Серия MEG знаменует собой флагманские изделия игровой направленности, в разрезе материнских плат здесь максимально насыщенным функциональными возможностями продуктом выступает модель Godlike, но мы будем рассматривать чуть более скромную — Ace. Прежде её основной «фишкой» был отказ от видеовыходов на задней панели, теперь от этого канона отошли и сзади есть HDMI 2.0b. Устройство является предельно наполненным интерфейсными выходами, кнопками, индикаторами и прочими мелочами, благодаря чему даёт возможность нам в полной мере ощутить дух всего поколения продуктов.

Компанию самому современному чипсету Intel Z590 здесь составляют адаптеры проводной и беспроводной сетей от того же производителя, при этом используются наиболее современные варианты на рынке, Wi-Fi 6E получит поддержку только в грядущем обновлении Windows 10. Звуковая подсистема базируется на совершенно новом кодеке Realtek, ему будет помогать дополнительный ЦАП. Линии PCI-E поколения 4.0 ведут к паре слотов для ВК и одному M.2. Есть два порта Thunderbolt 4. Ключевые особенности находятся в таблице ниже, предметнее всё рассмотрим дальше.

Модель MSI MEG Z590 Ace (MS-7D04 VER:1.1)
Официальная страница продукта в Сети MEG Z590 Ace
Чипсет Intel Z590
Процессорный разъём Socket 1200
Процессоры Core i9, Core i7, Core i5, Core i3, Pentium Gold, Celeron (Rocket Lake-S, Comet Lake-S)
Память 4 DIMM DDR4 SDRAM, максимум 128 ГБ:
2133–3200 — JEDEC
3200–5600 — OC
Слоты PCI-E 2 x PCI Express 4.0 x16 (x16+x0, x8+x8) — CPU
1 x PCI Express 3.0 x16 (x4) — Z590
2 x PCI Express 3.0 x1 — Z590
M.2 1 x PCI Express 4.0 x4 (Key M, 2242/2260/2280/22110) — 11th Gen CPU
2 x PCI Express 3.0 x4, SATA 6 Гбит/с (Key M, 2242/2260/2280) — Z590
1 x PCI Express 3.0 x4 (Key M, 2242/2260/2280) — Z590
Встроенное видеоядро (в процессоре) Intel UHD 750/730/630/610
Видеоразъёмы HDMI 2.0b
Количество подключаемых вентиляторов 8x 4pin
Порты PS/2
Порты USB 2 x Thunderbolt 4 (2 разъёма на задней панели (USB Type-C), Intel JHL8540)
3 х 3.2 Gen 2 (2 разъёма на задней панели, Z590)
6 х 3.2 Gen 1 (4 разъёма на задней панели, Z590)
2 х 2.0 (2 разъёма на задней панели, Z590)
4 x 2.0 (разъёмов на задней панели нет, GL850G)
Serial ATA 6 x SATA 6 Гбит/с (Z590)
RAID 0, 1, 5, 10 (SATA, Z590)
0, 1 (M.2 PCI-E, Z590)
Встроенный звук Audio Boost 5 HD:
Codec — Realtek ALC4082 (7.1, HDA)
DAC — ESS SABRE9018Q2C
S/PDIF Оптический (выход)
Сетевые возможности Intel I225-V (2.5 Gigabit Ethernet)
Intel Wi-Fi 6E AX210 (Wi-Fi 2.4/5/6GHz (802.11a/b/g/n/ac/ax), Bluetooth 5.2)
COM
LED Addressable Header 2x Rainbow, 1x Corsair
LED RGB Header 1
TPM 1x SPI (12 pin)
UEFI UEFI AMI BIOS, 2x 256 Mb Flash ROM (MX25U25673G)
Форм-фактор ATX
Размеры, мм 305 x 244
Дополнительные возможности EZ Debug LED (CPU, DRAM, VGA, BOOT LED), EZ LED Control switch, Mystic Light Sync + Ambient Link, M.2 Shield, POST-индикатор, Tuning Controller Connector, 2x Mini DisplayPort Input (for Thunderbolt 4 passthrough), кнопки: Clear CMOS, Flash BIOS, Power, Reset (Smart); контактные пары: Clear CMOS, Low temperature booting, OC force enter BIOS, Slow mode; контакты для измерения напряжения, поддержка AMD 3-Way CrossFireX и NVIDIA 2-Way SLI
Цена в рознице, $ 500+

Основная борьба за ресурсы на плате проходит среди накопителей и гнёзда для них. В зоне риска, как и на ряде плат с Intel Z490, оказались порты SATA: 2, 5 и 6. Их перекрывают M.2 под вторым и третьим номером, то есть расположенные под ВК. Для второго, что повыше, возможно использование накопителя PCI-E, которое не будет отсекать SATA 2, лишь переход к этому типу интерфейса деактивирует классический порт под номером «2». Для SATA 5 и SATA 6 ситуация хуже — любой накопитель в третьем слоте M.2 приведёт к их отключению. То есть, предельное число работающих устройств здесь составляет девять штук (при наличии десяти возможных мест подключений).

MSI Press Kit

Мы рады сообщить о том, что Украина продолжает попадать в прицел сферы интересов компании MSI. Пресс-комплект, о котором можно было узнать из подогревающих интерес новостей, добрался и до нашей редакции, к тому же до момента анонса CPU от Intel последнего 11-го поколения! Конечно же, здесь стоит поблагодарить и киевский офис MSI, повлиявший на решение оказаться overclockers.ua в числе первых, кому он достанется.

Внутри, как и у всех наших коллег, оказались процессор Core i9-11900K (не инженерная, а финальная розничная версия), рассматриваемая плата MEG Z590 Ace и фирменная система охлаждения MPG Coreliquid K360.

Упаковка и комплектация

Коробка от платы традиционных размеров, но теперь здесь появилась ручка для облегчения транспортировки.

Верхняя крышка откидывается, то есть борта усиленные. Множество ключевых аспектов и отличительных черт продукта описаны на тыльной стороне. Есть и фото платы, всё достаточно предметно и понятно.

Комплектация:

  • руководство пользователя (на английском языке);
  • четыре стойки и четыре крепёжных винта для устройств формата M.2;
  • многоязычная инструкция по быстрой установке;
  • небольшой рекламный буклет с продукцией MSI;
  • по две наклейки для корпуса и батарейки с логотипом MEG, столько же — с фирменным драконом;
  • карта регистрации покупателя;
  • промо-флаер акции MSI Reward Program;
  • восемь пар ярлыков для маркировки кабелей FAN, RGB и SATA;
  • компактная выдвижная двухсторонняя кисточка;
  • наклейка с логотипом MSI Gaming Series;
  • выносная антенна с возможностью фиксации лишь одного положения, подставка дополнена магнитом;
  • пара фирменных отвёрток (плоский и крестообразный шлицы);
  • флэш-накопитель с драйверами и фирменным ПО (объёмом 16 ГБ);
  • кабель типа «DisplayPort to Mini DisplayPort»;
  • три удлинителя для подключения светодиодных лент (разветвитель на пару типа 5050, один под тип WS2812B и ещё один — для лент Corsair, самый короткий);
  • одна выносная термопара;
  • четыре кабеля SATA 6Gb/s, два из которых с Г-образным разъёмом на одном из концов.

Внешний вид

Самым непривычным и оттого заметным внедрением стали четыре посадочных места для накопителей M.2. Везде предустановлены радиаторы. Ещё можно выделить два гнезда на восемь контактов для нужд питания процессора и одно на шесть — под усиление графической подсистемы, в случае использования нескольких устройств.

Сзади есть увесистая металлическая пластина. Выглядит всё вполне сдержанно и солидно. Всюду используется винтовой прижим.

Светодиодная иллюминация имеется в накладке над портами ввода-вывода, второй сектор — охладитель чипа Intel Z590.

Видим четыре независимых радиатора. Центральный рассчитан на два места, но в случае использования одного накопителя площадь рассеивания окажется увеличенной и это весьма находчиво, учитывая расположение под греющейся видеокартой.

У чипсета свой, обособленный охладитель. Нет никаких вентиляторов или чего-то подобного. Температура чипа находилась в абсолютно безопасных рамках всё время, пока я экспериментировал с изделием.

На процессорном (верхнем) M.2 предусмотрен монтаж продуктов самой разной длины, а на всех прочих местах будет ограничение восемью сантиметрами.

На правом торце продольными гнёздами набраны шесть выходов SATA и проводится кабельное подключение корпусных USB 3.2 Gen 1. Контактную площадку для симметричного выхода USB 3.2 Gen 2 производители пока ещё с упорством делают поперечной.

Пара площадок под хабы или корпусные гнёзда USB 2.0 расположены у нижней грани платы.

Деление шестнадцати линий от ЦП для нужд ВК будет проходить между верхними PCI-E x16, остальные три слота взаимодействуют с чипсетом. Нижний делит ресурсы с рядом расположенным M.2 — работать сможет лишь что-то одно из них.

На плате рядом с системной логикой нет ничего, включая часто используемые в последнее время светодиоды. Повторители (ReDriver) и свитчи (Mux/DeMux) линий PCI-E 4.0 ЦП объединены в одном корпусе четырёх новых микросхем PI3EQX16012 производства Diodes Incorporated.

Идея организации звуковой подсистемы перекочевала из модели предыдущего поколения (MEG Z490 Ace) с важным изменением — теперь используется новый кодек Realtek ALC4082 (с 68 выводами). На снимке не видно экранирующих элементов, но это из-за демонтированного нами увесистого металлического «бруска», который более чем способен выполнить эту функцию. Остались прежними обособленный ЦАП и специализированные конденсаторы. Окошко слева внизу позволяет подсчитать число слоёв текстолита и здесь их восемь, к тому же с удвоенным количеством меди (8 Layer PCB with 2oz Thickened Copper).

Вспомогательные элементы в своём большинстве расположены у правого нижнего угла. Всех и не перечислить. Пара переключателей отвечают за выбор микросхемы с прошивкой и за одномоментный отказ от подсветки на плате. Использование первого сменит свечение рядом распаянного светодиода с белого на красный. Поскольку микросхемы здесь две, то и одновременно можно экспериментировать с двумя версиями прошивки, это очень удобно, в чём мне пришлось убедиться при проведении экспериментов. Более привычны компактные кнопки включения и перезагрузки. Ещё любопытно заготовленное у нижней грани гнездо под некий Tuning Controller, вероятно, его можно будет приобрести отдельно.

Диагностический узел расположился справа вверху. Двухсегментный индикатор кодов POST располагает белым свечением, при работе операционной системы, в зависимости от опций UEFI, здесь отобразится температура с различных узлов ПК, с начальными настройками — процессорная. Четыре более простых светодиода из набора EZ Debug LED — разноцветные, а рядом с ними есть площадка для проведения замеров уровней напряжения всех основных системных узлов.

Пара радиаторов на цепях стабилизатора напряжений ЦП объединена тепловой трубкой. Сперва кажется, что в который раз пластик наползает над металлом и всё портит, но, если присмотреться, и по снимку можно увидеть переход литой части от традиционной формы к элементу, обволакивающему порты на задней панели. Словом, структура радиатора достаточно сложная, а сверху всё прикрыто накладкой с подсветкой. Расстраиваться тут нет повода, как покажут эксперименты — качество всего узла и его охлаждение в частности выполнены на совесть.

Подсистема питания представляет собой усовершенствованный вариант того, что заложили в составе MEG Z490 Ace. Используется тот же ШИМ-контроллер — ISL69269, посредством восьми удвоителей (PWM Doubler) модели ISL6617A реализовано шестнадцать каналов для выработки напряжения CPU, сборки от Renesas Electronics — ISL99390BFRZ (Smart Power Stage (SPS) Modules). Одна фаза необходима для SA Voltage и ещё две, чего прежде не было, появились для напряжения iGPU. Удвоителей нет, сборки, соответственно, одна AOZ5312UQI (Alpha and Omega Semiconductor) и две RAA220075 (Renesas Electronics). Ниже сокета разместилась пара независимых каналов IO + IO 2 Voltage на базе TPS56C230 (Texas Instruments). Здесь обошлись без радиатора. Также видны совершенно новые дроссели. Из-за появления напряжения ГП возросло число используемых конденсаторов.

Число и разновидность привлечённых термопрокладок способно удивить. Контакт тыльной пластины с платой происходит посредством элементов достаточно небольшой площади, но лучше так, чем вообще без них.

На задней панели гвоздём программы является пара Thunderbolt 4, рядом с ними распаяны mini DP для нужд проброса видеосигнала на те выходы, для чего необходимо его передать от ВК, чему участливо может помочь комплектный кабель небольшой длины. В остальном набор достаточно разномастен и обширен. Кто-то может взгрустнуть за отсутствующим PS/2. Кнопка для проведения сброса настроек CMOS сопровождается красным оттенком свечения.

Возможности UEFI

Рассмотрим возможности финальной сборки 1.00, интегрировав её посредством M-Flash.

Зайдя впервые в меню UEFI, пользователь увидит диалоговое окно с предложением по выбору типа СО для ЦП. Без какого-либо вмешательства профиль соответствует водяному — все лимиты мощности деактивированы.

Изучим базовый режим настроек. Имеется возможность переключения функционирования контактной пары для кнопки Reset. Кроме прямой функциональности добавлено три режима, все они достаточно полезны и применимы в жизни. Есть поиск по пунктам меню. Локализация интерфейса возможна и на русском языке.

Центральная область отведена под предоставление информации о компонентах системы. В рубрике для ОЗУ удобно отображаются схемы профилей XMP.

Hardware Monitor демонстрирует данные с пяти температурных датчиков, сюда попали сведения и со стабилизатора напряжений ЦП под именем MOS. Все они могут быть использованы в качестве источника для работы алгоритмов по замедлению вентиляторов. Всего независимых площадок на плате восемь штук. На всех, кроме System 5, можно будет выбрать метод управления — PWM либо DC. На пятой площадке доступен только PWM. Для системных охладителей допускается единоразовая установка действующего уровня, чего нет у CPU и PUMP, тогда как Smart Fan Mode реализован для всех каналов.

Re-Size BAR Support уже реализован, но изначально выключен, найти его можно в разделе Settings. Индикатор кодов POST может в реальном времени отобразить любую из пяти температур с датчиков, изначально выбрана процессорная (CPU CORE). Разово загрузиться с другого носителя поможет раздел Boot Override в подменю Save & Exit.

Вариант отображения OC Explore Mode с именованием Normal покажет большое число пунктов меню системы, предназначенных для проведения её разгона, а в случае выбора Expert их станет ещё больше.

CPU Ratio Apply Mode — здесь без изменений относительно предыдущего поколения процессоров. Всего есть четыре варианта настройки функционирования. В нашем экземпляре Core i9-11900K лучшими ядрами оказались №4 и №5.

Advanced CPU Configuration находится рядом и это удобно. Содержимое меню мало в чём отличимо от плат прошлого поколения. Предел у DMI Link Speed — Gen3, никаких сюрпризов. Здесь можно работать с HT для каждого из ядер в индивидуальном порядке, выбрать их активное число, отстроить пороги Turbo Boost, задать критическую температуру и т. д.

Основное нововведение — разрозненные настройки для AVX, тут их озаглавили как AVX и AVX-512 (очевидно, подразумевая наиболее актуальное поколение). Как покажут наши тесты, всё это очень не зря. Компенсация множителя окажется наилучшим решением для снижения нагрева процессора. К сожалению, механизм по изменению напряжения в зависимости от типа нагрузки до сих пор не придумали.

Базовая меняется с небольшим шагом в обе стороны относительно штатных 100 МГц.

Богат и блок для DRAM. Начать можно с выбора профиля XMP. Имеются готовые схемы работы памяти на популярных чипах, конечно, говоря про комплекты на отобранных чипах. Модули с неизвестным потенциалом в праве рассчитывать на механизм Memory Try It! с более широким набором схем для выполнения ускоренного анализа в один клик. Здесь, если присмотреться внимательнее, обнаружится интересная деталь — упоминание Gear 1. Так в MSI обозначили работу контроллера памяти по схеме 1:1, а при форсаже делителя (2) будет Gear 2.

Конечно, кроме схем есть Advanced DRAM Configuration, где каждый сможет окунуться в пучину экспериментов над памятью.

Стабилизатор питания имеет свой подраздел с названием DigitALL Power. Тут есть наборы профилей LLC для трёх (!) напряжений, отдельной чести удостоена группа SA. Менять можно и задающую частоту ШИМ. Здесь же выставляются ограничители по мощности и температуре.

Число напряжений для модификации действительно потрясает. Впрочем, не оно одно. Для формирования напряжения на процессоре (и iGPU) предусмотрено пять способов (как и на прошлом поколении продуктов).

Пределы и шаг изменения основных величин указаны в сводной таблице ниже.

Параметр Диапазон регулировки Шаг
CPU Base Clock (МГц) 10–655,25 0,05...0,13
CPU Ratio (Multiplier) 8–120 1
CPU Core Voltage (В) 0,6–2,155 0,005
CPU Core Voltage Offset (В) (+/–) 0,005–0,990 0,005
CPU Loadline Calibration Control Auto/Mode 1…8 1
Ring Ratio (Multiplier) 8–85 1
DRAM Frequency (МГц) 800–6300
800–8400
100
133
DRAM Voltage (B) 0,85–2,2 0,01
CPU SA Voltage (В) 0,85–1,85 0,005
CPU SA Loadline Calibration Control Auto/Mode 1…8 1
CPU IO Voltage (В) 0,85–1,75 0,01
CPU IO 2 Voltage (В) 0,85–1,75 0,01
GT Ratio (Multiplier) 8–60 1 (50 МГц)
CPU GT Voltage (В) 0,6–1,55 0,005
CPU GT Voltage Offset (В) (+/–) 0,005–0,990 0,005
CPU GT Loadline Calibration Control Auto/Mode 1…8 1

Замыкают главу OC подразделы по информации о возможностях ЦП и ОЗУ, а ещё CPU Features.

Настройки хранить можно в шести профилях на самом устройстве или же в неограниченном количестве на внешнем носителе. При смене прошивки прежние сохранения окажутся неприменимыми, не забываем про механизм сохранения скриншотов по нажатию F12.

Нет проблем с мониторингом системных величин в реальном времени, они скрываются в поле Info, в крайнем справа окне.

Вместо привычного Board Explorer, замыкающего набор механизмов UEFI, в нашей прошивке находился раздел Beta Runner, вероятно, всё это связано с подготовкой обзора до финального релиза продуктов. Пунктов здесь немного и фактически они продублированы из основного раздела Settings.

Комплектное ПО

Фирменная среда преобразилась, теперь название сократилось до простого MSI Center. Все наработки собраны там, а кроме них доступен бонус для звуковой подсистемы в лице Nahimic.

  Программное обеспечение
Фирменное MSI Center (Creator Mode, Duet Display, Game Highlights, Gaming Mode, LAN Manager, Live Update, Monitor (System Info), Mystic Light, Speed Up (X Boost), Sound Tune, Super Charger, True Color, User Scenario)
Звуковое Nahimic
Дополнительное Intel Extreme Tuning Utility (freeware), MSI GAMING CPU-Z (freeware)

Но начнём знакомство с комплектного flash-накопителя. Его объём составляет 16 ГБ, а там находится образ диска. Он не блокирован на запись, а значит его вполне можно использовать для рядовых операций в будущем.

Идея работы с диском поддержки не менялась много лет. Главное, что тут есть всё необходимое для старта работы с системой — и драйверы, и ПО. На последнем скриншоте отображены технические сведения о модели.

MSI Center менял содержимое на глазах, потому к моменту попадания в руки к конкретному покупателю всё снова может преобразиться, но будем исходить из нынешних реалий, говоря про сборку 1.0.13.0. Установка проходит намного быстрее, чем прежде, а всё потому, что установщик стал автономным и существенно нарастил объём. Локализация находится на начальной стадии, выполнена работа лишь на малом количестве страниц, впрочем, работе с комплексом в 2021 году это вряд ли будет мешать.

Старт предваряет несколько вступительных промо. Для Noise Cancellation имеется даже видеоролик. Таковой предусмотрен и для Feature Set из заглавного экрана.

Если у предшествующего Dragon Center навигация осуществлялась слева, то здесь она перебралась к верхней части окна. Теперь предустановленных модулей фактически нет, то есть каждый сможет выбрать необходимое именно ему. В этом есть рациональное зерно, поскольку видны раздельные Gaming Mode и Creator Mode, хотя нет проблем установить сразу оба.

Изначально имеется лишь Monitor, где находятся данные о работе системных компонентов, обновляемые в режиме реального времени.

Для работы с фирменной AIO дополнительных действий не потребовалось, нужная страница появилась сама в разделе Features. Остановимся подробнее на этом компоненте немного позже.

Live Update не предложил ничего сверх того, что уже было инсталлировано до момента знакомства с ним. По всей видимости, тут можно будет найти свежие драйверы и дополнительное ПО. Расширенные Настройки (Advanced Update) предлагают обновление микрокода, тут нет ничего сверх того, что уже есть на официальной странице продукта в Сети.

Настройки самой среды включают выбор темы (перейти можно на тёмную) и другие базовые вещи. Как по мне, здесь не хватает возможности масштабирования — окно невозможно расширить на весь экран, как и как-то изменить наполнение внутри. Дополнительные окна наползают на интерфейс сверху, в целом, пользоваться конечно можно, но уход от навигации слева проходит пока что немного болезненно. Хотя за стремление что-то менять и преображать разработчиков можно только поприветствовать. Полезное нововведение — внутренний переключатель локализации интерфейса, где украинский вариант не предусмотрен, хотя, как мы уже поняли, далёк от совершенства и русский (в его нынешней реализации).

Последняя кнопка с аватарой поясняет всё — производитель стремится унифицировать ПО для работы со своим парком устройств, который, понятное дело, постоянно расширяется.

Установка модулей проходит без проблем, нет вопросов и к их удалению, если ваш интерес оказался выше, чем реальная необходимость.

Нет ничего удивительного в том, что сами модули идентичны прежде виденным в составе Dragon Center (среды от плат прошлого поколения и не только).

В Creator Mode предусмотрен внушительный список ПО, которое подходит для задуманных оптимизаций. Также можно добавить вручную необходимые программы и составить из них приоритетный лист.

Навигация между компонентами происходит посредством вызова подменю Features.

Управление системными переменными заложено в раздел Customize компонента User Scenario, его допускается проводить и в реальном времени, если предварительно активировать Software Control Mode. Реализация этого механизма тоже ничем не отличима от прежде виденных.

Больше информации об отдельных модулях можно найти в наших прошлых обзорах, например, выбрав модель MEG Z490 Ace. Реализация сценариев иллюминации в Mystic Light также не изменилась. Для самой платы их больше, для используемой ОЗУ — заметно меньше. Подключённая AIO посредством USB-кабеля также не прошла незамеченной, для её вентиляторов список можно назвать средним. В случае синхронизации всего парка произойдёт усечение до наименьшего числа, у нас определяющей ролью выступила оперативная память. Сохранить можно три независимых профиля с настройками.

Шумоподавление реализовано в рамках дополнительно устанавливаемой утилиты MSI Sound Tune (об этом был один из вступительных слайдов). Здесь потребуется лишь активировать либо деактивировать функциональную возможность системы.

Скрытых системных параметров для наблюдения стороннее ПО не обнаруживает. AIDA64, очевидно, привирает про датчик M.2, или же он действительно есть, но его деактивировали на плате по какой-то из причин. В целом, есть всё необходимое для проведения вдумчивых экспериментов.

Конфигуратор Realtek будет отправной точкой в наладке звучания. Предусмотрено три профиля для наушников, а вот смены типа подключенного оборудования к красному гнезду на задней панели нет, иными словами, есть только один вариант работы. Больше здесь нечего и отметить, то есть возможности среды базовые, насколько это вообще возможно. Все «улучшайзеры» (даже банальный эквалайзер) были удалены.

Как мы уже знаем, используется новый кодек, новый настолько, что устройство в системе определяется как Realtek USB Audio с очевидным использованием нового типа коммутации относительного всех плат прошлых поколений.

Программный бонус для звуковой подсистемы — Nahimic. Он не устанавливается автоматически, теперь этот вопрос решили промежуточным вариантом в лице агента, который поможет выполнить ту самую установку. Но можно этого и не делать, отказавшись в том числе и от автозагрузки компаньона вместе с системой.

Среда достаточно знакома уже всем, она развивается, обрастая дополнительными функциями, но общая идея остаётся неизменной — модификация звука «на лету» в угоду того или иного сценария. Привнесения настолько значимы, что говорить про эксплуатацию системы без неё фактически лишено смысла. Каждый из профилей здесь можно подвергать модификации. Инструмент долгое время служит бонусом к материнским платам MSI и, судя по всему, это того стоит. Помимо выходного сигнала, вниманием не обделён и входной, есть своя страница и для Микрофона, улучшающая качество поступающего сигнала в игровой чат или другую конференцию. А ведь выше мы видели ещё и вспомогательный MSI Sound Tune для тех же целей! Наконец, есть Sound Tracker — визуализация источников звука для любителей FPS, этот компонент изначально также деактивирован, в отличие от прошлых случаев нашего анализа содержимого Nahimic в обзорах плат.

Выделю присутствие на борту адаптера беспроводных сетей последнего поколения Wi-Fi 6E, детальнее сведения об оборудовании можно получить на снимках экрана:

Тестовый стенд

В состав открытого стенда вошли:

Все эксперименты проводились с прошивкой 1.00 (кроме отдельно описанного случая), обновление данных в HWiNFO64 происходило с периодичностью 500 мс (Pooling Period). Тест кадровой частоты FPS Benchmark в CS:GO запускался со следующими настройками — 1, 2.

Система охлаждения

Мы сравнили наш стендовый кулер и комплектную AIO, предлагаю начать сразу с результатов замеров, а после них будет анализ и углубление в детали, если это кому-то покажется интересным.

Начну пояснения с тестовой программы. Наиболее предсказуемой нагрузкой в вопросе удержания температуры на ядрах CPU оказался стресс-тест AIDA64 с профилем FPU. Предварительные тесты выполнялись с воздушным кулером. Именно его способности повлияли на отказ от AVX-512 в этом сценарии, пришлось довольствоваться лишь базовым набором AVX. О настройках материнской платы будем говорить в следующей главе обзора.

Итак, о кулере. Сперва я хотел протестировать его в нескольких режимах. Однако, практика дала понимание: на своём максимуме он справляется далеко не со всякой нагрузкой, и потому снижать обороты на вентиляторах ниже 1500 уже не было никакого смысла. Интересно и вот ещё что. Замена башенного двухсекционного Cryorig R1 Ultimate на, как казалось, более простой, односекционный Noctua NH-U14S изменила… Да ровно ничего, а ещё фирменный вентилятор там функционировал в тихоходном режиме — 1200 об/мин. Замена его на один, а затем и на два штуки от Cryorig также не принесла никаких выгод. Все температурные метрики находились в рамках погрешности измерений, то есть в границах условного одного градуса Цельсия. И потому на графике нет конкретного названия, фактически, любой высокопроизводительный воздушный кулер можно представить в качестве базы для сравнения с AIO.

Перейдём к последнему элементу на диаграмме. Управление работой AIO происходит через фирменное ПО, а значит все функции материнской платы сводятся лишь к мониторингу работы, без сомнений, помпы. Прямого влияния на работу СО она никак оказать не может при всём желании на то у конечного пользователя. Потому до моего вмешательства в алгоритмы проводились замеры в режиме по умолчанию, когда подключения по линии USB не было (будет гореть предупреждающая надпись на экране), либо же было, но без установки фирменной среды, откуда будут поступать управляющие команды. Судя по всему, помпа функционирует на максимальных оборотах, а вентиляторы — на неких средневысоких. О третьем узле приходится только догадываться, понятное дело — вентилятор над помпой работал, его влияние на температуру VRM можно оценить самостоятельно по температурному датчику MOS (вращался он явно не на минимальных оборотах, но из-за общего, немалого шума от AIO различить его работу на слух было фактически невозможно).

Сравним, как изменилось потребление стенда с переходом на более эффективную СО, вместе с тем, именно она также является потребителем энергии, пусть и весьма скромным на фоне всей системы. Имеем 50–290 Вт против 58–279 Вт. Выводы очевидны: в простое сборка с кулером требует меньше энергии, но ЦП нагревается сильнее, и потому вся система потребляет больше (с пиковой нагрузкой).

Можно предположить, что изначальный профиль работы AIO находится в положении «Balance».

3x525+2000: скорость вентиляторов на радиаторе — минимальная, как и у помпы. Везде вспомогательный Water Block FAN работал также на минимально возможном уровне.

3x525+2725: ускорение помпы до максимальных оборотов, остальное — без изменений. Выигрыш есть, но не слишком большой, а с улучшенным охлаждением радиатора разница в качестве охлаждения ЦП окажется ещё меньше. Чего нельзя сказать о шуме — появляется отчётливый призвук жужжания, который назвать приятным сложно.

3x1575+2000: среднее положение скорости вентиляторов, среди доступных установок (между 20 и 100 %). Вместо едва слышимых они превращаются в отчётливо различимые, достаточно шумящие, но в разумных рамках. На постоянных оборотах работа ПК будет устраивать уже не всех.

3x1575+2725: выигрыш более десяти градусов (на фоне 525 об/мин) говорит о том, что качество охлаждения радиатора приоритетнее, чем работа помпы на предельных оборотах. Расплата очевидна — увеличение шума.

3x2400+2000: вентиляторы на радиаторе становятся похожими на установку с реактивной тягой. Когда корпус-аквариум уже есть, а проходящего воздуха через смонтированную где-то спереди (за стеклом) СО недостаточно — мера может быть оправданной. В остальных случаях разве что борьба за последний градус может оправдать такой режим работы, тут я намекаю на бенч-сессии.

3x2400+2725: предельный режим работы помпы и вентиляторов, как показала практика, в авто-режиме AIO отстроена без ущерба для температуры ЦП, потому можно будет смело использовать для наших экспериментов штатную схему, без подключения AIO к плате или с ним, но без установки фирменного ПО — так и поступим.

3x525+2725+4000: бонус для тех, кто дочитал. Влияние ускоренного вентилятора над помпой на температуру ЦП отсутствует, режима на диаграмме потому и нет. Степень влияния ускоренного охладителя на температуру MOS заметен, но называть его существенным в режиме открытого стенда сложно. История про корпуса-аквариумы повторяется: если с продувом окажется полная беда, то мера вполне может быть оправдана, иначе увеличение шума вряд ли будет того стоить, во всяком случае со стабилизатором уровня как на тестовой MSI MEG Z590 Ace. В цифрах всё выражается как пиковые 59,5 градусов против сниженных до отметки в «54».

Всё это время настройки в UEFI были штатными.

Разгонный потенциал

Два самых способных ядра ускоряются до 5,3 ГГц вместе с однопоточной нагрузкой, создаваемой посредством бенчмарка 7-Zip. А вот остальные — максимум до 5,1 ГГц.

С двумя потоками увидеть 5,3 ГГц можно сильно реже, справедливее говорить уже именно про 5,1 ГГц для ядер, занимающихся вычислениями. При этом такая частота достигается буквально на каждом, но всё, как и всегда, зависит от Windows (10).

Переход к четырём потокам понижает частоту на ядрах до 4,8–4,9 ГГц, отобранные (и только они) ускоряются до 5,1 ГГц, но не всегда.

С шестью потоками цифры понижаются уже ровно до 4,8 ГГц, а на двух лучших изредка видны 4,9 ГГц.

Окончательно частота стабилизируется на 4,8 ГГц с восемью потоками или большим их числом.

Начальные настройки выглядели следующим образом:

В ходе различных тестов фиксировалось множество системных переменных в HWiNFO64, данные доступны для анализа на скриншотах ниже. Без специальных «прогревочных» сценариев говорить о высоких температурах повода нет: при рендеринге уровень составил 67 градусов, тогда как в CS:GO был едва достигнут порог 51 °C, да и то лишь на одном из ядер.

Рендеринг изображений вполне может претендовать на роль типичной и сложной нагрузки для оценки уровня температур, но переключимся на специализированные утилиты. Наиболее скромную нагрузку будем создавать посредством Prime95 (Version 30.3 build 6) в режиме Blend с деактивированной поддержкой AVX. С ней картина событий остаётся прежней. Подключение LinX с большим объёмом задачи в раз меняет обстановку, вся система оказывается на грани перегрева (а местами уже и за — на Core 3). Прирост производительности в Гфлопс очень впечатляет. Меньшую температуру мы видели в прошлой главе, когда использовали стресс-тест AIDA64 лишь с начальным AVX. Роль убийцы досталась профилю Small FFTs из Prime95 с активной поддержкой AVX всех видов. Меньше минуты и Core 3 вместе с Core 5 пали под натиском троттлинга. Разницу между CPU Package Power во всех сценариях можете сопоставить самостоятельно.

Посмотрим на пределы потребления энергии: в простое уровень снижался до 55 Вт, а нагрузка сопровождалась пиковыми 256, 362 и 393 Вт. В последнем случае, очевидно, выхода «на режим» фактически так и не случилось.

Использование профиля XMP сопровождается повышением SA Voltage до небывалых прежде 1,3 В, а для IO 2 уровень фактически совпадает с величиной DRAM — 1,36 В. А вот форсаж IO не состоялся, величина фактически приобрела роль второстепенной.

Память ускорилась и на поведение ядер процессора в зависимости от сложности нагрузки это не повлияло — частота повышалась, как и прежде. Рост производительности заметен в 7-Zip, а в Cinebench R23 он формален.

Blend without AVX (Prime95) и упрощённый тест стабильности системы AIDA64 FPU (без AVX-512) не увеличили температуру процессора. Уже в LinX виден заметный прирост продуктивности, вследствие чего Core i9-11900K стал греться больше и оттого троттлинг активировался быстрее и агрессивнее. Полноценный пресет FPU (уже с поддержкой AVX-512) или сценарий Small FFTs разогревали ЦП до критических отметок за считанные секунды.

Рост напряжений привёл к увеличению до 64 Вт характерной для простоя цифры. Предельными значениями потребления для каждого из режимов стали соответственно 272, 385, 287, 376 и 403 Вт. Что тут сказать, второе гнездо для питания CPU на плате распаяно не только для азотных экспериментов.

Как видим, в некоторых стресс-тестах «запаса» для разгона ЦП нет совершенно, но в более простых сценариях вполне можно что-то предпринять. Посмотрим, как на всё это смотрят инженеры в MSI. Как и раньше, имеется разгонный профиль с говорящим названием Game Boost (речь ни про какие стресс-нагрузки не идёт). Подход относительно продуктов на базе Intel Z490 совершенно не изменился: отключается замедление процессорного вентилятора (в нашем случае это ничего не меняет), напряжение фиксируется на уровне 1,375 В, режим ЦП подразумевает прирост 100 МГц для каждого из ядер в Turbo Boost. Как видно со скриншотов, XMP оставался активным после прошлого цикла тестов.

Идея интересная, но, к сожалению, неработоспособная. Даже до Рабочего Стола Windows 10 дойти не вышло, очевидно, для пиковых 5,4 ГГц подобного уровня напряжения маловато, до многопоточных тестов дело просто не дошло. Допускаю, что в будущем здесь перейдут на добавочную величину напряжения как к очевидному пути к успеху.

Проверим сами, работает ли этот механизм в задаче по поиску предельной частоты всех ядер ЦП, когда на роль индикатора стабильности призвать Cinebench R23, а именно шесть подряд проходов. В итоге получилось выйти на стабильные 5156 МГц, при этом фактически от платы ничего не потребовалось, прибавка 0,01 В выглядит символичной. Добавочные напряжения фиксировались мной в базовом виде чтобы исключить нежелательный рост температуры и выделяемого тепла. Что же, очевидно, инженеры подготовили плату к такому развитию событий, заранее предопределив необходимый уровень напряжения и подобрав нужный профиль LLC. Уход от базовых 100 МГц привёл к снижению CL, что и прежде наблюдалось на платах MSI, вмешиваться я не стал.

Есть ли частотный «запас» у процессора? Для несложной нагрузки, как мы видим, он присутствует, к тому же разгон был полностью синхронным для всех ядер, а ведь в таком случае мы упираемся в наиболее неудачное. К сожалению, переход к индивидуальным настройкам вряд ли даст много, ведь множители до сих пор целые, а не дроблённые до четверти, как у процессоров AMD. Потребуется заметно лучший, сразу на целых 100 МГц (или около того), потенциал хотя бы у одного ядра, и это в монолитном кристалле, но кто знает, быть может, удача кому-то и улыбнётся, тем более все они греются по-разному, разбег в пике здесь составил девять градусов.

Разобравшись с рендерингом, переключим фокус внимания на игровые конфигурации и займёмся разгоном до максимальных частот у ядер, используя динамический множитель. К сожалению, на финальной сборке 1.00 этот механизм оказался напрочь неработоспособным, установки в UEFI фактически игнорировались, здесь помогла тестовая сборка микрокода 1.0H, где подобных проблем не было.

Предполагаю, что работы в этом направлении далеки от финальных, но всё же результат получился неплохим. Основной проблемой стала величина напряжения ЦП и влияние на неё профилей LLC. Для максимального роста частоты при небольшом числе потоков, очевидно, требуется большее напряжение, но этого добиться мне так и не удалось, как не менял я настройки. В итоге с Mode 8 самым большим напряжение становилось при четырёх или трёх потоках, потому получить абсолютный максимум на одном–двух не вышло. Финальная комбинация множителей имеет вид 54-54-53-53-53-52-52-52. Добавочный уровень напряжения — (+) 0,08 В. Игровой уклон сценария подразумевает и ускоренную память, потому она работала по схеме XMP, со всеми отягощающими цифрами добавочных напряжений, которые не благоволят снижению рабочих температур.

Коротко опишу методику подбора множителей. Тестовый сценарий — Prime 95 по схеме Blend without AVX. По первому (54) и последнему (52) множителю определялся коридор рабочих частот, выбирался соответственно один и восемь рабочих потоков. По ним подгонялось напряжение, необходимое и достаточное, о нюансе с тремя и четырьмя потоками я уже выше написал. Определив коридор, необходимо добиться стабильной (хотя бы в первом приближении) работы ПК с разным числом потоков, меняя множители поочерёдно. Начиная уже с двух рабочих потоков величина частоты может зависеть от смежных с третьим и даже четвёртым по счёту числом в схеме (и дальше в том же ключе). Право определить тестовый сценарий у каждого своё, здесь нет никаких правил. Разумеется, про тесты с AVX здесь придётся забыть и компенсирующие множители вряд ли перекроют существенный рост напряжения процессора, а его снижение в зависимости от типа нагрузки до сих пор (почему-то) не придумали.

Поскольку идея закладывалась для игр, то с них и начнём. Да, в простое фигурируют пугающие 1,58 В и было бы неплохо от этого избавиться, однако при нагрузке они существенно снижаются. Уже с лёгким бенчмарком CS:GO это отчётливо видно (по средней величине Vcore), а переход к игре посложнее, примером была выбрана SOTTR (демоверсия), можно заявить про падение более чем на десятую вольта. Вряд ли все эти цифры оправданны, но ничего лучшего добиться от преобразователя у меня на тестовой сборке не вышло, а всё из-за казуса с тремя–четырьмя потоками. Исправив его, можно будет иначе подойти к подобру LLC и его комбинации со стартовым (для последующего понижения) напряжением. Здесь же нагрев процессора не вызывает совершенно никаких опасений, забавно, что в CS:GO он был даже выше, а всё из-за большего уровня Vcore.

Архивация с любым числом потоков проходит без проблем (нет сбоев, нет перегрева). Чего-то большего здесь уже не добиться, Cinebench R15 (он заметно проще R23) уже на третьем проходе доводит ЦП до троттлинга, тут речь про использование всех доступных потоков, с однопоточным сценарием, конечно же, таких проблем нет. Prime95 Blend without AVX греет процессор максимум до 84 градусов с максимальным числом используемых потоков, но лишь в первом каскаде тестов, а дальше троттлинг не заставит себя ждать. Подводя короткий итог, отмечу: частотный потенциал Core i9-11900K фактически не отличим от процессоров из прошлого поколения Comet Lake-S. Очевидно, кристаллы проходят отбор, лучшие — для наиболее дорогой модели, а менее удачные отправляются под крышку более дешёвых Core i7.

Сравним потребление ПК в Prime95, сопоставив его с режимом активного XMP. Парадокс, но в простое цифры совпали — 64 Вт. Для первого каскада тестов пределом были 233 Вт, а здесь они сменились на 394 Вт. Думаю, комментарии тут излишни. Если вы не боретесь буквально за каждый балл бенчмарка / fps — вряд ли игра стоит свеч.

Вернёмся к финальной прошивке и по проверенной годами схеме с фиксированием множителя и напряжения разгоним наш ЦП. Уверенный частотный его предел уже известен по испытаниям с Cinebench R23, здесь нужно добиться необходимого и достаточного для этого напряжения, а также подобрать значение компенсирующего множителя для наиболее тяжёлой нагрузки в лице векторных инструкций AVX-512. Необходимо сразу выбрать тестовый сценарий, и я остановился на самом лояльном к системе LinX (в нашем случае это тождественно равно менее греющему процессор, чем прочие программы). Таким образом, проблем не было с «-5». Без сюрпризов наиболее подходящим профилем LLC оказался Mode 3. Установка напряжения затребовала 1,38 В. Здесь же я провёл поиски стабильной частоты Uncore, не требующей особых мер, то есть с базовыми отметками вторичных напряжений, итоговое число — 99,1x45=4459 МГц. С множителем x46 (и больше) система наглухо уходит «в себя» и только ручной сброс настроек CMOS может ей помочь. Потому призываю почаще сохранять настройки куда-то на flash-накопитель (здесь может пригодиться и комплектный), чтобы проведение экспериментов не затягивалось ещё и постоянным внесением изменений вручную, с нуля.

Греть привычных 20 минут смысла не было, поскольку всё же одно из ядер уже за пять проходов в LinX дошло до 100 градусов, тем самым, активировав троттлинг, хотя AIDA64 (по датчику CPU) на это среагировать не успела (напомню, в HWiNFO64 устанавливался уменьшенный период опроса сенсоров, равный 0,5 сек). Пресет AVX для сценария FPU привёл к росту температуры ЦП до пиковых 93 градусов, само собой, с AVX-512 был перегрев. Для Prime95 в режиме Blend without AVX по температуре запаса ещё больше, не говоря уже про более простое ПО и игры в особенности.

Энергопотребление в простое равнялось 70–71 Вт. Нагрузка приводила к росту до 365, 365 и 361 Вт. Во втором случае справедливо говорить про уровень меньше, чем 350 Вт, если не обращать внимание на разовый всплеск, вызванный активацией режима 3D у ВК. Рост частоты и особенно напряжения сильно повлиял на рост цифр для тестов с AVX, а вот для LinX и AVX-512, когда происходила корректировка частоты, существенных изменений нет.

Стабилизатор славно выполнял свои функции, колебания величины процессорного напряжения не превысили даже 0,01 В, приходится говорить лишь о сотых вольта. В ходе всех испытаний комнатная температура была в пределах 24 °C. О температуре стабилизатора можно судить самостоятельно по датчику MOS на приведённых скриншотах. Замеры пирометром сопряжены с трудностями из-за прямой недоступности для анализа наиболее греющихся участков, рядом с ними температура оказалась ниже, чем фиксировал датчик. В любом случае, «запаса» мощности тут с избытом для любых экспериментов и про какие-то перегревы речь вообще не заходит.

Разгон ОЗУ теперь сложнее, чем прежде, а всё дело в делителе для КП. В тестах с начальной частотой ОЗУ и с применением XMP речь про форсаж делителя не шла, а с ним латентность становится ещё хуже. Насколько этот момент критичен для отдельных приложений — решает как всегда пользователь. Готовый разгонный профиль для чипов Samsung B-die, которыми располагает наш комплект, сулит привлекательную комбинацию из 4000 МГц, CL14 и достаточно скромных 1,5 В. Сперва я предположил, что он рассчитан на самые лучшие наборы, но удивился беспроблемному применению в составе MEG Z590 Ace. Gear 2 оказался форсирован, а ручной перевод к Gear 1 погружал плату «в себя». При разгоне ОЗУ настройки часто приводят систему к невозможности пуска и отработки POST. Изучим добавочные напряжения: SA вырос до пугающих 1,35 В (напомню, штатная величина равна 0,85 В), а IO 2 повысился до 1,46 В (базовый уровень — 1 В). Ещё можно полностью убедиться в отвязке от процесса IO Voltage (без индекса).

Система функционировала без видимых проблем, глубокие тесты я отложил на потом, поскольку назвать 50,9 нс удовлетворительным результатом разгона мне было сложно.

Итак, решено, что основные усилия будут приложены к поиску предельной схемы работы без делителя для КП, словом, всё это мы уже проходили совсем недавно — вместе с процессорами на сокете AM4. Шокирующая реальность привела к предельным 3600 МГц. Какие-либо послабления по задержкам и небывалое завышение вспомогательных напряжений ничего не давали, система попросту не запускалась (не проходила этап POST). Снижение CL завершилось на отметке 13. Работа возможна и с 12, но здесь мы напрямую упираемся в качество комплекта оперативной памяти, а небольшой выход за границу 1,5 В на модулях полной стабильности не давал. Ещё интересно, что CR со значением «1» получается фактически бесплатным — переключение безболезненно проходит уже после отстройки всех компонентов с «2». Итоговая схема — 13-13-13-28-1Т и в самом конце, без изменения напряжений, подтянут RFC до 240. На модулях действовали 1,488 В (установка шла на чуть более низком уровне), SA — 1,2 В, IO 2 — 1,41 В (при установке 1,4 В). После того, как стабильность работы памяти была подтверждена, я добавил x45 в качестве множителя Uncore, и занялся настройкой работы процессора. Идеей была максимальная частота узлов для сценария LinX без активации троттлинга. Здесь у каждого будет своя тактика, а у меня получилось следующее: напряжение ЦП — 1,44 В, LLC – Mode 6, основной множитель — x51, а для AVX-512 снижать его придётся на «-3». С такими настройками мы получаем разогнанную память, ядра и стабильную систему во многих тестах, отбрасывая те, где ЦП уходил в троттлинг уже с базовыми установками.

Система получила солидную прибавку продуктивности, выражаемую в Гфлопс, пройдя буквально по краю от перегрева, но так и было задумано — предельный разгон. Всё что удалось добиться — 44,1 нс. На фоне 52,2 нс с профилем XMP это, конечно, интереснее, или чуть сниженных до 50,9 нс с готовым агрессивным профилем для Samsung B-die, однако совсем не то, что было «раньше». Очевидно, КП переработан и это трудно не заметить. Само собой, скорости записи и чтения тоже невысоки, не такие, как мы привыкли видеть на 4+ ГГц. Что же из этого более важно для игр или других случаев — латентность или же линейные скорости — нам всем только предстоит изучить в будущем. Однако по итогам сегодняшних экспериментов можно сказать — комплекты на Samsung B-die и платформа Intel уже точно не синоним образцового разгона подсистемы памяти, поскольку ничего лучше 4 ГГц добиться я не смог даже с Gear 2.

Высокие фиксированные напряжения привели к небывалым 82 Вт в простое, а предел потребления выглядит очень знакомо — 367 Вт.

Все ли сюрпризы на сегодня? А вот и нет. Разгон по базовой также претерпел изменения. Прежде был пункт FCLK, принимающий значение 400 МГц при экспериментах с увеличением BCLK (в подавляющем большинстве случаев — автоматически), но теперь он исчез. Словом, переработки налицо. Лёгкие 360+ МГц (практически) на всех платах остались в истории, здесь я кое-как добрался до 250 МГц, оставив настройки из прошлой рубрики без изменений (само собой, кроме всех множителей). Без увеличения вспомогательных напряжений вручную система не готова к серьёзным экспериментам совершенно, впрочем, уже долгое время увеличение базовой представляет сугубо спортивный интерес и чаще служит проверкой для реакции плат на нерядовые события, но у нас их хватало и до этого участка экспериментов. Кнопка сброса настроек, выведенная на заднюю панель, мне пригодилась многократно.

Выше мы уже использовали как слегка сниженную, так и повышенную BCLK, а всё для доведения частоты ЦП до «предельной», и именно это на сегодняшний день от корректировки базовой и требуется ввиду целочисленных основных множителей системы. С небольшим отходом от штатных 100 МГц здесь нет никаких проблем.

Вывод

Над образом продукта потрудились основательно. И прежде на предшественнике, в лице MSI MEG Z490 Ace, мы видели хороший результат инженерных наработок, а здесь, с новым поколением процессоров и чипсетов, его только нарастили. Должное внимание досталось распределению современных линий PCI-E 4.0 между слотами x16 и M.2. Число последних увеличилось и за счёт прироста возможностей 11th Gen CPU. Появилась поддержка работы интегрированного видео и современный порт HDMI 2.0b на задней панели, а ещё в базе присутствует поддержка пары скоростных Thunderbolt 4. Всё это не затребовало упрощения схемы стабилизатора питания, а наоборот — он стал только сложнее. Готовность к работе платы со старшей моделью процессоров подтвердили тесты, два гнезда питания для этого здесь далеко не лишние. Имеется ряд дополнительных возможностей, что упрощали работу в ходе экспериментов, например, две микросхемы, где я проверял возможности на разных версиях микрокода, а ещё удобно было использовать для сброса настроек кнопку на задней панели.

Новые процессоры оказались вовсе не очередными тактическими «+100 МГц» в год любой ценой. Здесь есть много нового, над чем придётся работать всем производителям. Больше всего удивил делитель КП и оттого полная смена стратегии при разгоне ОЗУ. Возможности ядер процессора также не остались в долгу, заметен существенный прирост продуктивности при работе с векторными инструкциями AVX-512, а это вызывает резкий рост рабочих температур. Появление второй группы компенсирующих множителей пришлось как нельзя кстати. Разгон ЦП вполне реален, для более приземлённой нагрузки, и способов его проведения весьма немало. Важно получить контроль и над частотой ядер, и над уровнем напряжения. Над всем этим работа ведётся, в чём мы смогли убедиться во время проведения экспериментов. Физически плата готова к самым сложным нагрузкам, теперь дело за стратегией, тактикой, анализом и нужной схемой баланса между огромным числом переменных, которые доступны здесь в UEFI. Вместе с тем, становится понятно, что из Core i9-11900K целенаправленно был сформирован образ самого быстрого процессора в линейке настольных у компании Intel на сегодняшний день. Цена у этого, конечно, есть, и выражается она не только в аппетитах к энергосети, а и в необходимости иметь соответствующую материнскую плату, благо, тестовая модель тут не сплоховала.

На базе новой платы можно выстроить любую сборку: игровую, рабочую, мультимедийный центр — что угодно. Уже имеется ряд программных наработок для самой разной аудитории. Бонусы, конечно же, больше привлекут именно геймеров. Подготовку к выходу новой линейки процессоров в компании MSI явно не игнорировали и усиленно к ней готовились, результаты правильнее будет оценить, сопоставив их с конкурирующими. Учитывая новую реальность, особенно в области разгона ОЗУ, остаётся выбирать устройство по остальным аспектам, а тут прицепиться попросту не к чему: всё сделано на совесть и без каких-то явных просчётов, и поэтому я могу смело советовать добавить плату к списку своих желаний всех, кто завершающий цикл эпохи DDR4 решил встретить с продукцией от Intel.