Saw: The Video Game | |
Разработчик | Zombie Studios |
Издатель | Konami |
Официальный сайт | http://www.konami.com/games/saw/ |
Дата выхода | Октябрь 2009 (локализация – Декабрь 2009) |
Локализатор | Новый Диск |
Жанр | Action, Survival horror |
Вышедший в 2004 году фильм «Пила» был, безусловно, знаменательным для киноиндустрии. Спрос на всякие «страшилки» и «пугалки» породил огромное количество киномусора про сексуально озабоченных подростков, не по годам большегрудых девиц и маньяков, рубящих их на куски. Конечно, мэтры киноискусства понимают, что не литры бутафорской крови делают кино интересным, а психологическое напряжение. Режиссер первой «Пилы» сумел объединить две эти противоположности, создав очень напряженную психологическую ситуацию, подкрепленную сценами жестоких истязаний несчастных узников. Герои, помещенные в безвыходную ситуацию, ради спасения себя и своих близких вынуждены жертвовать другими людьми или своими частями тела. И пока они катаются на грязном полу в приступе истерики с ножовкой в руке (пилить или не пилить?), перед зрителем фактически разыгрывается аллегорическая история торжества безумного живодерского «правосудия», которое воздает всем за их прегрешения и перевоспитывает провинившихся. Даже концовка в фильме интриговала, оставляя недосказанность и полную неизвестность, не раскрывающая никаких секретов маньяка, взявшего она себя права судьи.
Тут бы авторам и остановиться. И так создали объект для подражания, породивший множество клонов, лишившихся любого психологического подтекста, переняв лишь манеру демонстрировать самые отвратительные изуверства над плотью. Но алчность человеческая не знает границ, а потому историю растянули уже аж на целых шесть частей, превратив все это в некий фарс, когда несчастные попадают в комнату испытаний уже чуть ли не за то, что чихнули или пукнули в общественном месте. И даже не смотря на то, что сам Конструктор уже давно отправился в Ад, дело его живет и процветает. Но раз все это снимается, следовательно, есть и спрос, а это порождает грустные мысли о том, что общество наше нуждается в лечении, и далеко не методами ножовки и топора…
Появление игры по мотивам киноэпопеи не было нежданным, дело это вполне привычное для популярных кинобрендов, особенно для тех, что переросли в кино-сериалы. Да и выпущена игра была как раз перед шестой частью, чтобы разогреть интерес публики перед новым фильмом. Но, на удивление, события в самой игре не касаются этой новинки, а являются промежуточной историей, помещенной во временные рамки между первым и вторым фильмом. Роль главного героя отведена детективу Дэвиду Тэппу, который в своих фанатичных поисках вездесущего маньяка превратился в социопата, создав попутно множество проблем и своим близким.
Начинается все довольно привычно. Герой приходит в себя после забытья в закрытой комнатке (опять же, по традиции — это туалет) с громоздким смертельным механизмом на голове. Носатая кукла вещает с телеэкрана про то, что времени у нас в обрез, и, если хочется жить, то надо как-то побороться за это.
С самого начала игра встречает нас недружелюбно. Обучения никакого нет и, что необходимо делать для спасения детектива, совершенно не ясно. С другой стороны, оно то и верно, ведь не будет же маньяк предварительно объяснять вам принцип своих ловушек и способ их обезвреживания. Наблюдая, как раз за разом голова несчастного Тэппа превращается в кровавое месиво, приходится опытным путем постигать премудрости управления в Saw.
Далее перед нами стоит задача, как открыть дверь, для чего надо подобрать код к замку. Все оказывается довольно несложно. Если закрыть двери всех кабинок, то можно увидеть нарисованные краской числа кода. Вот только это не даст спасения и за открытой дверью туалетной комнаты нас ожидает новая череда испытаний.
Всемогущий Конструктор обосновался в заброшенной лечебнице для душевнобольных, где устроил настоящий парк смертельных аттракционов для удовлетворения своего патологического желания управлять жизнью и смертью других. Темные комнаты в подвалах наполнены ловушками и другими заключенными, агрессивно настроенными в отношении главного героя. Предусмотрительный злодей заранее скормил Теппу чудо-ключик, который все обреченные пытаются достать, так что надеяться на теплый прием от собратьев по несчастью не стоит, а лучше сразу без лишнего разговора влепить по ним с размаху битой. Но большую часть времени нам придется бороться вовсе не с людьми, а с различными механизмами и ловушками.
Действие каждой из девяти глав игры развивается по вполне предсказуемому сценарию. Чтобы куда-то пройти и выполнить очередное задание Конструктора надо найти некий ключ или несколько частей какого-то механизма. Для этого мы бегаем по темным холодным закоулкам больницы, деактивируя ловушки и истребляя редких нападающих. Кое-где можно наткнуться на банальную растяжку, которую детектив легко обезвредит. Чтобы пройти мокрый пол под напряжением нужно отключить электричество, для чего необходимо решить головоломку с клеммами на щитке, открыть который поможет какой-нибудь подручный предмет. Где-то наоборот понадобится подать электроэнергию на обесточенный участок, вставив предохранитель, взломать замок на закрытой двери поможет гвоздь, какой-то ключик придется доставать из емкости с кислотой или острыми шприцами. Все это реализовано в виде несложных головоломок по комбинации деталей или простеньких мини-игр.
Если вас занесло в комнату с бомбой, а металлическая дверь за вами сразу же захлопнулась, то надо быстренько найти выход или деактивировать устройство. Аналогичные «гонки на выживание» бывают и в случае, если вы оказались в комнате, наполняемой ядовитым газом. Но, если во втором случае все сводится к тому, чтобы найти вентиль и потом решить не особо сложную головоломку, то в первом порядок действий может быть намного хитрее. К примеру, сначала придется проникнуть в комнату с электрощитком, активировать пульт, в другой комнате с помощью этого пульта открыть дверь в камере, разобраться с вырвавшимся из нее заключенным, забежать в камеру и сквозь щель в стене подсмотреть код для замка на двери, которая и ведет к спасению.
Ну и не стоит забывать про простых людей, способных причинить вред кулаками, битами, куском трубы или другим импровизированным оружием. Причем нам не обязательно всегда вступать с ними в открытый бой. Деактивировали на пути растяжку с самострелом? Можно использовать ее повторно, снова зарядив и заманив врага в нее. Да и опасный участок с лужей под напряжением тоже можно использовать в аналогичных целях — заманили врага, нажали нужный рубильник и противник готов. Для большей напряженности в определенный момент герой (не по своей воле, конечно) обзаведется ошейником со взрывчаткой. Если рядом появится человек с таким же механизмом, включится таймер и надо будет срочно убить врага до того, как нам разнесет голову. В такой ситуации придется действовать проворно — успеть закрыть на щеколду дверь, отрезав себя от врага, можно, опять же, заманить его в ловушку или просто добить ручным оружием.
Стимулирует на использование ловушек и игр с открыванием и закрыванием дверей под носом у врага и тот факт, что корявая боевая система всячески мешает разобраться с ними другими средствами. Детектив Тэпп для того, чтобы нанести удар, должен стать в боевую стойку и сделать очень долгий замах, причем все враги оказываются более ловкими и махают битами пошустрее. Пропустили один удар — считай пропало, ведь все ваши последующие попытки контрудара с ленивыми замахами закончатся ничем. Надо действовать быстро, предугадывать момент приближения противника и заранее нажимать кнопку удара. Кстати, все наши дубинки подвержены износу и их придется периодически менять, благо в каждой комнатке всегда можно найти какою-то деревяшку, кусок трубы или на худой конец руку манекена, которой тоже можно неплохие затрещины отпускать.
Самое мощное оружие, которое помогает быстро разобраться с любым противником, — пистолет. Но дают его нам, к сожалению, очень редко.
Неудобство боевой системы далеко не главный недостаток управления. Игры этого жанра вообще редко радуют адекватной боевкой, и прошлогодний Silent Hill: Homecoming в этом плане тоже не отличался большой дружелюбностью к пользователю. К особенностям системы управления можно адаптироваться, и это не так смертельно, как трудности при сборке пазлов, если вы играете с помощью обычной мыши. Простое вроде бы занятие осложняется тем, что перемещение элементов, осуществляемое с помощью мыши, реагирует на движения манипулятора довольно неадекватно. И, когда на счету секунды, а вместо одной секции вы вдруг перескакивает на две секции или почти собранный пазл в последний момент портится из-за какого-то неверного движения, то это вызывает исключительно негативные эмоции. Особенно это проявляется в круглых пазлах с вентилями, которые блокируют подачу ядовитого газа, — времени катастрофически мало, а круги этой головоломки так и норовят повернуться, когда не надо, при минимальном движении мыши, и в тот же час не реагируют на более резкие движения.
Но самое главное, чего не хватает в игре — это внятной стимуляции к прохождению. Сам по себе гемплей вполне занятный, головоломки своей сложностью не напрягают, игра в кошки-мышки с врагами весьма интересна. Атмосфера тоже неплоха: мрачные коридоры, шорохи, чьи-то тяжелые шаги на верхнем этаже, тоскливо-завывающий холодный ветер, несущий из щелей легкий снежок. А того, что подогревало бы интерес к прохождению самой игры нет. Во-первых, и так понятно, что все участники безумной игры маньяка обречены, а во-вторых, весь сюжет сводится к тому, что детектив спасает знакомых людей и бродит по коридорам, избегая ловушек. Кое-где разбросаны документы, повествующие об истории больницы и опытах над людьми, что в ней производились, или скудные записки о прошлом детектива, но даже это не создает видимость какого-го глубокого повествования с интригой, не отвлекая нас от процесса занудного хождения по коридорам с ловушками.
Что интересно, даже те персонажи, что присутствуют в игре, и по одному из которых мы спасаем в конце каждой главы, остаются некими поверхностными фигурами. Разработчики просто понадергали их из эпизодичных ролей в кинофильме. Это и наркоманка Аманда, клявшаяся в том, что первый урок «Пилы» избавил ее от пагубной страсти, и жена убитого напарника Тэппа и многие другие. Все обоснование их появление в этом цирке истязаний и крови объясняется парой фраз, а сами они напоминают стадо идиотов с исключительно негативным отношением к детективу, который все равно умудряется освобождать их из самых сложных ловушек. Тут просто нет места сильным и неординарным характерам.
Что до визуальной части, то Saw основана на популярном графическом движке Unreal Engine 3, который далеко не самый современный, но в рамках узких коридоров и тесных комнат демонстрирует еще вполне приятную картинку при самых скромных системных требованиях. Хотя при крупных планах все же приходится наблюдать мутные текстуры и низкую детализацию.
Во многом приятному визуальному видеоряду игра обязана умелой работе художников и дизайнеров, которые сумели создать по-настоящему достоверное старое брошенное здание, создающее гнетущее впечатление своими облезшими обоями, потрескавшейся плиткой, и заколоченными окнами. Отличная игра со светом в некоторых моментах создает настоящее напряжение, особенно, когда герою приходится продвигаться в полной тьме при слабом свете зажигалки или освещать стены фонарем, отбрасывающем немного мистические тени от безжизненных манекенов. Жаль только, что таких удачных эпизодов очень мало.
Кстати, игра избавилась от натуралистичной расчлененки, присущей кинопрототипу, который нарочисто так и совал в кадр кровавые ошметки тел. Тут, конечно, тоже хватает крови, но, по крайней мере, мы избавлены от мозгов на стене и прочих мерзких анатомических подробностей.
Как это часто бывает в играх на базе UE3, возможности движка используют не на максимум и кое-что можно еще улучшить ручным вмешательством пользователя. Для этого находим файл SawEngine.ini в «Моих документах» и устанавливает DynamicShadows, AmbientOcclusion вместо False в True, можно поднять качество анизотропной фильтрации до MaxAnisotropy=16, параметр MaxShadowResolution можно поднять с 512 до 2048.
В целом игра Saw: The Video Game оставляет двоякие впечатления. Чего-то в ней явно не хватает, вся история кажется какой-то поверхностной и наигранной. Возможно, это из-за того, что основная фабула «Пилы» со всеми своими продолжениями свелась лишь к игре со смертью без каких-либо подтекстов, а сам процесс этой игры стал важнее всех прочих факторов. И авторы данного проекта не пытаются быть оригинальными в плане двойного смысла происходящего и нагнетания атмосферы. Без лишних слов они сразу же отправляют игрока в пучину садизма и опасности. Да, иногда с нами заигрывают мастерски созданными horror-элементами, заставляя нервничать и вглядываться во тьму, но подобных моментов катастрофически мало. Зато много квестовых элементов по решению головоломок на время. В итоге, при отсутствии интриги все эти головоломки и драки начинают приедаться, и если поначалу игра заинтересовывает и держит у экрана, то под конец все сильнее вызывает чувство скуки, нагоняемой наглым самокопированием и повторением одних и тех же задачек и ловушек. Преодолели одну западню, вторую, спаслись от бомбы или газа, вытащили неблагодарного товарища из смертельного механизма, а потом опять все по новой — и бомбы, и газ и неблагодарный товарищ. Но если подумать, то что иное могли предложить авторы в рамках выбранной, скажем так, «узкой» тематики про маньяка-садиста? Да и вообще, как какой-то замысловатый сюжет впихнуть в рамки этого кино-сериала, чтобы не нарушить общую картину? Перед авторами игры стояла лишь цель сделать более-менее качественную игру в рамках традиционной все более деградирующей «Пилы». И Zombie Studios с этим вполне справились, выдав на-гора вполне пристойный проект, который хоть и приправлен ворохом недостатков, но за неимением пока что более серьезных конкурентов в жанре horror, потратить время на него как-то и не жалко.