SOMA | |
---|---|
Разработчик | Frictional Games |
Издатель | Frictional Games |
Официальный сайт | somagame.com |
Дата выхода | Сентябрь 2015 |
Жанр | Horror, приключенческая игра |
Новая игра Frictional Games, новая история, новые лабиринты коридоров и мрачное ощущение холода и опасности, которым веет от экрана. Вместо готичных замков и мрачных подземелий не менее мрачные лаборатории и исследовательские станции. Хотя начинается SOMA несколько непривычно, по меркам прошлых игр этой команды разработчиков.
Перед прыжком в неизвестность игрока ждет короткий эпизод обыденности в современных реалиях и солнечная погода за окном. Главный герой, страдающий от травмы головы, отправляется на экспериментальное обследование. Сев в кресло и закрыв глаза на один миг, он оказывается в новой реальности.
![SOMA](/games/soma/01-soma.jpg)
Вместе с героем мы очутились в закрытой сумрачной комнате с металлическими стенами и висящими скафандрами. Вокруг нас полная неизвестность и ощущение тревоги, которое подогревают странные шорохи и скрежет где-то за стенами и перегородками.
![SOMA](/games/soma/02-soma.jpg)
Начинается путешествие во мрак, наполненный холодом смерти и технической мистикой. В комнатах-каютах видны следы недавнего человеческого присутствия, но единственное, что дышит жизнью — странные биологические наросты и щупальца, обвивающие аппаратуру и компьютерные терминалы.
![SOMA](/games/soma/03-soma.jpg)
Некоторые сплетения биологических полипов и электронных блоков напоминают реальных существ. Странные роботы пытаются вести диалог от лица персонала. И где-то между ними в поисках жертвы бродит нечто опасное. Тихо пробираясь за укрытиями, избегаем охотника, закрываем за собой все двери, и пытаемся открыть новые, работая с компьютерными терминалами и разными механизмами.
![SOMA](/games/soma/04-soma.jpg)
Игровой процесс SOMA напоминает Amnesia и Penumbra. Мы в роли исследователя таинственного места, который собирает информацию и взаимодействует с предметами. Попутно нужно избегать врагов, встреча с которыми чревата быстрой смертью. Даже само приближение к противнику негативно влияет на самочувствие, картинка перед глазами плывет и рассыпается. Никаких средств для обороны и нападения нет, скрытность и хитрость — единственные преимущества.
![SOMA](/games/soma/05-soma.jpg)
Сюжет дает постоянные толчки для движения вперед, ставя перед игроком новые задачи или разыгрывая ситуацию, вынуждающую к действиям. Сама история грамотно выстраивается вокруг процесса методичного исследования локаций, где мы ищем предметы и информацию. Если нужно взаимодействие, то это не только банальное дергание за рычаги и нажатие кнопок, но и работа с компьютерами и данными на них.
![SOMA](/games/soma/06-soma.jpg)
Сохраняя общую стилистику и атмосферу, игра постоянно меняет место действия. Закрытые лаборатории могут сменяться морскими глубинами или затопленными кораблями. И на первых порах такая смена обстановки в условиях общей неопределенности оказывается весьма неожиданной.
![SOMA](/games/soma/07-soma.jpg)
SOMA полностью погружает в себя. Движение камеры, тонкая работы с окружающими звуками и отличная визуализация тревожного состояния при помощи дополнительных эффектов позволяет вжиться в образ, ощутить одиноким исследователем пустынной базы или водолазом на морском дне. Окружающий мир постоянно давит и угнетает, создает тревогу, подогреваемую металлическим скрежетом, шорохами и прочими звуками. Это давление достигает пика при встрече с монстрами. Все отталкивает от него и порождает инстинктивное желание убежать или скрыться, но игра вынуждает идти вперед и играть в прятки для выполнения конечной задачи.
![SOMA](/games/soma/08-soma.jpg)
Используемые приемы вполне знакомы по старым играм Frictional Games. Поэтому первоначальная буря эмоция постепенно отходит на второй план и прятки с монстрами начинают вызывать усталость. Повествование подталкивает к новым открытиям, а враги лишь затягивают продвижение.
Сама история развивается последовательно и поэтапно. SOMA не заваливает игрока тайнами, чтобы развязать клубок противоречий только в финале. На поставленные вопросы периодически даются ответы. Но после открывшегося знания и в свете новых фактов возникают новые дилеммы, новое понимание ситуации и новая интрига. Идет продвижение вверх по ступенькам осознания себя и реалий окружающего мира. Начинается приключение с попыток найти какие-то базовые ориентиры в неизвестном мире. Потом перед игроком встают более глобальные вопросы, а финальные поступки влияют не только на его личное будущее, но на будущее всего человечества.
![SOMA](/games/soma/09-soma.jpg)
При этом сюжет не страдает метафоричностью и гротескными образами. Перед нами стройная история с крепким базисом и научными допущениями, поднимающая сложные вопросы существования разума и всей цивилизации. Для SOMA не стыдно использовать словосочетание «научная фантастика», которым нынче награждают все подряд, но в данном случае это определение вполне оправдано.
Впервые Frictional Games вводит в свою игру дополнительных персонажей. Хотя реальные люди, если и фигурируют, то в максимально коротких эпизодах. За такими ухищрениями прячется слабая анимация. Но даже небольшие вкрапления видеозаписей и голосовое общение наполняет происходящее большей осмысленностью, расширяя перспективу восприятия мрачного одинокого мира.
![SOMA](/games/soma/10-soma.jpg)
Графика похорошела со временем Amnesia. Лучше освещение, больше деталей, крупнее локации. Все на достойном современном уровне, хотя системные требования для такого уровня графики все же немного высоковаты.
![SOMA](/games/soma/11-soma.jpg)
![SOMA](/games/soma/12-soma.jpg)
SOMA является развитием идей, заложенных в первые проекты Frictional Games. На фоне предшественников игра заметно выросла технически, стала масштабнее и разнообразнее, но слабо изменилась в игровой механике. Главным стержнем является интересная фантастическая история, полностью погрузиться в которую помогает продуманное повествование и щепетильный подход к визуальным и звуковым компонентам воссоздания гнетущей атмосферы. SOMA поднимает сложные темы восприятия разума и личности, открывает новые горизонты существования человечества, не обременяя игрока замысловатыми философскими размышлениями и глубокими подтекстами. Камерная история одного героя, которая органично вписывается в нечто большее и глобальное. Одна из лучших сюжетных игр прошлого года, на которую стоит обязательно обратить внимание, если она по какой-то причине прошла мимо вас.