После анонса линейки видеокарт Radeon HD 4000 прошло уже достаточно времени и рынок постепенно начал наполняться альтернативными версиями видеоадаптеров на базе чипа RV770. Как правило, объектом для экспериментов становится младший на данный момент представитель серии - Radeon HD 4850.

Большинство производителей не пытаются быть излишне оригинальными - как правило, устанавливается новая система охлаждения и/или удваивается объем оперативной памяти. Модификация с одним гигабайтом видеопамяти есть практически у каждого партнера AMD, выпускающего видеокарты данной серии. Дальше других пошла PowerColor, снабдившая одну из версий Radeon HD 4850 двумя гигабайтами памяти типа GDDR3 - объем вчетверо превышающий стандартный для карт этого типа. Одна такая видеокарта попала в тестовую лабораторию сайта Guru 3D, где наши коллеги ставили целью выяснить, являются ли 2 ГБ видеопамяти действительно полезным приобретением или предназначены лишь для привлечения потенциальных покупателей внушительной цифрой на коробке.

Видеокарта PowerColor Radeon HD 4850 2GB

Видеокарта PowerColor Radeon HD 4850 2GB

В ходе тестирования, в котором были задействованы как современные игры, так и синтетические тесты, стало окончательно ясно, что на данный момент 2 ГБ памяти не оказывают никакого положительного воздействия на быстродействие видеокарты в играх, напротив, из-за меньшей тактовой частоты памяти, двухгигабайтная версия иногда отставала от своих аналогов оснащенных 512 или 1024 МБ памяти.

Дополнительный объем видеопамяти теоретически мог бы оказать положительное влияние на производительность в самых тяжелых режимах, в высоких разрешениях, однако, в таких условиях ограничивающим фактором становится уже видеочип. Положительных отзывов заслужила система охлаждения, которой PowerColor снабдила данную версию Radeon HD 4850 - кулер ZeroTHERM, занимающий два слота и состоящий из 140 медных пластинок, нанизанных на тепловую трубку и обдуваемых вентилятором. Данная система под нагрузкой выигрывает у референсной около 27 градусов, при том, что уровень шума также оказывается ниже чем у стандартного кулера. Итак, можно подвести итог: на данный момент 2 гигабайта видеопамяти являются чисто маркетинговым ходом и всем современным играм не требуется объема, превышающего 1 ГБ.