Shadow of the Tomb Raider
Разработчик Crystal Dynamics, Eidos Montreal
Издатель Square Enix
Официальный сайт tombraider.square-enix-games.com
Дата выхода 14 сентября 2018 года
Жанр Приключенческий экшен

14 сентября вышла заключительная часть новых приключений Лары Крофт под заголовком Shadow of the Tomb Raider. Разработку новинки доверили сразу двум студиям: Eidos Montreal и Crystal Dynamics.

Shadow of the Tomb Raider

В итоге, у маститых игроделов получился неоднозначный продукт, который способен потягаться с другими проектами за звание лучшей игры года.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Лара и ее друг Иона продолжают бороться с могущественной организацией «Тринити». На этот раз друзья охотятся на реликвии Кукулькана — древнего бога созидания и разрушения у майя. Расхитительница гробниц опережает преследователей в Мексике и первой находит нож — один из двух артефактов для игры в Бога.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Найденная древность запускает конец света, а поселение возле гробницы поглощает неудержимый водяной шквал. Масла в огонь добавляет «Тринити» — злодеи забирают могущественный артефакт у Лары, а их глава доктор Домингес намерен добавить к ножу шкатулку Кукулькана и перекроить мир на свой лад.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Конечно же, он не убивает главную героиню, поэтому девушка бросается в погоню и пытается сделать два дела одновременно: остановить запущенный ею Апокалипсис и не дать главе тайного ордена подчинить себе силу артефактов.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Shadow of the Tomb Raider — прямое продолжение Rise of the Tomb Raider, как в сюжетном плане, так и в части графическо-геймплейных наработок. Перед нами та же игра 2015 года, только с упором в стелс, изучение гробниц и мрачные самокопания героини. Нововведений тут минимум, но они существенно меняют геймплей, поэтому стоит рассказать о них детально.

Создатели прислушались к игровому комьюнити и убрали из проекта большую часть боевых сцен. Теперь за сюжетную кампанию Ларе едва ли с десяток раз придется обязательно уничтожать толпы врагов из оружия.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

В Shadow of the Tomb Raider противника позволено убрать с дороги по всем правилам стелса: замаскироваться, обмазавшись грязью, спрятаться в кусты и слиться со стеной, приготовить усиливающий навыки коктейль, создать отравленные стрелы, бесшумно утащить супостата в воду, подвязать на веревке за ветку и удушить, отвлечь бутылкой и перерезать горло.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

В этих же ситуациях можно разделаться с противниками стандартными пострелушками. Но то ли боевую систему нарочно сделали деревянной, а ощущения от оружия убрали напрочь, то ли за три года я просто отвык от подобной корявой боевки и предпочел проходить такие места с помощью стелса.

Разработчики добавили пару действенных приемов и крюку-кошке, а также некоторые возможности героини при акробатических выкрутасах на стенах. Например, Лара научилась спускаться по веревке и раскачиваться на ней, чтобы допрыгнуть до нужного места.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

С уходом боевой системы в тень, освободившееся время заполнили изучениями гробниц и разгадками тайн. По сути, пришли к тому, с чего начинали — первые игры в серии Tomb Raider понравились геймерам именно этим: древними загадками и приключениями. У героини имелась пара пистолетов, но это было скорее дополнением к геймплею, чем одним из главных столпов игры. Уже потом сюда завезли перестрелки, а перезапущенная в 2013 году серия, особенно вторая ее часть, и вовсе превратилась в археологическое GTA или упрощенный Uncharted с уклоном в психологический триллер.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Помимо этого, создатели завезли небольшой, но существенный пласт подводного геймплея. Теперь Лара Крофт способна плавать под водой намного дольше обычного, в чем ей помогают новые скиллы и расставленные по таким локациям воздушные колодцы. Внизу героиню ждут часть квестов, охота за сокровищами и даже подводный стелс. В последнем случае надо прятаться в водорослях от пираний, иначе те пообедают героиней в считанные секунды. Есть еще угроза в виде мурен, но их можно убить, а зубастых рыбок — нет.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Переделали и сложность прохождения. В новой части она устанавливается отдельно для боевой системы, исследований и головоломок. Ее переключение влияет на подсветку мест для прохождения, входы в гробницы, материалы для крафта, помощь в решении головоломок и прочее. Это позволяет сделать идеальную настройку для своей игры. Например, бегать с максимальным уровнем исследований, средним левелом загадок и легким — перестрелок. Но даже на максимальной сложности игра проходится вполне адекватно. Разве что боевая система доставит лишних неудобств, да и в стелсе придется учитывать перемещение и обзор всех врагов на одной местности.

Кроме сюжетных гробниц Лара способна исследовать дополнительные тайны. Появились и склепы — еще один вид гробниц, но с большим уклоном в загадки. Обилие загадок не пройдет даром, и кроме эстетического удовлетворения принесет игроку специальные умения и отдельные части костюма.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Одежда теперь имеет дополнительные бонусы. Это не касается открываемых сюжетными заданиями косметических шкурок. Правда, в большинстве случаев, они бесполезны и пригодятся лишь на высоком уровне сложности. Например, костюм из шкуры Ягуара помогает быть незаметнее для врагов в режиме стелс.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Крафт все еще примитивен, да и с минимумом местных перестрелок, достаточно пару раз улучшить изначальное оружие и не парится с покупкой пушек, апгрейдов и прочим.

Shadow of the Tomb Raider

До выхода Shadow of the Tomb Raider создатели рассказывали о хабах — огромных мирных зонах, где игрок может социально взаимодействовать с окружающим миром, заняться изучением местности и культуры, разгрузить инвентарь, сделать покупки и взять дополнительные квесты. На деле же, хабы — обычные, хоть и очень красивые города, где есть парочка торговцев и почти нечем заняться. Побочные задания я бросил после пары тройки штук, когда понял, что все они сделаны по одному лекалу, но с разными NPC. Единственный интерес вызывают походы в новые склепы. И это отличный способ добыть все ачивки, выучить все индейские языки, собрать все костюмы, записки, артефакты и крафтовые предметы. Для тех, кому это надо. Остальные же не застрянут тут надолго и пойдут проходить сюжет дальше.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Больным местом прошлых частей перезапуска стали посредственные диалоги, нелогичная история и слабое раскрытие персонажей. Особенно странно смотрелась сама Лара Крофт. Ее кидало от слез до жестокости и массовых убийств без угрызений совести. Логично, что все камни посыпались на сценаристку игры Рианну Пратчетт. Поэтому у третьей части уже другой автор, но тоже девушка — Джилл Мюррей. В свое время она писала сценарий добротной Assassins Creed IV: Black Flag. Но в этом проекте она справилась со своей работой лишь на трояк и не смогла с размахом закончить трилогию. Да и самокопания главной героини не исчезли, поэтому Лара продолжает метаться от печали к пофигизму. Зато сюжетные катсцены прибавили в динамике, а диалоги не вызывают желание их пропустить. Да и финал у Shadow of the Tomb Raider получился крепким и даже удивил. И на том спасибо.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Новая игра сделана на движке Foundation Engine. Предыдущая часть серии работала на нем же. По меркам конца 2018 года картинка Shadow of the Tomb Raider не кажется чем-то удивительным, но визуально игра выглядит великолепно.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Почти с теми же инструментами 2015 года разработчики сделали сочную и детализированную картинку, существенно подтянули лицевую мимику персонажей, отдельное внимание уделили волосам Лары, улучшили работу движка в катсценах, оптимизацию и детализацию воды. Движок Foundation Engine идет на руку и геймерам со слабыми и средними машинами. На их ПК новая игра полетит на низких настройках и уверенно пойдет при 30-40 fps на средне-высоких.

Shadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb RaiderShadow of the Tomb Raider

Но с оптимизацией не все идеально. Так в городах-хабах фреймрейт местами проседал до 15–20 кадров в секунду. Тоже иногда случалось и в гробницах, а также во время перемещений Лары по стенам или полетам на крюке.

К звуку и локализации претензий нет. Новая «Ларка» игра высшего эшелона, поэтому тут переведено на русский и озвучено все. Да и голоса переводчиков не контрастируют с их образами на экране, а тембр главной героини на порядок приятнее остальных. А для тех, кто хочет максимального звукового погружения, завезли специальную настройку. Она включает оригинальную озвучку каждого персонажа с сохранением говора и наречий коренных племен Южной Америки. Переводится все субтитрами, поэтому можно одновременно и понимать окружающий мир, у кого плохо с английским и индейскими языками, и наслаждаться аутентичностью происходящего.

Shadow of the Tomb Raider — визуальная наследница предыдущей части серии. Помимо графических улучшений и учета пожеланий геймеров, у проекта остались недоработки прошлых игр. Тут все так же плохо с мотивациями персонажей и логикой происходящего, а Лара Крофт не способна разобраться в себе, чем и раздражает. Зато Shadow of the Tomb Raider вернулась к истокам и теперь радует обилием головоломок, захватывающими гробницами с минимальным уходом в сражения и существенным добавлением стелса. Проект стал визуально богаче и это заставляет с упоением таращиться на экран даже в графонистом 2018 году.

Перезапуск серии о Ларе Крофт изначально был далеко не идеальным, но мы любим эти игры за безупречную атмосферу приключений, обольстительную главную героиню и детальное погружение в мир древних тайн, богатых археологов и секретных организаций. За это же говорим спасибо и Shadow of the Tomb Raider. Игра обязательна к прохождению всем поклонникам жанра. Она без проблем привлечет и новых геймеров, благо с местной историей разберется даже непосвященный.