Игровые мониторы уже давно перестали быть чем-то экзотическим и пользователи все чаще выбирают их не только для развлечений, но и для работы. Такая популярность обусловлена их характеристиками, как то высокая частота обновления экрана или широкое цветовое покрытие по привлекательной цене. Первое позволяет с комфортом проводить время за монитором, а второе — пригодится для работы с графикой или видеоконтентом. Конечно, не следует ожидать от более доступных продуктов непревзойденных характеристик, ведь даже более дорогие модели имеют некоторые проблемы вроде неравномерной подсветки или наличия glow-эффекта. Но игровая функциональность у них находится на высоком уровне, как и, например, у ASUS TUF Gaming VG27AQ3A.
ASUS TUF Gaming VG27AQ3A
Эта модель выполнена на 27-дюймовой IPS-матрице с разрешением 2560x1440 точек и относится к быстрым мониторам с частотой обновления 180 Гц — устройств с такими характеристиками у нас на тестировании еще не было. Конечно, такая частота будет доступна при использовании интерфейса DisplayPort, тогда как HDMI имеет ограничение в 144 Гц. Также производитель обещает время реакции матрицы на уровне 1 мс (GtG), что делает TUF Gaming VG27AQ3A пригодным для игры в разные жанры, включая FPS. Здесь следует добавить о поддержке технологий синхронизации AMD FreeSync Premium Pro и Nvidia G-Sync Compatible, благодаря которым можно будет избавиться от разрывов картинки, тогда как ASUS Extreme Low Motion Blur Sync добавит еще плавности воспроизведению изображения. Но не только игровыми особенностями может похвастаться этот монитор — он также поддерживает цветовой охват sRGB на уровне 130% и технологию HDR10, что неплохо для устройства такого уровня и на нем можно будет работать с графическим контентом.
Производитель | ASUS |
---|---|
Модель | TUF Gaming VG27AQ3A |
Диагональ | 27″ |
Соотношение сторон | 16:9 |
Радиус закругления экрана | – |
Разрешение экрана | 2560x1440 (QHD) |
Тип матрицы | IPS |
Размер пикселя, мм | 0,233 |
Покрытие матрицы | Матовое |
Тип подсветки | LED |
Время реакции матрицы, мс | 1 (GTG) |
Частота обновления, Гц | 180 |
Максимальная яркость, кд/м² | 250 |
Статическая контрастность | 1000:1 |
Поддержка HDR | HDR10 |
Количество отображаемых цветов, млн | 16,7 (8bit+FRC) |
Охват цветового пространства sRGB / Adobe RGB / DCI-P3, % | 130 / ? / ? |
Максимальные углы обзора (вертикальные/горизонтальные) | 178 / 178 |
Видеовходы | 1x DisplayPort 1.4 (2560x1440@180Гц), 2x HDMI 2.0 (2560x1440@144Гц) |
Дополнительные разъемы | 1х 3,5-мм выход на наушники |
USB-хаб | – |
Возможность регулировки экрана | Угол наклона –5°/+20°, поворот –20°/+20° |
Крепление VESA, мм | 100 x 100 |
Энергопотребление | 35 (0,5 Вт в режиме ожидания) |
Размеры (с учетом подставки), мм | 615 x 455 x 214 |
Масса (с учетом подставки), кг | 4,6 |
Дополнительно | Поддержка AMD FreeSync Premium, Nvidia G-Sync Compatible, VESA AdaptiveSync, разъем замка Kensington |
Средняя стоимость, грн | 9999 |
Комплект поставки
Монитор поставляется в коробке средних, как для такой диагонали, размеров с фирменным черно-серым оформлением, на гранях которой изображено устройство и указаны его характеристики.
В комплекте поставки присутствует только необходимая документация, ножка, кабель DisplayPort, внешний блок питания и сетевой кабель к нему.
Блок питания небольшой с широким диапазоном входного напряжения и мощностью 65 Вт (19 В, 3,42 А). Разъем сетевого кабеля IEC C5, он же «Микки Маус», который знаком по ноутбукам, так что подключить к массовым ИБП напрямую без переходника не получится.
Внешний вид
Монитор TUF Gaming VG27AQ3A выполнен в современном дизайне без рамок, то есть лаконичен без выразительных деталей. Конечно, рамки имеются, но они слишком тонкие, чтобы их как-то замечать. Вот только снизу, на удивление, есть еще какая-то толстая накладка, хотя уже встречаются модели от других производителей и без нее.
Толщина рамок составляет около 8 мм по бокам и 7 мм наверху, что даже тоньше, чем у некоторых конкурентов.
Снизу есть пластиковая накладка, которая немного выступает над матрицей и имеет ширину почти 11 мм. Она не прямая, а имеет два диагональных скоса и логотип ASUS в центре.
Задняя крышка, как того требует игровое устройство, выглядит уже более агрессивно, но сейчас тенденция такова, что вся эта агрессивность сводится к спокойным декоративным узорам. Модная RGB-подсветка отсутствует — это уже прерогатива более дорогих моделей.
Корпус нетолстый, сверху есть что-то вроде решетки, но это просто декоративный элемент без отверстий — блок питания внешний, поэтому нагреваться внутри нечему. Хотя, во время тестирования, когда постоянно приходилось использовать органы управления монитором, задняя крышка на ощупь была довольно теплая.
Индикатор работы устройства светится оранжевым цветом в режиме ожидания и белым во время работы. Он немного выступает над рамкой и его почти не заметно, поэтому отвлекать он не будет.
Управлять устройством не сложно благодаря четырем большим трапециевидным кнопкам и пятипозиционному джойстику, расположенным с правой стороны.
С противоположной стороны расположено отверстие для замка Kensington.
Внешние порты находятся в нише над креплением подставки, слева от нее. Там есть 3,5-мм выход на наушники, один разъем DisplayPort 1.4 и два HDMI 2.0.
С правой стороны можно найти сервисный порт USB, предназначенный для обновления устройства, и разъем блока питания.
Подставка здесь достаточно интересная. Она не имеет функции изменения высоты подъема монитора, он всегда находится в 8 см от стола, но может поворачиваться вокруг своей оси.
Ножка к монитору крепится благодаря четырем винтам и имеет большое отверстие в стойке для протягивания кабелей.
Из-за конструктивной особенности она имеет сложный механизм и крепится к подставке двумя винтами.
Ножка тяжелая и крепкая, монитор с ней не шатается как холодец, и может вращаться на –20/+20 градусов вокруг своей оси. Это очень полезно, когда нужно изменить свое положение перед экраном и не нужно его крутить вместе с подставкой, что иногда сделать затруднительно.
Помимо подставки, монитор можно закрепить на кронштейне с поддержкой VESA100, достаточно вытащить резиновые заглушки на задней крышке.
Дополнительно к повороту экран может наклоняться на угол –5/+20 градусов.
Меню управления
Монитор имеет меню, которое можно вызвать с помощью пятипозиционного джойстика, расположенного справа на задней части устройства, достаточно его задействовать. Дизайн меню изменился относительно предыдущих моделей, хотя его структура осталась той же. Сверху мы видим название устройства, его разрешение и текущую частоту обновления, профиль монитора, порт подключения к видеокарте и функционирование технологии HDR. Слева от окна расположены разделы меню, первый из которых — Gaming. В нем находятся настройки разгона матрицы, управления адаптивной синхронизацией и ELMB.
Также там есть раздел с игровыми функциями вроде индикатора fps, перекрестия, снайперского прицела, таймера и т.д.
Выбор профиля отображения и компенсации теней также находится в разделе Gaming.
В следующем Image сосредоточены настройки яркости, контрастности, технологии HDR, ASCR и фильтра синего света.
Color отвечает за цветовую температуру и насыщенность, настройка которой отключается с некоторыми профилями.
Далее, в Input Select можно выбрать источник сигнала или оставить его автоопределение.
MyFavorite позволяет назначить избранные пункты меню для быстрого вызова.
И последний раздел — System Setup. Здесь можно выбрать язык, настроить громкость динамиков или совсем выключить звук, настроить индикатор работы устройства, заблокировать кнопки, выбрать режим энергосбережения, настроить меню, включая его прозрачность, положение и время. Можно также выбрать режим работы DisplayPort, просмотреть информацию об устройстве или сбросить все настройки.
Программное обеспечение
Для своего устройства компания ASUS предлагает загрузить драйвер с цветовым профилем и приложение DisplayWidget Center. Он имеет три варианта оформления и позволяет настроить параметры экрана из-под Windows. Конечно, обратной связи между монитором и ПК нет, поэтому программа не знает, какие настройки были выбраны в меню и все необходимые параметры придется устанавливать самостоятельно.
Методика тестирования
Тестирование и калибровка монитора производились с помощью прибора Datacolor SpyderX Pro. Монитор подключался к видеокарте ASUS ROG-STRIX-RTX4080S-O16G-GAMING собственным кабелем Display Port и работал с частотой обновления в 180 Гц. Тесты проводились в операционной системе Windows 11. Перед началом проверки монитор был сброшен на фабричные настройки. Используемые приложения: Argyll CMS 2.3.1, DisplayCAL 3.8.9.3, HCFR Colorimeter 3.5.2, UFO Motion Tests.
Результаты тестирования
Монитор оснащен 8-битной (+FRS) IPS-матрицей с разрешением 2560x1440 точек и частотой обновления 180 Гц. Скорее всего, это M270DAN08.D производства AU Optronics, имеющей время реакции на уровне 5 мс (GtG), тогда как обещанные 1 мс инженеры ASUS, возможно, получили благодаря OverDrive. Эта матрица имеет широкие углы обзора 178/178 градусов и яркость на уровне 250 кд/м². Заявленное цветовое покрытие sRGB достигает 130%, а относительно других ASUS никакой информации не приводит, но в характеристиках панели можно найти охват DCI-P3 на уровне 94%, что неплохо для доступного устройства. Показатели Adobe RGB мы получим при тестировании.
Замеры по каждому заводскому профилю занесены в таблицу. В них также указаны настройки, которые предусмотрены для каждого профиля в отдельности.
Название профиля | Racing | Scenery | Cinema | RTS/RPG | FPS | sRGB | MOBA | Night Vision |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Яркость, % | 80 | 100 | 90 | 90 | 90 | 28 | 90 | 30 |
Контраст, % | 80 | 80 | 80 | 80 | 80 | – | 80 | 80 |
Насыщенность | – | 50 | 50 | 50 | 50 | – | – | 50 |
Цветовая температура | Warm | User Mode | Cool | User Mode | User Mode | – | User Mode | User Mode |
Компенсация теней | Off | – | – | Level 1 | Level 3 | Off | – | Off |
Яркость белого, кд/м² | 218,9 | 278,4 | 181,9 | 258,2 | 259,2 | 112,8 | 259 | н/д |
Яркость черного, кд/м² | 0,215 | 0,235 | 0,258 | 0,212 | 0,212 | 0,095 | 0,212 | н/д |
Коэффициент контрастности, х:1 | 1051 | 1179 | 762 | 1214 | 1217 | 1187 | 1216 | н/д |
Цветовая температура, К | 6632 | 6589 | 9916 | 6517 | 6544 | 6600 | 6556 | н/д |
Средняя ΔE*00 | 0,32 | 0,58 | 0,44 | 0,76 | 0,55 | 2,78 | 0,5 | н/д |
Максимальная ΔE*00 | 1,08 | 2,6 | 1,64 | 3,25 | 2,49 | 11,93 | 2,85 | н/д |
Охват цветового пространства sRGB, % | 99,9 (148,3) | 99,9 (142,7) | 99,4 (135,6) | 99,9 (142,8) | 99,9 (142,6) | 97,7 (101,2) | 32,4 (44,8) | н/д |
Охват цветового пространства Adobe RGB, % | 85,5 (98,3) | 82,6 (98,3) | 77,9 (93,4) | 82,7 (98,4) | 82,7 (98,3) | 69 (69,7) | 25,7 (30,9) | н/д |
Охват цветового пространства DCI-P3, % | 98,3 (101,1) | 90,1 (96,1) | 93 (96,1) | 97,8 (101,1) | 97,7 (101) | 71,7 (71,7) | 31,8 (31,8) | н/д |
В мониторе предусмотрено восемь разных профилей с заводской настройкой, но так называемого User для пользователей нет, зато каждый из них можно настроить под себя. С самого начала установлен профиль Racing, его лучше и использовать, если требуется более точная цветопередача. С ним пространство DCI-P3 достигло 98,3 процента, что очень неплохо, а вот Adobe RGB оказался лишь на уровне 85,5% — это показатели мониторов пятилетней давности и по современным меркам уже не так и много, но для работы с графикой вполне достаточно. Цветовая температура находится на приятном уровне в 6600К, хотя это уже немного холодновато, а яркость в 215 кд/м² подходит для работы днем в светлом помещении. Все остальные профили имеют либо перенасыщенные цвета, либо дополнительные эффекты в тенях, что для работы совсем не подходит, но для игр — то, что нужно. Cinema оказался очень холодным и смотреть киноленты с ним на любителя. MOBA вообще выдает черно-белую картинку с добавлением зеленого и красного цветов, а вот sRGB, который вроде бы предусмотрен для соответствующего цветового пространства, вообще не следует использовать, потому что, как демонстрирует тестирование, показатели в нем не самые лучшие. Night Vision вообще заливает все зеленым цветом.
Защитное покрытие и кристаллический эффект
Матрица покрыта матовой пленкой, снижающей уровень отражений окружающих объектов. Кристаллический эффект не заметен, так что никакого дискомфорта при работе за монитором не будет.
Максимальная яркость
Показатели яркости и контраста были получены при тестировании профиля Racing после калибровки.
Обещанную яркость в 250 кд/м² с таким профилем увидеть не удалось, но согласно нашим измерениям при определенных настройках монитор демонстрирует яркость на уровне 260–280 кд/м². С другой стороны, даже 200 нит вполне достаточно для работы за экраном в хорошо освещенном помещении.
Коэффициент контрастности немного колебался в пределах от 991:1 до 1064:1, и только при минимальной яркости он поднялся до 1166:1.
Точность цветопередачи
Цветовое покрытие проверялось с профилем Racing.
Показатели полностью соответствуют заявленным, монитор демонстрирует хорошую картинку с температурой чуть более 6500K, но видно, что красный немного занижен относительно других цветов.
Суммарно каких-либо серьезных отклонений нет, средняя DeltaE менее 1, а максимальная даже не доходит до 2. Вопросы есть только к точке белого.
А вот что можно получить от профиля sRGB.
Охват пространства sRGB с ограничением остальных на ожидаемом уровне, но показатели DeltaE выходят за все разумные пределы, это просто фиаско, и зачем его добавили к настройкам непонятно.
Калибровка
Для калибровки использовался профиль Racing. Настройки изменялись следующим образом:
- яркость — 33;
- контрастность — 80;
- красный цвет — 97;
- зеленый цвет — 93;
- голубой цвет — 98.
С такими настройками мы получили хорошие показатели, температура стала фактически 6500K, а референсные линии имеют минимальное отклонение. Подтянулся и красный цвет.
Средняя DeltaE стала меньше и исчезли проблемы с отклонением точки белого. В итоге получили просто идеальный вариант за столь относительно небольшие деньги!
Равномерность подсветки
Но стать идеальным монитору не позволяет равномерность подсветки, что является обычным делом для доступных устройств. Измерение было произведено после калибровки профиля Racing.
Есть снижение яркости по бокам, в реальности это заметно при просмотре светлого фона. Также есть желтоватое пятно справа от центра, которого фактически не видно, если о нем не знать.
Засветы хоть имеются, но они малозаметны. На фотографии с корректировкой экспозиции видно, где именно они присутствуют.
Углы обзора
Заявленные углы обзора составляют 178/178 градусов. При прямом взгляде на монитор каких-либо вопросов к качеству картинки не возникало, но уже под углом было ощущение снижения яркости и контрастности, и изображение в тех местах становилось белесым, что характерно для старых или бюджетных матриц IPS.
Также стоит упомянуть о glow-эффекте, который можно увидеть при определенных углах.
Скорость матрицы
Устройство оснащено быстрой матрицей IPS со временем переключения пикселя в 1 мс (GtG) и частотой обновления 180 Гц, что делает его хорошим вариантом для игр. Такие характеристики должны минимизировать появление шлейфов у движущихся объектов и разрывы картинки в динамических сценах. Наш стандартный набор игр для тестирования видеокарт каких-либо проблем с изображением не обнаружил.
В мониторе имеются несколько режимов разгона матрицы, а также полное выключение OverDrive, но все они фактически никак не влияют на качество изображения, кроме Level 5, с которым появляются шлейфы от объектов во время их движения. Можно использовать режим Level 3, установленный при заводских настройках, и больше ничего не трогать. Эта модель оснащена технологией ELMB, которая позволяет уменьшить размытие и появление артефактов в движении, но она влияет на яркость монитора и не работает с адаптивной синхронизацией. В качестве альтернативы можно использовать ELMB Sync, которая уже функционирует с Adaptive-Sync и не так снижает яркость экрана (на изображении сверху экспозиция без корректировки).
Выводы
Путем проб и ошибок производители выяснили, что проще продать дорогие продукты с хорошей функциональностью геймерам, чем энтузиастам, оверклокерам или профессионалам. Например, материнскую плату с обилием настроек для разгона и хорошим VRM вряд ли приобретут оверклокеры в количестве сотен тысяч штук, а вот с наклейкой Gaming любители компьютерных игр это сделают охотно. Так и с другими компонентами и периферией для ПК. Те же мониторы с качественной матрицей долго будут ожидать своего владельца, даже если их купят все дизайнеры, потому что их не так много, как массовых пользователей. А вот если таким устройствам снизить время реакции матрицы и увеличить частоту ее обновления, то они уже заинтересуют большинство покупателей. Конечно, не все геймеры видят разницу между TN+Film и IPS, но шанс увидеть игровой монитор на столе человека, работающего с графикой, увеличивается, потому что профессиональный сегмент стоит уже совсем других денег. Также не все такие устройства будут разорять семейный бюджет, есть и более доступные продукты.
Монитор ASUS TUF Gaming VG27AQ3A можно назвать именно таким. Это одно из доступных устройств с быстрой матрицей и разрешением Quad HD. Он имеет частоту обновления 180 Гц и поддержку AMD FreeSync Premium с Nvidia G-Sync Compatible, что придаст четкости динамическим сценам и сведет к минимуму разрывы картинки. Если этого недостаточно, можно привлечь технологию ELMB, но при этом снизится яркость экрана. Конечно, присутствуют и чисто игровые функции вроде перекрестия или оптического прицела, причем в нескольких вариантах. В мониторе используется матрица IPS с неплохой цветопередачей, но требовательным пользователям может не понравиться ограниченное, по современным нормам, цветовое пространство Adobe RGB. Кроме того, из-за особенностей экрана не всегда будет удобно работать с контентом темного цвета, но в играх это легко исправить функцией подсветки теней. Также отсутствие возможности изменять высоту монитора некоторым не понравится, но зато имеется функция поворота экрана, что иногда может пригодиться и чего нет у большинства подобных моделей.
В итоге получаем хороший монитор для развлечений не за все деньги мира, который подойдет для неприхотливых пользователей, а для работы с графическим контентом лучше посмотреть в сторону старших моделей.