Tom Clancy’s Splinter Cell: Blacklist | |
Разработчик | Ubisoft Toronto, Ubisoft Montreal, Ubisoft Shanghai |
Издатель | Ubisoft |
Официальный сайт | http://splintercell.ubi.com/ |
Дата выхода | Август 2013 |
Локализатор | Новый Диск |
Жанр | Экшен |
Предыдущая часть Splinter Cell с подзаголовком Conviction закрыла сюжетную историю, начало которой было положено в Double Agent. Заодно стало ясно, что и возвращения к старой механике не будет. Вариативность и скрытность пострадала в угоду динамике и экшену. И хотя в итоге получилась весьма неплохая игра, но она совершенно не удовлетворяла поклонников старого Фишера. В Blacklist разработчики постарались угодить всем — любителям продуманного тихого прохождения и тем, кто предпочитает зрелищные схватки с киношными перестрелками.
Splinter Cell: Blacklist можно рассматривать как новый этап серии. Если бы не краткие упоминания прошлых событий можно было бы подумать, что это даже очередная перезагрузка. Из разъяренного мстителя преклонного возраста, которому нечего терять, главный герой снова превратился в рядового спасителя звездно-полосатого отечества. Вместо персонализированного и драматического повествования получилась привычная история про спасение мира от очередной вездесущей террористической организации. При этом нельзя сказать, что авторы представили Сема в виде безликого героя. Наоборот, для боевика все персонажи проработаны очень хорошо. Поднимается тема дружбы и долга. Вот только все это хорошо знакомо и выглядит немного банально. Conviction в сюжетном плане был более экспрессивным, ярким и интересным.
Зато по всем остальным критериям Blacklist уверенно обходит предшественника. В основе своей игровая механика копирует предшественника, но продуманность и вариативность заметно повысились, максимально приблизившись к старым играм. Каждая миссия предлагает определенную свободу и разные возможности для выполнения заданий. Никто не мешает ломиться напролом, положившись на свое оружие. А можно таиться в тени по углам и каждого врага ликвидировать и в тихом режиме.
Дизайн уровень изначально рассчитан на такую вариативность. Кроме основного маршрута всегда есть небольшие ответвления: можно нырнуть в вентиляционную шахту или обойти врагов по карнизу дома, проникнув в помещение через окно. Уйти из зоны видимости помогут трубы у потолка. Система укрытий уже прочно увязана на прилипания к стенам, шкафам и разным ящикам. Порою это выглядит глуповато, особенно если часовой подсвечивает фонариком зону прямо за вжавшимся в укрытие Фишером, или выглядывает в окно, за которым висит герой. С другой стороны, такая система уже не дает полноценной гарантии скрытности даже в полной темноте. Стоит пошевелиться — и вас моментально заметят.
Чутко враги относится к шуму, но вот беда — плавной регулировки скорости передвижения по-прежнему нет. Герой передвигается строго в трех режимах: бег, шаг и подкрадывание. Вроде бы это упрощает игровой процесс, но не всегда. При длительном подкрадывании нас все равно могут вычислить по звуку. Часто проще сработать на опережение — подбежать и нанести удар. Тем более что тихое прохождение зачисляется даже в том случае, если враг увидел героя, но не успел оповестить напарников или выстрелить. Для удачного проведения нескольких быстрых убийств подряд нужно вначале произвести разведку и примерно вычислить маршруты всех врагов на участке, иначе вы попадете в поле зрения товарищей выбранной жертвы. Так что, хотя в игре и есть условности, упрощающие прохождение, но все они компенсируются другими элементами.
Любители стрельбы оценят режим быстрой ликвидации, оставшийся в наследство от Conviction. Пометив несколько противников, мы быстро расстреливаем их по нажатию одной кнопки, а камера в этот момент делает крутые киношные ракурсы с плеча. Вот только для наполнения шкалы соответствующей способности нужно выполнить несколько обычных нейтрализаций. И за тихие расправы дают больше баллов, чем за открытые убийства.
Говоря об устранении противников, нужно сказать, что игра дает возможность бескровного прохождения. Смертоносный или бескровный режим боя может быть более выгоден в той или иной ситуации. Если выбран режим «без убийств», то нападая из окна, Сем оставит тело рядом. В смертельном режиме герой просто вышвырнет бедолагу на улицу столь быстро, что никто ничего не заметит. Но если дело происходит на небольшой локации с часовыми внизу, то сбрасывать тело вниз уже опасно.
Разные противники требуют разного подхода. По мере прохождения нам все больше будут подкидывать бронированных бойцов, которых не оглушить простыми приемами и не выстоять против них при открытом столкновении. Это требует более агрессивного использования огнестрельного оружия или более тихих и продуманных действий. Появились собаки, которые могут вычислить вас на небольшом расстоянии по запаху. Избегать сторожевых псов сложнее, чем людей. А если уж решили ввязаться в схватку с ними, то надо решать все за счет одного внезапного удара из укрытия. Стоит сцепиться с псом в открытую — и он удержит вас до прихода подмоги.
Общий набор физических возможностей не уступает старым играм. Сем снова виртуозный скалолаз с кучей шпионских штучек в арсенале. Вернулись даже такие знакомые элементы, как разрезание полотнища для тихого проникновения в палатку. Новые возможности в основном связаны обновленным арсеналом. Например, появился управляющий летающий аппарат трикоптер с шокером и камерой. Есть шоковый пистолет, которым можно не только оглушить близкого противника, но и поразить током целую группу врагов, если заманить их в воду.
Каждый вариант действий дает очки. Игра сбалансирована так, чтобы любой способ прохождения был результативен и выдавал особые бонусы. По максимуму нас вознаграждают за самые тихие или зрелищные нейтрализации, когда мы спрыгивает на врага с карниза или проводим какую-то стремительную и смертельную комбинацию действий. Даже простое отсаживание по углам, выжидание и тихое проникновение мимо всех противников щедро вознаграждается. Причем за такое прохождение игра выдаст более внушительное количество баллов, чем за банальную стрельбу. Но если начать прятать тела, применять прыжки с карнизов, отвлекать врагов шумом, производить разведку при помощи миникамер, использовать другие устройства и комбинации действий, то игра выдаст ощутимое вознаграждение даже при «громком» прохождении.
Blacklist предполагает три стиля прохождения, к которым привязаны определенные гаджеты или оружие. Так, если оглушение по умолчанию дает очки тихого стиля, то использование винтовки — это стиль «штурм». Разные гранаты (дымовые или осколочные) тоже связаны с рейтингом разного стиля. По итогам миссии вам начислят очки каждого стиля и в случае достижения высокого ранга выдают дополнительные бонусы. По мере прохождения подкидывают второстепенные цели с бонусным опытом, например — скрутить и обезвредить определенное лицо.
Все очки имеют свой прямой виртуальный денежный эквивалент, который идет на открытые новых шпионских устройств, расширения арсенала и апгрейд костюма. Стимулов к таким тратам очень много — от более мощного пистолета до трикоптера. Даже все возможности наших чудо-очков с тепловизором и сонаром, просвечивающим сквозь стену, открываются за деньги. Соответственно, чем эффективнее вы действуете на миссии, тем больше шансов открыть новое шпионское приспособление.
Появился свой штаб. На базе мы проводим небольшие консилиумы с другими членами подразделения «Четвертый эшелон» и выбираем задания на высокотехнологичном интерактивном столе. В эту единую систему командного центра вписаны кооперативные задания и сетевые схватки.
Миссии для совместного прохождения объединены единой сюжетной нитью, предлагая параллельно с основным сюжетом дополнительное расследование деятельности террористической организации. В такого рода заданиях нам предлагается чуть больше обходных путей и некоторые возможности для взаимодействия между напарниками: совместный взлом и помощь при преодолении препятствий. Приятно, что почти все такие миссии доступны и в одиночном режиме. В кооперативе вариативность дополнительно повышается из-за изменения маршрутов движений противников при каждой перезагрузке. Поэтому при повторной попытке прохождения можно столкнуться с тем, что враги начинают свой обход с иных позиций, нежели в прошлый раз. Изменения вроде и не критичные, но отработанная последовательность действий уже не сработает.
Сетевая игра напоминает классические схватки в Pandora Tomorrow. Есть шпионы со слабым вооружением, но более широкими возможностями для передвижения и скрытности. Им противодействуют уступающие в ловкости, но хорошо вооруженные наемники. Первые пытаются взломать несколько терминалов на уровне, пробираясь по вентиляциям, карабкаясь по балконам и применяя прочие приемчики Сема Фишера. Наемники в броне ограничены в передвижении обычными методами, но зато убивают нарушителей на раз-два благодаря мощному вооружению. Соответственно, одним нужно быть максимально скрытными и выжидать в засаде удобного момента для ввязывания в ближний бой, а вторым нужно быть внимательнее и предусмотрительнее, вычисляя возможные укрытия врага. Играется очень бодро и динамично. Отличное дополнение для тех, кому окажется мало приключений в сюжетной кампании.
Кстати, совместный и сетевой режимы приносят деньги в общую копилку. Так что заработанные в них средства потом можно пустить не только на апгрейд сетевого болванчика, но и на улучшения непосредственно для Сема Фишера.
Видно, что в основе игры движок прошлой части, но графику сильно улучшили. Появилась полная поддержка DirectX 11 с последними шейдерами, разработана новая улучшенная система освещения HBAO+, повсеместно применяется parallax mapping и тесселяция. Последние технологии задействованы так активно, что любая поверхность кажется рельефной и бугристой, а персонажи радуют многочисленными складками на одежде и округлыми контурами. Любой камешек, скала или кирпичная стена приобретает объем. Такой уровень геометрии и повсеместной рельефности до недавнего времени мог предложить только Crysis 3.
Радует игра живыми намокающими поверхностями.
Не злоупотребляют разработчики пост-обработкой и слепящими световыми эффектами. И в целом, картинка очень четкая. Хотя слабое размытие задников на определенных уровнях не помешало бы — контуры гор в дымке явно смотрелись бы приятнее и живее.
Некоторый диссонанс вызывает неравномерная проработка объектов на локации. Асфальт может выглядеть детальнее какой-нибудь машины. Но такие нюансы совершено не портят общее впечатление.
Игра красивая и не особо требовательная. Для наглядности приведем график производительности нескольких видеокарт при максимальном качестве графики в Full HD с высоким уровнем сглаживания MSAA из нашего недавнего тестирования.
Можно говорить о преимуществе решений NVIDIA в этой игре. В свете недавно объявленной партнерской программы Ubisoft и NVIDIA это вполне ожидаемо. Да и в обработке тесселяции Kepler сильны. GeForce GTX 760 вполне сопоставим с топовыми AMD Radeon. Если отказаться от сглаживания, то высокий fps легко обеспечат и более слабые карты.
Splinter Cell: Blacklist предлагает симбиоз стилистики боевика и традиционного стелса. Игра интересна тем, что в ней можно придерживаться любого из этих направлений. Даже если тщательно выстраивать комбинацию действий, изучать положение врагов при помощи сонара и камер, отвлекать их, заманивать в ловушки и тихо нейтрализовывать, но потом все внезапно пойдет наперекосяк — можно избежать поражения, прибегнув к агрессивному стилю с быстрой ликвидацией, гранатами и пальбой из автомата. Игрок может одновременно отыгрывать привычную роль Сема Фишера, но при этом ему дают еще возможность ощутить себя виртуальным Джейсоном Борном. Широкий набор шпионских устройств и физических возможностей героя порадуют поклонников серии. А чтобы каждый получил весь спектр впечатлений от игры, Blacklist умело сочетает тихие эпизоды и концентрированный экшен с постановочными сценами, забегами по взрывающимся зданиям и т.п. Каких-то существенных инноваций, напрямую влияющих на игровой процесс, нет. Собрано все лучшее из предыдущих игр и приправлено прокачкой с кучей покупных апгрейдов. Удачно связаны воедино одиночная кампания, совместные задания и сетевые схватки. На последних хотелось бы сделать особый акцент. На фоне однотипных сетевых шутеров местный мультиплейер с его оригинальным игровым процессом дарит по-настоящему свежие ощущения.
Но не все радужно. Есть у игры один веский минус — Uplay. Автор этих строк уже давно списал со счетов возможность неприятных сюрпризов от этого «замечательного» сервиса. Но Blacklist показал, что рано забывать о таком препятствии для приобретения лицензионных продуктов от Ubisoft. Очень, знаете ли, приятно и радостно обнаружить однажды, как весь прогресс прохождения в 70–80% успешно обнулился. Все для нашего удобства! Одним словом, полный Uplay.