В теории спин-офф представляет собой отличный полигон для экспериментов разработчиков. С помощью их можно попробовать разбавить знакомую серию игр непривычным геймплеем или даже жанром, не отпугивая при этом главную часть аудитории.
Сразу вспоминается Metal Gear Rising: Revengeance, который отлично вписался в эстетику вселенной Хидео Кодзимы, заменив привычные стелс-элементы на сражения в hack and slash.
Однако не всегда эксперименты разработчиков заканчивались настолько удачно, и, несмотря на то, что «плохие» случаи не всегда мешали основной линейки игр, игроки не забывают ничего.
Street Fighter 2010: The Final Fight (1990)
Прежде всего, надо сказать, что The Final Fight к франшизе Street Fighter имеет гораздо меньше отношения, чем может показаться на первый взгляд. Японские разработчики создавали абсолютно другую игру в жанре платформер, и использовали слова «Street Fighter 2010» в названии лишь для привлечения внимания к тайтлу.
Но английские локализаторы решили сыграть на этом моменте и изменить некоторые детали сюжета. Полицейский-киборг Кевин Страйкер, сражающийся с инопланетными захватчиками, превратился в того самого Кена Мастерса, который, устав от участия в турнирах, заделался ученым и последние 25 лет создавал некую «кибоплазму», способную наделить любое существо сверхсилой.
Что касается геймплея, то кроме как за чрезмерную сложность, его особо ни за что не ругали. Но и не хвалили, сделав вывод, что без ярлыка Street Fighter игра бы точно прошла незамеченной за пределами Японии.
Hotel Mario (1994)
Неоднократный победитель в номинации «Худшая Mario-игра за все время». После провала Sega Mega-CD, Nintendo решила не заключать контракт на выпуск игр на приставке Philips CD-i, и ограничилась тем, что позволила Philips разработать несколько игр с такими персонажами, как Марио, Луиджи, Линк, Зельда и др. Hotel Mario стала одной из них.
Согласно сюжету, Боузер выбрался из подземелья и решил построить курортный город, а заодно спрятать Принцессу Пич в одном из семи своих отелей. Чтобы вызволить принцессу Марио и Луиджи придется проверить все номера всех гостиниц, пока они не доберутся до гостиницы Боузера. В буквальном смысле.
Игра, можно сказать, полностью состоит из закрытия любой открытой двери за заданный отрезок времени, попутно избегая стандартных врагов из вселенной Mario. Иногда геймплей разбавлялся кат-сценами, качество которых не сравнится с оригинальными играми линейки, равно как и озвучка игры.
Mega Man Soccer (1994)
Вообще, после выхода стольких разносортных спин-оффов от Nintendo, не так уж и удивительно наблюдать, как герои классических японских игр пробуют себя в каком-либо спортивном амплуа. По всей видимости, хардкорная серия Mega Man стала исключением.
Присутствие Мегамена на футбольном поле разработчики объяснили тем, что когда во время одного из матчей Доктор Уайли устроил взрыв и заменил игроков на своих обученных роботов, Доктор Лайт не мог сидеть, сложа руки. Он отправил разбираться с этим свою команду футболистов во главе с Мегаменом.
Далее нам предлагают поиграть в откровенно слабый футбольный симулятор с медленным и предсказуемым ИИ противников. Поклонники серии остались разочарованы.
Хотя некоторые критики хвалили игру за легкий геймплей, недостаток вменяемого управления все же заставил в рецензиях замелькать такие слова, как «худший футбольный симулятор в истории».
Pac-Man 2: The New Adventures (1994)
Очевидно, есть игры, наличие прямого сиквела которым противопоказано. Геймплею подобных тайтлов настолько сложно предложить что-то, что не разрушит идею и атмосферу, а иногда простоту оригинала, что изменения представить можно разве что косметические.
Pac-Man, по мнению многих, является именно такой игрой, но мало кто знает, что у этой классической игры есть сиквел с цифрой «2» в названии, а именно Pac-Man 2: The New Adventures.
В этом тайтле, заимствующем элементы игр в жанре point-and-click, с одной стороны презентуется нестандартный подход к геймплею, но с другой стороны удивительно, как далеко разработчики решили уйти от оригинала.
Начнем с того, что в The New Adventures игрок напрямую не управляет Пакменом. Вместо этого нам достается рогатка, с помощью которой мы запускаем различные сцены и заставляем Пакмена посмотреть в ту или иную сторону для решения загадок.
Что, касается сюжета, то здесь он даже есть. Теперь Пакмен — семьянин, выполняющий задания жены и детей, не забывающий мешать призракам строить ему козни.
Street Fighter: The Movie (1995)
Выпустив Street Fighter: The Movie, Capcom совершила занимательный кругооборот серии в индустрии. В 1994 году на волне популярности Street Fighter 2 был снят боевик с Жаном-Клодом Ван Даммом в главной роли. Фильм оказался провалом, но уже на следующий год игроки получили его реинкарнацию, на этот раз в виде двух версий игры Street Fighter: The Movie: одной в виде аркадного автомата, а другой — в виде версий для Sega Saturn и PlayStation. В обоих вместо любимых персонажей красовались спрайтовые изображения актеров из одноименного фильма.
Возможно, таким образом, Capcom пыталась противостоять своему сильнейшему конкуренту Midway Games и их Mortal Kombat, но сразу стало понятно, что одним изображением кассового Ван Дамма этого не добиться.
Если аркадная версия была хоть как-то успешна, то консольная разбилась вдребезги. Критики ругали анимацию, «грязные» спрайты, плохую озвучку и управление, и задавались вопросом, почему же разработчики сделали отдельную версию, вместо того, чтобы просто портировать аркадную.
Mortal Kombat: Special Forces (2000)
Соавтор Mortal Kombat, Джон Тобиас, решил, что, несмотря на осечку с Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero, необходимо развивать серию с помощью спин-оффов, закрученных вокруг конкретных героев. Подобные тайтлы планировались даже для таких персонажа, как Барака, но после истории со Special Forces, в Midway Games решили попридержать коней.
Special Forces стал приквелом ко всей серии, и в нем игроки в роли большерукого Джакса Бриггса должны были справиться с Кано и его армией незапоминающихся приспешников. Игра представляет собой трехмерный beat 'em up с использованием огнестрельного оружия, переходом на вид от первого лица и… отсутствием возможности прыгать.
Special Forces не выделилась чем-то особенным. Это просто плохая игра. Настолько плохая, что отец Mortal Kombat Эд Бун не раз подмечал, что не участвовал в ее разработке. После Mortal Kombat 4 наблюдался спад популярности серии, и такие эксперименты, как Special Forces, становились солью для ран фанатов линейки.
Dead or Alive Xtreme Beach Volleyball (2003)
В Xtreme Beach Volleyball Tecmo не оставили ни следа от их знаменитых файтингов Dead or Alive. В игре также присутствовали девушки в провокационных костюмах, но судя по геймплею, их, как и любого поклонника Xtreme Beach Volleyball, рукопашные сражения волновали меньше всего.
Помимо самой игры в волейбол, которую, кстати говоря, очень хвалили критики, девушки пользуются всеми благами острова Zack Island. Выбрав одну из героинь на две недели, игрок должен придумывать ей занятия на весь день.
Победами в волейболе игрок зарабатывает деньги, на которые можно разнообразить гардероб девушек, на 90% состоящий из купальников. Также есть возможность спустить выигрыш в местном казино, или же сделать инвестицию в отношения с другими девушками, купив им подарок.
Позитивные отношение с партнером у волейбольной сетки напрямую влияет на качество вашей игры, в то время как негативная атмосфера заставит вас чаще промахиваться.
Забавно, но игра собрала гораздо меньше плохих отзывов, чем можно было ожидать. У Tecmo получилось отделить игру от основной линейки таким образом, что ожидания поклонников основной серии не были обмануты.
Death By Degrees (2005)
Изначально спин-офф, в котором игрок принимал на себя роль одного из персонажа серии Tekken, наемной убийцы Нины Уильямс, назывался просто «Nina», но позже был переименован в «Death By Degrees» в честь необычной системы боя.
К сожалению, оригинальность этой механики была встречена с холодом. С помощью специальных атак Нина могла ломать противникам определенные конечности, однако это совершенно не влияло на их поведение, и они продолжали атаковать героиню даже с проломленным черепом или сломанной рукой. Благодаря этой боевке Death By Degrees стала первой игрой в серии Tekken, получившей от ESRB рейтинг «От 17 лет».
Несмотря на теплые отзывы о сюжете, который, тем не менее, не считается каноном, критики не смогли игнорировать проблемы с неудобной камерой и слишком долгие загрузки уровней.
Кстати, разработчики не забыли и про младшую сестру Нины. После первого прохождения Death By Degrees игроку дают возможность поиграть за еще одного персонажа Tekken, Анну Уильямс.
Bomberman: Act Zero (2006)
Bomberman: Act Zero стала наглядным свидетельством того, что трехмерная графика и футуристичные роботы не всегда является ответом на вопрос: «Что же делать с серией дальше?».
Притом, что компания Hudson Soft перенесла ключевую механику в новую часть, все испортил контекст, которым ее окружили.
Act Zero погружала игроков в совсем другой мир, мрачный и холодный, в котором главному герою необходимо уничтожать противников, чтобы выбраться на поверхность Земли. Фанатам классики не пришлись по душе подобные настроения.
Не помог игре и тот факт, что она, кажется, собрала жалобы по поводу каждого своего элемента, от саундтрека и слишком однообразных уровней до утомительно долгих загрузок между уровнями.
После этого маленькие бонусы в виде кастомизации персонажа со сменой пола и дополнительный режим с видом от первого лица уже не мог спасти ситуацию.
Castlevania: Judgement (2008)
Все началось с желания дизайнера Кодзи Игараси перенести серию Castlevania на Nintendo Wii с ее инновационными контроллерами. Стандартный формат линейки бы потребовал от игроков серьезной физической выносливости, и поэтому было решено, что Castlevania: Judgement станет файтингом, дабы все же реализовать увлекательный геймплей.
Но последнее, по мнению игрового сообщества, представить разработчикам не удалось. Как и в большинстве случаев, когда файтинг является скорей экспериментом или данью моде, механика игры на поверку оказалась совершенно не сбалансированной. При этом всем любителям жанра известно, что сердцем любого хорошего файтинга является управление, а с ним в Castlevania: Judgement были одни проблемы, не говоря уже о том, что от самой серии в спин-оффе остались лишь имена персонажей.
***
Через месяц выйдет еще одним спин-офф во вселенной Metal Gear, Metal Gear Survive. Более-менее хардкорные фанаты Снейка уже уничтожают игру, и дело здесь не только в отсутствии среди разработчиков самого Кодзимы. Просто, судя по продемонстрированному разработчиками материалу, Metal Gear Survive может стать отличным примером неудачного спин-оффа, который ушел от эстетики оригинала слишком далеко.