Supreme Commander 2 | |
Разработчик | Gas Powered Games |
Издатель | Square Enix |
Официальный сайт | www.supremecommander2.com |
Дата выхода | Март 2010 |
Локализатор | Новый Диск |
Жанр | Стратегия (RTS) |
Первый Supreme Commander был одной из тех игр, что раздвигают границы своего жанра. Он предлагал игрокам планеты совершенно новаторский геймплей, полностью изменивший представления о возможностях «классической RTS». Множество неповторимых находок и решений, таких как, без шуток, гениальный стратегический зум, оригинальная и интересная экономическая и производственная системы, динамичные, невероятно масштабные бои, огромное разнообразие отлично сбалансированных средств уничтожения. Словом, нет ничего удивительного в том, что Supreme Commander собрал отличную прессу и превратился для ценителей масштабных RTS в предмет культа.
Правда, продавалась игра вовсе не так хорошо, как рассчитывали ее создатели, и глава Gas Powered Games, Крис Тейлор, заявил, что во всем виноваты пираты и работать сейчас стоит только для консолей.
Собственно именно этим объясняется резкая смена концепции второй части. Хотите верьте, хотите нет, но Supreme Commander 2 не имеет со своей великой предшественницей практически ничего общего. Ну, то есть формальные требования к сиквелу выполнены — действие второй части происходит как бы в той же вселенной (именно «как бы»), а темой и основной фишкой игры по прежнему остаются гигантские роботы, радостно плодящие и истребляющие себе подобных. Собственно... все. Пересечения с первым «Главнокомандующим» на этом заканчиваются. Supreme Commander 2 практически ничем не напоминает первую часть, по сути своей она — совсем другая игра.
В целом, это скорее консольная стратегия и в таком качестве она... чертовски хороша. RTS — чуть ли не единственный жанр, не прижившийся на консолях. Конечно, некоторые и даже весьма коммерчески успешные эксперименты случаются, но по меркам закаленных во множестве боев PC-стратегов, RTS, ориентированные на консоли, примитивны и очень специфичны.
Даже лучшие из них, например, Universe at War, неприятно удивляют очень своеобразным интерфейсом и слишком низким полетом камеры. Что уж говорить о посредственностях вроде Halo Wars или End War, где сам игровой процесс принесен в жертву удобству управления с геймпада, и все в конце-концов сводится к манипуляциям тремя типами юнитов.
В Supreme Commander 2 вопрос управления решен на высшем уровне (стратегический зум никуда не делся), игра предлагает действительно оригинальные тактики и стратегии, неожиданные пути достижения победы, и, по меркам RTS для PC, выглядит, как очень качественная и пристойная заурядная игра.
Стратегический зум по прежнему работает великолепно. Вот такой «вид со спутника», например, позволяет оценить ситуацию в целом
Нет, серьезно: если у вас есть Х360, и вы мечтаете погонять на ней в качественную стратегию, Supreme Commander 2 на сегодня — лучший выбор. Но если оценивать ее как РС стратегию, то лучшим определением будет «просто еще одна RTS». Увы, эксперименты с концепцией, может, и перевели серию в более коммерчески успешный формат, дружелюбный к новичкам, приспособленный к управлению с геймпада и бла-бла-бла… Но также они полностью выкорчевали всю оригинальность и самобытность первой части.
К примеру, экономика. Ушла в прошлое оригинальная система, построенная на поддержании баланса между поступлением и расходом ресурсов, теперь экономика — чистый Dawn of War за номером один. Строишь экстракторы металла на специальных точках, электростанции (где угодно) — и ресурсы начинают капать в закрома родины. При этом, если вот эта постройка стоит 100 единиц металла, а у вас только 70 — то заказать ее заранее не получится, извольте ждать, пока в «казне» накопится нужная сумма. Длинные очереди строительства и производства, которыми был так славен Supreme Commander, ушли в прошлое. Вслед за ними закономерно отправилась и система ускорения производства рабочими, которая позволяла игроку формировать собственные приоритеты в строительстве. То есть, возможность отправить пару (не больше) инженеров, чтоб ускорить постройку роботов на заводе оставили, но это не более, чем жалкая, ни на что не влияющая, подачка для тех, кто помнит, чем была первая часть. В общем, экономика в Supreme Commander 2 предельно банальна и мало чем отличается о той, что мы могли видеть во множестве самых что ни есть заурядных RTS.
Единственное, что делает ее хотя бы в чем-то оригинальной — это система исследований, позволяющая строить ранее недоступные войска и здания, улучшать характеристики своих бойцов, снабжать их новыми спецспособностями и т.д. Фактически гонка экономик и производств заменена во второй части научной гонкой, основная суть которой — в возведении научных станций. Эти довольно дорогие строения генерируют очки исследования, за которые и покупаются новые научные проекты. Ну там, орудие ПВО для ваших танков, реактивные ранцы для ваших роботов, возможность строить артиллерийские установки и все такое прочее. Довольно оригинально и даже небезынтересно, но тех ощущений, что давала напряженная экономическая гонка в Supreme Commander здесь нет и близко.
Во вторую очередь стоит отметить, что масштабы происходящего по ту сторону монитора здорово снизились. Карты стали меньше, войск на поле боя поубавилось, доступных юнитов и построек у сторон — тоже очень немного (развитие вообще подразумевает не столько доступ к новым войскам, сколько усиление уже доступных), а потолок технологий — наоборот, значительно снизился. В серьезном сражении в первой части игрок действительно ощущал себя Главнокомандующим, который распоряжался огромными армиями в сотни танков и самолетов, флотилиями в десятки кораблей и... В общем, забудьте. Теперь тридцать роботов — это уже серьезная сила, а битвы напоминают скорее одну из поздних C&C (правда, серьезно проигрывают им в динамике). Управлять сражениями стало немного труднее, особого многообразия тактик тоже нет, а учитывая, что от богатого арсенала первой части не осталось и следа…
В общем, довольно однообразно и банально. Хотя и оригинальные решения присутствуют. Например, возможность исследовать персональные телепортаторы или реактивные ранцы для бойцов и забрасывать их туда, где их не ждут. Не то чтоб в 2010 это выглядело жутко новаторской идеей, но исполнение интересное.
Также присутствуют оригинальные end game постройки, вроде «Космического храма» телепортирующего войска в любую точку в огромном радиусе, или огромной пушки, стреляющей боевыми роботами которых она может забросить, опять таки, чуть ли не куда угодно.
Визитная карточка серии, огромные сверхюниты, вроде бы и на месте, но выглядят они здесь не очень серьезно. Теперь их можно получить достаточно быстро, но их эффективность в бою упала, так что воспринимаются они не как устрашающие сверхмашины — потолок технологии, а как всего лишь рядовые юниты. Ну, большие, но толку? Двадцать прокачанных ботов уничтожат огромный супертанк играючись, а коммандер (стартовая уникальная единица), если исследовать боевые улучшения для него, с легкостью в одиночку сносит Галактического колосса (громадного и дорогущего супер-робота, круче которого нет ничего).
Кстати, если уж мы об этом заговорили, то внешний вид здешней боевой техники, ну, не внушает. Некоторые юниты напоминают конструктор LEGO, некоторые — раскрашенное нечто, непонятной формы. И все поверхности на вид — как пластиковые. Впечатление, что попал в игрушечный магазин, ей богу. А когда видишь мощнейший юнит «кибран» — огромного роботизированного динозара, возникает ощущение, что целевая аудитория второй части моложе целевой аудитории первой. Лет на двадцать. Какое-то уж слишком все игрушечное. Раздражающе игрушечное!
Не отстает и сюжетная кампания: если что-то в этой игре по-настоящему способно вывести из себя, то это она. О нет, она не ужасна, просто очень-очень-очень скучна.
Сюжет, интрига, персонажи, диалоги, игровые ситуации — все настолько избито и уныло, что заснуть можно. Добавьте к этому ужасающе тупой ИИ в скирмише и.... ну в общем о однопользовательской игре здесь лучше не думать.
Зато мультиплейер — весьма неплох. Сражения равных противников динамичны и увлекательны, тактики довольно интересны, и, опять таки, ничего выдающегося, но это действительно бывает интересно и забавно. Впрочем, это все равно не идет ни в какое сравнение с тем, что давала игроку первая часть.
В общем, Supreme Commander 2 — неплохая, но и ничем на самом деле не выдающаяся RTS. Единственное, что в ней есть волнующего и загадочного, так это лишь вопрос: «какого черта она так называется?».