Thief | |
Разработчик | Eidos-Montreal |
Издатель | Square Enix |
Официальный сайт | thiefgame.com |
Дата выхода | Февраль 2014 |
Локализатор | Новый Диск |
Жанр | Экшен |
Компания Square Enix продолжает перезапуск и реанимацию известных игровых серий, доставшихся ей вместе с Eidos Interactive. После длительного перерыва в десять лет к нам возвращается подзабытый уже мастер-вор Гарретт.
Новая игра не дает отсылок к старым приключениям героя, предлагая совершенно новую историю о мрачном воре, который таится в тени, охотясь за сокровищами богачей. Начинается все с неудачного ограбления барона Норткреста. Герой со спутницей пробираются в имение, но в самый неподходящий момент у них возникает ссора, которая весьма некстати сочетается с таинственным ритуалом, проводимым бароном. В итоге наглая девица исчезает, а Гаррет оказывается погребен под обломками здания.
Когда герой приходит в себя, город оказывается еще мрачнее обычного. Таинственная болезнь выкашивает ряды жителей, по улочкам тянуться ряды телег с трупами, бесчинствует стража. Страх и ненависть окутала все вокруг.
Пытаясь вернуться к нормальной воровской жизни, герой узнает, что отсутствовал целый год, а судьба его спутницы так никому и неизвестна. Гаррет решает разобраться в происшедшем, но попутно втягивается еще и в социальный конфликт. В городе назревает бунт, который грозит свергнуть барона-тирана и утопить аристократию в крови. Попутно объявляется и пропавшая, которая является то ли в виде призрака, то ли в виде галлюцинации.
Базис для развития сюжета хороший, но история в чем-то подана слишком поверхностно. Слабо проработаны некоторые важные персонажи. Герой страдает чрезмерной сентиментальностью, напоминая скорее не вора, а рыцаря на белом коне. Все это нюансы не сильно портят общее впечатление вплоть до концовки. Вот с ней реальная беда. Причем это касается как последних минут игрового процесса, так и сумбурной сюжетной развязки, которую нам предлагают.
Игровой процесс базируется на привычных правилах стелс-игр. Нужно держаться в тени, не попадаться на глаза и не шуметь. Мелькание в свете фонарей и бег за спиной моментально привлекают внимание охранников, которые идут разведывать ситуацию. Тихое прохождение требует правильной оценки ситуации, выгадывание нужного момента для безопасного преодоления открытых участков и поиск различных лазеек. Обходных путей в игре хватает. Всегда есть как минимум два маршрута в здание или помещение, куда необходимо проникнуть. Самый очевидный путь зачастую и самый опасный. Но при верном использовании умений и нужной сноровки и такой подход позволит сохранить инкогнито. Если же проявить больше рвения и тщательно изучить округу, то всегда найдется какой-то черный ход, вентиляционная шахта или иной лаз.
Иногда охранников можно отвлекать. Но реакция на брошенный предмет далеко не так проста, как в иных играх. Встревоженный патрульный становится и более четким к шуму, поэтому близкая пробежка после приема отвлечения может тоже оказаться неудачной. Многие источники света можно гасить при помощи специальных водяных стрел, всегда бывшими наиболее востребованными в арсенале героя всех частей Thief. Впрочем, тушить наобум факелы и костры тоже нельзя — резко потухший огонь привлекает внимание ближних охранников. Они постараются снова его разжечь или сразу кинутся на поиски нарушителя. Несколько удачных манипуляций, привлекших внимание стражи в итоге все равно приведут к повышению общего уровня бдительности.
Закрытые фонари не подвержены воздействию и разрушению. Но некоторые можно отключить при помощи обычного выключателя. И не обязательно вплотную подбираться к нему, для этого подойдет и меткий выстрел из лука.
Кроме обилия снующих охранников задача тихого проникновения может быть усложнена за счет наличия птиц в клетке или собак. Первые реагируют на резкие движения, поднимая шум, вторые чувствуют присутствие чужого даже при медленном шаге. Таких сторожей приходится избегать или усыплять при помощи специальных стрел с газом.
На шум при передвижении влияет поверхность. Битое стекло на земле или вода под ногами делают шаги более громкими, вынуждая передвигаться в самом медленном темпе.
Главным стимулом для тихого прохождения является слабость героя в открытой схватке. Игра не для тех, кто любит в случае неудачи идти напролом, раскидывая всех и вся. В битвах выстоят непросто, да и реализованы они совсем не зрелищно, предлагая однотипные уклонения и махания дубиной. Поэтому нейтрализовать врагов лучше незаметно, подкравшись со спины. Ну а в самом крайнем случае лучше использовать обычные боевые стрелы. Как вариант — оглушение световой вспышкой при помощи специальной стрелы или подрыв жертвы при помощи соответствующего снаряда. В этом плане набор стрел очень разнообразный. Есть возможность и непрямого воздействия на врага — оборвать канат, удерживающий ящик, или сбить клапан на трубе с газом.
Кроме игр в прятки важной частью геймплея является воровство. Утянуть все, что плохо лежит — вот основная задач. Пробираясь к месту нового задания, можно залезть в чью-то квартирку и обчистить ее. А желание избежать охранников всегда сочетается с желанием утянуть с их пояса сверкающие кошельки с золотом. Ну а кроме обходных путей в игре полно еще разных тайников, где можно поживиться как простой добычей так и уникальными трофеями. Не обойдется и без взлома многочисленных замков.
Важную роль играет акробатика. Работает она строго по определенным правилам. Герой не умеет залазить на все предметы подряд, как и цепляться за любой уступ. Местный паркур ограничен в возможностях и имеет ряд условностей, но это не вызывает трудностей. Нас избавляют от необходимости совершать по сто попыток при прыжках с одной балки на другую или с одной крыши на другую. Если Гаррет не может перепрыгнуть в этом месте, то он вначале посмотрит вниз, прямо намекая на невозможность этого действия. Сложная архитектура игровых уровней с обилием многоярусных жилых кварталов не требует точности прыжков с опасностью оступиться на любой балке. В новом Thief важна внимательность при изучении окружения. Где-то можно пойти в обход, где-то проникнуть к цели удается иным путем (например, через вентиляцию), а где-то поможет стрелка с веревкой, которая втыкается с специально обозначенные балки.
Анимация движений выполнена великолепно — покачивания и наклоны при прыжках и беге, ловкие плавные движения пальцев при взломе и воровстве. Все эти элементы вместе с камерой от первого лица позволяют полнее вжиться в роль. Когда приходиться лазить по каким-то внешним трубам, то камера берет позицию от третьего лица и демонстрирует умение вора-скалолаза, ловко орудующего специальным крюком.
Важное нововведение — режим концентрации. В таком состоянии рефлексы героя ускоряются, позволяя быть еще более скрытным и быстрым при выполнении разных действий. Есть особый сверхбыстрый рывок, который часто выручает при преодолении освещенных зон. Все эти сверхспособности играют лишь вспомогательную роль, не избавляя от необходимости придерживаться тишины и избегать света.
Основной игровой площадкой является готический большой город со сложной архитектурой, где передвижение героя возможно на разных уровнях — можно скользить от укрытия к укрытию на улочках, избегая патрулей, а можно передвигаться исключительно по крышам. Этот игровой мир не един, он разбит на несколько кварталов, соединенных множеством лазов. Уровни, на которых развиваются сюжетные миссии, вынесены на отдельные территории, но после прохождения всегда можно попробовать повторно пройти миссию после достижения точки перехода. Что касается сюжетного прохождения, то тут игра очень разнообразна и постоянно предлагает новые ситуации, которые приходится решать в рамках описанной выше игровой механики. И все это выдержано в мрачной стилистике. Некоторые эпизоды выполнены в духе полноценного horror-приключения. Обилие тайников при вариативности прохождения делает миссии еще интереснее. В погоне за добычей даже не хочется ограничиваться одним путем. Желание ухватить горсть лишних монет или стянуть из богатого дома золотой батон так часто подбивает вернуться к месту прошлой развилки и заглянуть в другой коридор.
Утянутые вилки, кубки и подсвечники сразу конвертируются в золото, которое потом можно тратить у торговцев на покупку боеприпасов и улучшений. Основные навыки прокачиваются при помощи очков концентрации. За их счет можно уменьшить расход концентрации, уменьшить время реакции врагов после выхода из темной зоны, повысить навык взлома и т.п. Подобная прокачка не ломает баланс, ведь количество противников и сложность постепенно возрастает. Поэтому постоянно нужно быть настороже.
Внутри города кроме кучи тайников полно побочных заданий. Поручений с сюжетной историей крайне мало. Например, нужно незаметно провести пьяного вора к логову, убирая с его пути препятствия и знакомых, которые вызывают у ведомого непреодолимое желание поболтать. В другой ситуации может понадобиться проникнуть в полицейский участок для спасения дамы, которая потом бухнется в обморок и ее придется выносить на спине. Но большинство заданий однотипны — залезть в какую-то квартиру или дом, украсть предмет. С учетом отсутствия функции быстрого перемещения в регионы города такого рода поручения превращаются в рутину, ведь нужно очень много времени убить на путешествие из одной точки в другую, чтобы за минуту-другую обчистить место назначения. Ну и за наградой потом тоже приходится пробираться через весь город, снова играя в прятки с патрулями. Такая монотонность не каждому придется по вкусу.
Поверхностная суть побочных заданий частично компенсируется некими документами. Если читать все записки, то каждое поручение обрастает некими деталями. Можно просто вломиться в дом, найти труп, украсть горсть монет. А можно при этом прочитать записку и узнать некую предысторию этого преступления. Полно в игре и различных служебных записок, дневников и т.п. Все это наполняет мир некоим смыслом, но кто сейчас из игроков утруждает себя чтением текстов? А без этого мир Thief превращается в череду темных улиц с патрулями и редкими горожанами. Случаются диалоги между компьютерными болванчиками, порою можно услышать чей-то разговор за закрытым окном. Но все это придает жизни городу лишь на первых порах. Путешествий по нему слишком много, а разговоров мало и они повторяются.
Игра выполнена на движке Unreal Engine 3 с поддержкой новых возможностей DirectX 11. Тщательная проработка уровней и обилие деталей сочетается с отличной системой освещения, что делает Thief одной из самых красивых игр на базе этого движка. Много фактурных и рельефных поверхностей вплоть до явной деформации при помощи тесселяции. В этом плане особенно радует брусчатка на улицах и некоторые стены. Агрессивное применение тесселяции заметно не везде — больше в освещенных зонах, где выпуклые поверхности бросаются в глаза. В придачу тут всегда полно луж, отражающих окружение. Еще Thief очень любит туман и дымку, которая обволакивает все вокруг. Хорошо реализованы намокающие поверхности с кругами на воде во время дождя.
Все очень симпатично, а системные требования при такой картинке вполне умеренные. Видеокарта GeForce GTX 660 Ti при максимальных настройках качества графики справляется с разрешением 2560x1440. Но если вы захотите использовать сглаживание SSAA, то даже под 1920x1080 понадобятся карты топового уровня.
Звуковое оформление в игре, где много времени нужно прятаться, играет важную роль в общей атмосфере. Тут Thief тоже радует. Звуки шагов меняются в зависимости от поверхности и скорости. Различные скрипы и шорохи подогревают напряжение в horror-моментах. Есть отличные фоновые мелодии, но они, к сожалению, перекрывают голос героя. Такой же неприятный эффект с приглушением речи случается при диалогах. В редких ситуациях имеют место проблемы из-за странного позиционирования некоторых звуков, проходящих сквозь стены. Возможно, все это поправят в ближайшем будущем. Для игры ожидается обновление, которое добавит поддержку AMD TrueAudio, что должно обеспечить владельцам последних Radeon более качественные звуковые эффекты.
Хотелось бы отметить и хорошую локализацию с полным озвучиванием всех диалогов. В наше время такой тщательный подход — редкость.
Thief — мрачная атмосферная игра про вора и воровство. В этом ее сильные и слабые стороны. Большой акцент сделан именно на воровстве, поиске тайников и новых маршрутов для проникновения в дом. В рамках сюжетного повествования все это разбавлено разными ситуациями и событиями, вплоть до погонь и настоящего horror с монстрами. Но большинство побочных заданий однотипно, интересных приключений среди них мало. На определенном этапе выполнение таких поручений превращается в рутину. А предложенный для свободной игры город не блещет жизнью. Спасает атмосфера. Игре удается быть по-своему уникальной и самобытной даже при наличии недавнего Dishonored со схожей тематикой. Хотя ничего нового и выдающего в своем жанре Thief не предлагает. Есть шероховатости и в сюжете. В итоге игра вышла хорошей, но не такой яркой и запоминающейся, как упомянутый Dishonored. Thief безусловно понравится тем, кто любит скрытное тихое прохождение, но ценителям более динамичного действа в духе Splinter Cell тут будет скучновато.