Для испытаний использовался обыкновенный, розничный экземпляр процессора Core i5-6600K.
Наиболее простой разгон — привлечение готового профиля в EasyTune. В этот раз он всего один, это 4,1 ГГц. Форсируется он моментально, а для функционирования на постоянной основе необходимо сохранить действующий профиль в этом ПО.
Такая частота оказалась постоянной для любых типов нагрузки, будь-то многопоточная задача или расчеты в обычном приложении. Система функционировала стабильно. Кроме частоты ЦП ничего не менялось, даже его напряжение. Впрочем, такой способ вполне неплох для увеличения быстродействия буквально в «один клик».
Другой механизм из состава EasyTune — сценарий поиска стабильной частоты AutoTuning. Для этого было необходимо снова просто нажать кнопку и дождаться… синего экрана. Однако, после перезагрузки процесс был возобновлён, где красовалось значение в 4,3 ГГц. А BSOD, к слову, произошёл на 4,6 ГГц, если верить происходящему на экране. Вновь акцентирую внимание на том, что этот результат будет являться программным профилем для EasyTune.
Удивительно, но и в этот раз затронута была лишь частота ЦП. То есть не потребовалось даже повышение питающего напряжения.
И вновь система функционировала без проблем.
Ещё один механизм от производителя системной платы — готовый профиль CPU Upgrade в среде UEFI. И вот здесь начались первые проблемы. Близкое рассмотрение этого механизма позволяет сделать мне вывод об его практически неизменном портировании с предыдущего поколения системных плат, где, хочу напомнить, повсеместно использовалась память типа DDR3. Так, для самого отчаянного положения в 100% её частота значится как 2133 МГц, тогда как изначально в текущем случае она работает при 2400 МГц. Более скромные профили оперируют ещё меньшими значениями, вплоть до 1600 МГц. Кое-как загрузить систему удалось с профилем «40% Upgrade».
Напряжения оказались незатронутыми относительно их штатных значений. Оттого говорить о стабильности не приходится, не спасает ситуацию даже радикально сниженная частота ОЗУ. Очевидно, этот механизм оказался в полном забвении при подготовке продаж GA-Z170X-Gaming 3.
Настоящие испытания я начал с разгона опорной частоты. Плата продемонстрировала вполне нормальное поведение, а итогом стали 222 МГц — не слишком выдающиеся на фоне уже протестированных продуктов. Но при этом удалось вполне приспособиться к характеру устройства, реагируя на звук работы вентилятора вместо отслеживания POST-кодов.
При этом обнаружилась её одна особенность рассматриваемой модели. При отказе от услуг технологии Turbo Boost система перестаёт запускаться. Это следует помнить при дальнейших экспериментах.
Разгон ЦП прошёл не без сюрпризов, однако они оказались совсем не такими, как я ожидал. Core i5-6600K всё же заработал на проверенной частоте 4,6 ГГц. Кольцевая шина функционировала при 4,3 ГГц. В прошлые разы я форсировал XMP у набора памяти для увеличения нагрузки на процессор при его тестировании LinX 0.6.5. Здесь оказалось, что формула частоты, задержек и напряжения нашего комплекта ОЗУ плате «не по силам». Стабильной была работа лишь при 2800 МГц (вместо 3000 МГц). Но и для этого потребовалось немного увеличить VCCIO. К счастью, этот недостаток был исправлен в новой версии прошивки, которая вышла сразу после тестирования материнской платы.
Дополнительно привожу конфигурацию задержек, для справки.
А вот подсистема питания без проблем справилась с заданием, обеспечив при этом очень достойное качество формируемого напряжения. Для получения необходимых 1,37 В, в UEFI устанавливалось значение 1,385 В вместе с профилем LLC High. В таком режиме получалось добиться коридора значений 1,368–1,38 В.
Наибольшая температура, зафиксированная в зоне VRM, составила 89 °C. Именно так сказывается меньшее число силовых элементов — увеличенной нагрузкой на каждый их них. При этом радиатор в верхней точке прогрелся всего до 49 °C. Значения потребления электрической энергии уложись в диапазон 65–287 Вт. На графике имеется кратковременный всплеск потребления (неизвестной природы), что был обнаружен уже лишь при подготовке материала, без него верхняя граница составляет 217 Вт. Впрочем, даже это число больше полученного на ASUS Z170-A, что не удивительно.
Как можно было понять из вышенаписанного, ахиллесовой пятой устройства был разгон оперативной памяти. Не зря уже при запуске UEFI можно было видеть активированным профиль Memory Enhanced Stability. Суть его действия простая: даже при больших значениях частоты ПСП искусственно снижается до совсем малых значений. Я испробовал множество ухищрений, но бороться с GA-Z170X-Gaming 3 в этом вопросе было бесполезно. Приведу выдержку, пожалуй, самой успешной попытки работы системы при частоте 3200 МГц (максимально приближенной к ней).
Выход прошивки F4b разрешил данную проблему, и GA-Z170X-Gaming 3 уже без проблем работала с памятью на частотах более 3000 МГц, демонстрируя аналогичный конкурентам уровень производительности и сохраняя при этом полную стабильность. Сложно сказать почему программисты Gigabyte так долго оттачивали микрокод, но хорошо, что в итоге все было исправлено. К сожалению, уровень разгона по базовой сохранился на прежнем уровне. Видимо, возможность покорения оверклокерского Олимпа предусмотрительно оставили для старших моделей серии Gaming. Так ли это — мы обязательно узнаем при знакомстве с другими решениями тайваньского вендора.
Тестовый стенд
В состав стенда вошли:
- процессор: Intel Core i5-6600K (3,5 ГГц);
- кулер: Cryorig R1 Ultimate;
- термоинтерфейс: Noctua NT-H1;
- память: GeIL GPR416GB3000C16QC (4x4 ГБ, 3000 МГц, 16-16-16-36-2T, 1,35 В);
- видеокарта: MSI GTX 780Ti Gaming 3G (GeForce GTX 780Ti);
- накопитель: Silicon Power Slim S55 (240 ГБ, SATA 6 Гбит/с, AHCI mode);
- блок питания: XFX XPS-850W-BES (850 Вт);
- операционная система: Windows 10 Pro x64 (10.0.10240);
- драйверы: Intel Chipset Software Installation Utility (10.1.1.9), Intel Management Engine Interface (11.0.0.1158), Intel IGP Driver (15.40.4.64.4256), Intel Serial IO Driver (30.63.1519.7), GeForce 355.60 (10.18.13.5560), PhysX 9.15.0428.
В качестве тестов использовались следующие приложения:
- AIDA64 5.30 (Cache & Memory benchmark);
- Futuremark PCMark 8 (в комплексе с Microsoft Office 2013 SP1 Standard);
- Futuremark 3DMark 13;
- DiRT 3 Complete Edition (1.2.0.0);
- BioShock Infinite (1.1.25.5165);
- Hitman: Absolution (1.0.447.0);
- Total War: Attila (1.2.1.0).
Продукт | Версия микрокода | AIDA64 | BenchDLL | PCMark 8 | 3DMark 13 |
Gigabyte GA-Z170X-Gaming 3 | F3 | 5.30.3542 | 4.1.643-x64 | 2.4.304 | 1.5.915 |
ASUS Z170-A | 0504 | 5.30.3521 | 4.1.643-x64 | 2.4.304 | 1.5.915 |
MSI Z170A Gaming M7 | 1.54 | 5.30.3516 | 4.1.643-x64 | 2.4.304 | 1.5.915 |
Результаты тестирования
Для тех, кто не читал предыдущую часть, отмечу, что с работой подсистемы памяти есть множество нюансов. При тестировании устройства частота, параметры задержек и напряжение, соответствующие профилю XMP, устанавливались вручную. В результате частота ЦП практически всегда составляла 3,6 ГГц, следовательно, выдающихся результатов относительно оппонентов ожидать не следует.
Проблемы с работой памяти заметны по увеличенной её латентности. Новая прошивка подняла немного скорость, но вот отклик остался на прежнем уровне.
На большинство из сценариев тестов от Futuremark это мало влияет, лишь показатели Application ощутимо ниже соперников.
Парадокс, но реноме игровой платы GA-Z170X-Gaming 3 подтвердила, обойдя не единожды Z170-A, чья стабильность работы не вызывает никаких вопросов.
Энергопотребление системы
Замеры выполнялись после прохождения всех прочих тестов в «устоявшемся» режиме компьютера при помощи прибора собственной разработки. Методика заключалась в фиксации средневзвешенного значения потребления тестового стенда «от розетки» во время прохождения теста Prime95 с применением профиля In-place large FFTs а также при простое компьютера после завершения теста.
Тестирование проводилось со старой прошивкой и не отражает полной картины энергопотребления платы, так как при прохождении Prime95 система была нестабильна. Опять же, с новой версией микрокода проблем уже не было, так что, данный график несет чисто ознакомительный характер.
Вывод
С точки зрения позиционирования модель GA-Z170X-Gaming 3 является весьма интересной. Собрав при её участии новый ПК, потребитель сможет испытать на себе фирменный комплекс мер, призванный, надо отметить — вполне ощутимо, улучшить восприятие звуковой картины. В этом активную роль играет ПО от Creative, а для самых пытливых производитель подготовил возможность смены ОУ, не говоря уже про имеющийся переключатель коэффициента усиления.
С разгоном процессора проблем не было, температура элементов, конечно, не такая низкая, как на других платах, но прогревается всё в разумных пределах. Прошивка обладает множеством настроек, при работе с ней затруднений не будет.
Что касается памяти, но в течение месяца после анонса платы пользователи могли столкнуться с проблемой некорректной работы с модулями DDR4 на частоте выше 2800 МГц. Выход новой прошивки исправил данную ситуацию, и теперь GA-Z170X-Gaming 3 без проблем функционирует с оверклокерскими модулями. Но тут ещё есть над чем поработать, поскольку высокие частоты приводят к снижению ПСП, из-за чего падает производительность. Учитывая, что проверенная версия носила бета-характер, есть все шансы получить со временем весьма неплохой продукт для сборки игровой системы с прицелом на разгон.