Rise of the Tomb Raider | |
---|---|
Разработчик | Crystal Dynamics и Nixxes Software |
Издатель | Square Enix |
Официальный сайт | tombraider.com |
Дата выхода | 28 января 2016 |
Жанр | Экшен |
В этом году легендарной серии Tomb Raider исполняется 20 лет и тем знаменательней релиз нового эпизода — Rise of Tomb Raider. Как известно, обладатели Xbox One и Xbox 360 получили доступ к игре ещё в ноябре 2015 года, ну а нам, пользователям ПК,пришлось ожидать до прошлой недели. В проигрышной ситуации оказались собственники PlaуStation 4 — они смогут поиграть в новую часть франшизы только в конце 2016-го. Предыдущая игра, получившая лаконичное название Tomb Raider, была выпущена за два года до этого и стала перезагрузкой всей серии. Разработчики постарались показать протагонистку не просто знакомой героиней с выдающимися формами, а реальным человеком, попавшим в экстремальные условия и прилагающим все свои силы для того чтобы выжить. Несмотря на множество позитивных оценок, проект сопровождало и большое количество критики, связанной с якобы неоправданными и ненужными для развития сюжета сценами насилия. Думаю, каждый для себя мог решить, насколько оскорблены его чувства. Тем не менее, разработчики игры, студия Crystal Dynamics, конечно же с одобрения Square Enix — одной из немногих компаний-издателей, сохраняющих доверие пользователей, рискнули и выпустили на рынок продолжение истории молодой Лары Крофт. Насколько удачной получилась игра я как раз и попытаюсь описать.
Rise of the Tomb Raider — сиквел игры 2013 года. Между событиями двух игр есть промежуток — он описан в тематических комиксах: героиня успела вернуться на остров Яматай, побывать в Припяти и посетить Мексику. Теперь Лара ищет затерянный в Сибири город Китеж и источник, дарующий бессмертие, чтобы обелить имя отца, осмеянного прессой за убежденность в существовании города и покончившего с собой. Начало новой игры не станет сюрпризом для тех, кто ждал её с нетерпением, ведь видео с геймплеем было продемонстрировано достаточно давно. Героиня вместе с другом Ионой Майавом, знакомым нам по предыдущей части оказывается в Сибири, прямо на одном из горных пиков.
И сразу же мы приступаем к покорению отвесной ледяной стены с помощью двух ледорубов и товарища с канатом, готового подстраховать. Девушка лихо прыгает между стенами, цепляясь в полёте ледорубами — физическая подготовка у неё на высоте, хотя помощь Ионы и оказывается кстати.
На самом деле, всю эту акробатику мы уже видели и в Assassin’s Creed и во многими забытом Prince of Persia. В первые 10–15 минут даже хочется посмеяться, ведь героиня действительно действует «на пределе возможностей»: вися на руках подпрыгивает вверх, а потом ещё и повторно в воздухе отталкивается от стены поднимаясь на уровень выше, творит чудеса в управлении теми самыми ледорубами. Но постепенно забываешь об этих моментах, так как они являются простыми условностями, позволяющими разработчикам раздвинуть границы локаций и сделать их более внушительными. Именно внушительными, потому как на открывающиеся пейзажи хочется смотреть и крутить камеру, чтобы словить лучи солнца и разглядывать как меняется картинка от твоих манипуляций.
К слову о камере. Даже несмотря на то, что игра портирована с консоли, работа камеры откровенно радует — она изо всех сил старается показать игроку самый выгодный ракурс, желание сделать скриншот возникает постоянно. При этом ей удаётся сохранить персонажа и все необходимые детали в вашем поле зрения. А если вдруг игроку всё-таки не понравится кинематографический ракурс, он легко может его откорректировать без усилий и военных действий с управлением.
Rise of the Tomb Raider в разрезе геймплейных возможностей наследует свою предшественницу. И в данном случае — это далеко не худшее решение! На каждой локации, как и в предыдущей, части расположены костры, которые выполняют множество функций. Возле них персонаж появляется после загрузки, а во всплывающем при активации костра интерфейсе открывается доступ к навыкам, модификациям оружия, одежды, снаряжения, а также точкам быстрого перехода.
Все навыки разделены на три категории: «Боец», «Охотница» и «Выживание». Соответственно, в первом разделе скиллы отвечают за сопротивление урону и боевые способности, во втором — за поиск ресурсов и действия, связанные с ведением боя (например, натяжение тетивы, подсветка нацеливания в голову). Раздел «Выживание» состоит в подавляющем большинстве из навыков, отвечающих за создание боеприпасов, взрывчатки и улучшений для оружия. Некоторые навыки не показаны в таблице изначально и появляются только после нахождения секретных гробниц. Их нельзя назвать очень важными и нужными, тем не менее, определенное облегчение в игровой процесс, связанный, например, с поиском ресурсов, они вносят.
В рюкзаке у Лары Крофт лежат боеприпасы и различные приспособления, упрощающие жизнь игроку или помогающие проходить через различные препятствия. Тут и жумар для ускорения подъема по канатам, и отмычки, и прочие нужные в Сибири инструменты.
Вкладка с оружием заслуживает отдельного внимания. Игру мы начинаем только с ледорубом, в последствии героиня мастерит себе лук, а всё прочее оружие собирается в процессе прохождения. Причем вы можете как приобрести некоторое оружие у контрабандиста, торгующего товарами антагонистической организации — Троицы — из-под полы, так и собрать его из частей, находимых в ящиках, распределённых по локациям. И конечно же, рано или поздно, сюжет сам отрежет «от щедрот» долгожданный автомат или тактический нож.
Всё оружие Лара может улучшать, используя ресурсы, которые дарит природа или тщательный обыск шкафов и убитых врагов. Доступ к новым уровням улучшений открывается после активации соответствующего навыка и нахождения инструментов нужного уровня.
Ну и конечно же, какой женский персонаж и без смены костюмов... Правда, в последнее время различные скины стали обязательным атрибутом любой игры, а не только с девочками в главной роли. Новые костюмы открываются по ходу прохождения сюжета, а также могут быть получены за выполнение необязательных заданий и произведены Ларой из найденных ресурсов. Некоторые из них только меняют визуальный вид, другие же имеют дополнительные свойства. Один из них даже подозрительно похож на броню стражей Ночного дозора, охраняющих стену от одичалых и белых ходоков из известной саги.
В целом же, возможностей для крафта и всей RPG-составляющей в игре ровно столько, сколько «доктор прописал». В начале может казаться, что ресурсов мало и игрок начинает рыскать по локации в поисках ещё одного не ободранного на дрова деревца, но через время все сумки для ресурсов, стрел, патронов заполняются, а процесс сбора ресурсов перестает быть настолько важным и заметным. В игре есть режим, активирующий у Лары инстинкты выживания, по-умолчанию это происходит при нажатии клавиши «Q». В нём подсвечиваются все интерактивные предметы и объекты. Простая берёзка, мимо которой вы бы могли пройти, внезапно оказывается ценным источником древесины.
К сожалению, иногда в глаза бросается консольное наследие — некоторые фоновые текстуры не детализированы: пустынные скалы, лавина, горные склоны. И как это не парадоксально, выглядят такие места почти одинаково как на минимальных настройках текстур, так и на самых высоких. Но эти детали замечаются только потому, что вся остальная игра просто поражает красотой локаций. Причём они не кажутся рисованными, перенасыщенными цветами или же наоборот имеющими специальный цветовой фильтр для создания настроений — всё выглядит реалистично и правдоподобно. Радует, что ориентированность на консоли не лишило графику детальности в целом. ПК-версии игры досталась существенная доля улучшений: мягкие границы теней и режим HBAO+ для Ambient Occlusion, делающие картинку более реалистичной и глубокой. Кроме этого, игроки могут активировать технологию PureHair для реалистичного отображения волос. Кстати, волосы Лара каждый раз выходя из воды тщательно отжимает, что не мешает им регулярно проваливаться сквозь текстуры колчана для стрел и лука. Отдельно хочется отметить какие замечательные тропы героиня оставляет в глубоком снегу благодаря тесселяции.
Геймплей откровенно радует. К широким возможностям из предыдущей части добавились и новые. Теперь юная Лара Крофт учится прямо на наших глазах — найденные свитки, фрески и таблички позволяют улучшить знание трёх языков: греческого, монгольского и русского, которые в свою очередь дают возможность читать как сюжетные надписи, так и подсказки, указывающие на места с зарытыми сокровищами. И если древние языки приходят к героине из древних же источников, то русский в большинстве своём мы узнаём из старой доброй советской пропаганды.
На всех локациях есть скрытые входы в гробницы. Для того чтобы добраться до главного сокровища Ларе придётся разгадать загадки и избежать ловушек. Загадки в большинстве своем не сложны, но иногда им удаётся загнать в тупик. В конце каждой из гробниц нас ждут книги, из которых мы узнаём уникальные навыки или открываем саркофаги с деталями оружия.
Сохранилось также и одно из главных, с моей точки зрения, достоинств предыдущей части — свобода передвижения. Сюжетная ветвь не тащит игрока и не обрубает концы за собой, наоборот основная линия приоткрывает чуть больше возможностей, чуть больше пространства, а игрок сам решает бежать ли ему навстречу концовке или же вернуться на предыдущие локации в поисках скрытых секретов или появившихся дополнительных заданий. Игра во всю пользуется идеями, впервые, наверное, использованными в игре Shadowman, а позже удачно заимствованными серией Batman. Поначалу вы достаточно часто встречаете заблокированные проходы в пещеры или подъёмы на скалы, которые невозможно пройти без дополнительного оборудования. Думаю, многие игроки не любят оставлять за собой неисследованные пространства, как и я. Потому, как только нам удаётся найти необходимое снаряжение — сразу же возвращаемся к предыдущим локациям. Таким нехитрым образом, разработчики увеличивают количество времени, проводимое игроками в Rise of Tomb Raider. Но согласитесь, такой способ гораздо приятней чем сбор энного количества перьев/когтей/значков.
Отдельно хочется отметить то, что несмотря на множество QTE-действий в игре, они не напрягают игрока, а интерфейс не напоминает о необходимости нажать ещё и ещё прямо по центру экрана. Вполне возможно подойти к пролому в стене и разбить его окончательно нажав три раза на необходимую клавишу, при этом не увидев соответствующей подсказки. Ну а если игрок сделает паузу или замешкается — вот тогда и появится напоминание. Из таких мелких деталей и состоит создание атмосферы. Пользовательский интерфейс минимизирован и скрывается полностью во время перемещений по локациям, что обеспечивает отличное погружение в игру.
Сюжет хорош, но к сожалению, не настолько как в Tomb Raider (2013). Я помню, что в прошлый раз игра держала в напряжении, а концовка не была ясна очень долго. Возможно, именно потому что разработчикам удалось сыграть на струнах сопереживания героине в прошлый раз, новая игра уже не заставляет игрока морщиться во время падений и ёжиться от рычания медведя-убийцы. Хотя вру, немного потрястись он заставил. Да и как не заставить, если он спокойно пережил проникающий удар ледорубом в голову, ещё и продолжил преследовать героиню.
С другой стороны, никуда не делось ощущение загадки, а в моменты вхождения в такие долгожданные и красивые локации по-прежнему хочется затаить дух.
Кроме того, главный антагонист Лары Крофт в Rise of Tomb Raider уходит далеко вперед в сравнении с культистами, древними солдатами и… А вы помните кто был самым-самым врагом героини в предыдущей части? Посланник зловещей Троицы Константин не просто киношный злодей с желанием захватить мир — он и религиозный фанатик, и жестокий командир, и заботливый брат, как бы это несуразно не звучало.
Дополнительно необходимо упомянуть о наличии в игре раздела «Экспедиции». Полноценно мультиплеерным его назвать сложно, ибо нескольких игроков в нём фактически нет. Режимы предлагают на выбор: собрать максимальное количество очков за счёт быстрого и точного прохождения или же создать своё собственное задание с набором подзадач, которые смогут выполнять как вы, так и другие игроки. Соревновательная часть состоит в том, что по результатам прохождения составляется турнирная таблица и победители получают кредиты, которые могут тратить на приобретение карт-модификаторов, изменяющих игру — некоторые из них упрощают геймплей, но и уменьшают количество получаемых очков, другие действуют наоборот. Сложно говорить наверняка, но не думаю, что эти режимы смогут долгое время удерживать игроков у экранов.
Rise of the Tomb Raider — это последовательное развитие новой серии игр про Лару Крофт. Становление любимой всеми героини в новом эпизоде продолжается: она изучает новые приёмы, расширяет кругозор, теряет веру в людей, а потом снова обретает её. Игра стала менее драматичной и немного приблизилась к приключенческой классике, но это не сделало её ни капли хуже. Великолепная картинка вкупе с отличным портированием и оптимизацией, приправленная динамичным и разноплановым геймплеем — всё это рецепт отличной игры жанра action-adventure. Новая Tomb Raider не даст заскучать и окунёт вас в атмосферу приключений. В процессе игры задаёшься вопросом, а может даже пусть от меня бы зависело меньше, тогда бы я смог с удовольствием откинуться на спинку и посмотреть отличный фильм. Но потом приходишь в себя и решаешь пойти вскрыть ещё пару гробниц… Да и вы прекращайте читать и сыграйте в безусловный хит среди игр этого года!