К сожалению, из всех отечественных игр, посвященных тематике Великой Отечественной войны, про нелегкую долю разведчиков не было ни единого проекта. Шизофреническую игровую серию «Штырлиц» с отсутствующей логикой и специфическими шуточками серьезной уж никак не назвать, так что и ее тоже можно смело вычеркнуть из этого списка. Молодая российская студия SPLine Games решила восполнить этот пробел в индустрии и представила свою виртуальную версию «17 мгновений весны».
На дворе 1944 год, бравая немецкая армия под оптимистичные лозунги пропаганды отступает с захваченных територий под напором Красной Армии и союзнических сил. Тяжелое время порождает много сомнений среди офицерского состава Третьего Рейха. И хотя военная машина Германии все еще сильна, но видя, как гибнут друзья, как страна умирает в огне милитаристского безумия, некоторые начинают подумывать о покушении на Гитлера.
Поручение такого рода пришло и русскому разведчику, который уже почти десять лет скрывается под личиной штандартенфюрера СС Майера. Он уже давно пытается выйти на контакт с «неблагонадежными». Последний такой «контакт» заканчивается дружеской попойкой с одним из адъютантов видного генерала. Именно после этого и начинают разворачиваться события игры. Утром, приведя себя в порядок, Майер отправляется на службу, попутно получая шифровку в которой приказано убить Гитлера.
Начинают вертеться шестеренки заговора. Один в стане врага, Майер пытается все-таки связаться с немецкими подпольщиками и предупредить их о том, что за ними уже установлена слежка. Но события развиваются намного быстрее, чем что-то успевает кардинально предпринять Майер. После неудачного покушения, заговорщиков моментально хватают, и герою приходится выполнять нелегкое задание уже исключительно своими силами.
Кстати подзаголовок «Операция Валькирия» лишь частично перекликается с недавним одноименным фильмом Спилберга, ведь именно провальное покушение и было той самой операцией «Валькирия». И хотя в игре это событие занимает лишь вторичную роль, но данный подзаголовок все же почему-то добавили к названию игры. Вероятно сыграло желание «под шумок» после выхода фильма привлечь к своему проекту больше внимания.
Оружие нашего разведчика лишь острый проницательный ум, сила убеждения и хитрость. Игра хоть и является классическим квестом с point-and-click геймплеем, но она вовсе не скучна, исследование локаций интересно, диалоги познавательны. Персонажей в игре не так уж и много, но разговор с каждым — как исторический мини-экскурс в прошлое. Даже простой разговор на бытовые темы раскрывает некоторые стороны жизни в том обществе. И даже привычный процесс «тыкания» в экран для поиска нужных предметов несет массу информации. Вместо привычных фраз «это мне не пригодится» или «это ваза», Майер почти каждый предмет охарактеризует. Ваше внимание привлек портрет на стене или пейзаж? Майер расскажет, кто и что изображено на нем, выскажет свое мнение о книгах, стоящих на полке, о грамотах, висящих на стене кабинета, вспомнит о служебных буднях при взгляде на пепельницу полную окурков и чашки с кофе, расскажет о характере сотрудников по некоторым, окружающих их предметам.
Будут в игре небольшие мини-игры и головоломки. Послание из Центра придется расшифровывать своими силами, отснятые снимки надо будет проявить и напечатать в домашней фотолаборатории.
Единственный аркадный элемент — это коротенькая мини-игра, в которой надо провести Майера по карнизу от окна до окна, минуя лучи прожекторов.
Продуманность каждого элемента и информативность игры в целом приковывают внимание. Персонажи в игре тоже все как на подбор личности колоритные. Хотя их и немного, но почти все имеют какую-то свою историю. К примеру, за всю игру необходимость обратится к нашему шоферу возникнет лишь один раз, но при этом с ним можно поговорить на разные отвлеченные темы, справиться о здоровье жены и даже получить от нее приглашение на ужин. Так и в разговоре с другими персонажами можно почерпнуть информацию о слухах, настроениях разных социальных слоев и познакомиться ближе с характерами той эпохи. А ведь многие личности в игре очень любопытны. Милая девушка Герда, в частности, кроме легкого флирта с Майером еще ведет и пламенные речи о варварах (о нас с вами) и о том, как Великая Германия воцарится над всем миром. Ее брат, Хефнер, (помощник Майера в покушении) придерживается немного других взглядов. Варвары его-то в принципе тоже не интересуют, но вот спасение Германии он видит не в бесконечной войне.
Удивительно, но на фоне статичных фонов и в целом безжизненного мира, авторы добились отличной атмосферности и частично воскресили на экране целую историческую эпоху. Хотя конечно ощущаются узкие рамки «игрового мира». Все действие игры разворачивается в двух временных отрезках. Первый этап происходит в Берлине, второй в замке среди гор, где отсиживается фюрер. Но не так уж и много мест мелькает перед нами, большую часть времени придется провести в кабинетах и комнатах. Город присутствует лишь в виде небольших кусочков: то это пустой фасад здания РСХА, то уголок улицы с домом генерала или нижний этаж кафе с почтовым отделением.
Удачный элемент игры — рисованные вставки в виде черно-белых эскизов. Они отлично вписываются в общий стиль.
И саму игру при желании можно запустить в черно-белом режиме или с эффектом сепии, что должно придать происходящему вид исторической хроники. Правда интерес к таким эффектам пропадет довольно быстро. Когда-то разработчики даже говорили о планах, что диалоги будут озвучиваться на немецком языке для полной аутентичности, но в финальной версии игры эта задумка не нашла реализации.
Несмотря на притяную озвучку, анимация персонажей самая простейшая, хотя модельки их прорисованы тщательно. С диалогами вышло довольно хитро, во время их на экране появляется отдельное диалоговое окошко, так что необходимость в какой-то мимике персонажей отпадает сама собой.
Игра создана на бесплатном движке Wintermute Engine, но, несмотря на это, смотрится лучше многих игр этого жанра. И хотя фон полностью двухмерный и статичный, но все отлично прорисовано, проработано до мельчайших деталей и смотрится довольно жизненно, как будто в 3D-реализации. В подтверждение этого говорит и то, что вместо разрешения 1024х768 (которое все еще часто является родным для многих игр этого жанра), игра поддерживает и высокие разрешения.
«Архивы НКВД: Охота на фюрера» заслуживает внимание хотя бы из-за своей информативности. В игре много фактов о Германии того периода, о разных исторических личностях (с Гимлером доведется даже лично пообщаться). Благодаря этому и «пиксельхантинг» здесь превращается порою в интересное занятие. Задачки в игре вполне логичны, действия героя последовательны и продуманны. Игра безусловно находка для любителей данного жанра, но, погрузившись в эту атмосферу, хочется все-таки увидеть этот мир и эпоху более живой, а не только в фоне плоских рисунков и персонажей-статуй. Однако даже в такой реализации и, несмотря на множество жанровых условностей, надо отдать должное SPLine Games за качественную работу и удачно воссозданную эпоху. Игре не избежать аналогий с фильмом «17 мгновений весны» и его героем Штирлицом. Но, в общем-то, ничего плохого и нет в том, что разработчиками использовался образ легендарного полковника Исаева.
Некоторые события в игре остаются как бы недосказанными. В частности, один из персонажей, отравленный Майером выживает и после этого игра сразу же делает скачек на несколько месяцев вперед. И как же Майер избежал раскрытия и ареста, нам остается неизвестным. Но, возможно, завеса тайны приоткроется в продолжении, ведь изначально «Архивы НКВД» задумывались как серия из нескольких игр. Также иногда в разговорах упоминается «оружие возмездия», и это возможно тоже не случайно. Может быть раскрытию этого секрета и будет посвящена следующая игра? Ждем с нетерпением.
Архивы НКВД: Охота на фюрера. Операция «Валькирия»
17.04.2009