Styx: Master of Shadows
Разработчик Cyanide Studio
Издатель Focus Home Interactive
Официальный сайт styx-thegame.com
Дата выхода Октябрь 2014
Локализатор 1С-СофтКлаб
Жанр Стелс-экшен

Период зимнего игрового затишья — хорошее время для знакомства с проектами, ускользнувшими от внимания за шумихой вокруг крупных игровых блокбастеров. Об одном из них мы сейчас и расскажем. Французская студия Cyanide Studio, отметившаяся незамысловатыми ролевыми играми Game of Thrones и Of Orcs and Men, осенью 2014 года представила стелс-экшен про гоблина Стикса. Этот герой был одним из двух игровых персонажей в Of Orcs and Men, причем именно благодаря его наличию и его способностям сохранялся какой-то интерес к игре. Авторы сделали правильные выводы, отмели лишнее и стали развивать удачное направление, превратив Master of Shadows в полноценный экшен с прямым управлением персонажем без тактических пауз. Полностью самостоятельный проект, без каких-либо отсылок к событиям Of Orcs and Men.

Играем мы за нетипичного героя, слабо соответствующего званию положительного персонажа. Единственный разумный гоблин и хитрый ворюга, движимый алчностью и странным зовом в голове. Он рыщет по обширному замковому комплексу, который опоясывает могучее Древо жизни, из которого люди и эльфы черпают магический янтарь.

Styx: Master of Shadows

Шпили башен уносятся высоко в небо, а внизу, в мрачных тюрьмах и алхимических лабораториях, в запахе трупного смрада работают маньяки-экспериментаторы, на фоне которых наш гоблин становится весьма неплохим парнем. Стикс посещает разные уголки игрового мира, собирая данные для основной вылазки за главной добычей.

Styx: Master of Shadows

Все прохождение держится на скрытности. Мы лавируем между стражниками, прячемся по темным углам, используем обходные пути и тайные проходы, чтобы не раскрывать свое присутствие. Уровни большие и разветвленные, что для такой игры очень важно, ведь это дает большую свободу действий. Если вам предстоит пройти зону с несколькими стражниками, то всегда есть разные варианты. Можно поочередно ликвидировать всех, нейтрализуя угрозу полностью. А можно обойти их, карабкаясь по карнизам, используя лазы в стенах или балки под крышей. И по мере прохождения структура уровней становится все более замысловатой, когда на многоярусном уровне попытка обойти снизу или сверху всегда приводит к столкновению с другой группой врагов. То есть очевидного простого пути нет. Нужно внимательно изучать территорию, производить разведку и умело импровизировать в критические моменты.

Styx: Master of Shadows

Стикс умеет карабкаться по тем вертикальным поверхностям, где есть специальные зацепы. Ящики, клетки, стрелы кранов — на все это тоже можно взобраться, чтобы проникнуть на верхние этажи. Любой объект может служит и временным прикрытием. Главное не забывать плотно прижиматься к ящикам, чтобы быть менее заметным. Герой может прятаться под столом, в шкафах и сундуках. Последние помогают еще скрыть тела от чужих глаз. Стражники не стоят на месте, двигаются, а потому могут обнаружить брошенный на ярком месте труп, если оный не припрятать. Если же точно рассчитать порядок действий стражи и их маршруты, то можно подловить момент, когда Стикс выпадет из зоны видимости и успеет пройти до следующего укрытия.

Styx: Master of Shadows

Styx: Master of Shadows

Важную роль играет освещенность. Темнота является лучшим другом Стикса. И если где-то много огней, то нужно их потушить — вручную или броском песка в горящий факел. Это действие заодно может привлечь внимание близко расположенного часового, что тоже можно использовать с пользой. Шум привлекает внимание, поэтому не стоит бегать. А в некоторые моменты и вовсе придется передвигаться очень медленным шагом. Убийство врага может быть быстрым и шумным или тихим, но долгим. Естественно, что второй вариант для сохранения скрытности лучше, но выполнить его не всегда успеваешь.

Styx: Master of Shadows

Styx: Master of Shadows

Некоторые элементы окружения можно использовать для симуляции несчастного случая. Например, взобраться под потолок и обрезать цепь, удерживающую люстру. Таким образом вы нейтрализуете несколько болванчиков, и не сильно испугаете остальных. Они побегают некоторое время, но потом угомонятся и решат, что всему виной случайность. Открытое столкновение приведет к тому, что охранники потом будут настороже, не позволяя застать себя врасплох.

Styx: Master of Shadows

Дальнее убийство возможно только при помощи метальных ножей. В арсенале у героя еще имеются средства лечения и восстановления магического запаса сил. Для быстрого устранения тела можно задействовать бутылочки с кислотой.

Главным стимулом для сохранения скрытного стиля игры является убогая боевая система. Стикс умеет лишь неловко парировать выпады нападающих, проводя потом контрудар. Ощущается и выглядит нелепо, криво и непонятно. А некоторые противники вообще неуязвимы в открытом бою.

Styx: Master of Shadows

Герой умеет воспроизводить своих клонов. Такое создание может пролезть там, где не пролезет Стикс, чтобы активировать какой-то переключатель. Клон может отвлечь внимание стражников, позволяя в этот момент герою проскользнуть мимо. Помощника можно отправить в упомянутые уже шкафы и сундуки, приказав нападать на любого подошедшего.

Styx: Master of Shadows

На создание клонов тратится тот самый волшебный янтарь, восполняемый при помощи соответствующих бутылочек. Он же тратится на особое зрение, подсвечивающее ключевые предметы и врагов, и на невидимость, которая выручает в самых сложных ситуациях. Но расход магии для невидимости столь высокий, что часто ее использовать не получится.

Styx: Master of Shadows

Все разнообразие способностей у героя раскрывается постепенно. За выполнение основных и побочных заданий начисляются очки опыта, которые и тратятся на новые способности. По этой причине на первых порах Стикс смотрится несколько убого. Он не умеет убивать врага, спрыгивая на него сверху, или цепляя снизу — самые банальные для жанра приемы. Клон на первых порах кроме лазания сквозь решетки не умеет ничего. Очень скудный начальный набор припасов. Но все это только заставляет быть внимательнее и действовать аккуратнее.

Навыки разбиты на несколько групп, открываются постепенно и требуют с каждым разом больше очков. В таких условиях бонусные баллы за дополнительные задания очень важны, но выполнение их усложняет общее прохождение. Получили поручение попутно убить стукача или взломать тайник — за это ожидает награда. Никого не убили — тоже получите награду. Не подняли тревогу ни единого раза — еще один бонус. Даже сбор всех коллекционных монеток на уровне выдается бонус. Итоговый счет может сильно отличаться в зависимости от вашего стиля игры. Один и тот же уровень можно пройти за полчаса, а можно потратить на него пару часов, облазив каждый закоулок и сыграв в кошки-мышки с каждой группой стражников.

Styx: Master of Shadows

Сложность подогревается и довольно высокой плотностью расположения болванчиков. Спасает возможность сохранения в любой момент времени. Благодаря этому можно переигрывать разные моменты, пробовать разные тактики и разные пути, не боясь потерять прогресс прохождения.

Стоит отметить, что кроме клинков стражей жизнь Стикса может хорошо потрепать падение с высоты. Неумелая попытка перепрыгнуть на соседний уступ может оказаться роковой. Но это типичное явление для игр, где нужно много прыгать и лазить.

Styx: Master of Shadows

Напрягает повторение некоторых уровней. Хотя меняется расположение стражников и игровые задачи, но первоначального интереса уже нет. Да и сами уровни не блещут большим разнообразием. Слишком много темных казематов и коридоров. Они хоть и вписываются в общую мрачную атмосферу игры, но в памяти все равно остаются редкие солнечные локации с парящими кораблями-дирижаблями.

Styx: Master of Shadows

Styx: Master of Shadows

Styx: Master of Shadows

Общий уровень графики вполне соответствует большинству бюджетных игр на базе Unreal Engine 3. Master of Shadows выглядит немного слабее Of Orcs and Men. Используются возможности только DirectX 9. Не хватает сглаживания, лесенки иногда бросаются в глаза. Зато системные требования очень скромные.

Styx: Master of Shadows

Styx: Master of Shadows

В итоге из Styx: Master of Shadows получился хороший стелс-экшен со своим самобытным миром и крупными уровнями, предлагающими большую свободу действий. В минусы можно записать повторяемость этих самых уровней. На первых порах у героя очень скромный набор способностей, но потом мы открываем новые навыки за очки опыта. Открытый бой вызывает только негатив, но игра к нему и не располагает. Есть свой набор игровых условностей, но любой проект этого жанра предлагает свои ограничения и правила, по которым живет игровой мир. На роль полновесного конкурента Thief данная игра не тянет, но поклонникам жанра точно понравится.