Ожидание новой части было не столь долгим, хотя и на его судьбу перепали отсрочки и переносы по срокам выхода. Но вот настал тот день, когда заветные диски появляются на полках магазинах. Интересно, что первой страной, где игра появилась в продаже, стала Россия. У нас, в Украине, официальный релиз намечен на 29 августа. Но из-за возникшего ажиотажа, кое-где продажа дисков началась немного ранее. А вот иностранные игроки получат игру еще позже, в сентябре.
Игра доступна в двух версиях. Обычное издание кроме самой игры включает еще и сборник рассказов о мире Зоны.
Коллекционное издание включает в себя дополнительно:
- Карта Зоны Отчуждения
- Руководство пользователя
- Сборник рассказов
- Светящийся артефакт
- Бандана
- Нашивка группировки
- Бензиновая зажигалка "S.T.A.L.K.E.R."
- Диск с бонус–материалами
- Жетон S.T.A.L.K.E.R.
История "Чистого неба" начинается за год до событий "Теней Чернобыля". Наемник Шрам проводил несколько ученых в Зону, но их группа попала под мощный аномальный выброс. В итоге все погибли, кроме нашего героя, которого нашли на болоте члены группировки "Чистое небо". Скрываясь от других групп, члены данной организации занимаются вполне мирными исследованиями Зоны, и попутно отбиваются от распоясавшихся бандитов.
Восстановив силы, мы порываемся уйти, но не тут то было. Долг платежом красен, и нам предлагают послужить на благо "Чистого неба".
Зона продолжает сотрясаться от аномальных выбросов. И мы опять попадаем под одно из этих "извержений". И снова Шрам единственный выживает в этом пекле. Однако неуязвимого избранного супергероя не выходит из него. Врач на базе рассказывает, что постепенно нервная система героя после таких воздействий, цитирую, "выгорает". Надо искать спасение и пытаться разобраться в происходящем. Предположив, что виной потрясений стал человеческий фактор, Шраму предстоит найти виновников потрясений, чтобы остановить выбросы.
Вначале нам предстоит очистить болота, чтобы расчистить путь к Кордону. Как и оригинальная игра, "Чистое небо" предоставляет нам определенную свободу. В пределах одной локации мы вольны выбирать себе путь, способ и порядок прохождения миссий. Кроме основных целей есть множество второстепенных заданий.
Побродив по базе "Чистого неба" можно познакомиться с разными сталкерами и заодно набрать себе заданий.
Первое приятное нововведение касается квестов, ведь теперь нас не ограничивают жесткими временными рамками по их выполнению. И, что самое главное, забрать награду можно в любое удобное время. В прошлой игре было обидно, когда, не успев вернуться вовремя за наградой, вместо денежной суммы мы получали дырку от бублика.
Да и побочные задания немного разнообразились. Это не только банальный отстрел мутантов или представителей вражеской группировки. Некоторые сталкеры ищут пропавшие вещи. Поначалу, нам предлагают найти и принести для базы некоторые боеприпасы. Будут задания по защите и спасению заблудившихся сталкеров, возвращение личных КПК или приборов из опасных аномальных мест.
Смутные времена вынуждают объединяться, а потому на каждой локации есть, как минимум, одна база какой-либо группировки. На каждой базе теперь есть по несколько ключевых фигур. Есть свой лидер, который и в главном сюжете участвует, и некоторые побочные задания может дать. Есть торговец, оружейник и местный техник-инженер. Последний персонаж производит апгрейд нашего оружия.
В этом плане возможностей очень много. Установка некоторых бонусов дает прибавку в точности стрельбы, другие уменьшают отдачу, можно увеличить вместимость магазина или улучшить прочие характеристики. И некоторые бонусы многоуровневые, открыв один, мы получаем новый. На АК-47 доступно с десяток обновлений, и в дальнейшей игре их, возможно, будет еще больше.
Все это не бесплатно и обходится в круглую сумму. В отличие от оригинальной игры, деньги есть на что тратить. Причем таких поводов для затрат много, а средств поначалу не хватает. Возможно избытка финансов под конец игры, как в прошлой игре, и не будет.
Да и от убитых врагов уже не остается так много вещей. Оружия и патронов хватает с лихвой, а вот медикаментов не густо. И учитывая возросшую сложность, аптечки становятся более актуальными. Система лечения не отличается от первой части. От ран у нас начинается кровотечение, которое надо перекрыть бинтами, а уже потом лечить. Если остались открытые раны, то мы продолжаем терять кровь, а значит жизнь. Полоска жизни уменьшается очень быстро. В "Тенях Чернобыля" с кровотечением еще можно было что-то сделать, а сейчас времени еле хватает на то чтобы укрыться и применить бинт. Да и количество необходимых бинтов зависит от типа ранения. Для некоторых приходится тратить уже до трех бинтов за раз.
Сложность противников подросла. Поскольку идет война группировок, то одиночки канули в прошлое, и все держатся небольшими группами. Но не это самое сложное. Враги обрели недюжинное превосходство в меткости и орлиное зрение. Радиус действия нашего оружия ограничен. С расстояния, с которого враг неплохо попадает в нас, мы можем выпустить всю обойму зря, пока не приблизимся на несколько шагов.
Модель кровотечения применима и к компьютерным ботам. Поэтому они умирают не сразу при получении не максимального урона. При этом даже на первой локации бандиты обладают недюженным здоровьем и не спешат уходить в мир иной. Каждая стычка превращается в испытание, поскольку на каждого бота приходится тратить несколько пуль (а то и обойм), а мы можем легко умереть от одного-двух выстрелов. Далее, при получении брони и более мощного оружия, становится немного легче, но не со всеми противниками. Самое отвратительное, что компьютерные болванчики отличаются отличным зрением и способны попадать в нас стреляя через кусты, в то время, как мы не видим ничего кроме зарослей. Зато иногда они страдают слабоумием и способны бегать вокруг нас вслепую. Но уже в другую секунду, отбежав в кусты, они оттуда могут прикончить нас. Научились боты и гранатами пользоваться. Также теперь более активно они пользуются укрытиями. Если ранее они отбегали за стены, то сейчас любят присесть за бочкой или машиной. При этом действуют быстро, и застигнуть их на одном и том же месте почти не выходит, если радиус действий компьютерного болванчика не привязан строго к какому-то месту.
Есть эпизоды, где прохождение, мягко говоря, почти невозможно. При входе на Кордон есть блокпост военных. Их пулеметчик способен увидеть нас на огромном расстоянии темной ночью и убить до того как мы даже осмотримся. Причем верхом такого маразма является то, что независимо от того включен ли наш фонарь, или выключен, мы заметны одинаково. И это при том, что нам-то ни черта не видно далее двух метров, только огни вдали. Зато стоит присесть с включенным фонариком, как с маяком, за камень, нас сразу теряют из виду. Чтобы избавить вас от этого мучения, дам подсказку. Добегайте до большого камня, а потом делайте рывок до дерева слева. Возле него дыра в ограждении, через которую можно убежать. Если не получится, не расстраивайтесь, полчаса тренировки и все выйдет...
Комментируя впечатления от прохождения игры на высокой сложности, хочется порекомендовать вам выбирать сложность полегче, чтобы избавить себя от чрезмерно глупого дисбаланса в сторону преимущества противников. Вспоминается, что разработчики грозились значительно улучшить AI в игре. Но проявились нововведения в нечеловеческом зрении врагов (что не мешает им иногда откровенно тупить) и непонятном ограничении меткости и радиуса действия оружия игрока.
Зато с другой стороны, такой расклад сил вынуждает действовать опираясь на напарников. А их теперь у нас будет много и по сюжету нам часто приходится участвовать с группировками в битвах. Они неплохо ориентируются в ситуации и без нас, но иногда бывают и забавные моменты, когда они теряются и могут мешать друг другу.
Но, справедливости ради, стоит сказать, что все же их действия слажены. Они прикрывают друг друга, обращают внимание на фланги, и даже, когда мы бегаем у них под носом, ведут огонь аккуратно, чтобы не попасть по нам.
Животные и бандиты теперь не регенерируются бесконечно на одном месте, как иногда было в первой части. Передвижения людей теперь вполне вменяемы. Сталкеры не возникают сами по себе из воздуха, подмога приходит только с базы их группировки. Укрепившись на территории, сталкеры будут ее оборонять.
Бестиарий аналогичен первой части, но немного расширен. После выбросов многая живность вымерла или бежала, поэтому поначалу встречи со зверьем редки.
Стало больше аномалий, причем они стали менее заметными, а воздействие некоторых сильнее. Теперь наконец-то действительно будут моменты, где придется прибегнуть к бросанию болтов, чтобы выявить аномалии.
Сразу же на первой локации нас встретят кроме стандартных гравитационных аномалий и огненные гейзеры и зеленый "ведьмин студень", светящийся в темноте.
Более значительная роль отводится и воздействию радиации на главного героя. Получив дозу, мы будем наблюдать, как уменьшается здоровье. Покинув опасную зону, мы не избежим данного процесса. Индикатор в углу справа показывает, какую дозу мы получили. И, в зависимости от дозы, нам необходимо разное количество медикаментов (или водки :) ) для нейтрализации последствий облучения.
Игра развивается сама по себе. То есть мы можем и не успеть, допустим, на какое-то событие, а оно произойдет и без нас. Об этом мы узнаем через радиосвязь. Конечно, без нас не сработает скрипт, запускающий данное развитие событий. Но, согласившись на задание, и растягивая время, мы можем застать на месте уже лишь трупы. В целом, в сочетании с логичной схемой передвижения людей по зоне, игра уже не оставляет столь хаотичное впечатление об окружающее мире, как первая часть.
Локации в игре расширены, но большинство остались из предыдущей части. Традиционно каждый уголок является примером удачного дизайна. Каждое разрушенное здание не похоже на другое. А деталей окружения, машин, покрышек и бочек стало еще больше. Причем, все это используется виртуальными бойцами в качестве прикрытия. Даже пустынные пейзажи болот выглядят неповторимо. Брошенные церкви, кладбища, деревни - и в таком, казалось бы, пустом месте хватает закоулков и укрытий.
Знакомые места часто преображены. То что в первой части было пустым зданием, сейчас может оказаться хорошо укрепленной базой. Будут и знакомые персонажи. Не обошлось и без Сидоровича, который даже выглядит слегка моложе.
Что же касается деятельности сталкеров в свободное время, то они все так же играют на гитаре у костра и травят анекдоты. Кстати, мелодии и анекдоты те же, что и в прошлой части.
Графика в игре была и так на высоком уровне, а в новой версии движка X-Ray 1.5 была доведена почти до совершенства. Высокая детализация текстур стала еще лучше, увеличена дальность прорисовки травы, появились новые визуальные эффекты. Изменение глубины резкости добавляет объемности картинке. Красиво реализован процесс перезарядки, когда зрение фокусируется на оружии. Появился объемный туман. Игра света и тени изначально была отлично реализована в S.T.A.L.K.E.R. Но сейчас, с использованием возможностей DirectX 10, это выглядит просто потрясающе. Тени изменяются и двигаются в соответствии с источником освещения, при этом свет приобрел "мягкую" фактуру. Утренние лучи солнца в дымке завораживают.
Изображение стало еще более живым и на фоне многих других игр куда реалистичнее.
Великолепная картинка соответственно отразилась и на высоких системных требованиях. Многие улучшения доступны и при рендеринге под DirectX 9. Но максимум от игры можно получить лишь под Windows Vista в DirectX 10.
Если, прочитав все вышеизложенное, вы уже сгораете от нетерпения в ожидании покупки, все же не стоит торопиться. Несмотря на некоторые жалобы, первая часть отличалась стабильной работой. Я лично прошел оригинальную игру без патчей, и никаких проблем не было. А вот что до играбельности новой части, то она вызывает вопросы. Мало того, что есть проблемы с игровым балансом, наподобие всевидящего пулемета на Кордоне, так игра еще и регулярно радует вылетами и зависаниями. Рекомендуем почаще сохранятся и не перезаписывать сохранения, потому что после вылетов последние записи могут не грузиться. При этом наблюдать проблему приходилось даже с запуском игры (в полноэкранном режиме) под Windows Vista. Иногда можно было загрузиться в нормальном режиме лишь с пятой попытки. И это на пропатченнйо версии 1.5.03 с огромным списком исправлений. Страшно представить, что было без патча. Дополнительные неприятности ожидают и обладателей видеокарт Radeon, в частности непонятные скачки производительности с сильными просадками.
В итоге мы имеем знакомый, но все такой же интересный игровой мир. Много приятных улучшений в игровом процессе и новая сюжетная линия. Великолепная современная графика. Но всему этому противостоит ворох багов, которые мешают всем этим насладится. От постоянных вылетов и зависаний до некоторых нечеловечески тяжелых игровых моментов. Пожалуй, если подождать еще пару патчей, тогда возможно и получится спокойно насладиться игрой. Если вы фанат S.T.A.L.K.E.R., то все эти недочеты вас не остановят, если нет - то рекомендуем подождать второго патча, намеченного на начало сентября, и тогда смело приступать за изучение новых территорий Зоны. Поскольку при всех недостатках, игра все же кандидат на звание одной из лучших игр года. Но если GSC не поторопится с патчами, то из роли кандидата ей так и не выйти.
Посмотрим, получится ли у компании быстро исправить положение дел. Подробнее об этом мы напишем немного позже, в следующей части обзора, посвященного данной игре.
Продолжение следует...