Через почти год властвования технологии SLI (Scalable Link Interface) компании nVidia, канадская ATI окончательно представила в сентябре 2005 года собственную технологию объединения нескольких видеокарт для построения изображения и повышения быстродействия графической системы под названием CrossFire.



Как и в случае SLI, технология CrossFire подразумевает использование материнской платы с поддержкой CrossFire (SLI для NVidia) и двумя разъемами PCI-E x16, мощного блока питания (не менее 450-500 Вт) и двух видеокарт.



Но в отличие от первой, связь между картами происходит не по интерфейсу MIO, а по специальному кабелю, подключаемому к разъему DVI ведомой карты и к разъему DMS ведущей (или Master-карты) – CrossFire Edition, в которой происходит "склеивание" изображения.



Также технология ATI позволяет использовать видеокарты одного семейства (чего пока не скажешь о технологии SLI), будь-то X850 или X850XT, или же X800 и X800Pro, и т.д. Имея любую видеокарту из семейства X800 или X850, вам останется лишь докупить подобную, но уже CrossFire Edition. А если у такого тандема конвейерная или частотная формула будет отличаться, то количество используемых конвейеров или частоты видеокарт уменьшаться до минимального общего (т.е. если у одной карты 12 конвейеров, а у другой 16, то количество конвейеров второй карты также будет 12).



Но это было более полугода назад, сейчас же, после обкатки этой технологии, появились новые возможности. Конечно, связь в режиме CrossFire для топовых ускорителей осталась с использованием Master-карты и специального кабеля, но теперь имеется возможность объединения двух видеокарт начального и среднего уровня. Теперь CrossFire доступен даже для бюджетного класса, и без использования кабелей и специальных видеокарт! Все что необходимо для создания недорогой CrossFire-системы - это материнская плата, например на чипсете ATI CrossFire Xpress 3200 или Intel 975, две видеокарты из семейства X1300, или же X1600, и блок питания рекомендованной мощностью не менее 500 Вт. С картами на базе X1300 такой CrossFire будет нести чисто теоретический интерес, а вот с серией X1600 возможно даже и получит путевку в жизнь.

Именно с двумя видеокартами X1600 и была собрана тестовая система CrossFire. Первая видеокарта X1600 XT производства Sapphire, а вторая - X1600 Pro но уже от HIS, с ее оригинальной системой охлаждения под названием IceQ.

Такой набор позволил определить стоит ли устанавливать "разноплановые" видеокарты, и если да, то как это повлияет на производительность.

Так, с видеокартами разобрались, осталась только материнская плата, и выбор пал на чипсет ATI Xpress 3200. Но плата должна быть не такая дорогая, как Sapphire Pure CrossFire, ведь система то бюджетная. И для таких целей как раз подходит более дешевый аналог вышеупомянутой Pure от той же Sapphire – Sapphire Pure CrossFire Advantage. Возможно, серия Advantage вам знакома по видеокартам, в которых обычно были занижены тактовые частоты памяти. Теперь вот с такой приставкой, производятся материнские платы Sapphire для среднего сектора, имеющие несколько урезанную функциональность плат класса High-End. Интересно, насколько это повлияет на разгонный потенциал материнской платы. И для наших тестов компанией Sapphire был предоставлен семпл материнской платы PC-A9RD580Adv, который более чем комплектацией ничем не отличается от уже поступивших в продажу плат. Итак…



Материнская плата идет в светло-серебристой коробке с прозрачной крышкой и с откидывающейся "дверкой".



На лицевой стороне дверки изображен R.Bot – символ материнских плат Pure от Sapphire, а на изнаночной - описаны характеристики данной платы.



Ну, с прозрачными частями коробки были уже давно, а с "дверками" появились всего пару лет назад в дорогих материнских платах. Отрадно, что и в недорогих платах появляется такая опция.

Комплект поставки спартанский – все же это сепл, но как меня заверили, в розничную продажу идет полная комплектация с дополнительным набором ПО.



Инструкция, знакомая по серии материнских плат Axion, диск с драйверами, кабели IDE, FDD, SATA и планка I/O аккуратно уложены в пластиковую половинку коробки, сверху располагается материнская плата, а потом накрывается пластиковой крышкой. Достаточно продуманно, чего не скажешь о подобных коробках, идущих с видеокартами – весь набор рассыпается у тебя прямо в руках, и не знаешь уже как это уложить обратно :) .

Материнская плата синего цвета (а вы думали, будет белого?), с ни чем не примечательной остальной расцветкой, если не считать, конечно, разноцветные разъемы для памяти. А учитывая, что плата рассчитана на установку S939 процессоров, то для задействования двухканального режима необходимо устанавливать память в разъемы с одинаковым цветом.



Система охлаждения – пассивная, как на северном (RD580), так и на южном (SB450) мостах. При работе, как в номинальном режиме, так и при разгоне, радиаторы достаточно нагреваются, но не так сильно, чтобы требовать активного охлаждения. Коннекторов для подключения вентиляторов всего два (каждый измеряет обороты), включая процессорный, что очень мало.

Система питания выполнена по 3-х фазной схеме и без радиатора, который можно было бы встретить на полноценной Pure.



Дополнительный разъем питания процессора 8-ми контактный (в который без проблем можно вставить и обычный, 4-х контактный), что не маловажным будет при установке высокочастотных (2-х ядерных) процессоров или, если возможно, при хорошем разгоне. Рядом с системой "жизнеобеспечения" процессора находится батарейка и джампер очистки CMOS – достаточно неудобное расположение, особенно если применять массивную систему охлаждения. Далее расположен разъем molex для дополнительного питания двух видеокарт.



Основной 24-х контактный разъем питания находится на переднем крае платы, почти в центре. Сможет ли он мешать доступу к памяти, при установленном кабеле питания? Все зависит от того, в какой корпус будет установлена плата, и какую мешанину проводов вы устроите в своем корпусе.

На задней панели присутствуют следующие разъемы:



PS/2 клавиатура и мышь, LPT, два сетевых разъема RJ45, четыре USB и шесть Audio разъемов. COM-порт отсутствует, как и на самой плате. Один сетевой разъем для 100 Мб сетей, другой - для 1 Гб. Стомегабитный сетевой контроллер основан на чипе Realtek 8100C, гигабитный – на чипе Marvell 88E8052, который, в отличие от первого, расположен на шине PCI-E x1.



Восьмиканальный звук класса Azalia (HDA) сделан на базе чипа ALC880:



Разъемы PCI-E x16 разнесены друг от друга на достаточное расстояние, чтобы можно было бы установить видеокарты с двухэтажной системой охлаждения. Также, после установки такого комплекта, у вас всегда будут свободны по одному из двух разъемов PCI и PCI-E x1, но если установить охлаждение подобное Zalman VF700, то о последнем слоте PCI можно будет забыть.



Разъемы IDE и FDD расположены достаточно удобно, на краю платы, там где и разъем питания. Размещение разъемов SATA стандартно, в углу платы – четыре SATA реализованы посредством встроенного в южный мост контроллера Silicon Image, и два отдельно стоящих – SATA II от внешнего контроллера, также Silicon Image.



Расположение Front Panel вполне удобное, но без нормальных подписей положительных контактов и если плата будет располагаться впритык ко дну корпуса, без инструкции не обойтись.

И напоследок: в этом же углу находится встроенный спикер (а теперь внимание), кнопки On и Reset (!), три светодиода: "StandBy", "On" и HDD-LED!



Если кнопки еще могут не сильно впечатлить (хотя, они очень помогают во время тестов), то индикатор активности жесткого диска трудно не оценить, особенно если материнская плата на открытом стенде, а к front panel ничего не подключено. С такими аксессуарами "на борту" даже и не хочется прятать плату в корпус.

Рассмотрев плату внешне, которая произвела более-менее нормальное впечатление, можно приниматься за "внутренний мир".

При старте системы нас приветствует логотип XPRESS 3200 с девушкой Ruby.



BIOS данной платы основан на микрокоде AWARD, а версия BIOS'а, с которым шла плата, датирована 22 февраля 2006г.



И первое, куда стоит заглянуть – Advanced Chipset Features, где сосредоточено управление памятью, шиной HyperTransport, и шиной PCI-E.



В меню DRAM Configuration количество настроек памяти поражает - любителям тонкой настройки системы памяти есть где развернуться.







Как и положено, для ядра степпинга DH-E6 (а в этом тесте он именно такой) доступны следующие режимы работы памяти: 100, 133, 200, 216, 233, 250 МГц. Частоты (коэффициенты), разрядность шины HyperTransport настраиваются в пункте LDT & PCI Bus Control.



Тут вполне стандартно: до 16 бит в каждую сторону, и от 200 МГц до 1 ГГц(1х-5х), плюс Auto.

В PCIE Configuration находится управление шинами PCI-E х16.



Здесь можно задать режим работы каждого из разъемов PCI-E х16.

Управление технологией Cool'n'Quiet находится в пункте Power Management Setup главного меню.



Мониторинг системы расположен в пункте PC Health Status. Здесь собраны практически все необходимые показатели, но датчик температуры системной платы отсутствует. Из показателей напряжений настораживает значение напряжения, подаваемого на память – всего 2,48 В, но это в номинале, а мы пока до последнего и одного из самых главных пунктов для разгона еще не дошли.



Также есть возможность включить-отключить сигнализацию открытия корпуса (если есть соответствующий датчик), и если необходимо - выбора температуры перегрева CPU, при которой будет отключаться компьютер - 60, 65, 70 °С.

И последний пункт меню необходимый для разгона – Frequency/Voltage Control. Изменение коэффициента умножения процессора (Hammer Fid control) от х4 и выше, автоматическое определение частоты шины PCI (Auto Detect PCI Clk), вечно мешающий Spread Spectrum (хорошо хоть в последнее время он по определению отключен) и изменение частоты тактового генератора (CPU Clock) от 200 до 500 МГц (!) – все тут, но где же изменение напряжений?



Вот где действительно уменьшена функциональность серии Advantage, и судя по всему, инженеры компании Sapphire в этом немного перестарались. Зачем частота тактового генератора в 500 МГц, если нет возможности менять напряжение на процессоре и памяти, и на чипсете тоже? Может это досадный недостаток февральского BIOS'а? Единственный свежий BIOS на момент написания статьи – beta-версия за апрель. После попыток разгона на старом BIOS'е, было решено перейти на beta-версию – вдруг проблемы (а о них немного ниже), с которыми столкнулся автор, были решены. Но увы. Итак, разгон.

Перед разгоном стоит сказать пару слов об изменениях в BIOS beta-версии относительно релиза за февраль. Изменения коснулись настроек таймингов памяти – они сократились на половину.



Основные тайминги остались, но исчез Idle Cycle Limit (DRAM Idle Timer), хотя он равен 16 и с разгоном памяти проблем не возникнет.

Также были добавлены параметры изменения напряжений на процессоре и на чипсете, а вот на памяти такого параметра не появилось, что может ограничить разгонный потенциал последней.



Напряжение питания процессора меняется от 0,8 В и с шагом в 0,025 до 1,55 В – достаточно мало, так как для некоторых процессоров семейства K8 при разгоне до частоты 2700 МГц и более необходимо как минимум 1,6 В. Напряжение на чипсете меняется от 1,25 В до 1,35 В с шагом 0,05 В.

Теперь можно и к разгону вернуться. Как всегда, для определения максимальной частоты тактового генератора, коэффициент умножения процессора выставляем в х5, коэффициент шины HyperTransport – в х3 (600 МГц) и память выставляем как 100 МГц с таймингами 3-3-3-8-12-16-2T. Максимальная частота, какую удалось достичь с такими установками равна 296 МГц.





Вполне неплохо, но здесь есть одно но. Фактически, разгон составил всего 221 МГц для холодного старта, т.е. разогнав плату до такой частоты, можно было, спокойно ее выключит, а потом включить, и система стартовала. Но стоило частоту поднять хоть на мегагерц, и плата уже не стартовала после выключения системы. А для достижения максимальной частоты, пришлось с шагом в 10 МГц разгонять плату с последующей перегрузкой, и если шаг делать больше этого значения – плата уже не заводилась, что является достаточно "забавным". Дойдя с горем пополам до частоты в 250 МГц, плата уже не запускалась, но иногда, чтобы преодолеть этот рубеж помогала клавиша Insert, позволяющая загрузится при номинальных (или последних рабочих) установках BIOS'а. Итак до 270 МГц, после чего, даже Insert уже не помогал, и приходилось все начинать с начала (естественно, с очисткой CMOS). С помощью проб и ошибок (а это затянулось на целый день :) ) была достигнута частота 290 МГц, и далее, с шагом в 2 МГц, был выяснен максимум. И это что с февральским, что с апрельским BIOS. И даже изменение напряжения на чипсете, которое появилось в версии beta, еще хуже влияло на разгон, не говоря уже о снижении коэффициента шины HyperTransport до х2. Вот такое вот странное поведение этой платы, у которой оверклокерский потенциал все же имеется, и для полного раскрытия своих достоинств, ей просто необходим "правильный" BIOS. И если компания Sapphire все же выпустит этот "правильный" BIOS, то покупателей у этой платы прибавится - из лагеря оверклокеров, у которых на покупку полноценной Sapphire Pure CrossFire средств в ближайшее время не предвидится, но половина такой суммы все же имеется, и у которых есть желание попробовать технологию CrossFire в деле.

А вот как раз технологию CrossFire в деле и не помешало бы проверить в данном обзоре. Материнская плата есть, видеокарты тоже – остались остальные комплектующие, и после нахождения последних, была собрана следующая конфигурация:

Материнская плата: Sapphire Pure CrossFire Advantage PC-A9RD580Adv
Процессор: AMD Athlon64 3500+@2420 (220x11) DH-E6
Система охлаждения: Foxconn NBT-CMAK82SX-C
Оперативная память: Hynix D43 2x1024 MB DDR400@440 2.5-3-3-8-1T
Видеокарты: Sapphire X1600 XT 256 МБ, HIS X1600 Pro IceQ 256 МБ
HDD: Seagate Barracuda 7200.9 ST3120213A 120 GB
Блок питания: Thermaltake Pure Power – 480 APD

WindowsXP Pro SP2 Ru
ATI Catalyst 6.5

Процессор был разогнан до максимальной частоты, при которой система могла загружаться после выключения, память работала в режиме 200 МГц. Тестовая конфигурация была собрана на открытом стенде, стоящем на столе. Вся система настраивалась на максимальное быстродействие, брандмауэр и система восстановления отключались, файл подкачки задавался размером в 2048 Мб. Также видеодрайвер настраивался на максимальное качество, остальные настройки по умолчанию.

Для тестов применялись следующие приложения:

3DMark2003
3DMark2005
3DMark2006
Doom 3
Half Life 2
F.E.A.R.

Как и синтетические, кроме 3DMark2006, так и игровые тесты проходили в четырех режимах:

1. Разрешение экрана 1024x768 без антиалиасинга и анизотропной фильтрации (F.E.A.R. – 4х).
2. Разрешение экрана 1024x768 с антиалиасингом 4x и анизотропной фильтрацией 16x.
3. Разрешение экрана 1280x1024 (1280х960 для F.E.A.R.) без антиалиасинга и анизотропной фильтрации (F.E.A.R. – 4х).
4. Разрешение экрана 1280x1024(1280х960 для F.E.A.R.) с антиалиасингом 4x и анизотропной фильтрацией 16x.

Тест 3DMark2006 проходил только в двух режимах:

5. Разрешение экрана 1280x1024 без антиалиасинга и анизотропной фильтрации.
6. Разрешение экрана 1280x1024 с антиалиасингом 4x и анизотропной фильтрацией 16x.

Все настройки выбирались из самих же приложений, кроме игры Doom 3 – в этом случае, настройки форсировались в драйверах. В игре Doom 3 качество графики выставлялось в режим "Сверхвысоко", в Half Life 2 – максимальные настройки, в игре F.E.A.R. качество графики выставлялось как "Высоко", мягкие тени - отключены.

Все тесты проходили сперва на одиночных картах, после чего – в режиме CrossFire. Видеокарты не разгонялись и работали в номинальном режиме:





X1600 XT – 580/1368 МГц и X1600 Pro – 500/792 МГц, но надо помнить, что при CrossFire частоты X1600 XT снижаются до частот Pro-версии. Ну а сам режим CrossFire включается в меню драйвера - если видеокарты подходят или они работоспособны (да-да, попытки включить CrossFire с "глючной" видеокартой успехом не увенчались) то появляется последний пункт меню, где вам просто необходимо поставить галочку:



Синтетика.

Ну что ж, в синтетике рост производительности налицо, во всех тестах без исключения.










Особенно увеличилась производительность в 3DMark2005 и 3DMark2006. Оптимизированные синтетические приложения это одно, но как дела обстоят в реальных играх?


Игры.



Игра Doom 3 никак не отреагировала на связку XT+Pro, и результат равен одиночной X1600 Pro. Так что, играть в эту игру надо только с одним акселератором, и только с X1600 XT – fps почти в полтора раза больше.



А вот Half Life 2 напротив, проявил свою добродушность к режиму CrossFire (или это драйвера правильно определили игру) и результат не стал себя долго ждать. Правда, этот результат небольшой, но все же он есть – значит не все потеряно.



Достаточно странные результаты показывает игра F.E.A.R. – в режиме CrossFire при разрешении 1024х768 результат практически такой же, как и при одиночной видеокарте X1600 XT, а вот при разрешении 1280х1024 – ниже, чем у X1600 Pro.

Также еще хотелось включить в тесты игру Quake 4 – рост производительности при использовании тандема был достаточно приличным, но результаты каждый раз "прыгали", особенно при разрешении 1280х1024, хотя при использовании одиночных карт такого не наблюдалось.


Выводы.

Относительно бюджетных видеокарт, особенно "разноплановых", в режиме CrossFire: при правильной поддержке со стороны приложений (или же при правильном определении драйвером видеокарты этих приложений) и с дальнейшим развитием технологии, возможность использования таких тандемов станет очень даже актуальной. Но, общая стоимость таких видеокарт либо равна, либо немного выше стоимости карты классом выше, и при этом скорость бюджетников в режиме CrossFire ниже, чем у одной высокоуровневой видеокарты за ту же цену. А вот если вы купили бюджетную карточку сейчас, то, возможно, что со временем, когда цены упадут, вы сможете увеличить производительность видеоподсистемы, докупив еще одну видеокарту того же класса.

Относительно материнской платы Sapphire Pure CrossFire Advantage PC-A9RD580Adv: плата очень даже неплохая, хорошая разводка (конечно, небольшие огрехи есть), наличие шести разъемов SATA (два из них - SATA II), восьмиканальный звук стандарта High Definition Audio. На плате расположены кнопки включения и сброса системы, индикация рабочего состояния (особенно активности жесткого диска). А цена всего около $110, что не сильно отличается от недорогих аналогов на базе nForce 4 SLI. Что еще необходимо для обычного пользователя, на которого и нацелена данная материнская плата? Для обычного, но не для энтузиаста, так как способности BIOS'а к разгону – минимальны. Почему были затронуты энтузиасты? Да потому что невозможно представить себе обычного пользователя, который будет постоянно лазить к себе в системник, и включать компьютер с помощью кнопки установленной на плате. Или который будет тонко настраивать систему и не заниматься разгоном, пытаясь выжать последнее из своего компьютера.

Так что, эта материнская плата подходит людям, которым необходима просто плата (не без зачатка более функционального аналога), для того чтобы собрать CrossFire систему, и при этом желающим немного сэкономить, а оставшиеся средства потратить, к примеру, на дополнительную память или более емкий винчестер и т.д. Также эта плата подойдет сборщикам компьютеров, для постройки достаточно производительных систем – функциональность вряд ли будет ниже, чем при использовании Sapphire Pure CrossFire, разве что придется дополнить систему FireWire контроллером.




Выражаем благодарность представительству компании Sapphire в Украине за предоставленные видеокарту Sapphire X1600XT 256MB и материнскую плату Sapphire Pure CrossFire Advantage PC-A9RD580Adv, а также магазин "Мир компьютеров" (г.Днепропетровск) за видеокарту HIS X1600 Pro IceQ 256MB.