Saw: The Video Game
Разработчик Zombie Studios
Издатель Konami
Официальный сайт http://www.konami.com/games/saw/
Дата выхода Октябрь 2009 (локализация – Декабрь 2009)
Локализатор Новый Диск
Жанр Action, Survival horror


Вышедший в 2004 году фильм «Пила» был, безусловно, знаменательным для киноиндустрии. Спрос на всякие «страшилки» и «пугалки» породил огромное количество киномусора про сексуально озабоченных подростков, не по годам большегрудых девиц и маньяков, рубящих их на куски. Конечно, мэтры киноискусства понимают, что не литры бутафорской крови делают кино интересным, а психологическое напряжение. Режиссер первой «Пилы» сумел объединить две эти противоположности, создав очень напряженную психологическую ситуацию, подкрепленную сценами жестоких истязаний несчастных узников. Герои, помещенные в безвыходную ситуацию, ради спасения себя и своих близких вынуждены жертвовать другими людьми или своими частями тела. И пока они катаются на грязном полу в приступе истерики с ножовкой в руке (пилить или не пилить?), перед зрителем фактически разыгрывается аллегорическая история торжества безумного живодерского «правосудия», которое воздает всем за их прегрешения и перевоспитывает провинившихся. Даже концовка в фильме интриговала, оставляя недосказанность и полную неизвестность, не раскрывающая никаких секретов маньяка, взявшего она себя права судьи.

Тут бы авторам и остановиться. И так создали объект для подражания, породивший множество клонов, лишившихся любого психологического подтекста, переняв лишь манеру демонстрировать самые отвратительные изуверства над плотью. Но алчность человеческая не знает границ, а потому историю растянули уже аж на целых шесть частей, превратив все это в некий фарс, когда несчастные попадают в комнату испытаний уже чуть ли не за то, что чихнули или пукнули в общественном месте. И даже не смотря на то, что сам Конструктор уже давно отправился в Ад, дело его живет и процветает. Но раз все это снимается, следовательно, есть и спрос, а это порождает грустные мысли о том, что общество наше нуждается в лечении, и далеко не методами ножовки и топора…

Saw: The Video Game

Появление игры по мотивам киноэпопеи не было нежданным, дело это вполне привычное для популярных кинобрендов, особенно для тех, что переросли в кино-сериалы. Да и выпущена игра была как раз перед шестой частью, чтобы разогреть интерес публики перед новым фильмом. Но, на удивление, события в самой игре не касаются этой новинки, а являются промежуточной историей, помещенной во временные рамки между первым и вторым фильмом. Роль главного героя отведена детективу Дэвиду Тэппу, который в своих фанатичных поисках вездесущего маньяка превратился в социопата, создав попутно множество проблем и своим близким.

Начинается все довольно привычно. Герой приходит в себя после забытья в закрытой комнатке (опять же, по традиции — это туалет) с громоздким смертельным механизмом на голове. Носатая кукла вещает с телеэкрана про то, что времени у нас в обрез, и, если хочется жить, то надо как-то побороться за это.

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

С самого начала игра встречает нас недружелюбно. Обучения никакого нет и, что необходимо делать для спасения детектива, совершенно не ясно. С другой стороны, оно то и верно, ведь не будет же маньяк предварительно объяснять вам принцип своих ловушек и способ их обезвреживания. Наблюдая, как раз за разом голова несчастного Тэппа превращается в кровавое месиво, приходится опытным путем постигать премудрости управления в Saw.

Далее перед нами стоит задача, как открыть дверь, для чего надо подобрать код к замку. Все оказывается довольно несложно. Если закрыть двери всех кабинок, то можно увидеть нарисованные краской числа кода. Вот только это не даст спасения и за открытой дверью туалетной комнаты нас ожидает новая череда испытаний.

Всемогущий Конструктор обосновался в заброшенной лечебнице для душевнобольных, где устроил настоящий парк смертельных аттракционов для удовлетворения своего патологического желания управлять жизнью и смертью других. Темные комнаты в подвалах наполнены ловушками и другими заключенными, агрессивно настроенными в отношении главного героя. Предусмотрительный злодей заранее скормил Теппу чудо-ключик, который все обреченные пытаются достать, так что надеяться на теплый прием от собратьев по несчастью не стоит, а лучше сразу без лишнего разговора влепить по ним с размаху битой. Но большую часть времени нам придется бороться вовсе не с людьми, а с различными механизмами и ловушками.

Saw: The Video Game

Действие каждой из девяти глав игры развивается по вполне предсказуемому сценарию. Чтобы куда-то пройти и выполнить очередное задание Конструктора надо найти некий ключ или несколько частей какого-то механизма. Для этого мы бегаем по темным холодным закоулкам больницы, деактивируя ловушки и истребляя редких нападающих. Кое-где можно наткнуться на банальную растяжку, которую детектив легко обезвредит. Чтобы пройти мокрый пол под напряжением нужно отключить электричество, для чего необходимо решить головоломку с клеммами на щитке, открыть который поможет какой-нибудь подручный предмет. Где-то наоборот понадобится подать электроэнергию на обесточенный участок, вставив предохранитель, взломать замок на закрытой двери поможет гвоздь, какой-то ключик придется доставать из емкости с кислотой или острыми шприцами. Все это реализовано в виде несложных головоломок по комбинации деталей или простеньких мини-игр.

Saw: The Video Game

Если вас занесло в комнату с бомбой, а металлическая дверь за вами сразу же захлопнулась, то надо быстренько найти выход или деактивировать устройство. Аналогичные «гонки на выживание» бывают и в случае, если вы оказались в комнате, наполняемой ядовитым газом. Но, если во втором случае все сводится к тому, чтобы найти вентиль и потом решить не особо сложную головоломку, то в первом порядок действий может быть намного хитрее. К примеру, сначала придется проникнуть в комнату с электрощитком, активировать пульт, в другой комнате с помощью этого пульта открыть дверь в камере, разобраться с вырвавшимся из нее заключенным, забежать в камеру и сквозь щель в стене подсмотреть код для замка на двери, которая и ведет к спасению.

Saw: The Video Game

Ну и не стоит забывать про простых людей, способных причинить вред кулаками, битами, куском трубы или другим импровизированным оружием. Причем нам не обязательно всегда вступать с ними в открытый бой. Деактивировали на пути растяжку с самострелом? Можно использовать ее повторно, снова зарядив и заманив врага в нее. Да и опасный участок с лужей под напряжением тоже можно использовать в аналогичных целях — заманили врага, нажали нужный рубильник и противник готов. Для большей напряженности в определенный момент герой (не по своей воле, конечно) обзаведется ошейником со взрывчаткой. Если рядом появится человек с таким же механизмом, включится таймер и надо будет срочно убить врага до того, как нам разнесет голову. В такой ситуации придется действовать проворно — успеть закрыть на щеколду дверь, отрезав себя от врага, можно, опять же, заманить его в ловушку или просто добить ручным оружием.

Saw: The Video Game

Стимулирует на использование ловушек и игр с открыванием и закрыванием дверей под носом у врага и тот факт, что корявая боевая система всячески мешает разобраться с ними другими средствами. Детектив Тэпп для того, чтобы нанести удар, должен стать в боевую стойку и сделать очень долгий замах, причем все враги оказываются более ловкими и махают битами пошустрее. Пропустили один удар — считай пропало, ведь все ваши последующие попытки контрудара с ленивыми замахами закончатся ничем. Надо действовать быстро, предугадывать момент приближения противника и заранее нажимать кнопку удара. Кстати, все наши дубинки подвержены износу и их придется периодически менять, благо в каждой комнатке всегда можно найти какою-то деревяшку, кусок трубы или на худой конец руку манекена, которой тоже можно неплохие затрещины отпускать.

Saw: The Video Game

Самое мощное оружие, которое помогает быстро разобраться с любым противником, — пистолет. Но дают его нам, к сожалению, очень редко.

Saw: The Video Game

Неудобство боевой системы далеко не главный недостаток управления. Игры этого жанра вообще редко радуют адекватной боевкой, и прошлогодний Silent Hill: Homecoming в этом плане тоже не отличался большой дружелюбностью к пользователю. К особенностям системы управления можно адаптироваться, и это не так смертельно, как трудности при сборке пазлов, если вы играете с помощью обычной мыши. Простое вроде бы занятие осложняется тем, что перемещение элементов, осуществляемое с помощью мыши, реагирует на движения манипулятора довольно неадекватно. И, когда на счету секунды, а вместо одной секции вы вдруг перескакивает на две секции или почти собранный пазл в последний момент портится из-за какого-то неверного движения, то это вызывает исключительно негативные эмоции. Особенно это проявляется в круглых пазлах с вентилями, которые блокируют подачу ядовитого газа, — времени катастрофически мало, а круги этой головоломки так и норовят повернуться, когда не надо, при минимальном движении мыши, и в тот же час не реагируют на более резкие движения.

Но самое главное, чего не хватает в игре — это внятной стимуляции к прохождению. Сам по себе гемплей вполне занятный, головоломки своей сложностью не напрягают, игра в кошки-мышки с врагами весьма интересна. Атмосфера тоже неплоха: мрачные коридоры, шорохи, чьи-то тяжелые шаги на верхнем этаже, тоскливо-завывающий холодный ветер, несущий из щелей легкий снежок. А того, что подогревало бы интерес к прохождению самой игры нет. Во-первых, и так понятно, что все участники безумной игры маньяка обречены, а во-вторых, весь сюжет сводится к тому, что детектив спасает знакомых людей и бродит по коридорам, избегая ловушек. Кое-где разбросаны документы, повествующие об истории больницы и опытах над людьми, что в ней производились, или скудные записки о прошлом детектива, но даже это не создает видимость какого-го глубокого повествования с интригой, не отвлекая нас от процесса занудного хождения по коридорам с ловушками.

Saw: The Video Game

Что интересно, даже те персонажи, что присутствуют в игре, и по одному из которых мы спасаем в конце каждой главы, остаются некими поверхностными фигурами. Разработчики просто понадергали их из эпизодичных ролей в кинофильме. Это и наркоманка Аманда, клявшаяся в том, что первый урок «Пилы» избавил ее от пагубной страсти, и жена убитого напарника Тэппа и многие другие. Все обоснование их появление в этом цирке истязаний и крови объясняется парой фраз, а сами они напоминают стадо идиотов с исключительно негативным отношением к детективу, который все равно умудряется освобождать их из самых сложных ловушек. Тут просто нет места сильным и неординарным характерам.

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Что до визуальной части, то Saw основана на популярном графическом движке Unreal Engine 3, который далеко не самый современный, но в рамках узких коридоров и тесных комнат демонстрирует еще вполне приятную картинку при самых скромных системных требованиях. Хотя при крупных планах все же приходится наблюдать мутные текстуры и низкую детализацию.

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Saw: The Video Game

Во многом приятному визуальному видеоряду игра обязана умелой работе художников и дизайнеров, которые сумели создать по-настоящему достоверное старое брошенное здание, создающее гнетущее впечатление своими облезшими обоями, потрескавшейся плиткой, и заколоченными окнами. Отличная игра со светом в некоторых моментах создает настоящее напряжение, особенно, когда герою приходится продвигаться в полной тьме при слабом свете зажигалки или освещать стены фонарем, отбрасывающем немного мистические тени от безжизненных манекенов. Жаль только, что таких удачных эпизодов очень мало.

Saw: The Video Game

Кстати, игра избавилась от натуралистичной расчлененки, присущей кинопрототипу, который нарочисто так и совал в кадр кровавые ошметки тел. Тут, конечно, тоже хватает крови, но, по крайней мере, мы избавлены от мозгов на стене и прочих мерзких анатомических подробностей.

Saw: The Video Game

Как это часто бывает в играх на базе UE3, возможности движка используют не на максимум и кое-что можно еще улучшить ручным вмешательством пользователя. Для этого находим файл SawEngine.ini в «Моих документах» и устанавливает DynamicShadows, AmbientOcclusion вместо False в True, можно поднять качество анизотропной фильтрации до MaxAnisotropy=16, параметр MaxShadowResolution можно поднять с 512 до 2048.


В целом игра Saw: The Video Game оставляет двоякие впечатления. Чего-то в ней явно не хватает, вся история кажется какой-то поверхностной и наигранной. Возможно, это из-за того, что основная фабула «Пилы» со всеми своими продолжениями свелась лишь к игре со смертью без каких-либо подтекстов, а сам процесс этой игры стал важнее всех прочих факторов. И авторы данного проекта не пытаются быть оригинальными в плане двойного смысла происходящего и нагнетания атмосферы. Без лишних слов они сразу же отправляют игрока в пучину садизма и опасности. Да, иногда с нами заигрывают мастерски созданными horror-элементами, заставляя нервничать и вглядываться во тьму, но подобных моментов катастрофически мало. Зато много квестовых элементов по решению головоломок на время. В итоге, при отсутствии интриги все эти головоломки и драки начинают приедаться, и если поначалу игра заинтересовывает и держит у экрана, то под конец все сильнее вызывает чувство скуки, нагоняемой наглым самокопированием и повторением одних и тех же задачек и ловушек. Преодолели одну западню, вторую, спаслись от бомбы или газа, вытащили неблагодарного товарища из смертельного механизма, а потом опять все по новой — и бомбы, и газ и неблагодарный товарищ. Но если подумать, то что иное могли предложить авторы в рамках выбранной, скажем так, «узкой» тематики про маньяка-садиста? Да и вообще, как какой-то замысловатый сюжет впихнуть в рамки этого кино-сериала, чтобы не нарушить общую картину? Перед авторами игры стояла лишь цель сделать более-менее качественную игру в рамках традиционной все более деградирующей «Пилы». И Zombie Studios с этим вполне справились, выдав на-гора вполне пристойный проект, который хоть и приправлен ворохом недостатков, но за неимением пока что более серьезных конкурентов в жанре horror, потратить время на него как-то и не жалко.