Пытаясь решить проблему сворачивания белка вируса иммунодефицита человека (ВИЧ), учёные во всём мире оказались в тупике на десятилетие. Но американские геймеры справились с этой задачей приблизительно за три недели. Такого достижения удалось добиться с помощью объединения алгоритмов brute force и скорости цифрового компьютера с мыслительными способностями мозга человека. Для этого задействовалось приложение распределённых вычислений, именуемое Foldit, используя которое геймеры в соревновательной атмосфере решали индивидуальные задания. Этот новаторский мост между разумом и цифровой техникой, соединяя многих через Интернет, создает в некотором роде распределенный «кибернетический мозг». Он объединяет потенциал биологических и кремниевых компьютеров в нечто намного более мощное, чем по отдельности.

Foldit

Задача, которую удалось решить — это невероятно сложный процесс сворачивания, то есть приобретения объемной формы (третичной структуры) цепочкой аминокислот одного из вирусных белков, который именно в таком виде может проявлять возложенную на него биологическую активность (например, присоединение вирусных частиц к клеткам иммунной системы и их заражение). Эти вычисления настолько сложны (ввиду применения квантово-механических уравнений для максимальной достоверности), что даже суперкомпьютерам это дело не вполне по зубам, и поэтому 10 лет назад стартовал Стенфордский проект Folding@Home, который медленно, но верно двигается к решению подобных проблем. Приложение Foldit превращает эти проблемы в трехмерные игровые соревновательные задания, в которых предлагается участвовать геймерам. Спустя три недели, таким образом, была получена точная рабочая модель структуры фермента с точной последовательностью этапов сворачивания, к которой учёным оставалось идти ещё неопределённо долго. Этот результат наконец-то открывает возможность создания медикаментов, которые блокируют размножение ВИЧ.

Сет Купер (Seth Cooper), один из авторов Foldit, говорит: «Люди обладают возможностями пространственного восприятия и абстрактного мышления, на что пока не способны компьютеры. Игры формируют каркас для объединения мощности компьютеров и человеческих возможностей. Результаты, опубликованные на этой неделе, доказывают, что игры, науку и вычисления можно комбинировать для достижения научных результатов, про которые ранее можно было только мечтать».