Кажется, кто-то говорил, что 640 КБ памяти хватит всем, но действительность оказалась несколько иной. На рубеже тысячелетий для комфортной игры и работы было достаточно 128 МБ, а сейчас уже 32 ГБ считается нормой. Почти каждые пять лет объем памяти увеличивается в два раза, так что к 2030-му, скорее всего, мы перейдем к необходимости в 64 ГБ. И это будет не заслуга прогресса, а банального качества программных продуктов, разработчики которых все меньше уделяют внимание их оптимизации. Но и технологии не стоят на месте и использование новейших эффектов с ИИ в графических и видео редакторах (и не только) все же требует множества ресурсов. К примеру, для использования современного Photoshop, объема в 32 ГБ сейчас недостаточно, нужно 64 ГБ, а лучше даже больше, если придется работать с большим количеством открытых изображений, слоев в них и состояний истории. И когда нужно установить больше памяти в обычный настольный ПК – начинается самое интересное, потому что найти модули на 64 ГБ окажется еще тем квестом. Конечно, можно ограничиться четырьмя планками по 32 ГБ, если материнская плата позволяет, но тогда будет сильная нагрузка на контроллер памяти и большие скорости вряд ли станут доступны. И здесь на помощь приходит небинарная память, появившаяся недавно для платформ с поддержкой DDR5.
Мы привыкли, что плотность чипов и объем модулей памяти обычно удваивается (например, с 8 Гбит до 16 Гбит или 16 Гбайт до 32 Гбайт), но не в этот раз. Нарастить плотность ячеек памяти при современных технологических нормах удалось лишь недавно, так что к конечному потребителю готовые продукты с микросхемами DDR5 емкостью в 32 Гбит попадут еще не скоро. А вот промежуточный вариант в 24 Гбит удалось получить без особых проблем даже при тех возможностях, что сейчас есть у производителей, и уже полгода такие модули памяти доступны пользователям. Их неоспоримый плюс в том, что они позволяют нарастить объем ОЗУ более 64 ГБ всего двумя планками, а это меньше нагрузки на контроллер памяти процессора и большая скорость. Еще и не забываем о разгоне, который лучше проходит с малым количеством занятых слотов DIMM. На что способна такая небинарная память мы и попытаемся узнать в этом обзоре.
Kingston Fury Renegade RGB KF564C32RSAK2-96
Производитель | Kingston |
---|---|
Модель и страница продукта | Fury Renegade RGB KF564C32RSAK2-96 |
Тип | DDR5-6400 |
Чипы памяти | SK hynix M-die (H5CGD8MGBD-X021) |
Объем, ГБ | 96 (2х48) |
Тайминги | 32-39-39-80 (XMP) |
Рабочее напряжение, В | 1,40 |
Высота с радиатором, мм | 44 |
Стоимость | н/д |
Память поставляется в небольшой коробке с фирменным оформлением, на лицевой стороне которой изображен модуль, скорость, объем и количество планок в комплекте. На обратной стороне уже можно увидеть наклейку с названием набора, таймингами, рабочим напряжением и другой служебной информацией.
Для дополнительной защиты при транспортировке модули находятся в пластиковом прозрачном блистере.
В комплекте поставки также есть наклейка с логотипом серии памяти и краткое руководство пользователя.
Модули имеют типичный дизайн для серии Fury Renegade, который не что иное, как HyperX Predator в прошлом, но в отличие от старых «хищников» новая память выглядит значительно агрессивнее. С двух сторон черные радиаторы имеют дополнительные серебристые накладки причудливой формы, а сверху них находится сплошной изогнутый световод, тогда как Predator были более скромными. Снизу в радиаторах присутствуют вырезы для оптических датчиков, благодаря которым подсветка на всех модулях работает в такт.
С одной стороны есть наклейка с названием комплекта, на которой также указано его рабочее напряжение и количество модулей и другая служебная информация.
Радиаторы состоят из двух половинок и держатся на памяти благодаря «термолипучкам», но для лучшей жесткости конструкции дополнительно стянуты винтами на торцах планок. Так что без фена при разборке не обойтись.
Печатная плата черного цвета и ничем не отличается от таковой для обычных модулей, только зона PMIC здесь немного переработана. В отличие от памяти, элементы преобразователя питания контактируют с радиатором через обычную термопрокладку.
Установлено 16 чипов SK hynix H5CGD8MGBD-X021, по восемь с каждой стороны платы. Кроме них и PMIC также есть контроллер RGB-подсветки.
Для управления подсветкой производитель предлагает установить из Microsoft Store фирменное приложение FURY CTRL, в котором можно выбрать эффект подсветки, ее яркость и скорость, посмотреть информацию о памяти или сохранить профиль настроек.
Память работает со стандартной для DDR5 скоростью 4800 МТ/с, но в SPD модулей записаны три профиля XMP, позволяющие выбрать номинальные 6400 МТ/с с таймингами 32-39-39-80 и напряжением 1,4 В, щадящие 6000 МТ /с с задержками 32-38-38-80 и 1,35 В, а еще 4800 МТ/с с 38-38-38-70 и 1,1 В. Зачем последний неясно, вместо него могли добавить хотя бы 5600 МТ/ с, но что есть, то есть.
Стенд для тестирования
Для тестирования памяти использовались следующие компоненты:
- процессор: AMD Ryzen 7 7700X;
- материнская плата: ASUS ROG Crosshair X670E Gene (UEFI 1602);
- охлаждающая система: TechN Waterblock + EK-XRES 140 Revo D5 PWM+ EK-CoolStream CE 420 + 3x Noctua NF-A14 industrialPPC-2000 PWM;
- термоинтерфейс: Arctic MX-4;
- видеокарта: AMD Radeon RX 7900 XT;
- накопитель №1: MSI Spatium M570 PCIe 5.0 NVMe M.2 1TB;
- накопитель №2: Kingston Fury Renegade 2TB;
- корпус: Cooler Master Test Bench v1.0;
- блок питания: be quiet! Dark Power 13850W (850 Вт);
- операционная система: Windows 11 Pro (22H2);
- драйверы: AMD 5.08.02.027, Adrenalin 23.11.1.
Тестирование производилось в среде Windows 11 Pro. Для проверки на стабильность использовалось приложение LinX 0.7.0 AMD Edition в течение 15 минут с объемом памяти 27384 МБ, бенчмарком y-crauncher с максимальной задачей для 64 ГБ и TestMem с профилем от 1usmus. Модули дополнительно обдувались 80-мм вентилятором.
От обычного поиска разгонного потенциала пришлось отказаться в пользу тюнинга, поскольку, как выяснилось, память без лишних проблем работает на платформе AM5 со скоростью 7800 МТ/с. Поэтому в тестировании используем пять режимов:
- 4800 МТ/с в качестве стандартного для памяти DDR5 (CL40-39-39-70);
- 6400 МТ/с с XMP как номинальный (CL32-39-39-80);
- 6400 МТ/с с XMP и работой контроллера в режиме 1:1 (CL32-39-39-80);
- 6400 МТ/с с настройкой таймингов (CL32-38-38-70);
- 7800 МТ/с с полным тюнингом (CL36-46-46-96).
Во втором и пятом режимах контроллер памяти относительно модулей работает на половинной частоте. В первом случае это из-за автоматической настройки, а во втором — особенности контроллера памяти процессоров AMD. Дело в том, что с ОЗУ, быстрее DDR5-6400, контроллер не способен работать на выше 3200 МГц частоте, поэтому он переходит к щадящему режиму 1:2, а это, например, уже 1600 МГц, что влияет на производительность. Аналогичным образом происходит и на платформе Intel, но там контроллер в процессорах всегда работает с DDR5 в режиме 1:2 и даже 1:4, если частота памяти слишком высока.
Для настройки задержек воспользуемся программой Hydra 1.6B Pro, которая за последние полгода получила поддержку большего количества памяти и может предложить пресеты для скоростей DDR5 от 4800 до 6400 МТ/с.
Некоторые тайминги удалось даже снизить, а некоторые пришлось оставить на том уровне, который предлагает приложение, иначе результаты были хуже. Некоторые предложения вообще не оказались рабочими для нашего комплекта памяти.
В итоге вышли следующие настройки для каждого из режимов:
В качестве тестового ПО использовались следующие программы:
- AIDA64 v6.92.6600;
- CPU-Z 2.08;
- Cinebench R23;
- Geekbench 6;
- 7-Zip 23.01;
- V-ray 5.0.20.
Игры были представлены следующими проектами:
- 3DMark;
- Cyberpunk 2077;
- Hogwarts Legacy;
- Ratchet & Clank: Rift Apart;
- Red Dead Redemption 2;
- Remnant II;
- Resident Evil 4;
- Star Wars Jedi: Survivor;
- The Callisto Protocol;
- The Last of Us;
- Total War: Warhammer III.
При тестировании в играх были вовлечены пресеты с минимальными настройками качества графики в разрешении 1920х1080 точек. Статистика собиралась с помощью MSI Afterburner, использовались показатели редких событий и среднего fps.
Результаты тестирования
Прикладное ПО
AIDA64
CPU-Z 2.08
Cinebench R23
Geekbench 6
7-Zip 23/01
V-Ray
Ігри
3DMark
Cyberpunk 2077
Hogwarts Legacy
Ratchet & Clank: Rift Apart
Red Dead Redemption 2
Remnant II
Resident Evil 4
Star Wars Jedi: Survivor
The Callisto Protocol
The Last of Us
Total War: WARHAMMER III
Перед подведением итогов этого тестирования, остается вопрос можно ли добавить небирнарную память 24 Гбит к обычной 16 Гбит? По словам производителя, в спецификациях JEDEC смешивание между банками допустимо, но не стоит смешивать память в одной группе банков. Рекомендуется размещать память большей емкости в группе первых банков. Если же вашей целью является дальнейший разгон, то применение памяти разных типов неприемлемо.
Выводы
С выходом платформы AM5 казалось, что новые процессоры AMD способны работать только с памятью DDR5-6400, а после «прогаров» моделей с 3D V-Cache и снижения напряжения SoC до 1,3 В вообще такой показатель был иногда недостижим. Но нужно было немного подождать, как водится в «красном лагере», чтобы процессоры Ryzen 7000 после обновления прошивок материнских плат приобрели возможность работать с DDR5-8000. Конечно, в таком режиме контроллер памяти будет функционировать на половинной частоте, как это происходит на платформе Intel, но наше тестирование показало, что такая особенность не всегда и плохо, а в некоторых случаях даже лучше правильного режима. Так что с ростом частоты ОЗУ быстродействие процессоров AM5 будет только увеличиваться, нужно только дождаться лучших и более доступных модулей. Что касается небинарной памяти, то никаких серьезных отличий относительно модулей с 16-битными чипами замечено не было, она ведет себя так же, как и обычная. То есть нет особой разницы, а вот увеличение объема ОЗУ на один слот сложно недооценить. Также возможно ее объединение с обычной памятью при установке модулей в материнскую плату, но разгон, скорее всего, уже будет недоступен. Кроме того, ее стоимость при пересчете на 1 Гбайт никак не отличается от обычной памяти, так что смело можно обращать на нее внимание.
Комплект Kingston Fury Renegade RGB KF564C32RSAK2-96 получился хорошим продуктом. Он имеет оригинальный внешний вид и RGB подсветку, работающую синхронно для каждого модуля и которую можно настроить или отключить в фирменном приложении. Также он имеет начальную максимальную скорость и, конечно, большой объем 96 ГБ всего двумя планками, что повлияло на его потенциал. А потенциал у него также хороший и без лишних проблем комплект смог работать со скоростью 7800 МТ/с на платформе AMD и, скорее всего, это не предел и с процессорами Intel он раскроется еще больше. Но даже так его возможности поражают. Также не забываем и о тюнинге, с которым можно сделать систему еще более продуктивной при номинальном режиме работы ОЗУ. Fury Renegade RGB KF564C32RSAK2-96 подойдет тем, кому нужна быстрая память с большим объемом, когда 64 ГБ уже не хватает, а 128 ГБ еще слишком, при этом цена отходит на второй план.