SOMA | |
---|---|
Разработчик | Frictional Games |
Издатель | Frictional Games |
Официальный сайт | somagame.com |
Дата выхода | Сентябрь 2015 |
Жанр | Horror, приключенческая игра |
Новая игра Frictional Games, новая история, новые лабиринты коридоров и мрачное ощущение холода и опасности, которым веет от экрана. Вместо готичных замков и мрачных подземелий не менее мрачные лаборатории и исследовательские станции. Хотя начинается SOMA несколько непривычно, по меркам прошлых игр этой команды разработчиков.
Перед прыжком в неизвестность игрока ждет короткий эпизод обыденности в современных реалиях и солнечная погода за окном. Главный герой, страдающий от травмы головы, отправляется на экспериментальное обследование. Сев в кресло и закрыв глаза на один миг, он оказывается в новой реальности.
Вместе с героем мы очутились в закрытой сумрачной комнате с металлическими стенами и висящими скафандрами. Вокруг нас полная неизвестность и ощущение тревоги, которое подогревают странные шорохи и скрежет где-то за стенами и перегородками.
Начинается путешествие во мрак, наполненный холодом смерти и технической мистикой. В комнатах-каютах видны следы недавнего человеческого присутствия, но единственное, что дышит жизнью — странные биологические наросты и щупальца, обвивающие аппаратуру и компьютерные терминалы.
Некоторые сплетения биологических полипов и электронных блоков напоминают реальных существ. Странные роботы пытаются вести диалог от лица персонала. И где-то между ними в поисках жертвы бродит нечто опасное. Тихо пробираясь за укрытиями, избегаем охотника, закрываем за собой все двери, и пытаемся открыть новые, работая с компьютерными терминалами и разными механизмами.
Игровой процесс SOMA напоминает Amnesia и Penumbra. Мы в роли исследователя таинственного места, который собирает информацию и взаимодействует с предметами. Попутно нужно избегать врагов, встреча с которыми чревата быстрой смертью. Даже само приближение к противнику негативно влияет на самочувствие, картинка перед глазами плывет и рассыпается. Никаких средств для обороны и нападения нет, скрытность и хитрость — единственные преимущества.
Сюжет дает постоянные толчки для движения вперед, ставя перед игроком новые задачи или разыгрывая ситуацию, вынуждающую к действиям. Сама история грамотно выстраивается вокруг процесса методичного исследования локаций, где мы ищем предметы и информацию. Если нужно взаимодействие, то это не только банальное дергание за рычаги и нажатие кнопок, но и работа с компьютерами и данными на них.
Сохраняя общую стилистику и атмосферу, игра постоянно меняет место действия. Закрытые лаборатории могут сменяться морскими глубинами или затопленными кораблями. И на первых порах такая смена обстановки в условиях общей неопределенности оказывается весьма неожиданной.
SOMA полностью погружает в себя. Движение камеры, тонкая работы с окружающими звуками и отличная визуализация тревожного состояния при помощи дополнительных эффектов позволяет вжиться в образ, ощутить одиноким исследователем пустынной базы или водолазом на морском дне. Окружающий мир постоянно давит и угнетает, создает тревогу, подогреваемую металлическим скрежетом, шорохами и прочими звуками. Это давление достигает пика при встрече с монстрами. Все отталкивает от него и порождает инстинктивное желание убежать или скрыться, но игра вынуждает идти вперед и играть в прятки для выполнения конечной задачи.
Используемые приемы вполне знакомы по старым играм Frictional Games. Поэтому первоначальная буря эмоция постепенно отходит на второй план и прятки с монстрами начинают вызывать усталость. Повествование подталкивает к новым открытиям, а враги лишь затягивают продвижение.
Сама история развивается последовательно и поэтапно. SOMA не заваливает игрока тайнами, чтобы развязать клубок противоречий только в финале. На поставленные вопросы периодически даются ответы. Но после открывшегося знания и в свете новых фактов возникают новые дилеммы, новое понимание ситуации и новая интрига. Идет продвижение вверх по ступенькам осознания себя и реалий окружающего мира. Начинается приключение с попыток найти какие-то базовые ориентиры в неизвестном мире. Потом перед игроком встают более глобальные вопросы, а финальные поступки влияют не только на его личное будущее, но на будущее всего человечества.
При этом сюжет не страдает метафоричностью и гротескными образами. Перед нами стройная история с крепким базисом и научными допущениями, поднимающая сложные вопросы существования разума и всей цивилизации. Для SOMA не стыдно использовать словосочетание «научная фантастика», которым нынче награждают все подряд, но в данном случае это определение вполне оправдано.
Впервые Frictional Games вводит в свою игру дополнительных персонажей. Хотя реальные люди, если и фигурируют, то в максимально коротких эпизодах. За такими ухищрениями прячется слабая анимация. Но даже небольшие вкрапления видеозаписей и голосовое общение наполняет происходящее большей осмысленностью, расширяя перспективу восприятия мрачного одинокого мира.
Графика похорошела со временем Amnesia. Лучше освещение, больше деталей, крупнее локации. Все на достойном современном уровне, хотя системные требования для такого уровня графики все же немного высоковаты.
SOMA является развитием идей, заложенных в первые проекты Frictional Games. На фоне предшественников игра заметно выросла технически, стала масштабнее и разнообразнее, но слабо изменилась в игровой механике. Главным стержнем является интересная фантастическая история, полностью погрузиться в которую помогает продуманное повествование и щепетильный подход к визуальным и звуковым компонентам воссоздания гнетущей атмосферы. SOMA поднимает сложные темы восприятия разума и личности, открывает новые горизонты существования человечества, не обременяя игрока замысловатыми философскими размышлениями и глубокими подтекстами. Камерная история одного героя, которая органично вписывается в нечто большее и глобальное. Одна из лучших сюжетных игр прошлого года, на которую стоит обязательно обратить внимание, если она по какой-то причине прошла мимо вас.