При современном дефиците свежих идей в игровой индустрии любой необычный проект обречен на определенное внимание. И хотя широкая аудитория с удовольствием продолжает исправно тратить деньги на раскрученные пафосно-киношные игровые блокбастеры, но иногда и нестандартным проектам на этом рынке обеспечен успех. Все же после n-ной части Need for Speed или Call of Duty игровой общественности требуется что-то необычное для разгрузки, чтобы получить дозу новых ощущений. Творение чилийской студии ACE Team как раз и является таким очередным маленьким толчком для застоявшейся индустрии, показывая, как иногда полезно отклонятся от приевшихся штампов.
На самом деле ничего революционного игра не несет, и если бы не оригинальный игровой мир, то ей была бы уготована роль типичного второсортного экшена. Но, заглянув на минутку в слегка безумную Вселенную Zeno Clash, хочется все же дойти до финальных титров. Все события игры развиваются в необычном мире, населенном гибридами людей и животных.
Живут все эти создания общинами, во главе которых стоит существо их породившее — мать, он же отец, а точнее отец-мать (Father-Mother), который имеет неограниченную власть над своим племенем и практически религиозный культовый статус. Однако все это не помешало нашему главному герою совершить покушение на главу своего клана. После чего Гет бросается в бега. В компанию к нему навязывается симпатичная спутница с рожками. Вместе им суждено побродив по самым необычным местам здешнего мира снова вернуться в город, откуда все и началось.
История главного героя подается разрозненными кусками, периодически сменяясь воспоминаниями из прошлого. Поначалу из-за этого даже ничего не понятно, но когда начинаешь мыслить понятиями данного игрового мира, все сразу становится на свои места и на самом деле сюжет оказывается достаточно прост. Наш герой в свое время жил в компании неких дикарей-анархистов корвидов, потом вернулся в город, но, узнав некую страшную тайну Father-Mother, убил его.
Теперь за Гетом и его спутницей идет охота, а он, попутно отбиваясь от преследователей и диких жителей, продвигается без определенной цели все глубже в неизвестность, пока в этой самой неизвестности им случайно не встречается голем, уж больно напоминающий египетских богов. Он сразу протягивает нам руку помощи и отправляет Гета уже в обратное путешествие, чтобы навести порядок в родном селении, а заодно раскрыть всем страшную тайну Father-Mother.
История нехитрая, интрига хоть и поддерживается до конца, но тайна оказывается не такой уж прям и страшной, хотя и разрушающей устои местного сообщества. Но очень много остается недосказанного и непонятного: странная связь между главными героями и големом да и вообще вся эта канитель о том, кто кого рождает, вместе с загадкой самого появления зверолюдей. Какие-то пространные намеки вроде есть, но ничего из этого не раскрывается. Такое чувство недосказанности оставляет небольшое разочарование и понимание того, что сюжет в рамках местного безумного мира на самом деле либо сильно непроработан, либо просто недосказан, оставив все самое интересное для продолжения.
Но в течении игры времени на раздумья об этом нет — весь игровой процесс представляет из себя довольно динамичный экшн. Основной акцент сделан на драки. Наши кулаки — это основное оружие. Пару ударов и блок составляют основной набор нашего бойца, по мере игры будут открываться и некоторые более хитрые приемы. Но есть небольшой нюанс, осложняющий их реализацию. Для того чтобы провести их, надо сконцентрироваться на ближайшем противнике, тогда наши движения привязываются к нему, и мы можем успешно предугадывать удары, блокируя их, нанося контрудары, добивая поверженного врага ногой или колошматить его головой об колено. Когда враг один, это действительно удобно, а вот когда их уже куча мала, то в режиме концентрации мы представляем неплохую мишень для остальных. По-хорошему, надо очень быстро вставать в боевую стойку, сконцентрировавшись на враге, реализовать один-два приема и сразу вернуться в простой режим и отбежать. На деле, все это необходимо успеть за очень короткий промежуток времени и намного проще, не входя в режим концентрации, использовать лишь два основных удара, быстро отбегая в сторону. Так что при большом скоплении врагов все разнообразие боевой системы (кроме добивающих ударов) почти не используется.
Естественно кроме кулаков нашлось в игре место и различному оружию. Есть мечи, которые являются единственным способом повергнуть какого-нибудь слоноподобного здоровяка. Не обошлось в Zeno Clash и без огнестрельного оружия, которое здесь представляет настоящее произведение искусства. Ружья, пистолеты и арбалеты собранны из каких-то костей, панцирей, да еще и заботливо обвязаны веревками. Ярчайший стимпанк, отдающий седовласой древностью.
В местном арсенале есть и небольшие метательные бомбы в виде черепков и пистолет-гранатомет. Но даже наличие такого оружия в наших руках не дает больших преимуществ из-за длительной перезарядки, во время которой первый же сильный удар врага выбивает оружие из рук и нам приходится снова вспоминать навыки кулачного боя. Любители пострелять (а с таким необычным оружием — это одно удовольствие) будут немного разочарованы тем, как быстро оружие выбивают из рук героя, и что почти всю игру нам предстоит заниматься рукопашным боем. Впрочем, на больших территориях (которых очень мало), где есть возможность отбежать или укрыться за каким-то шалашом, можно довольно длительное время играть с врагами в кошки-мышки, занимаясь их обстрелом и не подпуская к себе близко.
Беда игры в ее геймплейном однообразии, что наиболее сильно очувствуется в тесных локациях. Хоть задний фон и представляет собой яркие красочные необычные пейзажи, но сама игровая локация часто ограничена узкими рамками. А поскольку герой прыгать не умеет, то любое бревнышко уже ограничивает наше передвижение. Да и вообще игра построена по принципу раундов, что смотрится довольно примитивно. Вышли на полянку — получите парочку врагов, разобрались с ними, прошли далее — получите новую порцию драчунов. Напоминает Devil May Cry с его ограниченными аренами, тем более, что и здесь часто проход до следующего участка закрыт до тех пор, пока мы не уничтожим всех.
От подобной «порционности» веет мохнатым анахронизмом, который сохранился лишь на консолях. Радует лишь то, что разработчики разбавляют все это не только необычными декорациями, но и небольшими эпизодами без драк, где можно немного пройтись по улочкам города или поохотится на дичь, что в носит в игру необходимое разнообразие.
Люди-звери это самые заурядные создания местного мира. То ли дело, странные дикие корвиды, среди которых есть человек с чаном на голове, шагающий только вперед, или существо, которое боится, что его увидят, из-за чего выкалывает всем глаза.
А кроме людей-слонов, людей-птиц и прочих гибридов, в этом мире живут еще и более такие же невообразимые дикие животные.
Огромные величественные носатые создания, напоминающие динозавров, или труп огромного китообразного на берегу — все это отлично вписывается в слегка шизофреничные яркие завораживающие пейзажами.
А чего стоит путешествие по реке, окруженной изогнутыми зубьями скал, под розовым небом, освещенным луной!
И все это реализовано на стареньком движке Source. Впрочем, учитывая стремление авторов насытить мир нестандартными и ареальными формами, какого-то сверхреализма в игре и не требовалось. Так что голые скалы и лес с жиденькой листвой вполне вписываются в здешний мир. Раздражает лишь иногда обильное размытие в некоторых сценах, когда Гет вспоминает свое обучение у шамана-корвида, да и текстуры при близком рассмотрении часто оказываются мутноваты.
Яркие сочные цвета, необычные локации и создания порою даже навевают мысли о том, что разработчики черпали вдохновение в рисунках душевнобольных или находясь под воздействием наркотических веществ. Впрочем, на самом деле это скорее является проявлением кардинально другой культуры, где сильны верования и суеверия связанные с шаманизмом, миром духов и мертвых. И многое из этого привнесено из наследия коренных индейцев. Сами создания, сочетающие в себе черты людей и животных, вполне типичны для индейских культур, квадратные лица некоторых персонажей чем-то напоминают изображения с руин древних городов Майя, а голем вообще напоминает египетского бога Гора. Так что необычный мир игры скорее всего создан отталкиваясь от неких существующих мифологических образов под влиянием индейской культуры. Этим игра и привлекательна для нас, людей с совершенно другим прозападным материалистическим мировосприятием и культурой.
Если же отбросить необычную оболочку, в которую все обрамлено, то останется однотипный, порою даже занудный экшен с жутко маленькими локациями и врагами с предсказуемым поведением. Да и от самой игровой истории и сюжетной интриги ожидаешь чего-то более интересного. Проект никоим образом не претендует на роль некоего абстрактного философского полотна, наполненного символизмом в духе Sublustrum или «Тургора». Zeno Clash на самом деле довольно обычный экшн, лишь поданный в слегка нестандартной форме и в необычных декорациях. Но и этого вполне достаточно, чтобы обратить на него внимание. Эта одна из игр, которые для индустрии как глоток свежего воздуха. Возможно, игра далеко не всем придется по вкусу, но попробовать ее стоит хотя бы ради того, чтобы прикоснуться к этому нетипичному фентезийному и слегка сумасшедшему миру.
Zeno Clash. Индейский стимпанк
02.06.2009