Этим обзором мы открываем цикл экспериментов по разгону модифицированного Intel Core i5-4670K: фирменный термоинтерфейс подвергся замене на более эффективный «жидкий металл». Ранее, при выполнении разгона на различных платах, мы упирались не в возможности нашего образца ЦП, а скорее в низкую эффективность теплоотвода. Максимальная частота, при которой стенд сохранял полную стабильность, составляла 4747 МГц при питающем напряжении 1,287 В. В первую очередь мы проверили, как изменилась общая картина при всех прочих равных составляющих. Как результат, полученный выигрыш составил 25 °С — впечатляющий результат! Впрочем, каждый оверклокер при выполнении таких манипуляций всю ответственность по потере гарантии и возможной последующей неработоспособности процессора возлагает на себя.
Теперь перед нами открываются новые горизонты, а покорять их начнём с проверки возможностей G1.Sniper 5 в области автоматического разгона. Для этого воспользуемся пунктом «Автоматическая Настройка» в разделе OC фирменной утилиты EasyTune. Казалось, времена подбора параметров и проверки стабильности полученной конфигурации системы в реальном времени остались в прошлом, но мы ошибались. Во время проведения таких манипуляций запускается отдельный модуль, а нам остаётся лишь следить за его действиями. После довольно длительной процедуры тестирования, которая прервалась на небывалой отметке в 5,2 ГГц, нам представили достигнутый результат в виде 5,1 ГГц и просьбой перезагрузить систему. К слову, тестирование проводилось с дискретным видеоадаптером.
После перезагрузки от волнующих ожиданий не осталось и следа, поскольку частота процессора оказалась фиксирована на отметке 4,2 ГГц. Для этого питающее напряжение при помощи метода компенсации повышалось на 0,199 В, достигая значения 1,38 В во времена интенсивной нагрузки. Ранее при таком напряжении на ЦП неизбежно бы актировался троттлинг. Да и столь существенный уровень явно излишен для частоты в 4,2 ГГц. Как бы там ни было, теперь такие параметры показали своё право на жизнь. Не была позабыта и Uncore-составляющая, частота которой повысилась до 4,0 ГГц. Для оперативной памяти утилитой был активирован XMP-профиль.
Полученный результат никак нельзя назвать удовлетворительным, поэтому мы испробовали другой механизм. Ним стала активация профиля 100% в пункте UEFI Performance Upgrade раздела Advanced Frequency Settings. Итоговая частота ЦП составила 4,7 ГГц при впечатляющем напряжении питания 1,42 В. Частота кольцевой шины уже оказалась равна привычным 4,0 ГГц, а вот к оперативной памяти был реализован особенный подход. Частота вновь составила 2133 МГц, что соответствует заложенному в профиль XMP значению, а конфигурации задержек приобрели экзотические оттенки в виде 11-14-14-36-1Т. Пожалуй, такой шаг выглядит немного спорным на фоне штатных возможностей вида 9-11-10-28-2Т. Впрочем, полученный результат оказался полностью готовым ко всяческим испытаниям, а это достойно похвалы. В этот раз производитель не стал искушать судьбу, обращаясь к Offset-методу установки напряжения, а просто фиксировал его на единой отметке. В простое итоговая частота CPU исправно снижалась.
Буквально в прошлом обзоре, роль в котором досталась ASUS H87I-Plus, мы столкнулись с небольшой проблемой — отсутствием механизмов по изменению базовой частоты, которые могут потребоваться для более тонкой настройки системы. Продукция с системной логикой Intel Z87 этого недостатка лишена, поэтому мы, как и прежде, проверили возможности платы по её увеличению. Результат оказался весьма скромным — 171,5 МГц. С более высокими значениями плата вела себя капризно, порой демонстрируя стабильность в тестах, но отказываясь после них проходить процедуру POST.
Теперь, когда мы полностью изучили все механизмы платы, позволяющие достичь максимума, приступим к его поиску — будем выяснять максимальную частоту CPU, в разумных рамках — с оглядкой на его последующую жизнеспособность. Полной стабильности удалось достичь при частоте 4,9 ГГц и напряжении питания 1,38 В. Блок Uncore функционировал на частоте, меньшей на 300 МГц, а именно 4,6 ГГц. Этот фактор также существенно влияет на стабильность системы. В простое частота ЦП исправно понижалась до 800 МГц. Помимо обычных процедур нам также пришлось немного повысить напряжение VRIN до 1,95 В. Ещё мы не отказали себе в удовольствии воспользоваться предлагаемыми точками для замера напряжений. Здесь проявились небольшие странности. Наиболее интересные напряжения — CPU, Uncore и System Agent — контролировать в простое практически невозможно. Цифровой прибор показывает хаотично меняющиеся цифры. Найденный в закромах нашей лаборатории стрелочный вольтметр кое-как позволил выяснить величину последних двух, а вот самое главное из напряжений показывало на вольтметре что угодно, но только не напряжение (опишем это как неспешно пульсирующие всплески). Однако при нагрузке всё нормализовалось, и со своей задачей цифровой мультиметр полностью справился. Но появились другие особенности — абсолютно такое же поведение продемонстрировало напряжение оперативной памяти. Так или иначе, но расширенные возможности по контролю за напряжениями позволили нам выбрать правильный режим стабилизации напряжения VRIN. С профилем High «просадки» достигали 0,02 В, находясь у нужного уровня в 1,95 В.
Последним испытанием на прочность станет разгон оперативной памяти. Доселе абсолютно всеми платами был покорён рубеж в 2666 МГц при использовании нашего стендового комплекта. Лишь для ASRock Z87 Extreme6 параметр Command Rate пришлось поднимать до 2, ведь со значением 1 плата не проходила POST. И сегодня, казалось бы, проблем быть не должно. Но раз за разом тестирование оканчивалось ошибками, и всяческие наши попытки по спасению положения оказывались тщетными. В качестве выхода из ситуации мы нашли несколько оригинальный метод — повысили множитель Strap и, тем самым, базовую частоту до 166,67 МГц. При таких условиях работа DRAM-комплекта оказалась полностью стабильна и не потребовала дополнительных манипуляций. Конфигурация задержек при этом была привычной — 11-13-12-30-1T, а напряжение питания составило 1,75 В. Быть может, благоприятному исходу поспособствовало сильно завышенное в таком режиме VCCIOA.
Тестирование аудиоподсистемы
Как мы уже отмечали в прошлом разделе по обзору ПО, утилиты производства Creative не отличаются дружелюбностью к пользователю, который хочет привнести какие-то свои изменения в режим работы или конфигурацию оборудования. Мы перепробовали множество способов и вариаций по конфигурированию входов и выходов, подключенных к Creative Sound Blaster Recon 3Di, но так и не заставили совместно работать хотя бы один выход, который должен иметь обвязку в виде предварительного (фронтальный выход) или операционного усилителей. Поэтому, как и прежде, тестирование по схеме «замыкания на себя» будет проходить, к сожалению, без участия ОУ. Впрочем, эти изделия представляют собой завершенные, самостоятельные продукты, по которым не составляет труда найти желаемую информацию.
В качестве основного инструмента мы использовали программу RMAA версии 6.2.5. Роли линейных входа и выхода составляли позолоченные разъёмы, находящиеся над S/PDIF. Они соединялись кабелем широкого мультимедийного использования Hama 78713. Все «улучшайзеры» звучания были деактивированы.
Уровень сигнала на выходе устанавливался в положение 95%, на входе — 90%. Версия используемого драйвера — 6.0.101.1013. Перед каждым из циклов тестирования режим работы линейного выхода (ЦАП) согласовывался с режимом работы линейного входа (АЦП), то есть выставленному значению 16 бит 44,1 кГц на выходе соответствовало точно такое же значение на входе.
Для сравнения мы привлечём Biostar Hi-Fi Z87X 3D. Позиционирование у такой платы схоже с нашей — звуковая подсистема на ней самая нетривиальная, а к сопровождаемому продукт ПО Creative имеет самое прямое отношение. Отметим, что во время выполнения измерений в качестве ОУ использовался OPA2134. Первые результаты говорят нам о хорошем качестве исполнения, при переходе к разрядности в 24 бит показатели немного улучшаются. Однако качественного отрыва от обыденного кодека ALC898 производства Realtek не наблюдается.
44100 Гц | Hi–Fi Z87X 3D (ALC898) 16 бит | Hi–Fi Z87X 3D (ALC898) 24 бит | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) 16 бит | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) 24 бит | ||||
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ | +5,52, –0,74 | Плохо | +5,52, –0,74 | Плохо | +0,32, –0,30 | Хорошо | +0,32, –0,30 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | –89,3 | Хорошо | –91,5 | Очень хорошо | –90,3 | Очень хорошо | –96,1 | Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 89,3 | Хорошо | 91,5 | Очень хорошо | 90,3 | Очень хорошо | 96,2 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0,0055 | Очень хорошо | 0,0054 | Очень хорошо | 0,0092 | Очень хорошо | 0,0089 | Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | –78,9 | Средне | –80,1 | Хорошо | –77,6 | Средне | –78,7 | Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 7,199 | Очень плохо | 7,199 | Очень плохо | 0,030 | Хорошо | 0,029 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | –90,1 | Отлично | –92,0 | Отлично | –90,3 | Отлично | –94,9 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,016 | Очень хорошо | 0,014 | Очень хорошо | 0,014 | Очень хорошо | 0,012 | Очень хорошо |
Общая оценка | Хорошо | Хорошо | Очень хорошо | Очень хорошо |
Равномерности АЧХ изделия от Biostar мы уже удивлялись, но и Sound Blaster Recon 3Di оказался небезгрешным, показывая склонности к небольшому завышению «мидбаса» и послаблению уровня сигнала за границами 1 кГц.
Уровень шумов обоих кодеков находится на сопоставимом уровне. Быть может, под видом изделия от Creative скрывается обычный Realtek?
Следующая таблица олицетворяет отсутствие видимых улучшений в показателях в случае повышения частоты дискретизации.
24 бит | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) 44,1 кГц | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) 48 кГц | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) 96 кГц | |||
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ | +0,32, –0,30 | Хорошо | +0,32, –0,30 | Хорошо | +0,32, –0,30 | Хорошо |
Уровень шума, дБ (А) | –96,1 | Отлично | –96,2 | Отлично | –96,3 | Отлично |
Динамические диапазон, дБ (А) | 96,2 | Отлично | 96,1 | Отлично | 96,3 | Отлично |
Гармонические искажения, % | 0,0089 | Очень хорошо | 0,0090 | Очень хорошо | 0,0099 | Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | –78,7 | Средне | –78,6 | Средне | –77,8 | Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,029 | Хорошо | 0,029 | Хорошо | 0,030 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | –94,9 | Отлично | –93,2 | Отлично | –92,4 | Отлично |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,012 | Очень хорошо | 0,012 | Очень хорошо | 0,012 | Очень хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо | Очень хорошо | Очень хорошо |
Невероятно, но даже характер вносимых в тракт искажений весьма походит на таковой у Hi-Fi Z87X 3D. Как и в случае с АЧХ, состав преступления намного меньше, поэтому сильно переживать не стоит.
Говорить о субъективности качества и оттенков звучания будет немного излишне. У G1.Sniper 5 набор как материальных, так и программных инструментов по экспериментам с ним ещё больше, нежели у продукта Biostar. Констатируем лишь широко известные вещи: OPA2134 обладает ровным характером подачи материала во всех областях частот, тогда как LM4562NA склонен к приукрашиванию композиций в области ВЧ, да и все прочие инструменты обладают более «ярким» саундом.
Невозможность провести прямой анализ вносимых изменений разнородными ОУ не давал нам покоя, и мы решили привлечь к тестированию стремительно набирающую популярность ASUS Xonar U7.
Её программное обеспечение доставило нам больше удовольствия в процессе работы. Версия используемого драйвера — 8.0.11.17. Проведение измерений происходило по привычной, уже описанной схеме.
Но здесь нас поджидал неприятный сюрприз. Эта внешняя звуковая карта (хотя правильнее было бы назвать её устройством) буквально «не подружилась» со своими встроенными коллегами. Результаты полученных измерений представлены в сравнительной таблице. Охарактеризовать из совместную работу можно как «втаптывание в грязь» конкурента. Поэтому, к большому сожалению, использовать Xonar U7 в роли независимого, качественного АЦП не получилось.
Источник сигнала (ЦАП) | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) | ASUS Xonar U7 (Headphones) | ASUS Xonar U7 (Headphones) | ||||
Уровень на выходе (%) | 95 | 95 | 75 | 80 | ||||
Приёмник сигнала (АЦП) | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) | ASUS Xonar U7 | ASUS Xonar U7 | G1.Sniper 5 (Creative Sound Blaster Recon 3Di) | ||||
Уровень на входе (%) | 90 | 90 | 90 | 90 | ||||
Неравномерность АЧХ (в диапазоне 40 Гц – 15 кГц), дБ | +0,32, –0,30 | Хорошо | +0,07, –0,25 | Очень хорошо | +0,07, +0,01 | Отлично | +0,03, –0,08 | Отлично |
Уровень шума, дБ (А) | –96,2 | Отлично | –80,4 | Хорошо | –110,0 | Отлично | –77,7 | Средне |
Динамические диапазон, дБ (А) | 96,1 | Отлично | 79,7 | Средне | 110,1 | Отлично | 78,0 | Средне |
Гармонические искажения, % | 0,0090 | Очень хорошо | 0,012 | Хорошо | 0,0017 | Отлично | 0,0066 | Очень хорошо |
Гармонические искажения + шум, дБ(A) | –78,6 | Средне | –71,9 | Средне | –92,7 | Очень хорошо | –71,2 | Средне |
Интермодуляционные искажения + шум, % | 0,029 | Хорошо | 0,024 | Хорошо | 0,0030 | Отлично | 0,027 | Хорошо |
Взаимопроникновение каналов, дБ | –93,2 | Отлично | –78,8 | Очень хорошо | –109,5 | Отлично | –77,4 | Очень хорошо |
Интермодуляции на 10 кГц, % | 0,012 | Очень хорошо | 0,027 | Хорошо | 0,0076 | Отлично | 0,031 | Хорошо |
Общая оценка | Очень хорошо | Хорошо | Очень хорошо | Хорошо |
Как и прежде, полученные результаты можно загрузить из нашего архива.
Тестовый стенд
В состав стенда входит всё тот же набор комплектующих:
- процессор: Intel Core i5-4670K (3,4 ГГц);
- кулер: SilverStone Heligon HE-01;
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
- память: G.Skill F3-17000CL9D-8GBXM (2x4 ГБ, 2133 МГц, 9-11-10-28-2T, 1,65 В);
- видеокарта: Gigabyte GV-N580SO-15I (GeForce GTX 580);
- накопитель: ADATA Premier Pro SP900 (128 ГБ, SATA 6 Гбит/с, AHCI mode);
- блок питания: XFX XPS-850W-BES (850 Вт);
- операционная система: Windows 8 Enterprise x64 (90-дневная ознакомительная версия);
- драйверы: Intel Chipset Device Software (9.4.0.1017), Intel Management Engine Interface (9.0.0.1287), ForceWare 320.18 (9.18.13.2018), PhysX 9.12.1031.
В качестве тестов использовались следующие приложения:
- AIDA64 3.00 (Cache & Memory benchmark);
- Futuremark PCMark 8 (в комплексе с Microsoft Office 2013 Standard);
- Futuremark 3DMark 13;
- World in Conflict: Soviet Assault;
- F1 2012;
- Hitman: Absolution.
Продукт | Версия микрокода | AIDA64 | BenchDLL | PCMark 8 | 3DMark 13 |
Gigabyte G1.Sniper 5 | F7 | 3.00.2578 | 4.1.574-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
ASUS H87I-PLUS | 0507 | 3.00.2566 | 4.1.574-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
Biostar Hi-Fi Z87X 3D | 4.6.5 (23.07.2013) | 3.00.2552 | 4.1.574-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
ASUS Gryphon Z87 | 1206 | 3.00.2536 | 4.0.568-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
ASRock Z87 Extreme6 | P1.90 | 3.00.2529 | 4.0.568-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
ASUS Z87-PLUS | 1007 | 3.00.2522 | 4.0.568-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
ASUS Sabertooth Z87 | 3009 | 3.00.2522 | 4.0.568-x64 | 1.0.0 | 1.1 |
Результаты тестирования
Вначале об особенностях реализации Turbo Boost. Тестирование всех продуктов мы проводим без внесения каких-либо изменений в настройки, выставляемые платой по умолчанию. Единственным нашим шагом является активация XMP-профиля для стендового комплекта памяти. Этого небольшого изменения G1.Sniper 5 хватило для проявления собственной инициативы. После применения настроек для всех режимов работы процессора установился коэффициент 38, а значит результирующей частотой стали 3,8 ГГц.
Перейдём к полученным результатам.
Производительность подсистемы памяти оказывается на должном уровне, свойственному всей группе.
Итоги тестирования в PCMark 8 приравнивают производительность G1.Sniper 5 к Sabertooth Z87, и это неудивительно, поскольку обе форсируют частоту процессора до 3,8 ГГц.
Интересная ситуация сложилась в 3DMark 13. Общий рейтинг всех продуктов оказывается весьма схожим. Но в подсчёте баллов графического сценария представитель Gigabyte оказывается замыкающим снизу, вероятно, виной этому является использование коммутатора от PLX Technology. Однако за счёт повышенной частоты ЦП и высокого результата в последнем подтесте суммарный балл оказывается приемлемым.
В играх результаты продукта оказываются очень хорошими, вновь благодаря особому подходу к реализации Turbo Boost.
Энергопотребление системы
Замеры выполнялись после прохождения всех прочих тестов в «устоявшемся» режиме компьютера при помощи прибора Luxeon AVS-5A. Методика заключалась в фиксации средневзвешенного значения потребления тестового стенда «от розетки» во время прохождения теста Prime95 с применением профиля In-place large FFTs а также при простое компьютера после завершения теста.
Общий уровень потребления электрической энергии оказывается существенно выше, нежели у конкурентов. Свою лепту в него вносит нуждающийся в 8 ваттах (без учёта КПД преобразователя напряжения) PEX 8747. Кроме этого, ещё столько же отбирает на себя зеленая LED-подсветка в области размещения аудиокодека. Прибавим к ним обильное число дополнительных контроллеров и выйдем на средние показатели по всей группе. К тому же можно отказаться от улучшенной реализации Turbo Boost, но вместе с понижением аппетитов упадёт и общая производительность системы.
Вывод
По результатам проведённого тестирования G1.Sniper 5 проявила себя как успешный последователь игровой серии материнских плат компании Gigabyte — G1-Killer. К разработанному дизайну нам было сложно выдвинуть какие-либо замечания. Используемые компоненты и общее качество изготовления продукта неустанно следуют концепции Ultra Durable, поэтому о длительных сроках работы можно не беспокоиться. Насыщенность PCB разнообразными контроллерами позволяет построить на базе такой модели современный игровой ПК без оглядки на компромиссы. Преобразователи питания выполнены с большим запасом по мощности. А в комплекте с платой поставляется огромное количество разнообразных аксессуаров. Всем этим продукция от Gigabyte была и остаётся привлекательной для потенциальных покупателей.
Дабы поспеть за современными веяниями в области программного обеспечения, специалистами были предприняты отчаянные попытки охватить необъятное. Поэтому на выходе мы получили достаточно сырые продукты. Благо, часть, заведующая тонкой настройкой системных охладителей, успешно реализована и доступна для использования.
Главные особенности игровой серии материнских плат — специализированный комплекс поддержки управления сетевым интерфейсом и звуковой кодек от Creative Technology на поверку своим функционалом напоминают скорее решения базового уровня и никаких особых инноваций в себе не несут. Впрочем, их работоспособность оказывается полной, и при должной настырности от их использования можно получить определённую пользу.
С точки зрения платформы для оверклокинга продукт оказался готов пройти самые тяжёлые испытания, а итоговая производительность системы оказалась на хорошем, должном для представителя Intel Z87 уровне.
В качестве вывода мы пожелаем компании не останавливаться на достигнутых результатах и довести функциональность утилит до состояния, когда ими будет не просто полезно, но и приятно пользоваться. Лишь после этого флагманский продукт сможет с гордо поднятой головой быть для остальных примером. А на сегодня рекомендовать его к приобретению можно всем, кто на сопровождающее плату программное обеспечение никогда не обращал своего внимания, и для кого основным приоритетом является итоговое качество применяемых компонентов, процесс изготовления и, как результат, уверенность в надёжности используемой материнской платы.
Оборудование для тестирования было предоставлено следующими компаниями:
- ADATA — накопитель ADATA Premier Pro SP900;
- ASRock — материнская плата ASRock Z87 Extreme6;
- ASUS — материнские платы ASUS Gryphon Z87, Z87-Plus и Sabertooth Z87;
- Biostar — материнская плата Biostar Hi-Fi Z87X 3D;
- Gigabyte — материнская плата Gigabyte G1.Sniper 5;
- G.Skill — комплект памяти G.Skill F3-17000CL9D-8GBXM;
- Noctua — термоинтерфейс Noctua NT-H1;
- SilverStone — процессорный кулер SilverStone Heligon HE-01.