Subnautica
Разработчик Unknown Worlds Entertainment
Издатель Unknown Worlds Entertainment
Официальный сайт unknownworlds.com
Дата выхода Январь 2018
Жанр Выживание

За последние годы направление игр про выживание заметно развилось, и тут трудно чем-то удивить. Subnautica выделяется на общем фоне определенной самобытностью и интересной концепцией выживания в водной среде. Как и многие представители жанра, игра прошла долгий путь в раннем доступе Steam, а финальная версия вышла в январе 2018 года. Вокруг проекта уже сформировалось свое сообщество, которое щепетильно изучает все особенности игрового мира. Данный обзор является взглядом со стороны человека, решившего впервые погрузиться в пучину Subnautica. Заодно дополним статью тестами видеокарт в разных графических режимах.

Большой космический корабль «Аврора» терпит крушение на чужой планете, покрытой безбрежным океаном. Вы оказываетесь в роли выжившего на спасательной капсуле. После приземления на водную поверхность и тушения пожара осматриваемся и понимаем, что вокруг сплошная вода. Единственным надводным ориентиром является разбитый корпус корабля на далекой отмели.

Нужно как-то выжить. Полоски еды и воды явно намекают, что первой задачей станет добыча пропитания. Поначалу капсула является единственным домом. Внутри ее есть прибор, синтезирующий объекты из сырья, небольшое хранилище и рация. Сама игра не дает строгих указаний в духе «вам нужно сделать это». Но список доступных для создания предметов намекает на первые шаги.

Ныряя в воду, охотимся за мелкими рыбешками, собираем металлические осколки и куски породы, не забывая о водорослях и разных кораллах. Создав нож, воздушный баллон и ласты, начинаем чувствовать себя увереннее.

Далее необходимо обзавестись полноценным жилищем, для чего нужна своя база. Тут потребуется инструмент-строитель, который просто воссоздает из сырья нужные блоки. Далее нужно обеспечить базу энергией, поставить разные внутренние модули и постепенно наращивать ее функциональность.

Начинается игра в безопасных отмелях, где небольшая глубина и отсутствие крупных хищников не создают проблем. Первый час связан с плаванием в тихих красивых местах, навевающих умиротворение. Блики солнца играют по шероховатых скалах, поросших кораллами и яркими грибами, лучи пробивают плотную зеленоватую воду в густом лесу водорослей, и вокруг мирно шныряют пестрые рыбки.

Но постепенно надо расширять зону поиска ресурсов и отправляться все дальше. Ключевым моментом развития являются чертежи для создания разных объектов, элементов базы и транспорта. Чтобы получить чертеж, нужно отсканировать несколько фрагментов этого предмета с помощью специального сканера. Разрушенная «Аврора» разбросала вокруг куски отсеков и корпуса, и они могут расширить наши инженерные знания. Какие-то части можно найти недалеко от места спасения, но самое интересное припрятано в опасных и дальних местах. Чтобы дополнительно стимулировать игрока к поискам, на радио периодически будут приходить сигналы от других спасшихся с указанием координат их капсул. В итоге окажется, что никто кроме нас все равно не уцелел, но любой рейд к новой точке принесет что-то новое и интересное.

Вот только, чтобы добраться к новой точке, нужно определенное снаряжение. Похоже, и сама игра выдает новые сигналы лишь после определенного этапа, когда вами создан новый транспорт. К примеру, я долго не мог собрать все части чертежа подводной лодки «Циклон» и много часов не получал ни одного нового сигнала. Тут заодно всплывает еще одна особенность игры. Нужно быть очень внимательным при осмотре больших осколков корабля. Среди малых кусков обшивки можно найти части каких-то приборов или бесполезные декоративные вещи. Но если вам попался большой кусок с внутренними помещениями — осмотрите его со всех сторон и внутри. Часто в таких местах есть что-то важное для технического развития. Тут надобится резак для вскрытия дверей, а без освещения можно пропустить вентиляционный ход в соседнее помещение. Если нет нужных инструментов, лучше пометить место крушения маяком и вернуться назад при полной амуниции. Найти наобум это же место может оказаться проблематичной задачей. Ориентироваться в трехмерном водном пространстве тяжело и непривычно, но со временем взгляд научиться цепляться за нужные ориентиры, плюс поможет компас (который тоже надо предварительно скрафтить).

Герой игры не похож на Робинзона с каменным топором. Все развитие связано с технологичными вещами, которые создаются из минералов и элементов растений. Часто сложные объекты создаются в несколько этапов из более простых элементов. Вначале вы создаете провода, батарею, титановый слиток, стекло, а потом из этих материалов синтезируется некое устройство. Открывая новые минералы и биологические компоненты, вы получается доступ к схеме создания базовых элементов, например, к синтезу химических веществ. Но применение им может найтись значительно позже. Поскольку разные растения имеют определенные зоны обитания, собранные образцы можно высадить у себя на грядке снаружи базы, чтобы потом иметь к ним доступ. Внутри стоит посадить надземные плодоносные деревца или овощи, что решит вопрос голода и жажды.

По мере расширения базы, мы наращиваем энергетику. Вначале достаточно солнечных панелей, потом пригодится биореактор или тепловой генератор (весьма эффективно у гейзеров). Ну а под конец появится возможность сооружения даже ядерного реактора. Попутно мы наращиваем свой небольшой флот. Вначале конструируем малый аппарат «Мотылек», по мере сбора чертежей появится доступ к роботизированному костюму «Краб» и главному транспорту — большой подводной лодке «Циклоп». Наращивание этой инфраструктуры тотчас ставит новые задачи по поддержке — нужны шлюзы, нужны зарядные устройства для энергоячеек. Сразу же возникает необходимость тягать с собой ремонтный инструмент, чтобы в любой момент времени восстановить поврежденный корпус.

Оптимальным решением для долгих исследовательских рейдов является подводная лодка. Внутри ее можно разместить мелкий транспорт и разные модули. По сути это небольшая база, на которой можно перерабатывать ресурсы, создавать необходимые предметы и выращивать еду. Впрочем, и ее ресурс не безграничен, ведь питается она от энергоячеек, которые требуют периодичной зарядки.

Каждый транспорт имеет ограничения на погружение. Но рабочие характеристики можно улучшить. Заодно можно поставить на транспорт торпеды или какие-то защитные улучшения. «Краб» является хорошим решением для массовой добычи полезных ископаемых, поэтому ему необходим бур. Все это тоже требует чертежей и новых поисков.

Игровой мир разбит на разные зоны со своей экосистемой. Эти биомы существуют на разных глубинах с разной флорой и фауной. Даже оттенок воды, ее визуальная плотность и освещенность сильно различаются в каждой зоне. Чем дальше от места высадки, тем глубже и таинственнее становится подводный мир. И он расширяется не только вширь, но и вглубь, появляются разные пещеры и расщелины. Под известным местом на большей глубине вас может ожидать новый мир, но проникнуть туда удастся только после соответствующей подготовки.

Стоит отметить, что игра не пытается следовать особому реализму. Герой может плавать на любой глубине, его ограничивает лишь запас воздуха. При сильном погружении вы просто не успеете выплыть, и это заставляет использовать транспорт. Тот же «Мотылек» без апгрейдов тоже имеет небольшую глубину безопасного погружения, но его можно задействовать как пункт пополнения кислорода. Пока он парит над вами, вы обшариваете более глубокие пещеры, всплывая периодически к транспорту. Создание емкого кислородного баллона повысит длительность заплывов, улучшенные ласты позволят плавать быстрее, а защищенный костюм уменьшить опасность при внешнем воздействии.

Прелесть Subnautica в том, что игра полна тайн. И мы действительно ощущаем себя в роли исследователя инопланетной биосистемы. И местный мир выглядит целостным и продуманным. Даже ограничение на выход за пределы игровой зоны отлично вписывается в рамки общей биологической концепции. У разных созданий в Subnautica своя роль и свое место в этой экосистеме. Кроме мелких рыб и хищных акул есть большие и просто громадные создания. Где-то в толще воды плавают гибриды больших черепах с кальмарами, спины которых напоминают острова. В другом месте по дну ходят странные существа с длинными ногами. Леса водорослей сменяются пустошами и травяными полянами, есть огромные грибы, на глубинах полно необычных светящихся растений. В пещерах плавают какие-то змееподобные создания, встречаются огромные паукообразные кальмары.

Но главной опасностью глубин являются левиафаны с огромными рогами-клыками и длинным телом. Они не бояться никого, и могут нападать даже на подводную лодку. При личной встрече с таким монстром спасает только быстрый глайдер, позволяющий уйти на большое расстояние.

Чем глубже мы уходим на дно, тем опаснее становится водная среда. Бывает, что пересекая новую зону погружаешься во тьму, голос КПК сообщает о присутствии опасных форм жизни, и вся обстановка уже создает нервное напряжение. Потом где-то мелькает длинный хвост, и ты тотчас разворачиваешься и мчишься назад в сторону ближайшего маяка.

Местами игра умеет неплохо пугать, и не только благодаря монстрам, но и благодаря общему ощущению опасности и выживания. Не хватило воздуха доплыть до поверхности? Вы возродитесь на базе, но без собранного добра, что весьма расстроит. Но куда страшнее потерять в опасном месте транспорт. Иногда после возрождения проще создать новый аппарат, чем пытаться достать с глубины старый. Заглянули в интересную пещеру? Готовьтесь к неприятным встречам с разными существами. При этом даже наличие торпед или электрошока у транспорта не решает проблему с большими монстрами. Их можно оглушить и отпугнуть, но если не быть осторожным, то есть риск потерять даже подводную лодку. А уж маленький «Мотылек» любой левиафан разделает на раз-два, уже после первой атаки останутся считанные проценты до полного разрушения.

Все это приправлено интересным сюжетом, что делает процесс исследования мира еще увлекательнее. Мы не просто болтаемся в водах чужой планеты, собирая ресурсы и строя базы. Перед нами есть определенные цели и множество тайн, к которым можно прикоснуться. В какой-то момент за выжившими с «Авроры» прилетит новый транспорт. Следуя за сигналом, мы выйдем на остров, где увидим, как спасательный корабль сбивает странная система ПВО. Изучая остров, проникаем в древнюю базу инопланетной расы и попутно узнаем, что заражены какой-то болезнью. В итоге нужно найти лекарство и нейтрализовать ПВО, чтобы самому построить ракету и безопасно улететь домой. А поскольку все это связано с деятельностью инопланетян, но лишь поиск и изучение древних баз даст новый толчок к сюжетному продвижению вперед. Ну и попутно изучение инопланетных объектов обеспечит доступ к новым технологиям.

Проблема в том, что за такими сюжетными моментами, которые дают развитие истории, много действий, связанных со строительством и обустройством. Например, нужно построить какой-то транспорт, но нет ресурсов. Начинается поиск руды, редких компонентов. Если заранее не запаслись ими, то придется совершать повторные рейды в старые места. Плюс ограниченный по объему инвентарь не позволяет накапливать много вещей, а с собой еще надо тягать съестные припасы и воду. Даже создание подводной лодки не является некой точкой успокоения, ведь ее начальная глубина погружения лишь 500 метров. Нужны дополнительные модули улучшения, и, значит, нужны новые поиски, которые могут дать новые чертежи для апгрейда. Вернулись на базу после длительного приключения? Нужно разобраться с собранным добром, пополнить припасы, зарядить батарейки и ячейки. Это вроде бы и занимательная возня, но в ней есть элемент рутины. Хотя такое присуще всем играм про выживание, и вряд ли стоит за это ругать Subnautica.

В визуальном плане игра смотрится приятно. Местами картинка красивая, иногда мрачная и темная. Радуют пейзажи на мелководье с бликами на дне и густыми зарослями водорослей. Глубинные зоны удивляют космическими видами со светящейся флорой и фауной.

В игре есть два островка, на которых кипит растительная жизнь. Но они выглядят грубовато, не хватает нормального освещения и затенения.

В основе игры движок Unity. При максимальных настройках игра весьма требовательная. Поэтому мы решили сравнить группу видеокарт AMD и NVIDIA в разных режимах. Изначально игра при выборе графики High оставляет три параметра на среднем уровне. Это размытие в движении, глобальное освещение и качество отражений. Последние два дополнительно установлены на максимум.

В таком режиме проведено тестирование на начальной локации в безопасных отмелях. Совершался заплыв по определенному маршруту в солнечное время сразу после выхода из спасательной капсулы. Несколько повторов.

Начнем с результатов в разрешении 1920x1080.

Высокую производительность свыше 60 fps обеспечат GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580. На одном уровне с ними старый GeForce GTX 780 Ti. Преимущество решений NVIDIA над соперниками AMD небольшое, но среди бюджетных моделей оно заметно сильнее. Стоит отметить, что во время тестирования игра задействовала свыше 3,5 ГБ. Так что приведенные данные для Radeon RX 580 с 4 ГБ в полной мере справедливы и для Radeon RX 580 с 8 ГБ.

Дополнительно четыре видеоадапера протестированы в разрешении 2560x1440 при стандартном высоком качестве.

Соотношение между соперниками осталось неизменным. Результаты все еще не достойном уровне. Но дальнейшее повышение настроек приведет в заметным просадкам производительности на GeForce GTX 1060 и Radeon RX 580.

В нашем распоряжении были Radeon RX Vega 64 и GeForce GTX 1080 Ti. В низких разрешениях по достижении определенного уровня производительности возникала проблема с нестабильным минимальным fps, что плохо подходило для получения точных итоговых данных. Поэтому флагманы протестированы при максимальной нагрузке — в разрешении 4K при высоком и максимальном качестве.

GeForce GTX 1080 Ti такое разрешение дается легко. А вот Radeon RX Vega 64 с 4K справляется плохо, выше 2560x1440 на этой видеокарте лучше не задействовать. Загрузка видеопамяти в 4K приближалась к 6 ГБ, при долгих игровых сессиях может быть еще выше.

Subnautica является интересной игрой про исследование и выживание в инопланетном морском мире. В игре есть продуманная система крафтинга, которая позволяет поэтапно наращивать свои технические средства и строить подводные базы. И все это сочетается с изучением таинственного мира, который манит и пугает своими глубинами. Этот мир имеет размеры в несколько квадратных километров, но он столь разнообразен, что игра всегда удивляет чем-то новым. В Subnautica ощущаешь себя настоящим первооткрывателем. И этот эффект работает как на начальных этапах, так и позднее, когда технические средства позволяют осваивать самые большие глубины. Все это сдобрено приятной картинкой и атмосферной озвучкой. При этом игра не ведет за руку и не дает четких указаний, что делать. В сочетании с элементами выживания это может заметно растянуть общее приключение, за рутиной и сбором ресурсом интерес может немного угаснуть. Но есть разные игровые режимы. Если вам интересно исследовать, а сбор ресурсов кажется слишком обременительными, то в свободном режиме вы будете избавлены от голода и жажды. Кого-то может увлечь базовая механика строительства, и тогда можно заглянуть в креативный режим, где спокойно и без опасностей вы будете возводить базы в любом понравившемся месте. А опытные игроки могут опробовать свои силы в тяжелом режиме с одной жизнью на все прохождение. В итоге имеем приятную и интересную игру, которая способна увлечь даже тех, кто игнорирует проекты про выживание.