Долгожданная Е3 2016 принесла нам достаточно интересных анонсов, и добрая их порция была посвящена хоррорам. Тут и экшен Prey с элементами в духе SOMA, и мрачный проект Death Stranding от Хидео Кодзимы. Также Capcom анонсировали седьмую часть долгоиграющей хоррор-линейки Resident Evil. С того момента как четвертая часть вывела серию на новый уровень, от каждой следующей поклонники надеются получить не меньше.
За последние пару лет франшиза, стабильно выпускающая как минимум по тайтлу в год, на удивление представила только спин-офф Resident Evil: Revelations. В 2016-ом первой части исполнилось двадцать лет, и к сегодняшнему дню сериал включает в себя ни много ни мало почти три десятка релизов. Готовясь к выходу RE 7: Biohazard, который намечен на 24 января 2017 года, предлагаю освежить в памяти весь путь серии.
1996 — Resident Evil
Если жанр survival horror и зародила Alone in the Dark, то RE определенно вытащила его в массы. Родившаяся в голове дизайнера Синдзи Миками, игра в каком-то смысле взорвала индустрию, показала ей новую ветку развития, а сама надолго обосновалась во всевозможных топах.
Казалось бы, должны были смутить миллион клише и откровенно убогие диалоги (за которые игра даже удостоена места в Книге рекордов Гиннесса), но отзывы были на высоте: «В RE не только интересно играть, за ней интересно и наблюдать в принципе».
История про солдат спецотряда: Криса Редфилда и Джилл Валентайн. Им предстояло выжить в мистическом особняке, заполненным зомби и построенным над лабораторией, в которой был разработан смертельный T-virus.
Лечение корнями, безопасные комнаты с огромными ящиками для хранения не влезающих в инвентарь предметов. Печатные машинки для сохранений и заставки в виде открывающихся дверей. Все это зародилось еще в первой части, и еще несколько лет было ключевыми элементами серии.
1998 — Resident Evil 2
Для многих RE 2 до сих пор остается любимой игрой серии. Во-первых, события второй части первый раз перенесли в зараженный вирусом город Raccoon City — сеттинг, с которым и принято ассоциировать RE. Во-вторых, протагонистом первый раз выступил Леон — наверное, самый популярный персонаж франшизы. История первого рабочего дня новоиспеченного офицера полиции, обернувшийся кошмаром.
Наподобие сиквела к Silent Hill, вместо использования знакомых героев разработчики предложили сыграть за совершенно новых персонажей в другом сеттинге, но с сюжетом, связанным с первой частью.
1999 — Resident Evil 3: Nemesis
Еще один раз нам предстояло провести время в зараженном Raccoon City, пробиваясь сквозь полчища зомби, к которым на этот раз прибавился Немезида — мутант-переросток и главный антагонист в одном мутировавшем лице. Опять же, как и в Silent Hill, в третьей части мы выступаем в роли героя из оригинальной части — Джилл Валентайн. Разработчики создали гораздо больше локаций в городе, улучшили камеру. Зомби стали «умнее» и теперь могли гоняться за игроком по лестницам.
Также одной из ключевых задач геймдизайнера Синдзи Миками было создание ощущения паранойи с помощью Немезиды, которое, кстати говоря, отлично удалось. После каждого сражения с этим могучим монстром, в каждой новой локации вы ожидаете следующей атаки, прислушиваетесь к каждому шороху, и это держит игрока в непрерывном напряжении.
2000 — Resident Evil Survivor
Первый неудачный эксперимент в мире RE. С видом от первого лица вам предстояло резво отстреливаться от зомби световым пистолетом GunCon, что противоречило фирменному медленному темпу игры. В продолжение недоразумения американская версия вообще отказалась от использования стороннего девайса вследствие волнений по поводу влияния видеоигр на жестокость. Несмотря на это, судя по отзывам, даже играя с пистолетом, удовольствие получается сомнительное. В итоге фанаты получили странный пародийный сборник всего самого нелепого в любимой вселенной.
2000 — Resident Evil — Code: Veronica
Изначально выпущенное для Dreamcast продолжение третьей части. Сестра Криса, Клэр Редфилд, пытаясь пробраться в отделение Umbrella в Париже, попадает в плен и просит брата помочь ей. Собственно основную сюжетную ветку и предстоит проходить за брата и сестру.
Игра ознаменовала собой переход на шестое поколение консолей и использование полигонального окружения вместо заранее прорисованных задников. Code: Veronica приняли на ура и впоследствии выпустили везде, где можно (кроме PC, конечно). Все издания в общей сложности продались в количестве четырех миллионов.
2001 — Resident Evil Gaiden
Вы можете представить RE для Game Boy? Capcom подобно компании Umbrella поставила цель распространить свой вирус в виде серии Resident Evil на как можно большем количестве платформ, даже если качество этих портов будет под вопросом. RE Gaiden является отличным примером. Собственно, разработкой занимались сторонние люди, получая небольшие указания от Миками. Сюжет, пересказывающий события первых частей, легко отходил от канона, а загадки были сведены до коллекционирования предметов. Получившуюся игру не полюбили и быстро забыли, похвалив разве что мрачную визуальную составляющую.
2001 — Resident Evil Survivor 2 Code: Veronica
Игра со световым пистолетом номер два. Сложно сказать, стала ли Survivor 2 лучше предшественницы. Сюжет завязан вокруг побега с острова Рокфорт, и присутствуют персонажи и враги из Resident Evil — Code: Veronica, оттуда и название. Также в игре неожиданное камео Немезиды из третьей части, который появляется каждый раз, когда у игрока заканчивается время.
2002 — Resident Evil (Remake)
Как ни странно, чуть ли не самым успешным тайтлом в серии стал ремейк. Переозвученная и переписанная, по словам разработчиков, новая RE стала на 70% совершенно другой игрой. Причем на всю работу ушло чуть больше года. Какое-то время бедные разработчики работали два месяца без выходных, чтобы успеть к нужному сроку. Их труд, несомненно, окупил себя. Критики отовсюду кричали, что это самый страшный хоррор, задающий новые стандарты графики для индустрии.
К сожалению, несмотря на похвалы, создателей не удовлетворили продажи GameCube версии, и это стало причиной перехода будущих частей франшизы на экшен-территорию. В начале 2015 вышла новая HD версия игры.
2002 — Resident Evil Zero
Визуальная сторона RE Remake настолько впечатлила публику, что на том же движке Capcom выпустила RE Zero — игру-приквел к первой части. И опять-таки для GameCube.
Помимо отличной графики игра порадовала отменным сюжетом и персонажами (среди которых Ребекка из первой части). Компания проходится одновременно двумя главными героями, у каждого из которых свои преимущества и недостатки.
2003 — Resident Evil: Dead Aim
Последняя попытка Capcom навязать световой пистолет игрокам RE. Стоит упомянуть, что все эти сомнительные спин-оффы — последствия того, что в то время у Nintendo было определенное влияние на развитие серии, что в свою очередь было результатом не совсем удачного решения Миками перенести серию полностью на GameCube.
Про саму игру рассказать практически нечего. Разве что геймплей теперь разнообразили переключением на вид от третьего лица и стрельбой во время ходьбы. С событиями главной сюжетной ветки игра связана только общей вселенной.
2003-2004 — Resident Evil Outbreak File #1 и File #2
Outbreak стал пересказом старых событий новыми персонажами с упором на онлайн. Предлагается восемь героев и пять сценариев, которые можно проходить сообща. Проблемой стало то, что релиз на европейском рынке затянули на девять месяцев, и это сильно сказалось на популярности игры.
В 2007-ом американские серверы прикрыли за ненадобностью, а в 2011-ом прикрыли и оставшиеся японские. Вторая часть, вышедшая годом позже, в целом была очень похожа на предшественницу. Игра стала быстрее, и были улучшены некоторые элементы геймплея.
2004 — Resident Evil 4
Самая продаваемая часть франшизы и рекордсмен по продажам в жанре survival horror. Тут, скорей всего, немалая заслуга Синдзи Миками — отца серии. Когда бы он ни брал полное руководство над разработкой (RE, RE Remake, RE 4), он выводил серию на новый уровень и задавал стандарт остальным представителям жанра.
В четвертой части за дело снова взялся Леон Кеннеди, повзрослевший и закаленный службой в разведке. Никаких угрюмых зомби, теперь это обезумевшие селяне и религиозные фанатики. Игра стала намного динамичнее предшественниц — квик тайм ивенты присутствуют как по сюжету, так и в рядовой драке, а камера теперь спряталась за спиной у героя.
Но самое главное, что все вышеперечисленное было отлично слеплено вместе и понравилось даже не признающим ничего, кроме канона, ценителям.
2007 — Resident Evil: The Umbrella Chronicles
Эксклюзивный рельсовый шутер для Nintendo Wii, позже изданный и для PlayStation 3 в 2013.
Сюжет представляет собой сборник историй из разных частей серии, оставшихся за кадром. Помимо этого, в игре присутствует дополнительная глава, в которой предстоит в роли Криса и Джилл разбираться с корпорацией Umbrella на территории России.
Критики сошлись на том, что рельсовость не мешает игре, а наоборот, делает ее страшнее. Хотя из-за этого The Umbrella Chronicles и казалось слишком длинной, она получила отличные отзывы почти по каждому аспекту игры, в том числе и за графику.
2009 — Resident Evil 5
В RE 5 предстоит играть за классического героя серии – Криса Редфилда. На этот раз в сердце Африки, он будет сражаться опять-таки не с классическими зомби, а с обезумевшими агрессивными людьми, наподобие жителей Ганадо из четвертой части. Хотя в целом игра была принята тепло, пятая часть получила много отрицательной критики: и за то, что стала практически шутером, от загадок оставив лишь стандартную беготню с поиском ключей, и за то, что получилась слишком похожей на четвертую часть, якобы сменив только место действия и главного героя.
Спасительными для игры элементами стали отличная графика и толковый кооператив на двух человек. Как оказалось, проходить RE 5 вдвоем крайне увлекательно, и в таком режиме нет дела до жанровых недостатков.
2009 — Resident Evil: The Darkside Chronicles
Еще одна серия флешбэков в прошлые части, на этот раз в RE 2 и Code: Veronica. Также как и в The Umbrella Chronicles, присутствует один дополнительный сюжет уже о приключениях Леона между событиями второй и четвертой частей. Помимо улучшения и так неплохой визуальной составляющей, разработчики хорошо поработали, прислушавшись к желаниям игроков по поводу прошлой игры.
Произошли изменения в интерфейсе, добавилась возможность лечения знакомыми зелеными корнями. Целиться стало намного легче, а параметры самого оружия можно выстраивать вручную на свой вкус. Игра была принята тепло с учетом пары укоров в сторону движения камеры.
2011 — Resident Evil Merchenaries VS.
Удивительно, но первая мобильная RE вышла только спустя пятнадцать лет. Разработчики взяли персонажей из пятой части и поместили их в локации четвертой, и снабдили получившуюся игру несколькими режимами, в том числе мультиплеером 2х2, в котором вам предстояло убивать врагов на время.
2011 — Resident Evil: The Merchenaries 3D
Подобно предыдущему тайтлу The Merchenaries 3D содержит миссии на время. Выпущенная специально для Nintendo 3DS, игра порадовала более добротной графикой и улучшенным геймплеем, использующим возможности 3DS. К сожалению, большинство критиков сошлись на том, что игре недостает контента, и она тянет скорей на дополнение, нежели на полноценный релиз за стандартную цену. Также критике подвергся необычный ход Capcom в сторону борьбы с рынком использованных игр. The Merchenaries 3D не позволяла удалять сохранения, тем самым, надеясь предотвратить повторные продажи копий. Реакция игроков была настолько негативной, что в следующих частях серии этот момент исправили.
2012 — Resident Evil: Revelations
В Revelations вернулся классический дуэт первой части, состоящий из Джилл Валентайн и Криса Редфилда. На этот раз парочку забросили на огромный лайнер «Queen Zenobia», охваченный новой формой пресловутого вируса. Видимо, тем, что Revelations попыталась вернуться к свои хоррор-корням и стать более пугающей, игра чем-то напоминает хоррор Cold Fear в похожем сеттинге.
Capcom решили поэкспериментировать с эпизодическим форматом и превратили игру в подобие сериала с клиффхэнгерами в конце каждой серии. После того как игра показала себя отлично на Nintendo 3DS, она была благополучно перенесена на остальные топовые платформы годом позже.
2012 — Resident Evil: Operation Raccoon City
Вместе с Operation Raccoon City разработчики из Slant Six Games вновь предоставили возможность переиграть события второй и третьей части в виде зачистки разрушенного Raccoon City. Вернувшись в 1998 год, вы можете примкнуть к команде компании-злодея Umbrella или же наоборот, работать на государство и спасать невинных жертв.
ORC позволяла играть в кооперативе до четырех игроков и проходить сингловую компанию. Несмотря на соблазнительный сеттинг, игре не удалось создать нужную ностальгическую атмосферу, и она получила очень сдержанные отзывы.
2012 — Resident Evil 6
Устав от жалоб игроков по поводу отсутствия в предыдущих частях классических зомби, продюсеры RE 6 вернули любимых мертвецов, разнообразив их другими формами. Более того, разработчики пошли дальше, заявив, что планируют сделать шестую часть ведущей в серии и сконцентрировать ее вокруг самых любимых элементов франшизы. В результате игра практически превратилась в экшен, что в будущем вызвало много критики.
Фишкой RE 6 стало парное прохождение четырех сюжетных компаний. Леон, Крис, Ада Вонг, и парочка новых персонажей путешествуют по всему миру, в очередной раз борясь с вирусом, именуемым теперь C-Virus.
Несмотря на то, что RE 6 стала второй по продажам в серии и на данный момент продано свыше шести миллионов копий, Capcom осталась недовольна результатом. В разработке участвовало около шестисот человек, и ожидания были соответствующими.
2015 — Resident Evil: Revelations 2
Во второй части «Откровений» Capcom решила пойти по отработанному рецепту и выпустила достойное продолжение прошлой части. Главной особенностью стала возможность играть за Барри (второстепенный персонаж первой и пятой частей) и возвращение в ряды героев Клэр Редфилд.
Nintendo 3DS на этот раз обошли стороной и выпустили игру одновременно на всех ведущих платформах. Эпизодическая структура была сохранена — четыре эпизода выходили по одному в неделю.
2016 — Umbrella Corps
Самый недавний и, наверное, самый неудачный релиз франшизы. Серьезно, разработчики так далеко отошли от канона в плане жанра и атмосферы, что, можно сказать, представили игру, никак не связанную с RE.
2017 — Resident Evil 7: Biohazard
Анонсированная на недавней E3, RE 7 собирается предложить много нового. Разработчики поддались моде на хорроры от первого лица в духе Outlast и Amnesia и решили работать в этом направлении с RE 7, и конечно с поддержкой VR. Показанное на прошлом E3 демо KITCHEN, можно сказать, было тренировкой перед главным тайтлом. Примечательно то, что первый раз за всю серию сюжетом будет заниматься западный сценарист. Может быть, в связи с этим нас ждет совершенно новый главный герой в незнакомом сеттинге. Он будет крайне плохо обращаться с оружием, и никакие Леоны и Крисы на помощь ему не придут.
***
За двадцать лет получается довольно солидный список. Можно с головой погрузиться в мир Resident Evil, проходя тайтлы с первого по последний. Кстати говоря, в скором времени в полку RE снова ожидается пополнение. В ближайшие максимум пару лет нас порадуют ремейком второй части. Наверняка, разработчики учтут недочеты прошлого ремейка и сохранят все, что нравится фанатам в оригинале.
Ну и на десерт — в 2017-ом выйдет третий анимационный фильм по RE — Resident Evil: Vendetta.