровью. При этом за убийства, как и в Battlefield 3, выдают меньше всего баллов, а вот «премиальные» за командные действия и поддержку более внушительные. Так что организованная командная игра и в плане развития персонажа более плодотворна. При достижении определенного ранга бойца открываются более веские бонусы в виде пистолета в качестве дополнительного оружия. Но на серверах с высоким реализмом (а только на таком и стоит играть в Red Orchestra 2) все они не действительны, потому как пистолеты стрелкам и штурмовикам по уставу не положены.

Red Orchestra 2

Отдельно стоит поговорить о танковых сражениях, ведь тут у нас полноценный симулятор боевых машин Т-34-76 и Panzer IV. Выбор невелик, но зато каждая машина проработана до мелочей. Обзор танкиста — одна или две маленькие щелки. Сидишь как в консервной банке и пытаешься что-то рассмотреть через небольшое отверстие. Для лучшего обзора можно прильнуть к окошку или поднять смотровой люк. У командира Panzer чуть более выгодное положение благодаря специальным смотровым щелям на башне. В роли командира танка возможно одновременно управлять им и вести огонь. Всех напарников в данном случае заменяют компьютерные болванчики. Но если танкиста убьют, то вам придется скакать из одного кресла в другое, чтобы вести танк и еще поглядывать в прицел орудия. И все это будет сопровождаться соответствующей анимацией, ведь сменить кресло — это тоже не секундное дело. Можно брать реальных напарников, но в таком случае просто необходима голосовая связь.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Модель повреждений танка реалистична и зависит от того, куда попал снаряд. Главное не просто попасть в танк врага, но и поразить его слабое место. Боезапас ограничен, танк быстро останется без бронебойных снарядов, а с фугасными бронемашины врага уже не остановишь. Даже выведенный из строя танк еще остается в строю. Если он не на ходу, то сможет стрелять. Некоторые повреждения могут ограничить возможность передвижения, но не полностью обездвижить. Худший вариант, если повреждено орудие. Но даже в таком случае еще можно воспользоваться пулеметом и хоть чем-то помочь пехоте, когда бой идет в городе. В общем, это далеко не веселые покатушки в Battlefield 3. Тут все намного сложнее и больше нюансов.

Red Orchestra 2

В игре есть отдельная громадная карта для танковых сражений без участия пехоты. И даже в сингле есть аналогичная миссия, которую можно с удовольствием переиграть несколько раз. Возможность использования танков на других картах ограничена, и в зависимости от настроек сервера они могут быть вообще запрещены. Остановить танк может и стрелок с противотанковым ружьем. Видимость в танке очень ограничена и просто не разобраться из какого здания или этажа ведут по тебе огонь. В такой ситуация боевая машина из грозного оружия может легко превратиться в железный движущийся гроб. И чтобы оставаться в строю, танку необходима поддержка пехоты и связь с другими членами команды.

Чего в игре нет, так это разрушаемых зданий. Хотя деревянные домики и заборы легко уничтожаются артиллерией, сами взрывы выглядят просто и не зрелищно. Те же заборы, косяки дверей и даже некоторые тонкие стены простреливаются.

Red Orchestra 2

Игра базируется на Unreal Engine 3. Графика не передовая, но весьма приятная. Главное, что тут нет «мыла», которое так часто мы наблюдаем в других играх на базе этого движка. Дальность видимости очень высокая. При этом все четко, задние планы и объекты не состоят из расплывчатых текстур. Внешне игра с большими площадями порою выглядит очень просто, но все развалины и руины проработаны до каждой мелочи. И это при огромных по площади картах! Радует приятная система освещения и лучики света, пробивающиеся из окон и щелей. Для реализма и ассоциации со старыми хрониками добавлен эффект «зернистости», который можно и отключить. Для видеокарт GeForce поддерживается сглаживание FXAA.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Системные требования у игры достаточно высокие, что немного удивительно на фоне большинства игра на базе UE3. Например, получить стабильные 50 fps при разрешении 1920x1080 и максимальных настройках на GeForce GTX 460 можно лишь с разгоном карты. Впрочем, никто больше и не предлагал нам таких больших детализированных карт без замыливания текстур и прочих «улучшений». Так что игра хоть и не пример самой лучшей оптимизации, но видеокарты будут нагружены не зря. Мощный четырехъядерный процессор тоже крайне необходим.

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Red Orchestra 2

Что касается звука, то он играет важную роль в игровом процессе. Иной раз враг выдаст себя шумом, и умелые игроки весьма точно ориентируются по звукам. Солдаты комментируют происходящее вокруг с ужасом, если рядом кого-то убило, или с воодушевлением, если пошли в атаку. Умирающие стонут «помираю, братки». Оставшийся наедине боец со злобой бросает «умру, но фашистов перебью!». А в начале раунда бойцы при первой атаке радуют криками «За Родину, за Сталина!». Атмосферно и весьма живо.

Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad — игра особая и уникальная на фоне прочих современных шутеров, которые в основе своей пытаются быть развлекательным зрелищем. Здесь все иначе. Мы лишь винтик в большом военном механизме. Огромные карты имеют сложный дизайн и множество особенностей. Скрупулезное отношение к созданию локаций создает непередаваемую атмосферу реального боя в разрушенном городе. На собственной шкуре можно воочию убедиться, как это штурмовать высоты под плотным огнем, когда в руках простая винтовка, дыхание сбилось от бега и в глазах рябит от ужаса, когда рядом пуля обрывает крик товарища. Конечно, когда первые впечатления проходят, вся эта атмосферность отходит на второй план. Но самое удивительное, что даже такие впечатления дают сетевые баталии, а не бездушные сражения с ботами в одиночной кампании, которая не блистает ничем особым. Возможно, в будущем Tripwire Interactive создаст какой-то однопользовательский захватывающий боевик, но пока все воспринимается скорее как затяжная тренировка с несколькими удачными миссиями. Red Orchestra 2 — это в первую очередь сетевой шутер. И сейчас уже трудно удержаться от сравнений с недавним Battlefield 3, ведь кроме этих двух игр никто из современных шутеров больше не предлагает такие массовые сражения на 64 бойца. Детище DICE более динамичное и зрелищное. Но Red Orchestra 2 дает свой уникальный боевой опыт, у нее своя динамика и напряжение, свои особенности и тактика. Игра недружелюбная и непростая в освоении, но именно этим она и цепляет. Играть тяжело, но интересно. Это настоящий военный симулятор для хардкорных игроков. Если вам приелись слащаво-пафосные современные шутеры, вы готовы принять вызов и вдохнуть дым настоящих сражений Второй мировой, то игра станет для вас отличной покупкой.