Тестовые конфигурации

Прежде чем переходить к разделу тестирования еще раз сформулируем основные задачи, которые мы перед собой поставили. Во-первых, мы хотели выяснить насколько каждый их ноутбуков является самодостаточной игровой системой. Для обеих моделей подбирались высококачественные игровые режимы в их родном разрешении, чтобы получить 30—40 fps или выше. Во-вторых, мы проведем сравнение видеокарт Radeon HD 7970M и GeForce GT 650M в разрешении 1366x768. Напомним, что оба ноутбука используют одинаковый процессор, поэтому участники этого сравнения находятся в идентичных условиях. По результатам этого же сравнения можно будет судить о процессорозависимости Radeon HD 7970M. Еще мы проведем сравнение старшего ноутбука с настольной системой. По сути это будет сравнение топовой мобильной системы с топовым десктопом. Последний базируется на Core i7 под LGA2011, что по умолчанию дает такой системе преимущества в производительности. Но не будем забывать, что за компактность вы всегда переплачиваете, и стоимость топового ноутбука вполне сопоставима с ценой топового компьютера. Данное сравнение будет включать процессорные и игровые тесты. И дополнительно мы сравним мобильный Radeon HD 7970M с его аналогом в лице Radeon HD 7870. Последний будет работать как на своих родных частотах 1000/4800 МГц, так и на частотах мобильного собрата — 850/4800 МГц. Не обойдется и без небольшого сравнения производительности жестких дисков. А под конец мы сравним энергопотребление всех систем и посмотрим, насколько мобильная система экономичнее настольной.

Имеются три разные тестовые системы. Их основные характеристики приведены ниже:

  Настольный ПК Sager NP9170 (Clevo P170EM) Sager NP6110 (Clevo W110ER)
Процессор Intel Core i7-3930K (3,2—3,8 ГГц) Intel Core i7-3610QM (2,3—3,3 ГГц) Intel Core i7-3610QM (2,3—3,3 ГГц)
Семейство Sandy Bridge-E Ivy Bridge Ivy Bridge
Количество ядер 6 (12 потоков) 4 (8 потоков) 4 (8 потоков)
Чипсет системной платы Intel X79 Express Intel HM77 Express Intel HM76 Express
Оперативная память 16 GB DDR3-1600 8 GB DDR3-1600 8 GB DDR3-1600
Каналов памяти 4 2 2
Тайминги памяти 10-10-10-24 11-11-11-28 11-11-11-28
Видеокарта Radeon HD 7870 Radeon HD 7970M GeForce GT 650M
Графический процессор Pitcairn Wimbledon XT GK107
Количество потоковых процессоров 1280 1280 384
Количество текстурных блоков 80 80 32
Количество блоков рендеринга 32 32 16
Частота графического процессора 1000 850 835—950
Шина памяти, бит 256 256 128
Тип видеопамяти и ее объем 2GB GDDR5 2GB GDDR5 2GB DDR3
Частота видеопамяти 4800 4800 1800
Версия драйвера ATI Catalyst 12.7 beta ATI Catalyst 12.7 beta NVIDIA GeForce 304.79
Операционная система Windows 7 Ultimate SP1 x64 Windows 7 Ultimate SP1 x64 Windows 7 Ultimate SP1 x64
Дисковая подсистема Hitachi HDS721010CLA332 (1 ТБ, 7200 об/мин, 32 МБ кэш) Seagate Momentus ST9750420AS (750 ГБ, 7200 об/мин, 16 МБ кэш) Seagate Momentus ST9750420AS (750 ГБ, 7200 об/мин, 16 МБ кэш)


Тестовая методика

Синтетика и прикладное ПО

PCMark 7 x64

Комплексный тест производительности системы. Мы запускали лишь основной тестовый пакет без дополнительных тестов (Lightweight, Productivity и т.п.). Сразу обращаем на это внимание, ведь при запуске всех тестовых пакетов итоговый результат обычно выше. На диаграммах приведены общие результаты. В отдельной таблице указаны результаты подтестов.


WinRar 4.2 x64

Результаты встроенного теста производительности. Показывает производительность связки процессора и подсистемы памяти. Семь повторов.


7-Zip 9.2 x64

Четыре прогона встроенного теста производительности.


x264 HD Benchmark 5.0.1 (32-bit mode)

Специализированный процессорный тест по кодированию видео высокого разрешения. Указан средний fps по итогам всех прогонов.


Сinebench 11.529 x64

Популярный тест для сравнения скорости процессоров в 3D-рендеринге. Указаны результаты только лишь процессорного теста.


wPrime 2.09

Тестирование проводилось в двух режимах — 32М и 1024M.


HD Tune 5.0

В данной утилите проведены тесты жесткого диска. Вначале указаны результаты тестирования скорости линейного чтения при размере блока 128 Кбайт (вверху) и 1 Мбайт (внизу). Для них просто приведены соответствующие скриншоты из программы. Потом в таблице указаны результаты тестирования скорости произвольного чтения блоков разного размера (Random Access).


Тестирование в играх

Alan Wake

В этом тесте небольшие изменения. Он стал чуть длиннее (28 секунд) и включает прогулку под двумя фонарями на шоссе и скриптовую сценку, в которой камера пролетает над ночным туманным лесом и демонстрирует маяк. Измерения проводились при помощи Fraps. Четыре повтора для каждого режима. В разрешении 1680x1080 для топовых конфигурациях включены максимальные настройки изображения при сглаживании AA 8x (без FXAA). Для GeForce GT 650M установлено минимальное качество сглаживания, среднее качество теней, SSAO отключено, низкое качество объемного света и на два пункта снижена дальность прорисовки. Данный режим иллюстрируют следующие скриншоты:

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110


Batman: Arkham City

Встроенный тест производительности, четыре повтора. Для 1980x1080 — максимальное качестве изображения в режиме DirectX 11 при сглаживании MSAA 8x. Для 1366x768 — максимальное качество изображения в режиме DirectX 11 без сглаживания.


Battlefield 3

Частота кадров измерялась при помощи Fraps. Выбрана миссия «Молот и наковальня» (Rock and a hard place). После первой контрольной точки мы спускаемся по склону холма в долину до укреплений врага. Тестовая сценка включала кроме спуска начало перестрелки при штурме первого ряда укреплений. Огонь велся по двум точкам из-за укрытия через прицел. С учетом простого спуска общий порядок действий легко повторим, а итоговые результаты не зависят от случайных факторов. Плюс в кадре находится не только большая площадь с детализированными текстурами, но и световые эффекты выстрелов, и взрывы. Это помогает создать максимально адекватную картину реальной производительности, как в сложных насыщенных сценах одиночной кампании, так и в многопользовательских схватках. Все параметры детализации и качества на Ultra под DirectX 11. При высоком разрешении 1920x1080 еще задействован максимально возможный режим сглаживания AA4x. Для GeForce GT 650M в 1366x768 сглаживание не включалось и отключен Motion Blur.


Crysis: Warhead

Два пятикратных прогона демо Ambush из Crysis Warhead Benchmarking Tool. Для топовых конфигураций: 1920x1080, DirectX 10, настройки Enthusiast, AA 4x. Для GeForce GT 650M: 1366x768 в режиме Gamer и Enthusiast под DirectX 9.


Crysis 2

По четыре раза переигрывалась небольшая сценка на первом уровне. Прогулка по парковой аллейке сопровождалась расстрелом водной поверхности и группы камней (именно в такие моменты наблюдаются сильные просадки fps). В итоге тест получился хоть и короткий, но разнообразный и насыщенный, с обилием сложных геометрических объектов и поверхностей, для которых используется тесселяция, плюс дым из множества частиц и динамически изменяющаяся поверхность воды. Для обоих ноутбуков мы использовали по два тестовых режима:
  • 1920x1080 — Ultra, DirectX 11, текстуры высокого разрешения;
  • 1920x1080 — Extreme, DirectX 11, текстуры высокого разрешения;
  • 1366x768 — Extreme, DirectX 9, текстуры высокого разрешения и Motion Blur отключены;
  • 1366x768 — Very High («Максимальные»), DirectX 9, текстуры высокого разрешения и Motion Blur отключены.

Deus Ex: Human Revolution

Данная игра отличается низкими требованиями к видеокарте, что вполне объясняется скромными возможностями графического движка, хотя поддержка DirectX 11 имеется. Для теста специально подобрана сценка, в которой задействованы разные визуальные эффекты. Дело в том, что кроме улучшенной системы освещения под DirectX 11 используются еще эффекты глубины резкости и тесселяция для персонажей. Сам тест включал небольшую пробежку по ярко совещенной взлетной площадке до вертолета и начало диалога Адама с Фаридой. В диалогах нам как раз и демонстрируют крупным планом персонажей, а задний план «прячется» за эффектом Depth of field. С учетом ярко освещенного фона и бликующей поверхности вертолета, нагрузка на видеокарту лишь повышается. Так что такая простая сценка вполне позволит судить о реальной производительности в игре. Настройки максимальные под DirectX 11, включено «краевое сглаживание». Четыре повтора.


DiRT: Showdown

Встроенный тест производительности прогонялся четыре раза. Для Sager на базе Radeon HD 7970 пришлось делать дополнительные прогоны из-за скачков производительности. Для разрешения 1980x1080 устанавливались максимальные настройки качества изображения при MSAA 8x. Для 1366x768 и GeForce GT650M тоже включено максимальное качество, но без активации Advanced Lightings и при сглаживании MSAA 2x.


Hard Reset: Extended Edition

Встроенный тест производительности, пять прогонов. Максимальные настройки графики при сглаживании AA 4x в разрешении 1920x1080. Для меньшего разрешения включались такие же максимальные настройки, но при сглаживании AA 2x.


Max Payne 3

Для тестирования выбрана сценка в фавеле с бурной растительностью. Как мы отмечали в обзоре игры, это одна из самых тяжелых сцен в одиночной кампании. Для старших видеокарт установлены максимальные настройки качества изображения при сглаживании AA 4x в DirectX 11. Для GeForce GT 650M при разрешении 1366x768 на максимуме все параметры кроме тесселяции («Высоко» вместо «Очень высоко») и отключено сглаживание. Все наши ручные настойки отображены ниже.

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110


Metro 2033

Использовался встроенный тест производительности. Три цикла по пять прогонов каждый для каждой видеокарты. Для старших графических решений включены настройки Very High под DirectX 11, тесселяция активна, эффект DOF отключен, антиалиасинг не задействован. Для младшей видеокарты при разрешении 1366x768 настройки High в DirectX 10. PhysX не включался.


Serious Sam 3: BFE

Для тестирования выбрана площадь с обелиском на первом уровне «Лето в Каире». Территория предварительно зачищена от врага и сам тест включал простую пробежку по данной площади сквозь зеленые насаждения. Даже без перестрелок и взрывов сцена очень тяжела из-за обильной растительности и большой территория с детализированным окружением. При разрешении 1920x1080 профиль графических настроек Ultra с принудительным отключением MSAA. Дополнительные параметры выше значения по умолчанию не поднимались. При 1366x768 в разделе «настройки видеокарты» включен профиль высоких настроек. Дополнительно отключено сглаживание, сглаживание теней и буфер теней понижен до высокого значения. Все это иллюстрируют нижние скриншоты.

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110


The Elder Scrolls V: Skyrim

Для тестирования выбрана самая первая скриптовая сценка, в которой заключенных везут в город по горной дороге. С помощью Fraps измерялась частота кадров от момента появления логотипа The Elder Scrolls до проезда через ворота (130 секунд). Камера в фиксированном положении. После приглашения осмотреться ее положение изменялось так, чтобы по центру была дорога и открывался больший обзор вдаль. Ограничение в 60 fps отключено путем добавления строки iPresentInterval=0 в Skyrim.ini. Для старших видеокарт в разрешении 1920x1080 включены настройки Ultra при сглаживании AA 8x. Для GeForce GT 650M — 1366x768 при Ultra, но без сглаживания, тени в положении High. Текстуры высокого разрешения включены в обоих случаях. В данной игре они слабо влияли на производительность GeForce GT 650M, а вот небольшое снижение качества теней при мизерной видимой разнице давало ощутимый прирост.


Total War: Shogun 2

Поскольку на Radeon HD 7970 не удалось активировать максимальные настройки, в данной игре мы ограничились тестами младшего ноутбука с GeForce GT 650M. Установлена максимальная детализация при разрешении 1366x768 и рендеринге в DirectX 11. Но отключены многие дополнительные эффекты (тесселяция, мягкие тени и сложное затенение). Эффект глубины резкости низкого качества. Все настройки отображены ниже.

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110


Witcher 2 Assassins of Kings Enhanced Edition

Тест — пробежка по селению Биндюга и лесной тропинке до разрушенного моста. Четыре повтора. Частота кадров измерялась Fraps. Для 1920x1080 максимальное качество графики без параметра «запредельное качество» и с отключенной вертикальной синхронизацией. Отметим, что некоторые параметры подняты еще выше тех, значений, что предлагаются по умолчанию. Для 1366x768 выбран профиль настроек High («Высокое качество»). Дополнительно отключены параметры сглаживания, Motion Blur и SSAO.

Тестирование Sager NP9170 и Sager NP6110


3DMark 11

Стандартный тест на профиле настроек Performance (1280x720).


Время автономной работы

Ноутбуки тестировались в игровом режиме, при проигрывании видео и при минимальной нагрузке в режиме чтения. В первом случае прогонялся бенчмарк Crysis: Warhead на тех же настройках, что и для игрового тестирования. Второй режим — это проигрывание зацикленного видеоролика разрешением 1280x720. Вначале запускался игровой тест или видеоплейер, а потом отключалось внешнее питание. В последнем случае тестирование проводилось при помощи программы Battery Eater. Использовался специальный Reader’s test: в блокноте открывается текст и периодически проматывается вниз. Для игрового режима устанавливался план энергопотребления Performance, в остальных случаях — энергосбережение. Измерялось время работы до полного отключения ноутбука.


Энергопотребление

Проводилось сравнение энергопотребления при нагрузке процессорного теста OCCT 3.1 и в игровом режиме. В последнем случае велось наблюдение за энергопотреблением в Crysis: Warhead, DiRT Showdown, Hard Reset, Metro 2033 и Elder Scrolls V: Skyrim. Фиксировались пиковые значения, на основе которых рассчитывался средний итоговый результат.