Несмотря на выход в прошлом году доступной платформы для DDR4, высокочастотная память этого стандарта на отечественном рынке представлена парой-тройкой моделей, остальной ассортимент приходится на решения с частотой до 3000 МГц включительно. С одной стороны это связано с пока еще высокой ценой на комплекты по сравнению с DDR3, а с другой — необходимость в столь серьезных характеристиках пока еще не наступила. Дело в том, что массовые системы не могут использовать память кроме DDR4-2133, а высокочастотные решения больше подходят бескомпромиссным геймерам, желающим получить максимальный fps любой ценой, оверклокерам и бенчерам, а также для работы в узкоспециализированных приложениях.

Но может потенциал высокочастотной памяти раскроется при использовании встроенного графического ядра у современных процессоров? На этот вопрос попробуем ответить в конце материала, а пока рассмотрим продукт, который нам в этом поможет. На тестирование к нам попал комплект памяти DDR4 со стандартно необходимым по нынешним меркам объемом 16 ГБ, а частота его равна 3200 МГц. Такие характеристики вполне приемлемы для нашего тестирования, учитывая возможности разгона памяти сверх своего номинала.

G.Skill TridentZ F4-3200C16D-16GTZB

Модель G.Skill TridentZ F4-3200C16D-16GTZB
Официальная страница продукта gskill.com
Тип DDR4-3200
Объем, ГБ 16 (2х8 ГБ)
Тайминги 16-18-18-38
Рабочее напряжение, В 1,35
Высота с радиатором, мм 43,5
Розничная стоимость, $ ~75 (без налогов)

Комплект F4-3200C16D-16GTZB относится к серии TridentZ, которая отличается от остальных решений G.Skill более массивной системой охлаждения и хорошим оребрением. Например, продукты линеек Rapjaws оснащены штампованными охладителями, а Ares вообще обычными пластинками.

Наш набор поставляется в небольшой коробке с сине-черной гаммой, на которой изображены модули памяти и стилизованная литера «Z». На обратной стороне пользователь может почерпнуть информацию для кого создавалась серия TridentZ, а именно для оверклокеров, энтузиастов и элитных геймеров, и об основных характеристиках приобретаемого продукта.

Сохранность планок при транспортировке обеспечит блистер, в ячейки которого память аккуратно уложена.

Внешне модули выполнены на пять с плюсом. Радиаторы из шлифованного алюминия черного и серого цветов с оригинальной формой ребер с черным текстолитом выглядят оригинально и свежо. Вставка из красного пластика также добавляет шарма этому комплекту.

Она дополнительно скрепляет радиатор и позволяет теперь удобно устанавливать модули в разъем на материнской плате. Раньше этот процесс с планками Trident проходил не так просто, необходимо было надавливать на острые ребра радиаторов, чтобы зафиксировать память.

Обе половинки радиатора выфрезерованы из цельного куска металла и крепятся к чипам за счет термолипучек.

Для производства планок используются чипы K4A4G085WE-BCPB производства Samsung в количестве 16 штук, распаянные на обеих сторонах PCB.

На этикетке модулей указаны стандарт памяти, объем каждой планки, рабочие тайминги вида 16-18-18-38 и напряжение 1,35 В.

После старта системы придется зайти в UEFI и включить режим XMP, иначе будут выбраны настройки по умолчанию, соответствующие рекомендациям JEDEC, т.е. частота памяти составит 2133 МГц с таймингами 15-15-15-35-2Т и рабочим напряжением 1,2 В.

Дамп прилагается.

Тестовая конфигурация

Память разгонялась на системе следующей конфигурации:

  • процессор: Intel Core i7-6700K (4,0 ГГц);
  • материнская плата: ASUS Maximus VIII Impact (Intel Z170);
  • видеокарта: Gigabyte GV-N770OC-2GD (GeForce GTX 770);
  • кулер: Prolimatech Megahalems;
  • накопитель: Kingston HyperX 120GB (120 ГБ, SATA 6Gb/s);
  • блок питания: Seasonic X-650 (650 Вт).

Тестирование проводилось в среде Windows 10 x64. Для проверки на стабильность разгона модулей в течение 15 минут использовалась программа LinX 0.6.5, объем памяти в которой устанавливался на отметке 4096 МБ.

Разгонный потенциал выяснялся с таймингами 16-18-18-38, 17-19-19-38 и 18-20-20-42, Command Rate всегда ровнялся 1T.

Результаты тестирования

К сожалению, заветных 4000 МГц получить не удалось, но зато комплект заработал на 3570 МГц с таймингами 17-19-19-38, напряжение при этом пришлось поднять до 1,45 В. Если захочется более щадящий режим, то придется отграничиться 3487 МГц, зато задержки при этом станут ниже.

Производительность

Теперь посмотрим, будет ли прибавка производительности с переходом на высокочастотную память при использовании встроенного графического ядра. Для этого использовалась та же конфигурация, только процессор разгонялся до 4,5/4,2 ГГц, чтобы он не был бутылочным горлышком в системе. В качестве тестовых приложений использовались игровые поддесты из последнего пакета 3DMark и популярные онлайн-проекты, которые в основном на таких вот «калькуляторах», как наш стенд, и используются. В синтетике настройки были по умолчанию, в играх использовалось разрешение 1920х1080, качество графики устанавливалось на низком уровне и среднем, либо высоком, если минимальный fps не сильно падал ниже порога играбельности.

Для сравнения использовалось пять режимов работы памяти, от бюджетного 2133 МГц до оверклокерского 3466 МГц. Установки, соответствующие профилю XMP на графиках указаны как 3200 МГц.

Первый тяжелый подтест Sky Driver из синтетического пакета уперся в производительность графического ядра и не особо среагировал на повышение частоты оперативной памяти.

Cloud Gate как представитель уже менее требовательных игр при переходе на высокочастотную память дал прибавку 1–2 кадра, что, как бы, не сильно много.

Интересная ситуация возникла в Ice Storm Extreme. С ростом частоты увеличивалось количество fps, но при переходе к режиму 3466 МГц производительность упала до уровня использования «бюджетной» памяти. Вполне возможно, что на такой частоте сильно увеличиваются какие-то внутренние задержки или субтайминги, которые могут быть заметны на очень старых приложениях, несильно зависящих от пропускной способности памяти.

Теперь перейдем к реальным играм, первой рассмотрим War Thunder, в которой использовался бенчмарк «Танковое сражение». Как и в тесте выше, разница между минимальным и максимальным режимами оставляет 1–2 кадров, но зато теперь можно увидеть что творится с минимальным fps, который с высокочастотной памятью выше, и даже позволяет комфортно играть.

Еще один онлайн-проект про «танчики» — World of Tanks. Использовалась запись на карте «Огненная дуга» с версией игры 0.9.14. Как видим, разница уже стала более ощутимой — четыре кадра между режимами! Но с переходом к более качественной графике уже дает о себе знать слабое встроенное графическое ядро.

А вот в Dota мы уже наблюдаем всю прелесть от разных режимов работы памяти. При низком качестве настроек разница достигает 13%, что уже неплохо. Повышение уровня настроек нивелирует преимущества режимов 2666–3466 МГц, хотя последний все же один кадр таки отвоевывает, но по минимальному fps он на уровне 2133 МГц.

И последний проект — Counter Strike: Global Offensive. Здесь мы наблюдаем закономерный рост, причем уже более 15-процентный в режиме низкого качества картинки. Даже активация сглаживания и анизотропной фильтрации позволяют комфортно играть при более чем 60 fps. Естественно, у более дешевых моделей процессоров показатели будут уже не такие красивые, но даже на минимальном качестве графики вряд производительность опустится ниже играбельного порога.

Нюансы

Ну что же, как показало наше тестирование, при переходе на высокочастотную память все же наблюдается рост производительности, пусть он и зависит от того или иного приложения. И казалось бы, вполне можно собрать ПК начального уровня с DDR4-3000, например, и даже подразогнать память для еще большего количества fps, но тут пользователь может столкнуться с определенными проблемами. Дело в том, что с ростом частоты памяти и при подключении через цифровой интерфейс к монитору появляются артефакты изображения в виде различных ярких точек, темных полос и даже пропадания картинки, особенно, в режимах свыше 3000 МГц.

Красные точки на экране

Причем, как таковой закономерности выявить не удалось — артефакты появляются как при поднятом напряжении на «системном агенте» и контроллере памяти, так и без этого. Возможно, по этой причине компания Intel ограничила предел частоты памяти на бюджетных чипсетах, дабы избежать подобных проблем.

Выводы

Протестированный комплект памяти G.Skill F4-3200C16D-16GTZB серии TridentZ отлично подойдет для сборки высокоуровневой системы благодаря своему оригинальному внешнему виду и неплохому потенциалу. Он хоть и работает практически на своем пределе, но в отличие от более доступных решений может запросто преодолеть отметку в 3500 МГц, что будет неплохим бонусом при разгоне системы для повышения производительности. Стоит отметить новую форму радиаторов, которые не станут помехой при сборке с некоторыми крупногабаритными процессорными кулерами. Ранее у серии Trident с этим были некоторые проблемы.

Что касается необходимости высокочастотной памяти даже для встроенного графического ядра, то как показало наше тестирование, в зависимости от приложения и настроек, можно получить прибавку от 0,5 до 15 и более процентов. Но честно говоря, разница в цене между платами на топовом чипсете Z170 с дорогой памятью и бюджетными решениями того не стоит. Да и такое мощное ядро как в Skylake не лишено недостатков, которые проявляются в артефактах изображения на повышенных частотах. В конечном итоге, если требуется максимальная производительность любой ценой, то память DDR4-3000 и выше не будет ограничивающим фактором, в противном случае стоит отдать предпочтение привычной уже DDR4-2133.