Серии Serious Sam в следующем году исполнится уже двадцать лет, но за это время хорватская студия Croteam выпустила лишь три номерных тайтла линейки. Последний из них вышел в далеком 2011 году, а нынешний сентябрь должен, наконец, порадовать релизом Serious Sam 4.
Правда стоит отметить, что два десятка лет Croteam не сидела без дела, и практически каждый год выходило что-то связанное с Serious Sam, будь то HD-переиздание, VR-ремейк, или же спин-офф от сторонних разработчиков.
Serious Sam: The First Encounter (2001)
Сама Croteam была основана в Загребе еще в 1992 году и какое-то время набивала руку на футбольных симуляторах и играх для детей. В 1996, когда студия разрослась до двенадцати человек, Croteam загорелась желанием создать свой собственный FPS, который бы стал своего рода духовным наследником Doom, при этом двигая жанр вперед.
На тот момент все члены команды до сих пор вели дела из подвалов родительских домов, так что средств на покупку необходимого им игрового движка не было. Однако, будучи амбициозными личностями, они решили собственноручно создать свой движок S-Cape 3D, который должен был создавать иллюзию трехмерного пространства с помощью 2D-изображений, как это делали id Software в Wolfenstein 3D.
Тем не менее, как только у них начало что-то получаться, 3D Realms выпустила Duke Nukem 3D, в котором можно было смотреть не только по сторонам, но также вверх и вниз. Когда же Croteam воссоздала в S-cape 3D и эту возможность, индустрия увидела релиз Quake с полноценными трехмерными уровнями. Хорваты поняли, что не хотят довольствоваться чем-то меньшим, и начали писать движок практически с нуля.
«В то время игры могли выдержать до десяти врагов на экране за раз, а мы хотели добраться до сотни», — вспоминает креативный директор Croteam Давор Хунски.
Кстати, одной из фирменных особенностей их детища должна была стать возможность отстреливать монстрам конечности, что предполагалось реализовать в тайтле In the Flesh, солидная порция контента которого в итоге оказалась в Serious Sam.
Когда же Croteam, закончила с движком, концепция Serious Sam была уже сформирована. Студия отправила демонстрацию своего творения нескольким десяткам издателей, но ответов либо не было, либо они были отрицательными. В качестве последнего шанса разработчики вложили все силы в создание полуторачасового геймплейного демо, которое знакомило со всем потенциалом тайтла, и выложили его в сеть весной 2000 года.
Удивительно, но индустрия проигнорировала Croteam и на этот раз. Возможно, на этом бы история студии и закончилась, если бы им на помощь не пришел сайт Old Man Murray, как правило публиковавший сатирические статьи на тему игровой индустрии.
Сайт не только пристыдил популярные игровые порталы, вроде GameSpot, за то, что они упустили из виду Serious Sam, но также дал игре, возможно, первый положительный отзыв, отдельно отметив отсутствие в демо пресловутых ящиков с патронами. Авторы сайта Чет Фалишек и Эрик Волпоу позже оказались в Valve и работали в качестве сценаристов над такими сериями, как Half-Life, Portal и Left 4 Dead.
После этого на игру и ее авторов обратили внимание буквально все. Несмотря на то, что Serious Sam представлял знакомый игрокам жанр FPS, он предлагал игрокам взглянуть на него с другой стороны. Вместо узких мрачных коридоров Сэм попадал на открытые локации, где без передышки отстреливался от бесконечного потока монстров. Хотя арсенал оружия так или иначе повторял идеи шутеров id Software, ощущался он иначе из-за другой динамики и необходимости грамотно распоряжаться патронами. До Serious Sam такой подход к FPS был использован разве что в PowerSlave от компании Lobotomy Software.
Что касается сюжета, то в Serious Sam он, как можно догадаться, стоит далеко не на первом месте. Сэмюэль «Крутой Сэм» Стоун противостоит инопланетному злодею Менталу, который намерен уничтожить Землю.
Движок, сменивший название на «Serious Engine», оказался настолько хорош, что Croteam решила продавать лицензию в обмен на 200 тысяч долларов и проценты с продаж. Интервью, в котором хорваты описывали преимущества своего детища, попалось на глаза компании Gathering of Developers, которая и выступила издателем Serious Sam. Здесь стоит отметить удачу хорватов, ведь GoD основали люди, в первую очередь отстаивающие интересы разработчиков. Одним из главных плюсов сотрудничества с GoD было то, что никто не пытался забрать у Croteam права на серию.
Интересно, что в альфа-версии игры контента было еще больше. Croteam хотели представить не 15, а целых 40 уровней, не говоря уже о дополнительном оружии и видах монстров. Тем не мнее, чтобы не затягивать разработку было решено разделить тайтл на три эпизода.
Первый эпизод The First Encounter вышел 21 марта 2001 года и собрал восторженные отзывы практически от всех, кто к нему прикасался. Тайтл оказался свежим глотком воздуха для формирующегося жанра и показал другую ветвь его развития.
Serious Sam: The Second Encounter (2002)
The Second Encounter вышел год спустя и до сих пор неофициально считается лучшим или по крайней мере любимым тайтлом серии.
На этот раз Сэм отправляется на Сириус, а заодно путешествует во времени, оказываясь то в Центральной Америке, то в Средневековой Европе. Пока главный герой будет искать свой космический корабль, ему, конечно же, придется противостоять новой армии монстров, а его арсенал пополнится огнеметом, бензопилой, снайперской винтовкой и фирменной «Серьезной бомбой».
Доработанный движок позволил улучшить визуальную составляющую игры, а также дополнить геймплей интересными механиками с измененной гравитацией. В качестве саундтрека помимо работ штатного композитора Дамьяна Мравунаца были использованы инструментальные композиции хорватской группы Undercode.
The Second Encounter был принят не менее тепло игроками и критиками, а в 2009 году Croteam выпустить HD-переиздания обоих эпизодов, разработанные на Serious Engine 3.
Serious Sam на Nintendo
14 апреля 2004 года состоялся релиз сразу двух игр в линейке Serious Sam, а именно Next Encounter для GameCube и PS2, и Serious Sam Advance для Game Boy Advance. При этом оба тайтла игровое сообщество неофициально договорилось не замечать и уж тем более не считать каноном. Частично это связано с тем, что они были разработаны компанией Climax Group с минимальным участием самой Croteam, а издателем на этот раз стала Global Star Software.
Serious Sam 2 (2005)
После релиза TSE команда переехала в новый офис, наняла новых сотрудников и сосредоточилась на разработке сиквела. Прежде всего, разработчики решили полностью сменить визуальный стиль серии, сделав мир Сэма ярким и мультяшным.
В сиквеле Сэм продолжает попытки уничтожить Ментала. Для того, чтобы раз и навсегда сразить антагониста, ему необходимо посетить несколько разных планет и собрать «Медальон силы». Периодически игроки наблюдают сюжетные кат-сцены, которые, как и весь сюжет в общем, под завязку наполнены юмором.
Если говорить о геймплее, то помимо новых моделей знакомого оружия появилась возможность использовать различные турели и своего рода транспорт, вроде «Боевого шара», «Антиграва», и даже велоцираптора. «Антиграв», к примеру, позволял свободней передвигаться по уровню и эффективней истреблять летающих врагов. В целом Croteam на этот раз представила гораздо больше видов монстров, а сами уровни сделала компактнее.
Хотя на бумаге Serious Sam 2 получил довольно крепкие отзывы, к игре было значительно больше претензий по сравнению с ее предшественницами. Одним из главных поводов для критики стала сложность тайтла. Сэм серьезно прибавил в скорости и мог обогнать почти все виды врагов, не говоря уже о том, что практически каждый бонус теперь еще и восстанавливал здоровье. Все это лишало Serious Sam фирменного стресса, который не давал игроку расслабиться, постоянно заставляя его отступать назад.
Serious Sam 3: BFE (2011)
Как и в случае с самой первой частью, в судьбе Serious Sam 3: BFE огромную роль сыграли основатели GoD, которая в какой-то момент была выкуплена Take-Two Interactive, а позже закрыта.
Тем не менее, Croteam хотела сотрудничать только со своими любимыми издателями и уговорила Майка Уилсона и компанию вернуться в дело, на этот раз под эгидой Devolver Digital. Само собой, первой игрой Devolver стала Serious Sam 3: BFE.
Devolver Digital известна своим непосредственным и изобретательным подходом, как к самой индустрии, так и к промоушену своих тайтлов. Чтобы вернуть внимание публики к грядущему релизу очередной части Serious Sam, издатель попросил три сторонние инди-студии разработать по небольшой игре на тему серии.
Serious Sam Double D (2011)
Double D была разработана студией Mommy’s Best Games, после того, как Devolver наткнулись на первый ее тайтл Weapon of Choice. Собственно, ее настрой и атмосферу студия и решила перенести в Double D.
В итоге игроки получили ураганный 2D-шутер с механиками, которым бы позавидовали сами Croteam. Например, трупы врагов не исчезают, а собираются в кучи, по которым может передвигаться игрок. Оружие можно наслаивать друг на друга в самых разных комбинациях, как это было в Weapon of Choice. Более того, игрок может получить золотую версию каждого оружия, сделав его мощнее и крупнее.
Serious Sam: Kamikaze Attack! (2011)
Примерно та же история произошла и с Брэдом Джонсоном из студии Be-Rad Entertainment. Devolver понравился его раннер Lame Castle, и разработчик решил сделать аналогичную игру в мире Serious Sam.
Полгода спустя он выпустил забавный тайтл в том же жанре, в котором главная роль отводилась одному из самых известных монстров серии — Безголовому Камикадзе. Персонаж бесконечно гонится за протагонистом линейки, попутно собирая бонусы и прокачивая навыки.
Serious Sam: The Random Encounter (2011)
Самой успешной из трех стала The Random Encounter за авторством Vlambeer, известной такими инди-тайтлами, как Super Crate Box, Nuclear Throne, и Luftrausers. Devolver хотели получить аналог Super Crate Box, но Vlambeer предложили свою идею с оригинальной боевой системой. Разработчики хотели как можно дальше уйти от FPS и для этого выбрали жанр пошаговой RPG.
Через месяц после The Random Encounter вышла сама Serious Sam 3: BFE, получив опять же крепкие, но сдержанные отзывы по сравнению с первыми эпизодами. Частью маркетинговой кампании стали заявления, что в BFE Croteam вернулась к корням серии.
С одной стороны, разработчики действительно сделали уровни более открытыми, нежели в Serious Sam 2, но, с другой, очень часто игрок попадает в ситуации, где он вынужден прятаться за углами и действовать тактически, что многим фанатам показалось неуместным. Оружие ближнего боя, вроде бензопилы было заменено кувалдой, а также разработчики добавили механику быстрых убийств нажатием одной кнопки в ближнем бою.
Если говорить о внешнем виде, то игра стала гораздо кинематографичней и прибавила в реализме, избавившись от красочного стиля второй части. Дело в том, что изначально на своем новом движке Serious Engine 3.5 студия должна была разработать реалистичный тактический шутер. Когда проект был отменен, Croteam решила перенести большое количество наработанного материала в BFE.
Виртуальная реальность
В 2017 году Croteam дебютировала в VR, выпустив оба HD-ремейка первых эпизодов в рамках тайтла Serious Sam VR. В них игрок мог использовать несколько видов оружия одновременно и передвигался по карте с помощью трекпада или посредством телепортации в нужное место.
В том же году состоялся релиз Serious Sam VR: Last Hope, оригинального тайтла серии, рассказывающего о событиях, предшествующих BFE, а также Serious Sam 3 VR: BFE. И та и другая заимствуют геймплейные механики у Serious Sam VR.
I Hate Running Backwards (2018)
Стоит отметить еще I Hate Running Backwards от Binx, которая появилась на свет в результате желания Croteam помогать начинающим разработчикам вставать на ноги. Они хотели обеспечить молодую команду всем необходимым для производства полноценной игры, и их выбор пал на Binx.
Действия IHRB развиваются во вселенной Serious Sam, что можно понять и по названию (одна из фраз главного героя). Когда же к делу подключился Devolver, появилась идея наполнить тайтл персонажами из разных игр издателя.
Таким образом, в I Hate Running Backwards игроку доступны, например, Ричард из Hotline Miami, Ло Ванг из Shadow Warrior, или Рембо из Broforce, в роли которых игрок, постоянно отступая, отстреливается от врагов, как в старые добрые времена.
***
Как и Last Hope, Serious Sam 4 станет очередным приквелом, рассказывающем о войне с Менталом. Сценаристами тайтла выступят люди, ответственные за сюжет успешной The Talos Principle, которую Croteam выпустили в 2014 году. Изначально игра должна была выйти еще в 2019 с приставкой «Planet Badass», но позже релиз перенесли на 24 сентября 2020.
Хорваты обещают апгрейды оружия, новый транспорт и кооперативный режим на четырех игроков. Но самое главное — Croteam намерена вернуть дух первого «Серьезного Сэма» и отправить игроков на по-настоящему гигантские уровни, где за раз может находиться до сотни тысяч врагов.