LucidLogix Virtu

Встроенное в процессоры Sandy Bridge ядро обладает достаточно продвинутыми характеристиками, среди которых можно выделить поддержку DirectX 10.1 Shader Model 4.1, технологию аппаратной обработки видео Clear Video HD, блок ускорения кодирования медиаконента QuckSync, а также неплохую, как для встроенного решения, производительность в 3D-играх. Кроме того, интегрированная графика чрезвычайно экономична и никакой дискретный видеоакселератор не может сравниться с ней по энергоэффективности. В случае установки отдельного графического ускорителя пользователи отключают встроенную графику, теряя при этом массу вышеперечисленных преимуществ. Этот недостаток призвана устранить технология LucidLogix Virtu, позволяющая гибко использовать ресурсы дискретной и встроенной видеокарт в зависимости от типа нагрузки. С продуктами компании LucidLogix мы уже знакомы по разработке HYDRA Engine. Напомним, что HYDRA Engine предлагает пользователям объединять вычислительные ресурсы абсолютно разных видеокарт и получить при этом прирост в 3D-играх. В настоящее время эффективность данного решения не всегда достигает желаемого уровня, однако сама концепция смела и жизнеспособна.

Идея технологии LucidLogix Virtu становится понятна после ознакомления со следующей блок-схемой.

LucidLogix Virtu

Приложения, требующие графических ресурсов, обращаются не напрямую к драйверу видеокарты, а направляются на некий виртуальный уровень Lucid Multi GPU. На этом этапе происходит анализ нагрузки, который производится на основе хранящихся в драйвере Lucid Virtu правил и критериев. Если приложение, такое как проигрывание HD-контента, казуальная игра или ускорение Flash-видео, не требует высокой вычислительной мощности, используется встроенное в процессор графическое ядро. При этом дискретный адаптер находится в энергосберегающем режиме, что снижает его нагрев и шум, и уменьшает общее энергопотребление системы. Как только пользователь запускает требовательную 3D-игру, LucidLogix Virtu передает запросы приложения драйверу дискретного графического адаптера. Обработанное видеокартой изображение передается на следующий уровень программной виртуализации Lucid GPU InterOp (Interoperability), который обращается напрямую к кадровому буферу интегрированного видеоядра. Далее изображение выводится на экран монитора, подключенного к одному из видеовыходов материнской платы. Таким образом, технология позволяет получить высокую производительность там, где это необходимо, и обеспечить максимальную энергоэффективность в тех задачах, где вычислительная мощность дискретной видеокарты избыточна. Причем, весь процесс происходит в автоматическом режиме и практически незаметно для пользователя. В теории все выглядит очень заманчиво, но, по факту, у Lucid Virtu есть и несколько потенциальных недостатков. Один из них заключается в неизбежном падении производительности в играх, так как на обслуживание виртуальных уровней требуются некоторые вычислительные ресурсы. Второй связан с необходимостью выделения части оперативной памяти под кадровый буфер. И, наконец, игры и драйверы видеокарт разрабатываются без учета использования Virtu. Выходит, что забота о качестве и стабильности работы этой технологии лежит на программистах LucidLogix. А еще LucidLogix Virtu работает только в среде ОС Microsoft Windows 7.

Описанный выше режим работы называется i-Mode. Существует также и второй режим — d-Mode, который подразумевает подключение монитора к дискретной видеокарте, а встроенный в процессоры Sandy Bridge графический акселератор и блок ускорения кодирования QuickSync задействуются только для обработки медиаконтента. Заметим, что современные видеокарты и так неплохо справляются с этими задачами. Возможно, в отдельных случаях можно достичь некоторого энергосберегающего эффекта, зато потери производительности не будет даже в тяжелых играх, кроме того, будет возможность построения конфигураций CrossFireX и SLI.

Технология графической виртуализации не требует никаких дополнительных аппаратных средств, но далеко не все системные платы на чипсете Z68 Express поддерживают Lucid Virtu. К счастью, MSI Z68A-GD80 (B3) такой возможностью наделена в полной мере, и мы можем проверить производительность LucidLogix Virtu в наиболее интересном режиме — i-Mode. Для активации Virtu необходимо установить драйверы для дискретной и встроенной видеокарт, а также программный комплекс виртуализации от LucidLogix. После инсталляции, в области уведомлений появляется соответствующий значок, с помощью которого можно вызвать панель управления.

LucidLogix Virtu

На первой вкладке дружелюбный антропоморфный робот, имеющий некоторые признаки женского пола, ненавязчиво помогает разобраться в настройках. Кроме кнопки активации технологии LucidLogix Virtu есть еще некий ползунок производительности. На что он влияет не совсем понятно, так как изменение этого параметра никак не отражалось на частоте смены кадров и качестве картинки. Вторая вкладка содержит перечень поддерживаемых приложений. После запуска игры, для которой в драйвере присутствует поддержка, в углу экрана появляется значок Virtu. Если по какой-то причине приложение отсутствует в списке, или же исполняемый файл имеет неоригинальное название, можно вручную указать необходимые параметры.

LucidLogix Virtu

Для оценки работоспособности технологии графической виртуализации было проведено несколько тестов в играх Far Cry 2, Lost Planet 2 и Resident Evil 5, а также синтетическом тестовом пакете Futuremark 3DMark Vantage 1.1.0. Сравнивалась скорость работы в режиме i-Mode и чистая производительность дискретной видеокарты MSI N480GTX Lightning (GeForce GTX 480).

Результаты тестирования LucidLogix Virtu

Результаты тестирования LucidLogix Virtu

Результаты тестирования LucidLogix Virtu

Результаты тестирования LucidLogix Virtu

Честно говоря, эффективность LucidLogix Virtu стала полной неожиданностью! Морально мы были готовы к двукратному падению производительности, но в нашем случае частота смены кадров уменьшилась в среднем на 7%, а результаты в 3DMark Vantage упали всего на 3,75%. При этом качество картинки было неизменно высоким. В мультимедийных приложениях, которые задействуют аппаратное ускорение для обработки медиаконтента, честно использовалось встроенное видеоядро, в то время как дискретный графический адаптер находился в режиме пониженного энергопотребления. Конечно, полную картину можно было бы получить только после измерения среднего энергопотребление системы во всех режимах работы, но на данный момент такая возможность у нас отсутствует.

Таким образом, мы с удовольствием констатируем, что технология Lucid Virtu работоспособна и вполне может рекомендоваться к использованию в целях снижения нагрева, шума и общего энергопотребления системы. Инженеры MSI правильно сделали, оснастив Z68A-GD80 (B3) поддержкой Lucid Virtu, оставив решение об её применении на откуп пользователям.