Что есть жизнь? Скопление воспоминаний, превратившихся в старые фотографии? Короткие записи в дневнике, как отрывки прошедших чувств и ощущений реальности? Тонкая ниточка событий, ведущая нас от момента осознания своего "я" между волнами событий до того, как наше сознание растворится в бесконечном ничто, а тело превратится в прах? Длинный путь, в итоге оказывающийся коротким мгновением, покрытым пеленой прошедших лет, как забытый сон. Sublustrum вовсе не дает на это ответ, но задает множество вопросов. Длинные невидимые щупальца обволакивают вас и уносят в мистический, не поддающийся законам логики, "мерцающий" мир. Место, где сон переплетается с реальностью. А может наоборот, единственное место, которое позволяет нам очнуться от странного затянувшегося сна под названием жизнь...

Смерть... Это конец чьего-то пути, итоговая точка в истории, последний привал усталого путника в долгом путешествии. Такая же естественная вещь и событие, как и само осознание недолговечности всего сущего. И хоть это конец всего, но в истории Sublustrum это всего лишь начало. Начало невероятного путешествия в глубины своего сознания, как погружение в глубокую темную бездну.

Кто мы? Безликий безымянный герой, как и любая частичка огромной вселенной, не способная осознать ее величие, но в пределах своего маленького мира цепляющаяся за соломинку реальности и строящая замки из воздуха, убеждая себя в реальности этих вещей. Квартира, окутанная сумраком. Выцветшие серые краски с налетом старой ржавчины. Место, которое когда-то было наполнено светом и жизнью. Но сейчас, с кончиной его хозяина, растворилось в тишине и вечности.

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Частичка брата, не только память, а часть его сознания сохранилась в старых фотографиях и записях. Так же, как и странный аппарат, созданный им, и ставший причиной окончания его жизни, но не существования.
Sublustrum

Странная машина, созданная братом, открывает новые горизонты восприятия реальности и переносит в тот самый мерцающий мир, где сходятся прошлое и будущее. Где события переплетаются в клубок воспоминаний, которые выступают не безжизненными картинками, а превращаются в "настоящее", в котором существуем мы. И где-то там, в этом мире, остался наш брат, которого нам предстоит найти.

Поиски по квартире и тщательное изучение дневников поможет примерно понять суть происходящего. И это, пожалуй, единственный момент, когда мы будем тешить себя иллюзией понимания, ведь остальное время, проведенное в Sublustrum, будет на осколки разбивать все попытки взвешенной рациональной логики для восприятия этого мира. Начало игры, как водоворот, затягивающий нас вовнутрь. Тайна древних археологических памятников, дольменов, переплетается с мистическими ритуалами по расширению сознания, отрывками из книг по психологии и символизмом визуального оформления.

Sublustrum

Когда же мы через данный аппарат проследуем в другой мир, то взгляду нашему откроется совершенно невероятные картины. Здесь пространство теряет твердую форму, куски огромного дома, огромные непонятные машины и механизмы парят в бесконечности.

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Сюрреализм происходящего дополняется манипуляцией со временем. Собрав из деталей ключ времени, мы сможем возвращаться в прошлое.

Sublustrum

Это пригодится нам, чтобы решить очередную головоломку, или изменить некоторые события из прошлого. Вот еще интересный момент, связанный как с психологическим грузом детских воспоминаний, так и особенностями происходящих здесь событий. Ведь мы не только можем избавиться от призраков прошлого, но еще и изменить эти события.

Sublustrum

Кроме сюррелизма еще одним главным компонентом является стим-панк. Игра наполнена необычными механизмами, с которыми нам придется взаимодействовать.

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Загадки и головоломки в игре не менее вызывающи, чем сам, не поддающийся понимаю, мир. Несмотря на наличие вполне понятной и определенной логики не всегда ясны задачи. Окружающий мир не спешит сыпать нам гору подсказок и подсвечивать активные предметы. Надо проявлять повышенное внимание, чтобы не упустить необходимые предметы, а также вчитываться во все записи и книги. И без последнего, честно говоря, вообще не представить восприятие игры. Ведь именно текстовые источники информации чуть ли ни единственный наш собеседник за все время игры. Через них мы немного приоткрываем полог занавеса, за которым скрывается смысл происходящего, и получаем необходимые подсказки. Загадки, как и мир, требуют изучения, никто не толкает нас к очередной головоломке. Осознание того, что это и что с этим делать, приходит по мере исследования окружающей обстановки. И поняв конечную цель, необходимо будет приложить немало усилий для разгадки некоторых задачек.

Sublustrum

Кстати, касательно собеседников - один все же присутствует в образе одинокого призрака в трамвае. Глядя на него, сразу вспоминаются образы из "Унесенных призраками" Миадзаки.

Sublustrum

Звук неотъемлемая составляющая игры, точно так же как и звуковые головоломки в ней. И для некоторых это может стать большой проблемой. Особенно придется напрячь слух в локации на башне, где необходимо будет настраивать струны ветряной арфы в соответствии с тональностью звука, который издают лепестки закрытых механических цветков при ударе по ним металлическим прутом. При большом затруднении можно попытаться действовать методом перебора возможных комбинаций трех подстраивающих вентилей.

Sublustrum

Игра наполнена мелкими деталями, из которых и складывается общая картина. Перепроходя игру во второй раз можно уловить новые нюансы, упущенные при первом знакомстве. Не только визуальное оформление наполнено символизмом, но и многие окружающие предметы и картины.

Sublustrum

Sublustrum

Только приблизившись к разгадке, становятся ясны те символы и изображения, которые нас окружают. Наше путешествие как лестница из ступенек, и каждый уровень как новый мир. Вершина этой лестницы парит в неизвестности, ведь четких ответов на вопросы вы не получите. И даже окончание нашего путешествия в холодном заснеженном парке поставит лишь новые вопросы.

Sublustrum

Sublustrum

Sublustrum

Сколько концовок в игре? Бесконечно. Ведь финальный ролик лишь заставит вас задуматься, чтобы расставить все точки над "i". Но, как и бесконечность нашего сознания, так и финал игры не имеет однозначной трактовки, лишь открывая часть тайны, но все еще прикрываясь занавесом.

Графический стиль столь же необычен, как и все выше сказанное. С одной стороны у нас квест со статическим фоном, но все выполнено в 3D, а сверху наложено огромное количество фильтров. На одной локации мир напоминает старые пожелтевшие фотографии, на другой изображение дрожит и расплывается как в бреду. И все это еще одна часть тех "ступенек", по которым мы взбираемся вверх (или вниз...).

Невероятная по атмосфере музыка, окружает нас всю игру. Как волны, мелодии в стиле dark ambient, накатываются на нас и погружают нас в море игрового мира. Редкий случай, когда и графическая составляющая и звуковая, и сам сюжет воспринимаются как часть чего-то целостного и единого.

Да даже игровое меню выглядит как символ скованного сознания, в виде запертой квартиры, с которой начиналось наша история. А последующие события помогли нам разбить эту закрытую серую коробку заурядного мировосприятия и привычной логики.

Sublustrum

Игра необычная во всех отношениях, от сюжетной линии до визуального ряда. Детектив? Мистика? Путешествие по закоулкам сознания? Да, это все Sublustrum. И все это выполнено в потрясающей атмосфере декаданса и сюрреализма. После Darkness Within первый столь эмоциональный и атмосферный классический квест. А по символизму и сюрреалистичному исполнению игра переплюнула даже Penumbra 2. Как и любое произведение искусства, игра не все свои секреты открывает при первом изучении, и полное понимание всего замысла и символизма некоторых вещей приходит при более тщательном изучении и обдумывании данного "полотна". Это Шедевр с большой буквы. И низкий поклон петербургской студии Phantomery Interactive за то, что они создали этот мир, в котором каждый найдет что-то свое. Кто-то увидит глубокий психологический смысл, кто-то получит просто невероятное удовольствие лишь от стиля исполнения и восприятия всех его составляющих, а кто-то, возможно, почувствует и дыхание потустороннего мира...