Интерес к сборке компактных систем из года в год не сбавляет обороты. Помышляя о платформе с включением процессоров Rocket Lake-S, необходимо учитывать их горячий нрав и подбирать материнскую плату, которая с ними сможет совладать. Сегодня мы познакомимся с представителем игровой серии ROG Strix, старшей у ASUS, а значит дополнений, бонусов и необычных ходов тут должно быть много. Сразу можно разглядеть, что это уже не просто плата в типичном понимании — тут спроектирован фактически «сэндвич».

Неудивительно, потому как в весьма ограниченных размерах производителю удалось реализовать поддержку фактически всех современных интерфейсов, включая Thunderbolt 4 в виде порта на задней панели. Корпусные аудиовыходы и USB разных поколений также будет куда подключить. Детали разберём ниже, а сперва оценить характеристики можно по сводной таблице:

Модель ASUS ROG STRIX Z590-I GAMING WIFI
Официальная страница продукта ROG STRIX Z590-I GAMING WIFI
Чипсет Intel Z590
Процессорный разъём Socket 1200
Процессоры Core i9, Core i7, Core i5, Core i3, Pentium Gold, Celeron (Rocket Lake-S, Comet Lake-S)
Память 2 DIMM DDR4 SDRAM, максимум 64 ГБ:
2133–3200 — JEDEC
3333–5133 — OC
Слоты PCI-E 1 x PCI Express 4.0 x16 — CPU
M.2 1 x PCI Express 4.0 x4 (Key M, 2242/2260/2280) — 11th Gen CPU
1 x PCI Express 3.0 x4, SATA 6 Гбит/с (Key M, 2242/2260/2280) — Z590
Встроенное видеоядро (в процессоре) Intel UHD 750/730/630/610
Видеоразъёмы HDMI 2.0, Thunderbolt 4 (DisplayPort 1.4)
Количество подключаемых вентиляторов 3x 4pin
Порты PS/2
Порты USB 1 x Thunderbolt 4 (1 разъём на задней панели (USB Type-C), Intel JHL8540)
1 х 3.2 Gen 2x2 (1 разъём на задней панели (Type-C), Z590)
2 х 3.2 Gen 2 (1 разъём на задней панели, Z590)
3 х 3.2 Gen 1 (1 разъём на задней панели, Z590)
6 x 2.0 (4 разъёма на задней панели, Z590)
Serial ATA 4 x SATA 6 Гбит/с (Z590)
RAID 0, 1, 5, 10 (SATA, Z590)
Встроенный звук SupremeFX (7.1, HDA):
Codec — Realtek ALC4080
Amp — Savitech SV3H712
S/PDIF
Сетевые возможности Intel I225-V (2.5 Gigabit Ethernet)
Intel Wi-Fi 6E AX210 (Wi-Fi 2.4/5/6GHz (802.11a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.2)
COM
LED Addressable Header 1x Gen 2
LED RGB Header 1
TPM
UEFI UEFI AMI BIOS, 256 Mb Flash ROM (25Q256JVEQ)
Форм-фактор Mini-ITX
Размеры, мм 170 x 170
Дополнительные возможности Armoury Crate, ASUS HYDRANODE, Aura Sync, Fan Xpert 4, FlexKey, Q-LED (CPU, DRAM, VGA, Boot Device LED), Thermal sensor connector, кнопки: BIOS Flashback; контактные пары: Clear CMOS; комплектация: внешняя антенна Wi-Fi; поддержка: Sonic Studio III, Sonic Radar III, DTS Sound Unbound, Two-Way AI Noise Cancelation
Цена в рознице 10543 грн

Упаковка и комплектация

Коробка обладает уменьшенными длиной и шириной, тогда как её высота намного больше, чем у привычных упаковок от материнских плат. Картон плотный, и переживать о содержимом не приходится.

Из картинок на обратной стороне можно узнать о наличии в комплекте поставки новой для ASUS антенны, а также о вентиляторе в недрах подсистемы питания ЦП. Радиатор на M.2 заявлен как тройной, увидим всё чуть позже.

Комплектация:

  • руководство пользователя (на английском языке);
  • краткое многоязычное руководство пользователя по сборке ПК;
  • дополнительный буклет с информацией о необходимости соблюдения ряда мер безопасности при сборке и эксплуатации системы;
  • комплект наклеек с различными изображениями серии ROG Strix, в том числе и для кабелей;
  • диск с драйверами и фирменным ПО;
  • приветственная брошюра владельца устройства ROG;
  • тканевый брелок с логотипом ROG;
  • крепёжный винт и стойка для устройств формата M.2 — два комплекта;
  • четыре кабеля SATA 6Gb/s, два из которых с Г-образным разъёмом на одном из концов;
  • семь нейлоновых стяжек;
  • ROG USB-разветвитель для площадки поколения 2.0;
  • переходник-удлинитель для удобного подключения корпусных разъёмов ASUS Q-Connector;
  • выносная антенна с возможностью фиксации в различных положениях, в прорезиненной на дне основе встроен магнит с приличным эффектом притяжения.

Внешний вид

Расположение элементов и контактных площадок экстремально близкое друг к другу. Вместе с тем, запас для установки ВК с задней усилительной пластиной оставили нормальный, никаких конфликтов при сборке стенда не произошло. Жертвой плотности монтажа стали четыре светодиода из комплекса Q-LED, которые распаяны между слотом памяти и гнездом питания. Благо, светятся они достаточно ярко для того, чтобы не приходилось прицеливать взгляд точно на них, а ещё помогает то, что все имеют разный цвет.

Количество элементов сзади тоже огромно. Следует проявить бдительность при подборе системы охлаждения, в особенности тут я хочу акцентировать внимание на задней пластине от неё. Места для литых металлических фактически и нет. С пластиковой рамкой от стендовой AIO, слегка возвышающейся над поверхностью, всё было нормально.

Светящееся лого серии интегрировано в состав (верхнего) радиатора M.2, ещё на плате есть две разнотипных площадки для стороннего оборудования.

Итак, верхний радиатор снимается достаточно несложно. Для установки же двух SSD инструкция в руководстве насчитывает 25 шагов!

Второй сверху радиатор выступает основой для накопителя первого по счёту M.2, то есть связанного с сокетом ЦП, соответственно, самые скоростные линии PCI-E поддерживаются именно здесь и только они, SATA-линии есть только на втором M.2, нижнем.

Для второго накопителя заготовлен лишь радиатор, крепящийся поверх устройства. Конечно, сперва его также придётся демонтировать. Рядом на платке участливо проработана легенда.

Итак, первый и третий радиаторы, иными словами, те, что крепятся поверх SSD, выглядят следующим образом:

Везде предустановлены термопрокладки.

На самом дне платы находится ещё один радиатор, и он охлаждает не только лишь хаб. Посмотрим на него чуть позже. Словом, вниз устанавливать горячий накопитель я бы не рекомендовал, хотя туда завели и линии SATA, и PCI-E 3.0 (от Intel Z590). Четыре классических поперечных гнезда SATA расположились у правого нижнего угла.

Кроме накопителя, к небольшой платке подключается корпусной кабель USB 2.0, аудиокабель (кодек распаян тут же), системный вентилятор и кабель от добавочного светодиодного оборудования. Всё это будет работать и благодаря шлейфу, который можно рассмотреть на снимке. В самом углу платы — пара контактных площадок, одна — для термопары (в комплекте поставки её нет), а вторая — под сброс настроек CMOS. Прямо сказать, это место — не из лучших, а значит наличие функции FlexKey тут будет как нельзя кстати.

Площадки под кабели USB современных поколений, более чувствительных к скорости, расположились у правой грани, в этом также есть дополнительный резон, поскольку и кабели, подключаемые сюда, обычно куда более жёсткие и неудобные для укладки в корпусе. Под кнопки и сигнальные светодиоды на корпусе в комплекте есть дополнительный удлинитель. Остальные площадки можно отыскать вдоль верхней грани платы.

Радиаторы невысокие, однако проблемы могут подстерегать пользователя со свободным местом вокруг сокета, особенно если говорить о каких-то универсальных СО. При работе с AIO проблемы при монтаже отсутствовали.

Плотность размещения элементов на плате запредельная. Рядом с чипом Z590 находится участок подсистемы питания процессора, а именно формирование напряжений IO и IO 2. Рядышком — танталовые конденсаторы. Уже на традиционных местах найдём одну сборку под SA Voltage, восемь — для CPU Voltage и ещё две — под нужды iGPU. В этот раз в ASUS не перемаркировали ШИМ-контроллер и мы видим Intersil ISL69269. Модели всех сборок ровно те же, что и в составе ASUS ROG Maximus XIII Hero, отличается лишь их число: три Texas Instruments 59880 и восемь Texas Instruments 95410RR. По всей видимости, речь идёт об истинных восьми «фазах» для CPU Voltage. Используется комбинация из твердотельных конденсаторов «военного» класса надёжности и большого числа танталовых, распаянных с обеих сторон платы.

Посредством термопрокладок тепло отводится как от силовых элементов, так и от дросселей. Вопросов к их размерам нет, как и к качеству прижима в каждом из случаев. Тепловая трубка соединяет меньший радиатор и остальную, фактически, часть платы, которая служит уже как радиатором, так и козырьком над портами ввода-вывода задней панели.

Вентилятор обладает четырёхпроводным подключением, а значит его обороты можно будет отслеживать во всём диапазоне вращения. Крепится он на своеобразный гребешок, который не сказать, что играет какую-то основную роль во всей структуре радиатора. По ходу знакомства с устройством изучим этот узел предметнее.

Три позолоченных аудиовыхода будут подсвечиваться цветами, привычными для этих целей. Вспомогательных кнопок нет, но стоит выделить вариативную FlexKey, то есть корпусная Reset сможет выполнять другие задачи, в зависимости от настроек UEFI и пожеланий пользователя. Остальной набор интерфейсов современен и вполне достаточен для сборок с мультимедийным и игровым уклоном.

Возможности UEFI

Рассмотрим возможности финальной сборки 0903, интегрировав её посредством EZ Flash.

В этот раз процессы шли необычайно долго, потому как требовалось обновление для ряда составляющих, все стадии сопровождаются понятными надписями на экране. А уже для ME процедура происходит посредством фирменной утилиты из среды Windows 10 при непосредственном участии пользователя.

EZ Mode — режим для работы с устройством для пользователей с начальными знаниями.

Здесь получится установить актуальные дату и время, разобраться с приоритетом загрузочных дисков. Также в один клик доступна активация XMP для памяти.

Хорошая новость — штатным вентилятором на VRM можно управлять вручную, для него уже предусмотрено несколько профилей.

Advanced Mode предложит полную гамму настроек UEFI. Первый раздел с именем My Favorites формируется пользователем по его личным предпочтениям. Учитывая огромное число вкладок и подпунктов, его наличие является весьма нелишним для тех, кто собирается проводить затяжные эксперименты.

Ai Tweaker буквально пестрит настройками. Чего здесь только нет, ни разу не вспоминаешь про компактность платы, глядя на полный перечень.

XMP I активирует только основной набор задержек, а XMP II пригодится для высокоуровневых наборов, где уже подобраны и другие — вторичные или даже третичные. Базовую частоту можно будет менять в обе стороны от привычных 100 МГц. ASUS MCE был активен, а значит стоковые лимиты для нашего Core i5-11600K убраны сразу «из коробки».

Для корректировки функционирования ЦП при работе с векторными инструкциями предусмотрен отдельный раздел.

Видоизменить частоту процессора можно двумя способами, либо предоставить всё фирменному разгонному комплексу мер AI Optimized. Ещё возможна работа с каждым ядром индивидуально, чего нет в ряде других семейств материнских плат.

Выбор частоты памяти фактически ничем не ограничен. Серым цветом отмечены цифры, относящиеся к схеме BCLK:DRAM, обозначенной как 100:100, тогда как белые означают вариант 100:133, что я также вижу впервые.

Для установки задержек и других переменных DRAM есть множество пунктов меню и подразделов.

Проработка настроек стабилизатора питания, как это и подобает, соответствует продукту высокого класса. Пунктов — огромное количество.

Править лимиты потребления можно в отдельной рубрике.

Для CPU с поддержкой Thermal Velocity Boost заготовлена ещё одна отдельная вкладка.

Продолжаем, правка кривой Voltage/Frequency возможна на ещё одной дополнительной странице.

Теперь уже наличие Tweaker’s Paradise не кажется чем-то удивительным — «просто» ещё одна дополнительная возможность устройства.

Всё? Нет! Для фирменного разгонного сценария имеем ещё одну страницу — AI Features.

Три способа для смены процессорного напряжения. Пределы очень смелые как для компактной платы, а шаг фактически минимальный из возможных.

Вообще, для всех напряжений никаких искусственных ограничений нет. Для iGPU и SA тоже можно выбрать не только лишь фиксированный уровень, очевидно всё основано на обширных возможностях стабилизатора и его ШИМ-контроллера.

Ключевые переменные, их пределы и шаг изменения величин собраны в таблице ниже.

Параметр Диапазон регулировки Шаг
BCLK Frequency (МГц) 98–538 0,1
CPU Core Ratio (Multiplier) 8–120 1
CPU Load-line Calibration Auto/Level1…8 1
CPU Current Capability (%) Auto/100…140 10
CPU Core Voltage Override (В) 0,7–1,7 0,001
CPU Core Voltage Offset (В) (+/–) 0,005–0,635 0,005
CPU Cache Ratio (Multiplier) 8–85 1
DRAM Frequency (МГц) 800–6400
800–8533
100
133
DRAM Voltage (B) 1,0–2,0 0,00625
VCCSA Load-line Calibration Auto/Level1…3 1
CPU VCCSA Voltage Override (В) 0,7–1,8 0,001
CPU System Agent Voltage Offset (В) 0,001–0,999 0,001
CPU VCCIO Voltage (В) 0,9–1,8 0,01
VCCIO Mem OC Voltage (В) 0,9–1,6 0,01
PCH VCCIN 1.8V 1,8–2,3 0,01
Max. CPU Graphics Ratio (Multiplier) 1(by CPU)–42 1
CPU Graphics Load-line Calibration Auto/Level1…8 1
CPU Graphics Current Capability (%) Auto/100/140
CPU Graphics Voltage Override (В) 0,7–1,7 0,001
CPU Graphics Voltage Offset (В) (+/–) 0,005–0,635 0,005

Advanced — рубрика для подстройки работы других компонентов.

Раздельное отключение LED lighting для режимов бодрствования и ожидания системы находится в подразделе Onboard Devices Configuration.

Для наблюдения доступно большое число величин, куда входит и температура VRM.

Наполнение Q-Fan Configuration ещё богаче, чем прежде, хотя площадок на плате никак не много. Венчает всё лаконичный пункт AI Cooling, когда все процессы можно отдать на откуп самой плате. Q-Fan Tuning проведёт калибровку вентиляторов с целью поиска их минимально рабочего предела. Ещё одна любопытная новинка — HYDRANODE. Из названия уже можно догадаться, что к одной площадке можно будет приладить несколько устройств. Тут не всё просто и нужны особые, идея заключается в подключении нескольких штук (скажем, трёх — от AIO) к одной площадке на плате. Тут она обозначена как CHA_FANP. Решение позволит контролировать в последствии работу каждого по его таходатчику без каких-то усилий со стороны пользователя. Такие продукты уже начали появляться в рыночном сегменте вентиляторов. Прочий функционал также полон. На каждой из трёх площадок допускается смена типа управления скоростью — DC / PWM Mode. Есть готовые профили, но можно составить и свой, индивидуальный сценарий. У корпусного (других дополнительных) вентилятора(-ов) в качестве основы работы алгоритма замедления здесь доступны все температурные сенсоры, включая VRM.

С базовыми настройками скорость опроса оборудования при старте системы близка к мгновенной, однако при разгоне всё усугубляется количеством проведённых правок. Особо задумчивой плата становится при глубокой работе с параметрами DRAM. Активировать CSM при работе с iGPU невозможно.

Обширен набор вспомогательных инструментов. Особо хочу выделить наличие Flexkey — функциональность контактной пары Reset на плате может быть изменена в пользу переключателя подсветки или активатора входа в меню UEFI после старта системы.

В состав прошивки интегрирована тестовая среда MemTest86 с отдельным пользовательским интерфейсом.

Отобразить перед сохранением новые настройки могут уже многие платы, а вот показать прошлые — далеко не все, такой инструмент может оказаться полезен тем, кто экспериментирует с системными настройками близко к предельным возможностям компонентов.

Как мы убедились, наполнение UEFI настройками более, чем обширное. Производителя и саму модель не в чем упрекнуть.

Комплектное ПО

Вместе с платой пользователь получает всеохватывающий набор ПО, разбор всех программ мы проводили недавно в обзоре ASUS ROG Strix B560-A Gaming WiFi, сегодня сконцентрируемся на отличиях и особенностях. Потому призываю для создания полного образа изучить наши прошлые обзоры.

  Программное обеспечение
Фирменное AI Suite 3 (Dual Intelligent Processors 5, EZ Update, PC Cleaner, System Information), Armoury Crate, MyASUS, RAMCache III
Звуковое Sonic Radar III, Sonic Studio III, DTS Sound Unbound
Сетевое GameFirst VI, Overwolf (freeware)
Дополнительное AIDA64 Extreme (подписка на 60 дней), ROG CPU-Z (freeware), WinRAR (пробная версия на 40 дней)

Armoury Crate самостоятельно не инсталлируется, а показывает призыв выполнить процесс сразу после первой загрузки на Рабочий Стол Windows 10.

Впоследствии нет проблем найти инсталлятор самому на странице поддержки продукта.

Установка и запуск прошли без эксцессов.

Разумно сразу переместиться к вкладке «Драйвер» в рубрике «Инструменты» и провести пакетную установку всего требующегося для системы. Компонент среды AI Noise Cancelation находится уже в Утилитах, его пример будет наглядным как всё происходит.

Для самого комплекса и его модулей также выходят обновления; на примере Memory я убедился в том, что проблем с этим также нет.

На главную страницу вывели справочную информацию о различных узлах ПК и часть функций самой среды.

Индивидуальные настройки платы сводятся к отладке светодиодного оборудования — внешнего, а также тех элементов, что находятся на ней самой.

Aura Sync организовывает работу подсветки для всего парка поддерживаемых комплексом изделий. В этот раз нет ничего нового и интересного, относительно прошлых знакомств.

Работа с профилями, применение их для игр, поиск интересных предложений, доступ к FAQ — всё как и всегда.

В настройках есть три темы оформления для интерфейса Armoury Crate.

Ai Suite 3 снабжён мастером DIP5 по организации работы всей системы. Здесь доступны все те же переменные, что и в UEFI, а ещё добавились сведения с видеокарты производства ASUS, включённой в состав нашего стенда.

Кроме мастера, можно использовать индивидуально каждый из компонентов среды в любой момент времени.

Набор скриншотов для них предоставлен ниже.

В нашем стенде не было вентиляторов Hydranode, потому отобразить работу ПО с ними возможности нет, зато могу показать, как температура видеокарты здесь может стать одной из трёх или даже единственной для роли опорной в алгоритме замедления корпусного вентилятора. А ещё мы узнали, как охладитель VRM способен ускоряться до внушительных десяти тысяч оборотов в минуту.

AIDA64 готова к считыванию различных показаний с датчиков устройства.

RAMCache III выступает в роли традиционного бонуса для плат из серии ROG Strix.

Среда для наладки схем работы звуковой подсистемы стилизована под цвета ROG, хотя и называется Realtek Audio Control. Здесь есть работающие профили предусиления выходного сигнала, а также возможность для организации многоканальных конфигураций, несмотря на три выхода сзади у платы. Для расширения числа потребуется использовать гнёзда у корпуса, в случае желания на то у пользователя системы. Традиционных инструментов для воздействия на окрас нет, поскольку поставляется дополнительное ПО под эти цели.

Поговорим о звучании без использования вспомогательных инструментов — для их деактивации достаточно единственного клика в конфигураторе. Сцена получается очень насыщенной, звуки слегка «подкрашены», но это не портит восприятия, акцент сделан на пролонгации ревербераций во всём спектре частот, из-за чего насыщенность получается максимальной, но слегка страдает панорама, впрочем, ничего критичного, выявить все источники в пространстве проблем нет никаких. Словом, все, кто предпочитает не сухую монотонность, а выбирают яркие акценты и полное погружение в материал, судя по всему, окажутся довольными.

Игровая специализация серии ведёт к наличию Sonic Studio III. Здесь можно воспользоваться готовыми схемами функционирования звуковой подсистемы, а также провести ряд правок. Всё будет заметно сказываться на звуке и его подаче. Не остался без внимания и Микрофон, который всё чаще используется не только как аксессуар для игр.

В наличии есть и Sonic Radar III.

А ещё каждый пользователь получает в подарок лицензионную копию DTS Sound Unbound. Насколько я понял, активный статус окно DTS Headphone:X получит исключительно при подключении наушников к корпусному гнезду.

Сетевая подсистема дополнена фирменным бонусом в виде GameFirst VI.

Главная функция — приоритеты для приложений, запрашивающих доступ к Сети. Поддерживаются оба типа подключений — проводное и беспроводное.

Детальные сведения о моделях контроллеров находятся ниже.

Сопровождение на программном уровне оказалось выполненным на ожидаемо высоком уровне. Оболочек, сред и отдельных утилит действительно много, для самых разных целей и аудитории, впрочем, так либо иначе, все они нацелены на энтузиастов, а не только лишь геймеров (в прямом понимании этого термина).

Тестовый стенд

В состав открытого стенда вошли:

  • процессор: Intel Core i5-11600K (3,9 ГГц);
  • AIO: NZXT Kraken X72;
  • термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
  • память: Kingston HyperX Fury RGB HX434C16FB3AK2/16 (2x8 ГБ, 3466 МГц, 16-18-18-36-2T, 1,35 В, Samsung B-die);
  • вентилятор: Nanoxia FX12-2000;
  • видеокарта: ASUS ROG-STRIX-GTX1660S-O6G-Gaming (Performance mode);
  • накопитель: Silicon Power Slim S55 (240 ГБ, SATA 6 Гбит/с, AHCI mode);
  • блок питания: SilverStone SST-ST65F-PT (650 Вт);
  • операционная система: Windows 10 Pro x64 (10.0.19043.1081);
  • драйверы: Intel Chipset Software Installation Utility (10.1.18634.8254), Intel Management Engine (2107.15.0.2173), Intel Optane Memory and Storage Management (software — 18.1.1015.0, driver — 18.31.6.1039), Intel Serial IO Driver (30.100.2042.1), GeForce 471.11.

Эксперименты проводились на прошивке 0903 (21.05.2021), обновление данных в HWiNFO64 происходило с периодичностью 500 мс (Pooling Period). Тест кадровой частоты FPS Benchmark в CS:GO запускался с такими настройками — 1, 2.

Система охлаждения

В фирменной среде управления NZXT CAM режим работы помпы устанавливался на 100% (2725 об/мин), для вентиляторов я остановился на 88% (1575 об/мин). Это не вызывало явного акустического дискомфорта рядом со стендом. Форсаж настроек происходил сразу по загрузке ОС, после чего NZXT CAM закрывался (выгружался), чтобы исключить влияние на загрузку ядер CPU и опрос датчиков другими утилитами. ПО HWiNFO64 корректно взаимодействовало с доступными переменными у AIO, отображая все текущие значения физических величин.

Разгонный потенциал

Один тестовый поток в бенчмарке 7-Zip способен ускорить любое из ядер Core i5-11600K до 4,9 ГГц, а частота Uncore была равна 4 ГГц.

Уже на двух потоках множитель CPU падает до x46, на кольцевой шине наблюдались как x40, так и x38.

С четырьмя потоками всё окончательно стабилизируется на отметках x46 и x38 соответственно.

Штатные настройки имели следующий вид:

Выделяется невысокий уровень LLC вместе с фактически деактивированными лимитами мощности, всё это позволяет преодолеть базовый набор наших тестов безо всяких замечаний вроде высокого напряжения на ядрах и перегрева оттого процессора либо стабилизатора, там не было и речи об активации вентилятора.

В десятиминутных отрезках «прогревочных» тестов вентилятор уже давал о себе знать, но лишь отметками в ПО. На общем шуме системы его работу выявить было невозможно, то есть до трёх тысяч оборотов с базовым профилем работы он оказался не шумнее, чем помпа в составе AIO. Удлинённый до 15 минут тест разогнал его уже до 3775 об/мин вместе с прогревом VRM до 74 °C. В таких условиях, при желании наблюдателя, выделить его работу было реальнее, но всё равно три вентилятора на радиаторе были шумнее него. CPU Package Power при этом оформил цифру в среднем 210 Вт.

Взглянем на реальные цифры потребления системы «от розетки» — они росли, соответственно, до 190, 253, 197, 254 и 284 Вт. Простой системы характеризовался падением до 47 Вт.

Ускорим память активацией XMP. Помимо роста частоты, повышаются и напряжения. На модулях будет теперь 1,361 В, IO 2 — 1,28 В, SA — 1,136 В. У схемы работы ЦП видимых в UEFI изменений нет: как было всё отвязано от лимитов, так оно и осталось.

Разительного прорыва в быстродействии «считалок» не произошло, однако можно констатировать сохранение схем по установке частоты ядер ЦП при разной нагрузке, равно как и действующее напряжение не изменилось, относительно базовой схемы работы ПК.

Любопытнее посмотреть на рост потребления, вызванного улучшением продуктивности в пиковых нагрузках, особенно с привлечением векторных инструкций. Напряжение на ядрах осталось прежним, температурные изменения минимальные. Разве что стабилизатор стал прогреваться активнее, что влечёт за собой ускоренный темп работы вентилятора VRM. В абсолютных цифрах наблюдается прирост в LinX, что и должно происходить при росте частоты DRAM.

В простое потребление энергии возросло до 53 Вт, а при нагрузке пики составили 215, 269, 206, 263 и 297 Вт. В целом, изменения не слишком и заметные, тогда как в ряде сценариев прирост может быть весьма оправдан. Также справедливо и обратное утверждение — без явного прироста в отдельно взятых задачах лишние доли вольт на вспомогательных узлах ничего кроме избыточного тепла и увеличения счетов не дадут.

Переходим к экспериментам. Наш процессор умеет работать на частоте 4925 МГц в условиях испытаний шестью проходами Cinebench R23. Плата корректно работает с пониженной базовой до 98,5 МГц. Все второстепенные напряжения я фиксировал на невысоких отметках, а для ядер ЦП оказалось достаточно добавить через offset 35 мВ. LLC в автоматическом режиме переключился на Level 4, благо, здесь это отображается в явном виде. Само собой, лимиты мощности остались максимальными.

В пике напряжение повышалось до 1,483 В, о перегреве речь не шла. В целом, плата достаточно корректно себя повела на этом участке испытаний и всем, кто ценит простой подход к разгону, это должно понравиться.

Углубимся в эксперименты, добавив в перечень тестовых основной набор ПО, включая утилиты с векторными инструкциями. Высокое напряжение будет приводить к перегреву процессора, потому его уровень фиксируем (на 1,385 В), а также подбираем схему LLC. На мой взгляд, лучшую стабильность и предсказуемость ПК получил с Level 6. Таким образом удалось заставить работать Core i5-11600K на 4800 МГц. Кольцевая шина разогналась до 4,3 ГГц. Словом, всё идёт по схеме, проложенной сперва в обзоре ASRock Z590 Extreme.

Производительность системы выросла во всех многопоточных задачах, но в случае с малым числом потоков не всё так однозначно даже на фоне штатной схемы функционирования ЦП.

Сценарий формировался под прохождение LinX; с другими программами, использующими AVX-512, уже может происходить перегрев ЦП. Разброс уровня напряжения во всех тестах уложился между 1,376 В и 1,394 В, то есть целевой уровень (1,385 В) оказался где-то между этими рубежами.

Режим перегрева процессора тут не допускался, в предельном его температурном режиме замечаний к самой плате нет. Стабилизатор со своими обязанностями справился хорошо, штатный вентилятор всё же включался, но как я уже прежде писал, шум от него уловить было крайне трудно. Впрочем, откровенно говоря, выбирать подобную продукцию под длительные изнуряющие нагрузки вряд ли кто-то станет при здравом уме. Уровень потребления энергии в простое равнялся 59 Вт, а при нагрузке пики составили 282, 244 и 253 Вт.

Разгон ядер по динамической формуле частот показал стабильность при комбинации 51-50-50-48-48-48, здесь ключевым является подбор схемы питания. Напряжение устанавливалось равным 1,51 В, а его снижение было обеспечено профилем LLC Level 3. Как бы странно это не звучало, но превышение психологических 1,5 В нужно было именно для минимальных множителей, когда схема LLC отрабатывала наиболее агрессивное снижение уровня. Кольцевая работала при всё тех же 4,3 ГГц.

Подобный сценарий разгона прежде всего будет интересен для систем с динамической нагрузкой на ядра ЦП, то есть для игровых, потому с игр и начнём, где увидим искомое повышение частоты до 5,1 ГГц. Средние цифры действующих частот ядер также выросли. В целом, прирост в каждом из случаев можно охарактеризовать в 200 МГц относительно штатной частоты процессора.

В зависимости от сложности нагрузки видим разную величину напряжения ЦП, впрочем, уже под рендер цифры вряд ли можно называть разумными, тут мы лишь подтвердили способность ПК стабильно выполнять тяжёлые задачи.

Про AVX выше первой ревизии придётся позабыть, говоря о стресс-тестах, ведь перегрева с таким напряжением Core i5-11600K не избежать, когда речь пойдёт о загрузке ядер на 100 %. С более простыми сценариями система справлялась.

В простое потребление равнялось 63 Вт, а при нагрузке — 273 и 266 Вт соответственно.

Оверклокинг памяти я проводил исключительно при Gear 1. Компактность платы не стала причиной улучшения разгона нашего комплекта — в пределах адекватного напряжения на модулях частоту выше 3600 МГц покорить не вышло. Схему задержек получилось усечь до 14-13-13-28-240-1T, CL явно упирался в значение SA Voltage, тут я не хотел превышать 1,35 В, которые уже являются сильным отступлением от базового уровня. Для VCCIO Mem OC оказалось достаточно уровня 1,19 В как установки в UEFI. Кольцевая шина продолжила функционирование на частоте 4300 МГц, а для ЦП пришлось опуститься ниже проверенных 4,8 ГГц на ступеньку ниже, поскольку в ряде тестов не было стабильности, а повышать напряжение больше означало перейти в режим его перегрева.

Дополнительное охлаждение для модулей памяти создавал вентилятор, установленный сверху над слотами, а поток от него проходил вдоль планок, доходя до ВК. Частота вращения находилась в пределах 1000 об/мин.

Средними значениями напряжений стали: DRAM — 1,522 В, IO 2 — 1,222 В, SA — 1,341 В. На их стабильность жаловаться не приходится. Быть может, большая усидчивость над вторичными и третичными параметрами позволила бы улучшить результат, кто знает. Впрочем, здесь мы скорее подтвердили готовность устройства к сотрудничеству с качественными комплектами ОЗУ. И всё же я не могу не описать поведение изделия во время «переразгона» или установки каких-то «не таких» установок. Процедура POST может длиться бесконечно: тут или включается цикл старт-стоп, или же система просто зависает до стадии необходимости её полного лишения электропитания. Индикаторы Q-LED расположены не сказать что удачно, но хорошо, что они вообще есть. Всем этим я пытаюсь указать на то, что на роль мечты бенчера эта плата, мягко говоря, годится не слишком хорошо. Давно пора принять понимание серии ROG Strix именно как игровой, а не платформы под выжимку всех соков из hardware. Здесь весьма помогает функциональность по созданию и загрузке профилей с настройками из ПЗУ либо с внешнего накопителя. Так можно маленькими шажками двигаться к задуманной цели, не задумываясь о том, что все настройки придётся указывать заново после сбоя и / или очередного их сброса к начальным.

Завышенный уровень всех напряжений привёл к 69 Вт в простое, а при нагрузке пиковыми были 301 Вт. Здесь я хочу акцентировать ещё факт наличия дополнительного вентилятора в системе. Поток от него был необходим для планок памяти, но часть неизбежно досталась и радиатору VRM. Можно проследить, как температура узла не превысила 60 градусов, что в свою очередь обеспечило неподвижность штатного вентилятора даже при его штатной формуле работы, хотя нагрузка на систему в целом оказалась рекордной. Всем этим я делаю подводку к тому, что адекватно реализованная прокачка воздуха через корпус владельца ROG Strix Z590-I Gaming WiFi приведёт к полному отсутствию забот о режиме работы того вентилятора.

При разгоне базовой частоты я обычно описываю поведение платы при «нестандартных ситуациях», но об этом уже было чуть выше. Вдоволь поупражнявшись в разгоне ОЗУ, здесь я остановился на 220 МГц. К стабильности ПК на таком значении вопросов не было, равно как и была уже выполнена прежде проверка функционирования со сниженной ниже 100 МГц частотой.

Все настройки, кроме множителей, остались действующими после разгона памяти, где был создан солидный запас по ряду напряжений.

AI Optimized является единственным инструментом фирменного разгона системы от ASUS. Сразу стоит сказать о полном безучастии в этом процессе ОЗУ, поэтому об её разгоне придётся позаботиться отдельно. Чтобы лучше отследить происходящее, я форсировал процесс начала «оптимизаций» из среды Ai Suite 3.

Сразу после перезагрузки ПК схема множителей ЦП приобрела вид 49-49-49-48-48-47. Однако никаких выводов заранее делать не следует, поскольку происходит постоянный процесс «самообучения». И на него даже можно влиять через соответствующую рубрику в UEFI.

Очевидно, чем жёстче будет нагрузка, тем хуже окажется «разгон». Потому сценарий у меня заключался в пяти циклах из прохождения бенчмарка SOTTR и последующей перезагрузки ПК для проведения правок сценарием в настройках. В итоге система вышла на схему 50-50-50-48-48-47 при напряжении 1,48 В для процессора. Кое-что сразу отображается в UEFI:

Всех явных изменений при сбросе настроек проследить там не получится:

Что-то видно уже в Ai Suite 3, например, ускоренный Uncore до 4,1 ГГц (частота не фиксирована), а ещё Level 4 для LLC.

В играх отмечаем рост частот до обозначенных выше. Сделаю примечание о вентиляторе VRM. Его активность на постоянной основе обусловлена работой по автоматической схеме, полученной после калибровки изделий, которая запускалась в ходе знакомства с ПО (там рост частоты вращения запланирован уже с 40 °C на датчике).

Кроме игр, ПК без проблем преодолел все лёгкие тесты, включая шесть многопоточных проходов в бенчмарке Cinebench R23. Система работала стабильно и без перегрева узлов, поэтому такой метод разгона заслуживает на внимание любопытствующих, особенно тех, кто с разгоном ЦП знаком лишь понаслышке.

Уже после проведённых тестов и ещё одной перезагрузки верхним пределом частоты вновь стали 4,9 ГГц. На процесс «обучения» можно влиять, чем даже улучшать прежде полученный результат. Для этого уже придётся разобраться с настройками UEFI, притом именно с разделом AI Features.

Вывод

Не припомню, когда мои личные впечатления от устройства отличались настолько сильно, как в этот раз, говоря про стартовое изучение ряда возможностей на официальной странице продукта и затем уже про финальные эмоции, что сформировались по итогу личного знакомства с ним и его реальным поведением в ходе различных экспериментов. Вместо неприметной компактной платки с, должно быть, большим количеством компромиссов, я увидел способный, продуманный, отлаженный программно-аппаратный комплекс, готовый уже сегодня выполнять роль основы для мощного игрового компьютера. Конечно, для круглосуточной нагрузки в сложных задачах со старшими CPU приобретать подобное изделие — затея не самая здравая. Пожалуй, это и всё, что может не подойти взыскательному пользователю. Безусловно, стоит внимательно анализировать готовность к установке систем охлаждения, поскольку места вокруг сокета как никогда мало, однако для типичных AIO там его хватит. Мечтой оверклокера она тоже не станет, но под разовую настройку системы чего тут только нет: пунктов UEFI — пугающее число. Для пользователей с начальными знаниями производитель предлагает режим «интеллектуального разгона», который действительно работает. Впрочем, как я уже сказал, отладить систему можно будет как того пожелает душа. Функциональность на аппаратном уровне также впечатляет. Как это и бывает всегда, за продукт немассового сегмента и с нетривиальными возможностями придётся приготовить круглую сумму, но расставшись с ней, пользователь сможет получить фактически всё то же, что и от «взрослых» полноразмерных плат без каких-то серьёзных усечений. Всем, кто интересуется компактными ПК и ЦП от Intel и у кого хватит энтузиазма не только на установку Windows, я рекомендую присмотреться к ASUS ROG Strix Z590-I Gaming WiFi самым тщательным образом.

Процессор Intel Core i5-11600K предоставлен компанией АСБИС-Украина, официальным дистрибьютором Intel в Украине.