Методика тестирования
Тестирование и калибровка монитора производились с помощью прибора Datacolor SpyderX Pro. Монитор подключался к видеокарте ASUS ROG-STRIX-RTX4080S-O16G-GAMING собственным кабелем Display Port и работал с частотой обновления в 180 Гц. Тесты проводились в операционной системе Windows 11. Перед началом проверки монитор был сброшен на фабричные настройки. Используемые приложения: Argyll CMS 2.3.1, DisplayCAL 3.8.9.3, HCFR Colorimeter 3.5.2, UFO Motion Tests.
Результаты тестирования
Монитор оснащен 8-битной (+FRS) IPS-матрицей с разрешением 2560x1440 точек и частотой обновления 180 Гц. Скорее всего, это M270DAN08.D производства AU Optronics, имеющей время реакции на уровне 5 мс (GtG), тогда как обещанные 1 мс инженеры ASUS, возможно, получили благодаря OverDrive. Эта матрица имеет широкие углы обзора 178/178 градусов и яркость на уровне 250 кд/м². Заявленное цветовое покрытие sRGB достигает 130%, а относительно других ASUS никакой информации не приводит, но в характеристиках панели можно найти охват DCI-P3 на уровне 94%, что неплохо для доступного устройства. Показатели Adobe RGB мы получим при тестировании.
Замеры по каждому заводскому профилю занесены в таблицу. В них также указаны настройки, которые предусмотрены для каждого профиля в отдельности.
Название профиля | Racing | Scenery | Cinema | RTS/RPG | FPS | sRGB | MOBA | Night Vision |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яркость, % | 80 | 100 | 90 | 90 | 90 | 28 | 90 | 30 |
Контраст, % | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | – | 80 | 80 |
Насыщенность | – | 50 | 50 | 50 | 50 | – | – | 50 |
Цветовая температура | Warm | User Mode | Cool | User Mode | User Mode | – | User Mode | User Mode |
Компенсация теней | Off | – | – | Level 1 | Level 3 | Off | – | Off |
Яркость белого, кд/м² | 218,9 | 278,4 | 181,9 | 258,2 | 259,2 | 112,8 | 259 | н/д |
Яркость черного, кд/м² | 0,215 | 0,235 | 0,258 | 0,212 | 0,212 | 0,095 | 0,212 | н/д |
Коэффициент контрастности, х:1 | 1051 | 1179 | 762 | 1214 | 1217 | 1187 | 1216 | н/д |
Цветовая температура, К | 6632 | 6589 | 9916 | 6517 | 6544 | 6600 | 6556 | н/д |
Средняя ΔE*00 | 0,32 | 0,58 | 0,44 | 0,76 | 0,55 | 2,78 | 0,5 | н/д |
Максимальная ΔE*00 | 1,08 | 2,6 | 1,64 | 3,25 | 2,49 | 11,93 | 2,85 | н/д |
Охват цветового пространства sRGB, % | 99,9 (148,3) | 99,9 (142,7) | 99,4 (135,6) | 99,9 (142,8) | 99,9 (142,6) | 97,7 (101,2) | 32,4 (44,8) | н/д |
Охват цветового пространства Adobe RGB, % | 85,5 (98,3) | 82,6 (98,3) | 77,9 (93,4) | 82,7 (98,4) | 82,7 (98,3) | 69 (69,7) | 25,7 (30,9) | н/д |
Охват цветового пространства DCI-P3, % | 98,3 (101,1) | 90,1 (96,1) | 93 (96,1) | 97,8 (101,1) | 97,7 (101) | 71,7 (71,7) | 31,8 (31,8) | н/д |
В мониторе предусмотрено восемь разных профилей с заводской настройкой, но так называемого User для пользователей нет, зато каждый из них можно настроить под себя. С самого начала установлен профиль Racing, его лучше и использовать, если требуется более точная цветопередача. С ним пространство DCI-P3 достигло 98,3 процента, что очень неплохо, а вот Adobe RGB оказался лишь на уровне 85,5% — это показатели мониторов пятилетней давности и по современным меркам уже не так и много, но для работы с графикой вполне достаточно. Цветовая температура находится на приятном уровне в 6600К, хотя это уже немного холодновато, а яркость в 215 кд/м² подходит для работы днем в светлом помещении. Все остальные профили имеют либо перенасыщенные цвета, либо дополнительные эффекты в тенях, что для работы совсем не подходит, но для игр — то, что нужно. Cinema оказался очень холодным и смотреть киноленты с ним на любителя. MOBA вообще выдает черно-белую картинку с добавлением зеленого и красного цветов, а вот sRGB, который вроде бы предусмотрен для соответствующего цветового пространства, вообще не следует использовать, потому что, как демонстрирует тестирование, показатели в нем не самые лучшие. Night Vision вообще заливает все зеленым цветом.
Защитное покрытие и кристаллический эффект
Матрица покрыта матовой пленкой, снижающей уровень отражений окружающих объектов. Кристаллический эффект не заметен, так что никакого дискомфорта при работе за монитором не будет.
Максимальная яркость
Показатели яркости и контраста были получены при тестировании профиля Racing после калибровки.
Обещанную яркость в 250 кд/м² с таким профилем увидеть не удалось, но согласно нашим измерениям при определенных настройках монитор демонстрирует яркость на уровне 260–280 кд/м². С другой стороны, даже 200 нит вполне достаточно для работы за экраном в хорошо освещенном помещении.
Коэффициент контрастности немного колебался в пределах от 991:1 до 1064:1, и только при минимальной яркости он поднялся до 1166:1.
Точность цветопередачи
Цветовое покрытие проверялось с профилем Racing.
Показатели полностью соответствуют заявленным, монитор демонстрирует хорошую картинку с температурой чуть более 6500K, но видно, что красный немного занижен относительно других цветов.
Суммарно каких-либо серьезных отклонений нет, средняя DeltaE менее 1, а максимальная даже не доходит до 2. Вопросы есть только к точке белого.
А вот что можно получить от профиля sRGB.
Охват пространства sRGB с ограничением остальных на ожидаемом уровне, но показатели DeltaE выходят за все разумные пределы, это просто фиаско, и зачем его добавили к настройкам непонятно.
Калибровка
Для калибровки использовался профиль Racing. Настройки изменялись следующим образом:
- яркость — 33;
- контрастность — 80;
- красный цвет — 97;
- зеленый цвет — 93;
- голубой цвет — 98.
С такими настройками мы получили хорошие показатели, температура стала фактически 6500K, а референсные линии имеют минимальное отклонение. Подтянулся и красный цвет.
Средняя DeltaE стала меньше и исчезли проблемы с отклонением точки белого. В итоге получили просто идеальный вариант за столь относительно небольшие деньги!
Равномерность подсветки
Но стать идеальным монитору не позволяет равномерность подсветки, что является обычным делом для доступных устройств. Измерение было произведено после калибровки профиля Racing.
Есть снижение яркости по бокам, в реальности это заметно при просмотре светлого фона. Также есть желтоватое пятно справа от центра, которого фактически не видно, если о нем не знать.
Засветы хоть имеются, но они малозаметны. На фотографии с корректировкой экспозиции видно, где именно они присутствуют.
Углы обзора
Заявленные углы обзора составляют 178/178 градусов. При прямом взгляде на монитор каких-либо вопросов к качеству картинки не возникало, но уже под углом было ощущение снижения яркости и контрастности, и изображение в тех местах становилось белесым, что характерно для старых или бюджетных матриц IPS.
Также стоит упомянуть о glow-эффекте, который можно увидеть при определенных углах.
Скорость матрицы
Устройство оснащено быстрой матрицей IPS со временем переключения пикселя в 1 мс (GtG) и частотой обновления 180 Гц, что делает его хорошим вариантом для игр. Такие характеристики должны минимизировать появление шлейфов у движущихся объектов и разрывы картинки в динамических сценах. Наш стандартный набор игр для тестирования видеокарт каких-либо проблем с изображением не обнаружил.
В мониторе имеются несколько режимов разгона матрицы, а также полное выключение OverDrive, но все они фактически никак не влияют на качество изображения, кроме Level 5, с которым появляются шлейфы от объектов во время их движения. Можно использовать режим Level 3, установленный при заводских настройках, и больше ничего не трогать. Эта модель оснащена технологией ELMB, которая позволяет уменьшить размытие и появление артефактов в движении, но она влияет на яркость монитора и не работает с адаптивной синхронизацией. В качестве альтернативы можно использовать ELMB Sync, которая уже функционирует с Adaptive-Sync и не так снижает яркость экрана (на изображении сверху экспозиция без корректировки).
Выводы
Путем проб и ошибок производители выяснили, что проще продать дорогие продукты с хорошей функциональностью геймерам, чем энтузиастам, оверклокерам или профессионалам. Например, материнскую плату с обилием настроек для разгона и хорошим VRM вряд ли приобретут оверклокеры в количестве сотен тысяч штук, а вот с наклейкой Gaming любители компьютерных игр это сделают охотно. Так и с другими компонентами и периферией для ПК. Те же мониторы с качественной матрицей долго будут ожидать своего владельца, даже если их купят все дизайнеры, потому что их не так много, как массовых пользователей. А вот если таким устройствам снизить время реакции матрицы и увеличить частоту ее обновления, то они уже заинтересуют большинство покупателей. Конечно, не все геймеры видят разницу между TN+Film и IPS, но шанс увидеть игровой монитор на столе человека, работающего с графикой, увеличивается, потому что профессиональный сегмент стоит уже совсем других денег. Также не все такие устройства будут разорять семейный бюджет, есть и более доступные продукты.
Монитор ASUS TUF Gaming VG27AQ3A можно назвать именно таким. Это одно из доступных устройств с быстрой матрицей и разрешением Quad HD. Он имеет частоту обновления 180 Гц и поддержку AMD FreeSync Premium с Nvidia G-Sync Compatible, что придаст четкости динамическим сценам и сведет к минимуму разрывы картинки. Если этого недостаточно, можно привлечь технологию ELMB, но при этом снизится яркость экрана. Конечно, присутствуют и чисто игровые функции вроде перекрестия или оптического прицела, причем в нескольких вариантах. В мониторе используется матрица IPS с неплохой цветопередачей, но требовательным пользователям может не понравиться ограниченное, по современным нормам, цветовое пространство Adobe RGB. Кроме того, из-за особенностей экрана не всегда будет удобно работать с контентом темного цвета, но в играх это легко исправить функцией подсветки теней. Также отсутствие возможности изменять высоту монитора некоторым не понравится, но зато имеется функция поворота экрана, что иногда может пригодиться и чего нет у большинства подобных моделей.
В итоге получаем хороший монитор для развлечений не за все деньги мира, который подойдет для неприхотливых пользователей, а для работы с графическим контентом лучше посмотреть в сторону старших моделей.