The Elder Scrolls 5: Skyrim
Разработчик Bethesda Game Studios
Издатель Bethesda Softworks
Официальный сайт www.elderscrolls.com/skyrim
Дата выхода Ноябрь 2011
Локализатор 1С-СофтКлаб
Жанр Ролевая игра

Где-то далеко, среди бурных океанов фантазии в мире Восьми Божеств под звездами тринадцати зодиаков раскинулся Тамриэль. Это земля магии и древних тайн. Земля множества рас, которых объединила в единое целое могучая Империя. Земля величественных городов, хитрых правителей и политических интриг. Земля приключений, подвигов и героев. И благодаря Bethesda каждый из нас может стать тем самым избранным героем, который будет вершить судьбы королевств и спасать целые народы. Открыв в 1994 году портал в мир Нирна, авторы серии The Elder Scrolls радовали и продолжают радовать нас новыми приключениями. А после великолепного Morrowind, пленившего сердца миллионов геймеров, каждую новую часть мы ждем с невероятным нетерпением и трепетом. И вот перед нами новое эпичное полотно и новая провинция Скайрим, которая ждет своих исследователей.

Идет Четвертая эра в истории Тамриэля. Кризис Обливиона позади, но смерть последнего императора из рода Септимов посеяла смуту. В разных уголках Империи назревают конфликты. Но все это мелочи перед грядущими событиями. Эпоха потрясений ознаменовала начало воплощения в жизнь древнего пророчества. Ареной битвы за будущее станет северная провинция Скайрим, и нам отведена главная роль в этом действе. По традиции свой героический путь мы начнем с роли заключенного. Нашего протагониста поймали при попытке незаконно пересечь границу и везут на казнь вместе с повстанцами. Мероприятие обрывается на самом интересном месте, когда палач уже заносит топор над нашей шеей.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

С неба обрушивается дракон, сея хаос и смерть. Пытаясь избежать смерти, вместе с одним из имперцев мы бежим из города через подземный ход. Случайный товарищ приводит нас в небольшое поселение, а потом перед нами открывается множество дорог.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Можно двинуть в город к местному князю-ярлу или сразу же начать искать приключения, пытаясь узнать у местных, кому нужна помощь.

Мир Skyrim велик и разнообразен. С первых же минут он затягивает своими красивыми пейзажами с величественными горами, густыми лесами и бурными реками. И это только лишь маленькая часть всей провинции. Каждый уголок уникален и по-своему притягателен, что делает интересным даже простой забег от селения к селению.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Конечно, постоянно носиться на своих двух не придется. В уже открытое место можно быстро вернуться, сделав пару кликов по карте. В конюшнях можно купить лошадь, а за небольшую плату извозчик отвезет вас в любой из городов.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Сюжетное наполнение игрового мира очень богатое. Этим и привлекательны ролевые игры от Bethesda. Кроме основной линии повествования есть множество дополнительных заданий для разных фракций и случайных людей. Достаточно сделать шаг в сторону с проторенной сюжетной дорожки, как можно на много часов увязаешь в более мелких приключениях. Гильдии магов и бойцов ушли в прошлое, но у них есть свои аналоги — Коллегия Магов и «Соратники». Не обошлось и без Гильдии воров и Темного братства убийц. К ним еще добавилась новая Гильдия бардов. Теперь каждая организация квартируется только в одном городе, без представительств по всему региону. Некоторые из них публичны и открыты, другие (по вполне понятным причинам) не дают о себе знать простым людям, но после выполнения определенных квестов они сами выйдут на нас. Еще в Скайриме идет гражданская война, и мы можем принять сторону приверженцев умирающей Империи или помочь сторонникам независимости. Кроме этого всегда можно помочь простым гражданам. Кому-то надо вернуть украденную реликвию, спасти товарища из плена или найти артефакт в древних руинах. Городская власть всегда отблагодарит за уничтожение разбойников, торговцы отсыпят золотишка за решение вопроса с пиратами. В общем, в таком богатом на бандитов, колдунов, вампиров и всяких монстров мире всегда найдется работа для бродячего героя.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Задания в меру разнообразны. Если даже они и построены по одной схеме, то радуют разными декорациями и противниками. Хватает и занимательных квестов, которые состоят из интриг и воровства. Некоторые даже не потребуют прибегать к оружию. Поговорить, подкупить, узнать, украсть — игра предложит разные занятия и разные пути решения. Простая попойка со случайным выпивохой закончится на утро большой гонкой по местам пьяной «боевой славы» и поисками собутыльника. В одном из городов можно будет сыграть роль Шерлока Холмса и расследовать серию убийств, посадить невиновного или все же вывести на чистую воду хитрого злодея. Можно вмешаться в чей-то любовный треугольник, поучить уму-разуму детей или просто погонять с ними в салочки. Некоторые задания могут легко начаться с встречи со случайным путником на дороге, о некоторых проблемах можно узнать из слухов, а иногда и прочитанная книга подкинет вам новое испытание в журнал. Выбор занятий широк, и не все они соответствуют статусу героя. Но от этого игровой мир кажется лишь разнообразнее и живее.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Взаимодействие с миром интересно благодаря его насыщенности и целостности. Тут полно харизматичных персонажей и полезных информативных диалогов. Со времен Oblivion заметен огромный прогресс в генерации внешнего облика окружающих. Люди стали более живыми. Их высокополигональные модели щеголяют проработанной мускулатурой. Улучшилась анимация. Лица выглядят натурально. Другие гуманоидные расы стали больше походить на людей, и от этого их облик кажется более естественным. Вместе с тем значительно упростилась система общения. Теперь нет никаких мини-игр для расположения персонажей к себе, чтобы с кем-то договориться или продать товар по лучшей цене. Подкупить или запугать можно при соответствующем уровне красноречия, которое быстро растет при совершении торговых операций.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Жители живут по расписанию. Днем они стоят за прилавками или работают в поле, а ночью отправляются домой спать. Своя недвижимость будет и у нас. Также по ходу игры можно будет вступить в брак и поселить вторую половинку в доме, забегая в перерывах между истреблением монстров на огонек — отведать свежей похлебки.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Книги в игре тоже являются частью игрового мира. Тут вам и справочная информация о Тамриэле и его прошлом, и дополнительная прокачка за счет обучающих пособий. А есть и художественные произведения, среди которых попадаются даже интригующие рассказы. Вообще трудно припомнить в какой еще игре (кроме прошлых The Elder Scrolls) были бы интересные для чтения книги. Это лишний раз свидетельствует о кропотливом труде сценаристов.

А что не радует, так это определенные упрощения в угоду казуальной публике. Ролевая система стала немного проще. Классов как таковых нет, но каждая из 10 рас имеет разные стартовые навыки. Зодиак дает бонус к специализированным навыкам мага, вора или бойца, но свое созвездие потом можно поменять. Средняя броня, ушедшая в небытие еще в Oblivion, естественно, назад не вернулась. Все доспехи делятся на легкие и тяжелые. Мастерство владения оружием зависит лишь от уровня навыка одноручного или двуручного оружия. При этом деления на мечи, булавы и топоры нет. Но по мере повышения уровня мы будем получать на выбор разные перки, которые дают бонус к разным типам оружия. Чинить и восстанавливать снаряжение не нужно: оно не изнашивается, и это сильно упрощает жизнь. Зато теперь можно улучшать оружие и ковать новое. Конечно, чтобы создать что-то ценное, нужно предварительно хорошо прокачать соответствующий навык. Атлетика ушла в прошлое. Независимо от количества пройденных миль, быстрее передвигаться вы не станете. Да и суперпрыгуна из героя тоже не сделать. Школ магии стало немного меньше, но заклинания теперь можно кастовать сразу с двух рук или лечиться прямо во время боя с одноручным оружием.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Основных параметров лишь три — сила, выносливость и магия. Система прокачки не изменилась: навыки растут при каждом их использовании. Бьете двуручным мечом — набираете опыта в этом навыке, жгете врага пламенем — набегают очки в школе магии «Разрушение», лечите себя — качаете «Восстановление». У каждого навыка есть свое дерево с дополнительными перками. Они уже имеют не такую широкую специализацию и дают бонус к конкретным действиям, оружию или заклинаниям.

Само меню в очередной раз кардинально преобразилось. Удобнее оно не стало. В сравнении с Oblivion новый интерфейс выигрывает тем, что на экране отображается больше пунктов списка содержимого инвентаря. Удачной находкой оказался список избранного, который упрощает доступ к разным вещам (бывалые путешественники знают, что с собой всегда стоит держать несколько мечей).

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Меню для надетой одежки нет вообще. Щелкнули на вещь — надели. И почему-то теперь нельзя носить больше одного кольца. Хорошо хоть не упростили амулеты. Что касается доспехов, то их можно комбинировать из разных комплектов и частей отдельно для тела, рук, ног и головы. Отдельно не выбираются наплечники, но они исчезли еще в прошлой части.

Разнообразие магических и зачарованных вещей не так велико, как раньше. Зато уникальные вещи теперь действительно уникальны, и добывать их придется потом и кровью в разных заданиях. Зачаровывать предметы можно и самому. Для этого будут нужны заполненные камни душ и заранее изученные чары, для чего вначале нужно разрушить магический предмет с интересующим нас свойством.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Можно временно поднять навыки или нанести яд на оружие при помощи заранее припасенных бутылочек со снадобьями и зельями. Алхимия по-прежнему играет важную роль. В пути не забываем о сборе ингредиентов — срываем травы, ловим бабочек, собираем охотничьи трофеи. Потом все это комбинируем, смешиваем и ищем новые варианты зелий. Переносных инструментов для этого нет, но алхимические лаборатории попадаются довольно часто. Для восстановления можно использовать и съестные припасы. А если сварить из овощей суп или зажарить дичь, то эффективность их еще возрастет.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Появились особые «крики», по действию сопоставимые с разрушительными заклинаниями. Это уникальная особенность драконорожденного избранного героя. Такое умели герои седой древности, ну и естественно мы.

Чувствуется, что разработчики еще больше сконцентрировались на боевой системе, расширив наши возможности в этой области. С криками, магией и оружием в двух руках драки действительно проходят более динамично, чему способствует и автобаланс. Но в отличие от Oblivion здесь это не так выражено. Заметно, что противников немного подгоняют под наш уровень, не давая почувствовать себя суперменом. Но при этом существуют и ограничения для разных существ. Волки и крысы не превращаются вместе с нами в терминаторов, да и простые разбойники не сильно беспокоят. А вот некоторые сильные противники в подземельях, наоборот, заставляют иной раз брать передышку и возвращаться к ним, немного подкачав героя.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Анимация боя и движений улучшены, но ненамного. Сами бои стали более захватывающими и брутальными. Герой красиво насаживает врагов на клинки. Последние добивающие удары демонстрируются в замедленном виде, что позаимствовано из Fallout 3. Эффекты от применения магии выглядят зрелищно — пламя оставляет ожоги, от струй холода поверхности обрастают ледяной коркой.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Враги разнообразны. Самые мощные противники требуют особой тактики. Игра дает массу возможностей, что позволяет экспериментировать. Если кого-то не получается победить в открытом бою, можно поиграть в снайпера или прокрасться с невидимостью и нанести решающий удар. Можно привлечь к себе в помощь наемников. На фоне предшественников Skyrim более активно стимулирует к командной работе, и почти в самом начале основной сюжетной линии нам уже дают в подчинение первого спутника — Лидию. Действовать в паре стало немного легче, чем раньше, но иногда товарищи все равно играют роль обузы и только мешаются под ногами. В таком случае ничто не мешает попросить подождать их в нужном месте.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Животный мир Скайрима приютил волков, медведей, крабов, саблезубых тигров, харкеров (напоминающих моржей), огромных мамонтов и множество магических существ. Во время путешествия легко можно стать свидетелем охоты волков на горного козла. Можно застать и случайную стычку охотников с крупной дичью. На равнинах мы будем пересекаться с великанами. В пещерах и развалинах нам будут противостоять вампиры, чернокнижники, двемерские машины и разная нежить.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Но главным новым противником стали драконы, коих будет не так уж и мало. Правда, при должной ловкости и умении владения луком, разобраться с огнедышащими монстрами будет несложно. Внешний облик драконов по-своему уникален, но не сильно отходит от стандартных канонов. Детализированы они отлично — перепончатые крылья, чешуйки на теле и множество роговидных отростков на спине.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Каждый регион имеет свой уникальный природный ландшафт, флору и фауну. Северный Скайрим оказался даже разнообразнее южного Сиродиила. Тут вам и горные реки с порогами и водопадами, уютные долины и окутанные туманом неприступные горы, березовые рощицы и тундра, заснеженные северные фьорды и покрытое льдом море. Нет-нет, да и остановишься полюбоваться суровым горным пейзажем, березками, играющими осенним багрянцем над искрящимся озером, или северным сиянием в ночном небе.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

А ведь движок остался тот же. И видно, что технологически игра недалеко шагнула вперед. Но со времен Oblivion значительно улучшились текстуры, трава и деревья стали более детализированными, дальность прорисовки тоже немного подросла. Самое удивительное, что разработчики так постарались над ландшафтом, что теперь не будет пустых задников. На заднем плане всегда есть какие-то горные вершины или силуэты зданий. Самые неугомонные путешественники даже смогут увидеть силуэт башни Белого Золота на юге и Красную гору Морровинда на востоке.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Дизайн городов не менее впечатляющий и интересный. У каждого города свой стиль. И по величию некоторые архитектурные ансамбли ничем не хуже пышных замков из центральной Империи, а то и лучше.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Игра радует объемными поверхностями, рельефной каменной кладкой и шероховатыми камнями у дороги. Туман стал более живым и насыщенным. Система освещения осталась без значительных изменений, хотя появилась поддержка SSAO. Местные панорамы все же выглядят не очень естественно. Внутренние интерьеры, наоборот, радуют объемным освещением, которое придает большей глубины изображению. В пещерах и помещениях нас будут встречать пробивающиеся сквозь щели лучи света и дрожащие на стенах тени от факелов и костров. Дизайн всех подземелий тоже очень разнообразен. Разработчики с самого начала хвалились тем, что все они создаются вручную. И действительно, выглядят такие локации отлично. Благодаря игре со светом и тенью некоторые пещеры с искрящимся снегом или вьющимся в тусклом свете свечей туманом и вовсе получились великолепно.

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

The Elder Scrolls 5: Skyrim

Так что Skyrim хоть и не совершил графическую революцию, как это было когда-то с Oblivion, но выглядит весьма привлекательно. Чуть-чуть покопавшись в настройках Skyrim.ini, можно еще немного повысить дальность прорисовки и качество некоторых эффектов. Но более глобальных улучшений можно ожидать от пользовательских модов, которые уже начали появляться. Системные требования у игры, по нынешним меркам, умеренные. В Full HD при максимальном качестве без сглаживания вполне можно играть на разогнанном GeForce GTX 460. Для высокого fps также необходим современный четырехъядерный процессор.

Чарующая музыка Джереми Соула, без которой уже трудно представить себе The Elder Scrolls, по-прежнему будет сопровождать нас. Некоторые фоновые мелодии позаимствованы из Morrowind, что порадует фанатов.

Новая часть The Elder Scrolls стала логическим развитием серии. Некоторые упрощения, которые начались с Oblivion, получили свое продолжение и в Skyrim. Игра стала в чем-то проще и меньше отвлекает игрока от сражений и приключений. Но осталось все то, за что мы так любим серию. Большой разнообразный мир имеет богатое сюжетное наполнение. Много фракций, разные интриги, заговоры, преступления. Здесь кипит жизнь, здесь полно занятий для героя и исследователя. Это путешествие в настоящий параллельный мир фэнтези, мир драконов и волшебства. Невероятное по глубине приключение, которое способно увлечь на много дней и недель.