Нащупывая новые рыночные ниши, компания ASUS проложила путь к созданию линейки продуктов ProArt. Я не случайно говорю именно о семействе, поскольку сближение в одной сборке различных компонентов заложено целенаправленно, и всё же сосредоточимся на материнских платах. Изучая официальную визию, можно понять всю суть задумки. Ненавязчиво проводится параллель с игровыми изделиями, где среднюю категорию заняла серия ROG Strix. Так и ProArt досталась срединная позиция, отправляя платы Prime в начальный эшелон, а топ-решения оставляя за продуктами Workstation (Pro WS).
Для лучшего понимания форм рабочих задач есть другой слайд, где роль основной рабочей среды уготована таким продуктам, как Adobe Photoshop/Lightroom, Autodesk AutoCAD и прочему известному флагманскому ПО.
Переходя к цели обзора, держим в уме превосходство продуктов серии над платами Prime, а значит «начинка» тут определённо должна чем-то серьёзно превосходить рядовые платы, и таковой является поддержка сразу «из коробки» Thunderbolt 4 двумя выходами на задней панели. Кроме того, подчёркнутая оторванность от плат из игровых серий дарит владельцу строгость линий в дизайне и полное отсутствие элементов подсветки.
Два питающих гнезда ЦП и солидный VRM по внешнему виду прямо указывают на готовность к работе с самыми мощными процессорами. Изучить основные возможности поможет таблица ниже.
Модель | ASUS ProArt B550-Creator |
---|---|
Официальная страница продукта в Сети | ProArt B550-Creator |
Хаб | AMD B550 |
Процессорный разъём | AMD AM4 |
Процессоры | AMD Series: Ryzen 3, Ryzen 5, Ryzen 7, Ryzen 9 |
Память | 4 DIMM DDR4 SDRAM, максимум 128 ГБ: 2133–3200, 3466–5100 (OC) |
Слоты PCI-E | 2 x PCI Express 4.0 x16 (x16+x0, x8+x8) — CPU 2 x PCI Express 3.0 x16 (x16+x0, x8+x8) — APU 1 x PCI Express 3.0 x16 (x4) — B550 2 x PCI Express 3.0 x1 — B550 |
M.2 | 1 x PCI Express 4.0 x4, SATA (Key M, 2242/2260/2280/22110) — CPU 1 x PCI Express 3.0 x4, SATA (Key M, 2242/2260/2280/22110) — APU 1 x PCI Express 3.0 x4, SATA (Key M, 2242/2260/2280/22110) — B550 |
Встроенное видеоядро (в APU) | Radeon Series: Vega |
Видеоразъёмы | HDMI 2.1 |
Количество подключаемых вентиляторов | 7x 4pin |
Порты PS/2 | 1 (клавиатура/мышь) |
Порты USB | 2 x Thunderbolt 4 (2 разъёма на задней панели (USB Type-C), Intel JHL8540) 4 х 3.2 Gen 2 (4 разъёма на задней панели) 3 х 3.2 Gen 1 (разъёмов на задней панели нет) 6 x 2.0 (2 разъёма на задней панели) |
Serial ATA | 4 x SATA 6 Гбит/с (B550) |
RAID | 0, 1, 10 |
Встроенный звук | Crystal Sound (7.1, HDA): Codec — S1220A (Realtek ALC1220) |
S/PDIF | Оптический (выход) |
Сетевые возможности | 2x Intel I225-V (2.5 Gigabit Ethernet) |
COM | 1 (внутренний) |
LED Addressable Header | 2x Gen 2 |
LED RGB Header | 2 |
TPM | 1x SPI (14 pin) |
UEFI | UEFI AMI BIOS, 256 Mb Flash ROM (25Q256JWEQ) |
Форм-фактор | ATX |
Размеры, мм | 305 x 244 |
Дополнительные возможности | Armoury Crate, Aura Sync, DisplayPort Input, Fan Xpert 4, Q-LED (CPU, DRAM, VGA, Boot Device LED), M.2 Q-Latch, Thermal sensor connector, USB BIOS Flashback; поддержка: AMD 3-Way CrossFireX, Control Center Express, ProArt Creator Hub, Two-Way AI Noise Cancelation |
Цена в рознице | 7999 грн |
Поддержка всего четырёх SATA не ставит их доступность под сомнение, как это бывает на прочих продуктах с бо́льшим числом таких выходов, когда ограниченность ресурсов AMD B550 даёт о себе знать. Вопросы будут с доступностью нижних слотов PCI-E, о чём мы поговорим чуть позже.
Упаковка и комплектация
Размеры коробки и внутреннее содержимое ничем не выдаёт в себе некий особый продукт. Броские ярлыки спереди скорее отображают возможности чипсета B550, чем самого изделия.
Фото продукта и достаточно информативное описание характеристик находятся сзади. Ещё тут подчеркнули наличие двух скоростных проводных сетевых интерфейсов от Intel и поддержку ASUS Control Center Express (ACCE).
Комплектация нарочито строгая и скромная:
- руководство пользователя (на английском языке);
- купон с кодом регистрации для ASUS Control Center Express (приложение для администрирования);
- диск с драйверами и фирменным ПО;
- две резиновые прокладки под накопители M.2 с клейкой основой;
- два кабеля SATA 6Gb/s, один из которых с Г-образным разъёмом на одном из концов;
- кабель типа «DisplayPort to DisplayPort».
Внешний вид
Как мы помним, ни про каких оверклокеров и энтузиастов-геймеров создатели серии не заикались, потому тут нет ни кнопок, ни переключателей, ни площадок по замеру системных напряжений, как и прочих излишеств, нет даже индикатора кодов POST. Размеры совпадают с пониманием классического изделия формата ATX.
Все радиаторы и добавочные конструкции используют для крепления винты либо саморезы.
Как мы знаем, нрав кристалла AMD B550 весьма умерен, и потому уместность пластиковой декоративной накладки поверх ребристого радиатора для хаба оставили на усмотрение владельца, позволив демонтаж посредством простой крестовой отвёртки, но сразу скажу, что всё можно оставлять как есть и переживать о температуре тут не придётся.
Верхний M.2 будет обслуживаться процессором, а нижний — системной логикой.
Как сверху, так и снизу нет ограничений по длине, то есть монтировать можно самые длинные SSD типа 22110.
Нижний M.2 эксплуатирует четыре линии от чипсета, но в случае использования двух коротких классических слотов PCI-E x1, находящихся рядом, усечения до двух штук (x2) не миновать. Привлекая накопитель SATA, переживать будет не о чем.
Безотвёрточная система сборки M.2 Q-Latch поможет всем пользователям с начальными навыками.
Все четыре SATA расположены рядом, набраны они продольными гнёздами.
Забота о корпусных выходах USB привела к распайке пары контактных площадок под поколение 2.0, одной продольной для 3.2 Gen 1, она окажется аккурат под длинной ВК, а ещё имеется поддержка симметричного выхода такой же скоростной реализации. Для лучших скоростей не избежать обращения к портам на задней панели.
Четвёрка микросхем PI3EQX16021 от Diodes Incorporated обеспечит работу двух верхних армированных PCI-E x16 по схеме x8+x8, поддерживается поколение PCI-E 4.0. Нижний PCI-E x16@x4 делит ресурсы с контроллером Intel JHL8540, который помогает работе Thunderbolt 4 в лице двух портов на задней панели, то есть работать будет что-то одно. Под этот чип распаян повторитель сигналов (Redriver) DS80PCI402 от Texas Instruments.
Звуковой кодек S1220A от Realtek упрятан под экранирующий колпак, ему в работе поможет группа из шести аудиоконденсаторов. Ещё можно выделить экранирующий участок из вытравленных слоёв текстолита. Более примечательного тут нет ничего.
Провести базовую диагностику системы в случае неполадок поможет фирменный комплекс Q-LED.
Вес и массивность радиаторов на цепях питания процессора внушают уверенность. Проблем при монтаже габаритной СО воздушного типа у меня не было. Объединительная тепловая трубка отсутствует.
Инженеры не стали придумывать велосипед и воспользовались готовыми наработками в вопросе организации процессора достаточным питанием, в нашей лаборатории прямым примером послужит модель Prime X570-Pro. Итак, по схеме 4+2 фазы с привлечением переименованного контроллера ASP1106JGQW были получены 12 и 2 канала для CPU и SOC Voltage, то есть число силовых элементов в первом случае утроено. Модели сборок те же, это SiC639 от Vishay Intertechnology. Такая же идея используется в ряде плат ROG Strix на базе AMD B550. Плюсы и минусы нам уже известны — это низкий нагрев и посредственная стабилизация соответственно, останется всё лишний раз подтвердить на практике. Конденсаторов в округе стало меньше, но зато они «военного» класса надёжности, причём рассчитанные на те же пять тысяч часов работы в условиях повышенных температур.
Удивляет экономия на площади термопрокладок. Всё сделано впритык, и если на одном радиаторе контакт всё же прошёл полноценно со сборками, то во втором вышло не так красиво, лишь огромный запас мощности VRM может послужить оправданию такой политики. Однако, как это уже нередко бывает, перфекционисты тут смогут своими силами улучшить положение вещей вплоть до идеального. Нарекания к охладителям чипсета и под изделия формата M.2 отсутствуют.
Наполнение и оформление легенды на задней панели на редкость лаконичны и понятны. Выходов много и они самые разные. Конечно, трудно не заметить отсутствие предустановленного адаптера беспроводных сетей, но всё в угоду появления второго скоростного под проводные подключения. Дополнительно отмечу, что DP здесь работает исключительно на вход, из-за чего рядом и была добавлена надпись «IN». Соответствующий кабель есть в комплекте.
Возможности UEFI
Посредством EzFlash я интегрировал актуальную прошивку в ПЗУ платы.
Базовый режим настроек называется Ez Mode, интерфейс аналогичен продуктам из серий Prime и TUF Gaming. Констатируем наличие семи независимых таходатчиков, рядом с показаниями находится кнопка QFan Control для перехода в окно упрощённой наладки работы охлаждающий устройств. Ещё тут можно скорректировать дату и время, приоритет загрузочных устройств, активировать XMP (D.O.C.P.).
Первый раздел расширенного отображения настроек Advanced Mode называется My Favorites, его наполнение можно менять по своему усмотрению, что будет полезно для затяжных экспериментов с оверклокингом.
Говоря о структуре Ai Tweaker, то формат и число переменных здесь скорее соответствует платам из серий ROG, одним из главных преимуществ на фоне более простых изделий является наличие двух сценариев фирменного разгона TPU.
Базовую частоту можно менять с небольшим шагом в обе стороны.
PBO имеет собственный подраздел.
То же относится и к DRAM Timing Control.
DIGI+ VRM уступает в наполнении старшим изделиям, оно роднит ProArt B550-Creator с платами TUF Gaming.
Подраздел Tweaker’s Paradise и вовсе отсутствует. Под различные эксперименты есть немалый запас в пределах установок напряжений.
Для улучшения восприятия информации ключевые переменные и шаг их изменений собраны в общей таблице.
Параметр | Диапазон регулировки | Шаг |
---|---|---|
BCLK Frequency (МГц) | 96–118 | 0,0625 |
CPU Core Ratio (Multiplier) | 28–63,75 | 0,25 |
VDDCR CPU Load Line Calibration | Auto/Level1…5 | 1 |
VDDCR CPU Current Capability (%) | Auto/100…130 | 10 |
VDDCR CPU Voltage Override (В) | 0,75–2,00 | 0,00625 |
VDDCR CPU Voltage Offset (В) | –0,4…+0,5 | 0,00625 |
VDDCR SOC Load Line Calibration | Auto/Level1…5 | 1 |
VDDCR SOC Current Capability (%) | Auto/100…130 | 10 |
VDDCR SOC Voltage Override (В) | 0,75–1,80 | 0,00625 |
VDDCR SOC Voltage Offset (В) | –0,4…+0,5 | 0,00625 |
FCLK Frequency (МГц) | 800–1333 1366–2500 2550–3000 |
133,33 33,33 50 |
Memory Frequency (МГц) | 1600–2666 2733–5000 5100–8000 |
266,7 66,7 100 |
DRAM Voltage (B) | 1,2–1,8 | 0,005 |
CPU 1.80V Voltage (В) | 1,8–2,2 | 0,005 |
1.05V SB Voltage (В) | 1,05–1,10 | 0,05 |
2.5V SB Voltage (В) | 2,5–2,55 | 0,05 |
Подстройка узлов, напрямую не связанных с разгоном, традиционно возможна в рубрике Advanced.
Также сюда попали подразделы AMD PBS, AMD Overclocking и AMD CBS. Во втором можно будет отыскать Curve Optimizer.
Продолжая проводить параллели среди семейств материнских плат ASUS, содержание страницы Monitor указывает на родство с сериями ROG. Тут есть пять температурных отметок, T_Sensor отвечает за данные с внешнего датчика. Четыре из них могут стать опорной температурой в составе алгоритма управления систем охлаждения. Для тех есть шесть независимых сценариев, то есть процессорные площадки имеют единый механизм. Везде допускается выбор метода замедления крыльчаток — DC либо PWM. Тут же предусмотрен калибровочный мастер Qfan Tuning, определяющий минимальный рабочий порог на каждом устройстве.
Нарастить или уменьшить цифру POST Delay Time можно в разделе Boot. Fast Boot был активным, но следует быть готовым к достаточно длительной процедуре опроса оборудования даже с ним.
Наличие вариаций Flexkey в рубрике Tool снова говорит нам о высоком статусе изделия. Перечень фирменных инструментов богат, но все они уже знакомы нам по обзорам прочих продуктов от ASUS.
В целом, наполнение UEFI инструментами походит больше на старшие продукты компании, есть условности с VRM, но памятуя об его схеме, тут нечему удивляться.
Комплектное ПО
Отсутствие игровой привязки в серии ProArt напрямую сказалось на комплекте поставляемого ПО. Так, здесь не найти вообще ничего для Звуковой подсистемы, в то же время есть особая утилита для Сетевой среды, которую дальше и рассмотрим.
Программное обеспечение | |
---|---|
Фирменное | AI Suite 3 (Ai Charger, Dual Intelligent Processors 5, EZ Update, PC Cleaner, System Information), Armoury Crate, MyASUS, ProArt Creator Hub Toolkit |
Сетевое | CreationFirst |
Дополнительное | DAEMON Tools (freeware), WinRAR (пробная версия на 40 дней) |
Armoury Crate является основным центром для взаимодействия с устройством, включая поставляемые утилиты вместе с ним. Установить и удалить его можно в любой момент, однако с начальными настройками каждый пользователь получит предложение к установке буквально после первого входа на Рабочий Стол Windows 10.
Первая новация — это приглашение ко входу в учётную запись при первом открытии, прежде такого не было. Обновление компонентов прошло гладко.
Ещё появилась стартовая страница, где наконец видны системные величины без нужды устанавливать Ai Suite. Заявлена также быстрая смена профилей работы СО, тех, что доступны сразу в UEFI. Все отображаемые данные были истинными.
Среди «талантов» рассматриваемого изделия особо отмечать нечего. Шумокомпенсация нуждается в драйвере. Прочие настройки относятся к площадкам для светодиодного оборудования, а страницы для наладки схем тут нет за неимением таких элементов в составе самой модели.
Общая наладка подсветки объединена составляющей комплекса Aura Sync. Список компонентов единой схемы можно установить самостоятельно. Эффектов то же число, что и на других устройствах производителя.
Для составления своего сценария мерцания доступен отдельно устанавливаемый инструмент Aura Creator.
Игровая Библиотека необходима для упорядочивания списка игр и применения к нужным уже созданных профилей с настройками Armoury Crate.
Собственно, настройки профилей проводятся в следующем разделе. В нашем случае здесь имеется установка уровня громкости и схемы иллюминации, но с расширением числа фирменного оборудования возможности будут расширяться, главным образом, за счёт добавления наладки работы клавиатуры и / или мыши.
Раздел «Инструменты» поможет загрузить и инсталлировать или обновить драйверы и / или программы. Для этих целей есть два независимых мастера, некоторые утилиты устанавливаются отдельно, вероятно, из-за строгости их EULA.
Далее идут Специальные Предложения с некими скидками на игры, FAQ, новостная страница производителя. Для входа в учётную запись уготован отдельный экран. Наконец, в Настройках можно увидеть сведения о всех модулях ПО и обновить их, в случае необходимости. Также допускается смена темы оформления, выбор будет из трёх вариантов.
Далее последуют скриншоты, отображающие ход обновления и установки ПО из дополнительного источника, ним выступил Microsoft Store. Всё прошло гладко, никаких проблем.
Стал активным компонент по интеллектуальному шумоподавлению, и, наконец, финальный вариант внешнего вида главного окна.
Мониторинг в Ai Suite 3 отобразил всё то, что уже было в UEFI, а также показания с видеокарты серии ROG Strix. Во главе комплекса находится мастер по настройке системы DIP5, свойственный продуктам верхнего эшелона.
Каждый из компонентов среды доступен для индивидуальных воздействий.
Функциональное наполнение утилит традиционное.
Fan Xpert 4 способен вплести в алгоритм управления системными охладителями температуру видеокарты, чем нарастит число доступных источников на один, доведя его до пяти. Как и всегда, больше трёх за раз выбирать нельзя.
Нигде, даже в стороннем ПО, нет сведений о напряжении DRAM и температуре VRM. AIDA64 прямо указывает на родство плат ProArt и ROG Strix в случае использования AMD B550.
Отсутствие всяческих бонусов для Звука превращает Realtek Audio Control в главный и единый центр управления звучанием в системе. Здесь можно найти работающие профили предусиления выходного сигнала и смену типа оборудования, подключённого к задней панели. Все шаги будут давать эффект. Последний особенно поможет при желании использовать функцию объёмного звучания. Модификация восприятия возможна с привлечением фирменных наработок от Realtek, издавна известных всем пользователям их кодеков и, соответственно, среды для работы с их наладкой.
Достаточно сложно найти прямой аналог рассматриваемой плате среди прежних наших обзоров. Пожалуй, тут весомый отпечаток накладывает отсутствие ОУ и / или выделенного ЦАП. Таким образом, характер звучания можно приравнять к мониторному. Звуки во всех диапазонах присутствуют, ничего не преобладает над чем-то другим, всё достаточно спокойно, ровно и оттого слегка сухо. Тем самым, любители сочного мидбаса, режущих (кристальных) ВЧ и других акцентов будут вынуждены использовать эквалайзер или какие-то готовые схемы из арсенала фирменного комплекса для доведения контента до необходимого уровня принятия. В целом, мне тут не на что жаловаться, сцена выстраивается отличная, потому даже в играх проблемы с позиционированием вряд ли появятся, всё же один из старших кодеков производителя здесь смог проявить себя с хорошей стороны.
CreationFirst весьма сильно похож на GameFirst VI, находящийся в комплекте игровых плат ROG. Суть всё та же — приоритезация сетевого трафика. Изначально активирован автоматический профиль для системы, под цели разного рода его можно переключить на другую заготовку, либо нужному приложению повысить или снизить тот самый приоритет доступа к интерфейсам вручную.
Ещё один новый инструмент для обзоров в нашей лаборатории — Creator Hub. Выделю богатство локализаций — есть украинский и ряд других языков, помимо английского и русского.
После хода всех инсталляций перед нами будет среда WorkSmart для организации приоритета на этот раз уже системных ресурсов для ряда выбранного ПО. Кроме этого, участвовать в схемах сможет линейка фирменных мониторов. Больше информации есть на официальной промо-странице ASUS.
И последнее ПО, о котором стоит вспомнить, это сравнительно новый комплекс MyASUS, сегодня интеграция в систему прошла автоматически, но всё основывается, главным образом, на установках в UEFI. О возможностях совсем недавно мы говорили в обзоре ASUS ROG Strix B560-A Gaming WiFi.
Используются два идентичных сетевых адаптера, детальная информация о них есть на снимках экрана ниже.
Тестовый стенд
В состав открытого стенда вошли:
- процессор: AMD Ryzen 9 5900X (3,7 ГГц);
- кулер: Noctua NH-U14S;
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
- память: Kingston HyperX Fury RGB HX434C16FB3AK2/16 (2x8 ГБ, 3466 МГц, 16-18-18-36-2T, 1,35 В, Samsung B-die);
- вентилятор: Cryorig XF140;
- видеокарта: ASUS ROG-STRIX-GTX1660S-O6G-Gaming (Performance mode);
- накопитель: Silicon Power Slim S55 (240 ГБ, SATA 6 Гбит/с, AHCI mode);
- блок питания: SilverStone SST-ST65F-PT (650 Вт) + дополнительный процессорный кабель питания;
- операционная система: Windows 10 Pro x64 (10.0.19043.1023), AMD Ryzen Master 2.6.2.1818;
- драйверы: AMD Chipset Drivers 2.7.25.506, GeForce 460.89.
Все эксперименты проводились с прошивкой 2401 (AMD AGESA ComboAM4v2PI 1.2.0.3A). Тест кадровой частоты FPS Benchmark в CS:GO запускался со следующими настройками — 1, 2.
Разгонный потенциал
Штатные настройки:
Разительно иного поведения процессора по сравнению с выступлениями при участии ASUS ROG Crosshair VIII Dark Hero не было. Выделить можно символическое отставание во многопоточном бенчмарке Cinebench R23, если начать разбираться, то в этот раз увидим сниженную усреднённую частоту на ядрах, вместе с ней также меньше и питающее напряжение ЦП. В более лёгком 7-Zip этого уже не наблюдается. Нагрузка в лице CS:GO показала равноценные цифры температур и напряжений, и всё это несмотря на приличную разницу в возрасте прошивок.
Сохраняя схожий уровень продуктивности в LinX, ProArt B550-Creator оказалась более экономичной, уровни потребления составили 39–192 Вт.
Активация XMP (D.O.C.P.) является наиболее простым и действенным способом повышения быстродействия ПК в ряде задач. Помимо очевидных шагов, которые плата отображает перед сохранением и применением новых настроек, повысится и уровень SOС Voltage — до 1,1 В. Запланированные 3466 МГц у памяти сочетались с 1,35 В.
Общий характер смены частоты ядер остался тем же. Лимиты мощности не менялись, потому улучшение общей продуктивности ПК привело к падению результатов, получаемых при расчётах в LinX, и это не является чем-то новым.
В простое потребление выросло до 54 Вт, а максимальными числами были 194 Вт.
Разгон ОЗУ проходил по наработанным прежде схемам. Для повторения успеха здесь пришлось существенно нарастить величину напряжения DRAM, что прямо указывает на невыразительную стабилизацию этого участка на плате, итог — 1,555 В, к тому же истинная картина сокрыта от пользователя, известна лишь задающая через UEFI переменная, а по факту генерироваться может и того больше. Второй нюанс, который мне бы хотелось выделить, это странная работа устройства без прямого указания FCLK. Прохождение этапа POST становится затруднительным, что проявляется в сбое на этапе инициализации DRAM, о чём сообщает индикатор жёлтого цвета. Ручная установка улучшает поведение системы, но не полностью избавляет её от этого «недуга», порой при холодном пуске требовалось принудительно отправить ПК в перезагрузку, такая операция благоволила успеху и последующее поведение системы было стабильным. Итак, ОЗУ заработала на частоте 3800 МГц, FCLK — 1900 МГц. Были вопросы и к качеству напряжения SOC, искомый уровень 1,1 вольт достигался комбинацией установки 1,1125 В и профиля LLC Level 3. Процессорный кулер переводился в режим работы на максимальных оборотах.
Дополнительное охлаждение для модулей памяти создавал вентилятор, установленный сверху над слотами, а поток от него проходил вдоль планок, доходя до ВК. Частота его вращения не превысила 950 об/мин, без него стабильности в LinX не видать. Работу в этом виде обеспечила материнская плата своими силами, я лишь указал в качестве источника наиболее стабильную температурную величину — MotherBoard.
При полном повторении установок для подсистемы памяти, выделю здесь чуть ухудшенную её латентность. CPU продолжил ускоряться до 4,9 ГГц при неизменных лимитах мощности. Чего не было прежде, так это падения продуктивности в LinX по ходу длительного забега. Здесь, очевидно, начал играть фактор тепловой мощности связки платы и процессора. Сдвинем пока анализ его работы на потом, рассуждать о качестве напряжения ОЗУ не позволяет реализация мониторинга силами тестового изделия, можно проанализировать SOC Voltage: 1,1 В фиксировался как минимальный уровень, он совпал с искомым, а максимальный виден как 1,113 В, что близко к установкам. В целом, ситуация контролируема и лучше, чем на рассмотренном прежде продукте из серии TUF Gaming.
Ограничители мощности лишний раз видны даже по пределу потребления энергии всем стендом — 197 Вт, в простое не было падения ниже 58 Вт.
Тест VRM. В этом сценарии я проверяю качество стабилизации напряжения CPU, фиксируя его уровень, прочие настройки не меняются после прошлого теста. Конечно, борьба с падением частоты также происходит за счёт фиксированного множителя на уровне x38.25. Выдающимися стабилизационные качества тут назвать крайне сложно. Комбинация установки 1,2 В и LLC Level 5 плюс задающей частоты ШИМ на максимально доступной отметке 350 кГц (влекущей к ухудшению КПД узла) привела к максимально фиксируемому уровню именно 1,2 вольт. А вот при разного рода нагрузках фиксировались падения, предельное — 1,169 В.
Избавившись от базовых лимитов (плата автоматически форсировала бо́льшие цифры), можно всем должным образом оценить наработки, реализованные в свежих прошивках — во всех тестах система получила лучшую продуктивность, даже латентность ОЗУ стала ниже! Все тезисы справедливы, конечно же, при фиксированной, невысокой и сопоставимой частоте ЦП.
Поскольку величина напряжения оказалась самой низкой именно при пиковой нагрузке, то есть в LinX, не стоит удивляться не слишком высоким 306 Вт, да и в простое всё весьма неплохо — 85 Вт. Для отображения данных о температуре VRM я использовал выносной датчик, закреплённый на тыльной стороне изделия в центре участка справа от сокета. Его данные не только здесь доступны для анализа, но в целом понятно, что о каких-то высоких температурах речь не идёт даже при фиксированном напряжении в моменты интенсивных расчётов, чему не бывать в большинстве пользовательских сценариев. Во время экспериментов температура окружающей среды равнялась 25–26 градусам.
Тестовый Ryzen 9 5900X может ускориться до 4650 МГц при использовании шести подряд проходов бенчмарка Cinebench R23 в качестве идентификатора стабильности ПК. Несомненно, напряжение потребуется выше, чем в прошлом тесте. Подбирая необходимый минимум, я остановился на 1,25 В, прочие настройки остались такими же.
Повторяя предыдущие тенденции, наибольшее снижение напряжение проявлялось с самой сложной нагрузкой: падение остановилось на 1,225 В, а верхней отметкой оказались 1,262 В, ориентируясь на данные, получаемые на самом CPU (датчик CPU VDD). Для энтузиастов, желающих выжать буквально всё из своего ЦП, реализация VRM может создать серьёзные проблемы, остальным же переживать не о чем, ведь итоговая продуктивность ПК соответствует всем ожиданиям.
Разгон базовой частоты — предельный, 118 МГц. Вспомогательные параметры UEFI: CPU Core Ratio — 28, CPU Voltage — 1,20 В, PBO — Disabled, SOC Voltage — 1,10 В, DRAM Voltage — 1,40 В. Блок DIGI+ VRM был дополнен прежде оговоренными правками, а для ОЗУ выбирались лояльные задержки.
Стабилизация системы не была самоцелью. Разгон с сохранением функционирования интерфейса SATA вышел несопоставимым с таковым на устройствах, где распаивался хаб AMD X570. Напомню, там предел близок к 100,6 МГц. Наличие небольшого шага изменения даёт все основания для принятия участия этой переменной в любых схемах оверклокинга с целью получить полную отдачу от компонентов системы — процессора и оперативной памяти, либо каких-либо других тонких экспериментов, например, с режимами PBO. Здесь мы получили ровно тот же результат, что и с ASUS TUF Gaming B550M-Plus (Wi-Fi), без сюрпризов.
Завершая собственные эксперименты, разгоним до предельной частоты наш комплект ОЗУ. Напряжение тут не менялось, оно и без того на грани разумного для воздушных экспериментов даже с учётом используемых чипов Samsung B-die. Задержки устанавливалась только основные и с солидным заделом, поскольку это экспресс-тест.
Итоговый результат — 4533 МГц. FCLK равнялся 1800 МГц, а для UCLK (контроллера памяти) активировался делитель, равный двум. Фактически, был достигнут известный предел для этого набора, полученный в его персонифицированном обзоре.
Опробуем фирменный разгон от специалистов ASUS. Готовые профили TPU в UEFI уступают интерактивному мастеру из DIP5, потому воспользуемся именно этим инструментом. Как и прежде, частота ОЗУ остаётся за кадром, потому сперва я форсировал XMP (D.O.C.P.), а затем без каких-либо модификаций выбрал вариант TPU II и отказался от наладки СО (Fan) и рубрики EPU, поскольку нас сейчас интересует только оверклокинг системы. После пристрелочных тестов и нескольких перезагрузок, результат составил 4575 МГц, профиль Электропитания в Windows поменялся на Высокую Производительность.
Как минимум множитель ЦП оказался фиксирован в UEFI, из-за таинства полей «Auto» говорить об изменениях в разделе DIGI+ VRM с уверенностью не приходится.
Предельными на процессоре стали 1,319 В, а минимальными оказались 1,2 В, это не похоже ни на базовый режим функционирования ЦП, ни на фиксированный уровень его напряжения, во всяком случае, нормально стабилизированный. Между тем, заданная частота оказалась нерушимой. Тем самым, в задачах с небольшим числом потоков сборка определённо теряет в продуктивности, а вот с максимальным числом потоков всё как раз наоборот. Способ вполне имеет право на существование, тем более в нашем наборе сценариев проблем обнаружено не было. Отмечу лишь неизменность лимитов мощности относительно базовых, что может сильно снизить продуктивность в ряде задач, также не стоит забывать о необходимости в отводе большего количества тепла от крышки CPU.
Расплата за упрощённую «автоматику» наиболее очевидна в новых границах потребления — 92–214 Вт.
Вывод
Штат сотрудников ASUS сгенерировал идею и успешно её воплотил в рассмотренной сегодня ProArt B550-Creator. Аппаратная реализация возможностей сделана с упором на многочисленные скоростные интерфейсы. Мощность преобразователя напряжений огромная. Поскольку дизайн не разрабатывался с нуля, а фактически основывался на наработках, то и проблем с разгоном памяти не оказалось, если кому-то из целевой аудитории это вообще будет интересно. Важно изначально понимать для чего и под кого продукт был создан, чтобы не придумывать минусы и затем ругать за них и плату, и всю идею. Как и в серии ROG Strix, важную часть образа будущей системы возложена на программное обеспечение. С его функционированием я проблем не выявил. Многие аспекты там необычны и непривычны, но вспоминая о сути задумки, вопросы уложатся сами собой. В то же время, следует понимать, что игровые ПК останутся безо всяких программных бонусов, что были целевой идеей при создании именно геймерских устройств. Также отмечу богатую функциональность прошивки UEFI.
Энтузиасты не получили «простую» плату, без «ненужностей», очевидно, за такими продуктами необходимо оборачиваться на серию изделий Prime. Конечно, строгость линий и отсутствие подсветки на поверхности или где-то на декоративных элементах идёт вразрез с тенденциями, но взамен предлагается то, чего у тех же плат Prime уже не найти (и не только у них). Нет сомнений, перед нами новый и самобытный продукт, стремящийся освоить новые горизонты, и лишь время покажет насколько успешным окажется эксперимент. В целом, никаких преград для приобретения подобного изделия в свой ПК нет ни для кого, включая всех тех, кому претят образы кричащих современных геймерских ПК, а себе хочется заполучить надёжного помощника «с запасом» на некое будущее, тем более тут нет недостатка в самых разных интерфейсах, фактически, представлены буквально все распространённые их типы.